Файл: Развитие детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На формирующем этапе нами была разработана серия занятий, способствующая повышению уровня развития изобразительного творчества детей. Разработанный цикл занятий был апробирован в экспериментальной группе детского сада с апреля по декабрь 2015года.

Цикл занятий был направлен на решение следующих задач:

- развитие эстетического восприятия и художественного вкуса;

- формирование художественно-творческих способностей и творчества ребенка;

- развитие у дошкольников воображения, умения видеть необычное в обычных предметах;

- закреплять умение свободно реализовать творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.

Для реализации выдвинутых задач нами были определены основные педагогические условия, способствующие повышению уровня развития изобразительного творчества. Это такие как создание эмоционально-положительного фона на занятии, интересная тематика, располагающий тон воспитателя, краткая игровая мотивация, включение в занятие музыки и художественного слова, использование нетрадиционной техники рисования, показ иллюстраций, сотворчество воспитателя и детей.

Все занятия включали в себя различные методы создания эмоционально-положительного фона, что обеспечивало повышение эмоциональных проявлений детей. Строились по схожей схеме: краткая интересная мотивация; объяснение задания и способов действия; помощь, советы, рекомендации в процессе самостоятельной деятельности детей; рассматривание или обыгрывание детских работ в конце занятия, положительная оценка деятельности детей.

Тематика занятий подбиралась согласно следующим критериям: тема должна быть интересна детям, понятна, опираться на их жизненный опыт. В ходе констатирующего этапа было выявлено, что детям интересна тема природы. Поэтому нами были составлены следующие занятия: «Весенние цветы», «Радуга», «Волшебные цветы», «Космос», «Ежик», «Укрась платочек», «Мои любимые рыбки», «Мухоморы», «Осеннее дерево», «Черепахи на прогулке», «Деревья в снегу», «Я лепил снеговика», «Снегири», «Новогодняя елка», «Заюшкина избушка». Занятия подбирались из различных пособий по рисованию, а также предложенные Т.С. Комаровой. Учитывая выдвинутые нами условия, все занятия были частично изменены и дополнены.

На каждом занятии было учтено, что тон воспитателя оказывает влияние на успешность деятельности детей, ее процесс и результат. Так как с помощью своего тона воспитатель создает эмоционально-положительную атмосферу, показывает свой интерес к работе,
передает его детям, то при проведении занятий тону воспитателя нами уделялось большое внимание.

Для нацеливания ребенка на деятельность была использована игровая мотивация (например, на занятии «Весенние цветы» в гости пришла Весна, что произвело большое впечатление на детей: они слушали ее очень внимательно, в их глазах читался неподдельный интерес и восторг; Полина У. сказала: «Весна и по правде такая красивая!»), способствующая активизации детей, появлению у них интереса к занятию, желания работать.

Поочередно использовалось художественное слово и музыка. Так, на занятии «Снегири», во время самостоятельной деятельности была включена запись с пением птиц (детям это очень понравилось: «Мой снегирь также поет как они»). А на занятии «Весенние цветы» - Вальс цветов П. И. Чайковского. Дети часто покачивали головой в такт музыки, в ритм потопывали ногой.

Нетрадиционная техника применялась на таких занятиях как «Новогодняя елка» (рисование ватными палочками), «Волшебные цветы» (сочетание акварели и восковых мелков), «Радуга» и «Весенние цветы» (рисование по «сырому»). У детей возникали вопросы типа: «Разве можно рисовать палочками?», «Зачем вы мочите бумагу?». Они активно обсуждали работы, обменивались между собой впечатлениями: «Смотри как у меня!» «Правда красиво!», на их лице появлялась улыбка. В процессе рассматривания своих работ дети охотно рассказывали о том, что они нарисовали («А это у меня солнышко», «По земле ползет жук только его не видно, он спрятался»).

Занятие «Космос» проводилось в технике коллажа. Сначала детям предлагалось тонировать лист бумаги (формат А4), а затем, разукрасив восковыми мелками, наклеить ракету на лист. Звезды и кометы вырезывались и наклеивались детьми на последующем занятии. Эта техника и тема занятия очень понравились детям. Ребята с удовольствием выполняли работу, при этом глаза их сияли на лице была улыбка, произносились такие возгласы, как «Ух ты!», «Ах», «Да -а -а!».

На занятиях мы использовали наглядность и метод сотворчества. Общими усилиями с ребенком мы добивались высокого уровня работы. У детей возникали положительные эмоции не только в процессе рисования, но и при получении неожиданного для них результата. Работы получились у всех детей яркими, красочными, содержательными и выразительными. Сотворчество использовалось на всех занятиях, различным был уровень его проявления. Так на занятии «Рыбки в аквариуме» нами было подготовлено: аквариум, с нарисованными водорослями и камешками на обойной бумаге; разнообразные силуэты рыб и морских коньков. Дети разукрашивали рыбок и «пускали плавать» в аквариум Материал для разукрашивания (размывающиеся водой карандаши) способствовал дополнительному проявлению положительных эмоций - это восторженные взгляды, удивление и вопросы «А как это получилось?», «Я тоже хочу попробовать!».



На другом занятии «Волшебные цветы» сотворчество проявлялось в том, что мы подготовили листы бумаги с наклеенными силуэтами ваз, а дети дорисовывали цветы и тонировали лист. Работы получились очень красочными и необычными, что заметили и сами дети, несомненно, получив удовлетворение от результата своей деятельности.

