Файл: Развитие детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В особую группу выделяются технические умения и навыки. Они входят в изобразительные умения.

Постепенно изобразительные действия становятся более точными, уверенными и смелыми, самостоятельными, творческими, разнообразными, обобщенными.

Художественно - творческая деятельность включает в себя действия контроля и оценки. Действия контроля и оценки формируются у детей при условии осознания ими, что работа предназначена для других. В основе действия контроля важно умение ребенка оценивать создаваемый образ в процессе исполнения при окончании в соответствии с замыслом. Одним из самых высоких уровней развития действия контроля и оценки является проявление способности чувствовать своеобразие, неповторимость, оригинальность образов.

Также следует выделить факторы, определяющие своеобразие детского художественного творчества. Основополагающим фактором является развитие познавательных и творческих способностей ребенка.

Кроме того, к факторам, определяющим своеобразие детского художественного творчества относят следующие:

1. Половые особенности;

2. Культурная среда;

3. Место и условия проживания ребенка;

4. Личностно-психологические качества, темперамент ребенка.

5. Способности ребенка к изобразительной деятельности.

Такие исследователи как Левин Л.С. выделяют следующие факторы, влияющие на своеобразие детского рисунка:

- Приоритетность психических процессов у ребенка (фантазия, воображение, память, восприятие).

- Стилевые предпочтения.

- Содержательные предпочтения.

- Склонность к определенному виду искусства.

Формирование замысла у детей дошкольного возраста связано с проявлением интереса, любознательности к содержанию рисунка, лепки, аппликации. В этот период происходит развитие сюжета, который чаще всего обусловлен игровыми ситуациями, в связи, с чем методы педагогического руководства процессом изобразительной деятельности носят в основном игровой характер. В силу этой специфики создаются наиболее благоприятные условия для установления взаимосвязей между видами изобразительной деятельности. Материалы исследования показали, что при сочетании рисования и аппликации создаются условия для передачи наиболее выразительных черт персонажа. Дети воспринимают его как близкий им образ, относятся к нему эмоционально. Они могут выбрать материал, которым хотели бы передать данный персонаж: карандаши, краски, глину, пластилин, цветную бумагу. При сочетании занятий разного типа дети постепенно приобретают этот опыт.


1.3. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества в теории и практике дошкольного образования



Проблемой создания условий развития детского изобразительного творчества детей дошкольного возраста занимались многие отечественные педагоги, психологи и исследователи. Такие как Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, Б.М. Теплов и многие другие.

Григорьева Г.Г. в своей работе наиболее полно раскрыла условия развития изобразительного творчества в дошкольном возрасте. Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе искусству) и во всех видах деятельности. Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности. Дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребенком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребенок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. В настоящее время речь идет о создании педагогики творчества, разработке специальных развивающих заданий. Безусловно, должны быть специальные системы игр, заданий, развивающих творчество. Но в данном случае имеется в виду повседневная жизнь детей (2).

Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

Другое важнейшее условие проявления творчества в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста - организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основной для возникновения замыслов и будет материалом, необходимымдля работы воображения.


Этот опыт создаётся всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдение, знания, игры, посещение театра, общения и т.п.) и служит основной для игр, творческих рассказов, рисунков. Впоследствии впечатления, полученные детьми, служат и источником тем специальных занятий по изобразительной деятельности.

В последние годы в ряде дошкольных учреждений занятия по изобразительной деятельности проводят специалисты. Григорьева Г.Г. отмечает, что такое «разделение труда» между разными специалистами мешает целостному видению ребёнка, пониманию его в сложных и взаимосвязанных проявлениях когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности. Фрагментарность влияния и анализы проявления ребенка мешают воспитанию целостной личности во взаимосвязи знаний, чувств и поступков. Прибегая к услугам специалистов, необходимо обеспечить их согласованную работу с другими педагогами и родителями. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно целостное влияние и воспитание личности, полноценное психическое развитие дошкольника(2).

Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важнейших условий развития детского творчества.

Основание художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

Другим условием развития детского творчества является обучениекак организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее). То есть в сферу обучения входят, и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать свое восприятие в художественной форме, потребность в творчестве и стремление выполнить работу для других людей. Обучение изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Такая постановка вопроса изначально обусловлена спецификой деятельности, ее художественно-творческим характером. Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественной деятельности у людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью (об этом неоднократно писали В.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Л.А. Раева, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.) Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, в необходимости выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Ребенок осваивает не просто изобразительные, а изобразительно-выразительные средства.


Важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания были восприняты ребенком. Григорьева Г.Г. считает, что мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, - важное условие творческой активности ребенка на занятии (3).

О важности и трудности обеспечения эффективной мотивации говорил Б.М. Теплов. Применительно к деятельности, организованной педагогом, он писал: «Возникает большая педагогическая проблема- нахождение таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное, действенное желание «сочинять» (28).

Б.М. Теплов особое внимание обращал на искренность как главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве. «Без нее все другие достоинства теряют значение...» (28). При таком состоянии ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, смело, комфортно. Это возможно, если на занятии царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах.

Еще одно условие развития творческих возможностей детей, выделяемых Григорьевой Г.Г., - это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность (3). Игровые моменты усиливают творческое состояние детей. Безусловно, атмосфера творчества создается, и другими видами искусства, которые не отвлекают ребенка от главного - изобразительной деятельности, а создают эмоциональный фон этой деятельности: вовремя сказанное четверостишие, пословица, поговорка, спетая песенка, включенная музыка создают настроение, «оживляют» образ.

Б.М. Теплов отмечал, что единственного приема стимуляции детского творчества не может быть, тем более что творчество индивидуально. В связи с этим он говорил о необходимости индивидуального подхода к детям (28).

Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития творчества в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.