Файл: Урок и его признаки Методы и приемы интерактивного обучения на уроках русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Этапы проведения интерактивных форм: разминка, объединение в группы, организация учебной деятельности учащихся в группе, подведение итогов, презентация групповых решений, рефлексия (9, с. 29).

По мнению методистов, «идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение, где возможны два варианта: обучение в постоянных или переменных парах. Пары могут формироваться как в горизонтальной (ученик – ученик, равные по учебному достижению), так вертикальной (учитель – ученик; сильный ученик – слабый ученик) связях» (17, с. 43).

Работа в диаде (учебной паре), где один ученик исполняет роль учителя, а другой ученика, считается одной из самых распространенных. К.Н. Волков считает, что на успешность совместных действий в групповой работе оказывает влияние четность участников группы: «В группах с четным числом членов труднее достигнуть согласия, в них чаще возникают конфликтные ситуации. Объяснение просто: группы с четным числом членов могут распадаться на равные подгруппы с противоположными точками зрения. Это затрудняет создание большинства и коллективного мнения группы и тем самым задерживает принятие решения. Поэтому группы с нечетным числом участников оказываются предпочтительнее» (8, с. 117-118).

Школьники могут объединиться в группы «по желанию». Плюсы такого подхода – учет межличностных связей школьников. Минусы такого подхода: формируются группы, неравные по силе, также внутри группы может сложиться атмосфера, когда интерес к общению вытесняет необходимость решения учебной задачи. И еще важный момент: упускается возможность общения с разными учащимися, необходимо искать компромиссы при неприятии их по каким-либо причинам, учиться строить отношения с разными людьми.

Второй путь: группы формирует учитель, принимая во внимание конкретные задачи урока. Третий путь – формирование малых групп путем случайного подбора (17, с. 44).

И.А. Зимняя считает, что наибольшей продуктивностью обладает работа в учебных тройках, так как по сравнению с парой тройки «обладают большей коллегиальностью, аргументированностью (за счет количества возникающих идей), большей контактностью и лабильностью группы; рефлексивностью (за счет появления третьего лица) как новообразованиями в работе группы (16, с. 110).

Интерактивное обучение определенным образом изменяет требования к работе педагога. Педагог с учетом актуальных запросов развития системы образования должен обладать следующими умениями:


-организовывать процесс исследования задачи таким образом, чтобы оно воспринималось обучаемым как собственная инициатива;

-целенаправленно организовывать для учащихся учебные ситуации, побуждающие их к интеграции усилий;

-создавать учебную атмосферу в классе и дозировать свою помощь учащимся;

-решать нестандартные учебные и межличностные ситуации;

-активизировать и поощрять мыслительную деятельность и самостоятельность учащихся (16, с. 119).

Все большее распространение получает такой интерактивный метод обучения, как дискуссия. Часто использовать эту образовательную технологию на уроке русского языка не удастся, но иногда при обсуждении проблемного вопроса допустимо использовать элементы дискуссии. При этом Галлямова Н.Ш. особое значение придает роли ведущего, которая, как правило, принадлежит учителю. По мнению методиста, от его умения вести дискуссию зависит результативность мероприятия, занятия. В дискуссии у ведущего три основные функции:

умело сопоставлять различные мнения, суждения сторон, выявлять противоречия и содействовать их разрешению; активизировать критический анализ, направлять ход дискуссии, поддерживая доброжелательную атмосферу; следить за регламентом (10, с. 22).

Барьером к применению может стать бессистемность интерактивного обучения. Хороших результатов не будет, если проводить интерактив от случая к случаю. Трудной задачей для учителя становится необходимость уйти в сторону, быть только участником, наблюдателем, а не ментором.

Интерактивное обучение предполагает активную роль учащегося в образовательном процессе: на таком занятии осуществляется взаимодействие не только учителя и ученика, но и учащихся между собой. Знания, полученные на уроках, не должны оставаться в памяти школьников мертвым грузом: они должны применяться на практике, это является основным показателем результативности деятельности учителя и ученика.

В нашей работе отмечены наиболее активные методы обучения, есть ссылка на классификацию интерактивных форм работы на уроке русского языка, обозначены научно-методические основы интерактива.

