Файл: Развитие детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте Содержание.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Существует мнение о возможности прямого формирования творческих способностей. Эта задача учеными решается по-разному. Широкое распространение получила в последние годы методика, прямо направленная на формирование способов творческого мышления путем поиска и разрешения противоречий, освоение своеобразных способов решения новых задач (ТРИЗ - теория решения изобретательных задач Г.С. Альтшуллера, элементы которой применил М.М. Шустерман). Существует мнение, что творческие способности путем прямого обучения нельзя формировать. Не вникая в существо разногласий, скажем, что как и любые человеческие способности формируются прижизненно, в условиях общения людей. Поэтому воспроизводство их в новом поколении без прямого воздействия на детей взрослыми, а значит без обучения невозможно. Нельзя при этом обучение понимать как прямой диктат, тренаж. К тому же интеллектуальное творчество (креативность) не исчерпывает понятие «творчество». Поэтому конкретные пути целенаправленного формирования творческих способностей различны. Один из путей предложил еще Л.Н. Толстой, занимаясь со своими учениками в Яснополянской школе. Восхищаясь талантами детей, он предложил путь развития их творческих способностей: сначала демонстрация образца творческой деятельности (процесс творения на глазах у детей); совместное творчество взрослого и ребят; творчество детей с минимальной помощью взрослого; самостоятельное творчество детей.
Евсикова Т.В. выделяет следующие педагогические условия творческой изобразительной деятельности дошкольников:
1.Наличие знаний, умений, навыков по изобразительной деятельности.
2.Развитие изобразительных способностей (для традиционных видов изобразительной деятельности).
3.Развитие продуктивного воображения и образного мышления (Л.С.Выготский).
4.Наличие разнообразных традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов.
5. Предварительная работа, включающая разнообразные наблюдения, получение впечатлений.
6. Эмоциональная стимуляция творческой активности ребенка.
7. Игровая стимуляция творческой деятельности.
8. Использование художественного слова, музыки.
9. Приобщение к выдающимся произведениям мировой культуры.
10. Предварительный многовариативный показ. Например, разнообразие цветовых решений.
В природе цвет не постоянен и зависит от освещения и воздуха. К воздуху примешаны пары влаги, пыль, дым. Все это изменяет окраску предметов. Поэтому лес бывает то зеленым, то голубым; утром - оранжевым, на закате - багровым. Человеческому глазу доступны сорок тысяч оттенков цвета.
Также к педагогическим условиям Евсикова Т.В. предлагает отнести бережное отношение к изобразительным материалам, относительная их недоступность (4). Иллюстратор детских книг В.М. Конашевич писал, что бумагу, кисти, карандаши нужно хранить как драгоценности.
Метелева Е.Г. говорит о том, что для качественного развития творческой деятельности детей необходимо создание определенных условий, а именно:
1.Оснащенный кабинет.
2.Создание атмосферы доброжелательного делового общения со сверстниками и взрослыми.
3.Высокий профессионализм педагогов.
4.Методическое обеспечение и адаптация образовательных программ к индивидуальным особенностям детей.
5.Учебный процесс: не менее 3/4 всего времени занятия отводить на практическую деятельность; объекты творчества учащихся должны быть значимы для них самих и для общества; система постоянно усложняющихся заданий должна иметь к основным заданиям варианты разной сложности. Это обеспечит овладение приемами творческой работы всеми детьми; в каждом задании предусматривать исполнительский и творческий компонент; создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества должны иметь место трудовые усилия; ознакомление учащихся с историческим наследием, народными традициями (по истории искусств, этической грамматике, декоративно-прикладному искусству, композиции), что поощряет и стимулирует рост их эстетических чувств и потребностей (20).
Современные тенденции в методике обучения направлены на личностно-ориентированный подход к ребенку, предоставление оптимальных условий для развития его творчества.