Наглядность использовались на каждом занятии. Во время объяснения задания детям демонстрировались иллюстрации изображаемых предметов и явлений (на занятии «Весенние цветы» - изображения весенних цветов и т. д.).

Примечательно то, что дети на занятиях были очень активными, чувствовали себя раскованно, комфортно и свободно. Это оказывает положительное влияние на уровень работы ребенка, делает ее более содержательной и выразительной. В конце каждого занятия у детей возникало желание рассказать о своей работе: «Посмотрите, моя радуга такая большая!», «Вот как у меня нарисовано».

Таким образом, в ходе формирующего этапа экспериментальной работы мы пришли к выводу, что в процессе проведения занятий по рисованию через создание таких условий, как создание атмосферы творчества, учет индивидуальных особенностей ребенка, согласованная совместная работа педагогов, комплексное и системное использование методов и приемов обучения (игры, поэтических произведений и произведений изобразительного искусства, музыки и т.п.), меняется динамика развития детского изобразительного творчества. Дети стали активнее проявлять свои эмоции в созданной доверительной обстановке; с нетерпением ждали занятий по рисованию; с удовольствием занимались, больше проявлять самостоятельность, индивидуальность. Кроме того, постепенно в рисунках детей стало появляться большее количество деталей, используемых красок и цветов, ярче и выразительнее становились художественные образы проявляться.

Анализ эффективности и целесообразности внедрения цикла занятий направленный на развитие детского изобразительного творчества представлен в следующем разделе дипломной работы.

2.3. Анализ опытной работы



Для выявления эффективности формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный этап. Его цель состояла в выявлении эффективности цикла занятий, направленного на развитие детского изобразительного творчества.

ЗАДАЧИ ДАННОГО ЭТАПА:

1. Охарактеризовать изменения в творческих проявлениях детей.

2. Сравнить особенности выбора детьми содержания творческих рисунков на констатирующих и контрольных этапах при создании условий развития детского изобразительного творчества.

3. Проследить динамику изменений, произошедших в проявлении
оригинальности в детских рисунках.

Контрольный этап эксперимента строился по аналогии с констатирующим. Он включал в себя такие методы исследования, как тестовое задание «Нарисуй, что-нибудь необычное», индивидуальные беседы с детьми об их рисунках, наблюдение процесса рисования и его анализ, анализ детских рисунков, тестовое задание « Шесть кругов», анкетирование родителей.

Для выявления уровня овладения изобразительной деятельностью и изменения в развития творчества были взяты показатели и критерии, разработанные Т.С. Комаровой, которые были использованы в констатирующем эксперименте.

Для диагностики мы взяли группу критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определять уровни овладения рисованием детей в экспериментальной группе после серии занятий по овладению нетрадиционными художественными техниками. Мы сделали сводную таблицу и представили в ней все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю. Таким образом, определили количество детей, имеющих высокий, средний и низкий уровень развития изобразительной деятельности дошкольников.

Результаты диагностики представлены в таблице № 3

Таблица № 3

Анализ уровня развития изобразительной деятельности дошкольников в экспериментальной группе




Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Констатирующий этап

2 чел.

5 чел.

3 чел.

Контрольный этап

5 чел.

4 чел.

1 чел.



Итак, из анализа уровня развития изобразительной деятельности видно, что увеличилось количество детей, имеющих высокий и средний уровни, а количество детей, имеющий низкий уровень, уменьшилось человек. Дети стали более точно передавать форму и строение предметов, передавать композицию по всей плоскости листа. Проявилось творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с ним, дети стали использовать в рисунках большое количество цветов и оттенков. Цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого. Возросло эмоциональное отношение к рисованию, дети с радостью и увлечением приступают к заданию педагога, стараются выполнить задание самостоятельно, увеличилось количество оригинальных изображений.

Для более полного представления о творчестве детей необходимо сравнить уровень нестандартности творческого мышления в экспериментальной группе на констатирующем и итоговом этапе.

Для этого за основу была взята диагностика Т.С. Комаровой «Шесть кругов». Выполнение этого диагностического задания оценивалось по критериям «продуктивность», «оригинальность», количество индивидуальных изображений.

Обработка и анализ полученных результатов в экспериментальной группе позволили сделать вывод о том, что процент продуктивности значительно повысился и составил-90%. 5 детей заполнили все кружочки, 4 ребёнка оставили незаполненными 1-2 кружочка. Дошкольники с удовольствием включились в деятельность, задание вызвало у детей эмоциональный отклик, они свободно экспериментировали с цветом, рисунки были яркими, эмоциональными. Дети старались наделять предмет оригинальным образным содержанием, например, мордочки зверюшек (заяц, мишка, поросенок, мышонок, котенок, щенок), цветок (цветик-семицветик, подсолнух, ромашка, одуванчик, сказочный), яблоко (желтое, красное, зеленое). Таким образом, процент оригинальности вырос на 31%. Также увеличилось количество созданных детьми индивидуальных изображений и составило - 10%. Тестирование осуществлялось индивидуально, поэтому возможность копирования была исключена. Каждый образ, созданный ребенком, можно считать оригинальным (даже если он повторяется в рисунках других детей).

Таким образом, исходя из задач экспериментальной работы, на основе изучения философской, психологической, педагогической и искусствоведческой литературы и, опираясь на составленные