Методисты не случайно считают работу в парах или группе на уроке наиболее продуктивной, потому что она предоставляет возможность реализовать свои способности каждому участнику группы, проявить свою индивидуальность. Существует несколько вариантов создания учебной группы, они отмечены в нашей работе. Также указаны требования к подготовке педагога в соответствии с требованиями ФГОС.




ГЛАВА 2. Интерактивные методы изучения частей речи русского языка
2.1. Интерактивные методы изучения частей речи на уроке русского языка
Групповая работа, или обучение в сотрудничестве – это модель организации деятельности учащихся в составе малых групп, при которой все они вовлечены в совместную деятельность с личной ответственностью за собственные действия и действия каждого. Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение, где возможны два варианта: обучение в постоянных или переменных парах. Пары могут формироваться как в горизонтальной (ученик – ученик, равные по учебному достижению), так вертикальной (учитель – ученик; сильный ученик – слабый ученик) связях» Работа в диаде (учебной паре), где один ученик исполняет роль учителя, а другой ученика, считается одной из самых распространенных (6, с. 188).

В статье Л.Д. Беднарской рассматриваются варианты уроков-проектов для 6 класса: «Назвать – значит понять» (работа со словарями разного типа); «Имя прилагательное. Изучаем цветной мир. Старинные названия цвета» (4, с. 3).

Виды проектов, возможные на уроках русского языка в 7 классе:

-информационные (сбор базы источников для анализа и исполнения в презентациях: толкование слов в словарях, подбор отрывков и цитат по любой теме и проблеме, сбор речевого материала; например, проект «Слова, объединяющие мир (служебные части речи)»; «Как появилось орфографическое правило «Слитное и раздельное написание не с причастиями» (4, с. 4).

В V-VII классах практикуются игры-соревнования, представленные в статье «Парная и групповая работа на уроках русского языка», О.П. Зобернюс.

1. «Кто больше?..» («Кто быстрее?..»). Например, кто больше подберет однокоренных слов, глаголов II спряжения, прилагательных определенного разряда и пр.

2. Эстафета. С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

3. Рассказ правила по цепочке. Условие – соблюдать логику изложения. Побеждает та команда, которая даст са
мый логичный и правильный ответ,

4. Аукцион вопросов по теме (каждый ряд-команда задает вопросы по теме урока другому ряду). Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы.

Подобные игры-соревнования развивают у учащихся чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

Закрепление изученного. Разбившись на группы, школьники составляют коллективный текст с использованием слов-исключений, вводных слов, обращений или пишут письмо соседней группе.

Обобщение материала. Каждая группа выполняет практическое задание на какое-то определенное правило (например, одна группа обобщает правописание о/ё после шипящих в корне, другая – в суффиксах, третья в окончаниях), затем составляется коллективная таблица «О/ё после шипящих в разных частях слова».

Обобщение материала можно провести также в форме соревнования знатоков. Каждая команда составляет 5-7 вопросов по изученному материалу и передает другой команде (17, с. 43-44).

Подобные виды работы можно отнести к интерактивным, так как они требуют умения анализировать имеющиеся знания, обобщать, подходить творчески к повторению изученного материала.

Работа в парах – один из интерактивных методов обучения. «Интерактивный метод обучения, по словам Коротаевой Е.В., решает одновременно три основные задачи: познавательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентационную и позволяет реализовать субъект-субъектный подход в организации учебной деятельности, формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся (19, с. 22).

По мнению О.П. Зобернюс, в ходе повторения и обобщения изученного материала учитель может организовать работу в парах или группах. Существует обширная методическая литература о парной и групповой работе на уроке русского языка. Как показывает опыт, работа в парах может быть осуществлена на любом этапе урока, виды работы в парах многообразны. Обращение к ним помогает разнообразить урок, сделать его динамичнее, пробудить интерес к предмету, развивать в учащихся самостоятельность. Очень важна при этом роль учителя, от которого требуется тщательная подготовка к такому уроку, умение скоординировать работу школьников, не оставить без внимания их инициативу.