Таким образом, выделяются различные условия детского изобразительного творчества, в том числе создание атмосферы творчества, учет индивидуальных особенностей ребенка, комплексное и системное использование методов и приемов, согласованная совместная работа специалистов, обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности и др. Все эти условия необходимо создавать в дошкольных учреждениях и по возможности в семье. Создание этих условий по силам любому педагогу и доступно любому учреждению. Необходимо только помнить о весьма существенном замечании Б.М. Теплова: художественное восприятие и художественное творчество остаются
действительно эстетическими только при том условии, что они доставляют эстетическое наслаждение (28).
Изложенные теоретические положения были апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы, о чем речь пойдет в следующем разделе выпускной квалификационной работы.
ГЛАВА 2. ПУТИ И СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Критерии и уровня развития изобразительного творчества среднем дошкольном возрасте
Экспериментальная работа проводилось на базе ГБОУ «Лицей № 1561» г. Москвы в период с января по сентябрь 2015 года. В исследовании участвовало 20 дошкольников 4,5-6 лет. Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в апробации теоретически обоснованных нами условий развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста. Выбор возраста определялся наличием у дошкольников достаточного уровня развития познавательных психических процессов, опыта в познании окружающей действительности и определенных программой воспитания и обучения навыков и умений в изобразительной деятельности.
Опытно-экспериментальная работа состояла из 3-х этапов и включала:
- констатирующий этап, направленный на выявление критериев и уровней развития детского изобразительного творчества;
- формирующий этап, включающий разработку и апробацию серии занятий по созданию условий для развития детского изобразительного творчества детей дошкольного возраста;
- контрольный этап, предусматривающий определение эффективности применения педагогических условий для развития детского изобразительного творчества детей дошкольного возраста.
На первом, констатирующем, этапе была поставлена задача - выявить уровень развития детского изобразительного творчества у детей дошкольного возраста, отношение педагогов к процессу обучения изобразительной деятельности; определить какие условия создаются в процессе обучения для развития детского изобразительного творчества. С этой целью были проведены: беседы с воспитателями, наблюдения за детьми и воспитателями в процессе занятий, анализ продуктов детского творчества.
Констатирующий этап экспериментальной работы проводился в двух группах, одного возраста, одна из которых выполняла статус экспериментальной, а другая - контрольной.
Для того чтобы выявить уровень овладения изобразительной деятельностью и развития творчества необходимо было определить показатели и критерии оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью. За основу был взят диагностический комплекс, разработанный Т. С. Комаровой [12,с. 114].
Выделенные автором критерии были объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности (созданного рисунка), вторая - при анализе процесса деятельности. Разумеется, обе группы тесно связаны между собой и позволяют характеризовать изобразительную деятельность и ее продукты.
Анализ продуктов деятельности осуществлялся по следующим критериям:
1.Содержание изображения (полнота созданного образа).
В этом критерии мы не выделяли показателей уровня. Анализ детских работ представлял собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях мы выделяем показатели, позволяющие определить уровень овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям.
2.Передача формы:
- форма передана точно;
- есть незначительные искажения;
- искажения значительные, форма не удалась.
3.Строение предмета:
- части расположены верно;
- есть незначительные искажения;
- части предмета расположены неверно.
4.Передача пропорции предмета в изображении:
- пропорции предмета соблюдены;
- есть незначительные искажения;
- пропорции предмета переданы неверно.
5.Композиция.
В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения композицией мы выделили две группы показателей: а) расположение изображений на листе:
- по всей плоскости листа;
- на полосе листа;
- не продумано, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
- соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
- есть незначительные искажения;
- пропорциональность разных предметов передана неверно.
6.Передача движения:
- движение передано достаточно четко;
- движение передано неопределенно, неумело;
- изображение статичное.
Этот критерий оценивается, если задача передать движение выделялась на занятии или вытекает из темы занятия.
7.Цвет.
В этом критерии мы выделили две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая - творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:
а) цветовое решение изображения декоративной композиции;
-передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи);
-есть отсутствия от реальной окраски;
-цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно: б)разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения;