Файл: Урок и его признаки Методы и приемы интерактивного обучения на уроках русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Традиционно проводится взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

Задание можно трансформировать: один ученик задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).

Устно можно поработать и над домашним упражнением. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самые разные: найди в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, подбери проверочное слово, найди слова с непроверяемой гласной в корне слова и др. Эту работу называем «Хочу спросить». Она полезна при проверке домашнего задания.

На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правила, приводит примеры. Например: ко (л, лл) екция, (не) брежно, выр…щенный.

Письменные работы

Продуктивным является такой вид работы, как «словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Сверху подписывают: «Составлял…….». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнил……». Учитель заранее говорит, сколько должно быть слов или словосочетаний.

В начале урока или в конце целесообразно провести взаимопроверку словарных диктантов, домашних упражнений и т.д. В течение первых пяти минут урока можно провести взаимодиктант (по следам сделанных в тетради ошибок). (17, с. 44-45).

В 6 классе также можно использовать отдельные элементы кейс-технологии, основанные на каких-либо жизненных ситуациях.

Прием кейса на уроке при изучении глагола может быть таким.

Предлагаем шестиклассникам определить, почему нельзя образовать форму держу, бужу и тужу от глаголов дерзить, бузить, тузить. В чем заключается ошибка? (26, с. 11)

Алгоритм действия:

-определите лексическое значение глаголов дерзить, бузить, тузить;


-образуйте форму глагола 1 лица единственного числа от этих глаголов;

-вывод: эти глаголы формы 1 лица единственного числа не имеют;

-выясните, какие глаголы имеют эту форму и поставьте их в неопределенную форму;

-определите лексическое значение подобранных глаголов;

-сделайте вывод, в чем заключается ошибка при образовании глаголов первого лица единственного числа.

Приемы кейса на уроке русского языка в 7 классе.

В стихотворении Н.А. Некрасова «На железной дороге» есть слова термы и бани. Объясните значение слова термы. Что объединяет эти слова по смыслу? Какие однокоренные слова к слову термы есть в современном языке? (26, с. 18)

Алгоритм действий:

-выясните значение слова термы, дайте лексическое толкование слова бани;

-что объединяет эти слова по смыслу;

-какие однокоренные слова вы может назвать, докажите, что это слова с одним и тем же корнем, слова, общие по происхождению (для этого выясняем каждый раз лексическое значение слова);

-подумайте, почему поэт объединил эти два слова союзом и.

Являются ли однокоренными слова гимн, гимнаст, гимнастерка в современном русском языке (для работы следует использовать толковый словарь русского языка). (26, с. 18)

Алгоритм действия:

-подберите однокоренные слова к каждому из этих слов;

-установите морфемный состав данных слов;

-выясните значение одинаковых морфем и сделайте вывод по поставленной проблеме.

Итак, приведенные примеры свидетельствуют о том, что на уроке русского языка в средних классах можно использовать отдельные приемы кейс-технологии, которые помогут разнообразить урок, овладеть практическими навыками, содействовать выработке умения мыслить логически, последовательно, навыка аналитически подходить к поставленной проблеме для ее разрешения.

Тема: Имя существительное как часть речи. На этом уроке можно использовать музыку П.И. Чайковского

Пьеса «Сладкая греза» из детского альбома П.И. Чайковского. Продолжительность звучания 3, 25 минуты.

Вступительное слово: П.И.Чайковский – выдающийся русский композитор. С особым чувством он относился к музыкальным образам, связанным с детством, потому что он жил в дружной семье, между родителями и детьми были дружеские и трогательные отношения. Детский альбом – это замечательные мелодии композитора о детстве. Сегодня мы послушаем пьесу «Сладкая греза».

Греза – мечта, создание воображения. Сейчас это слово чаще используют во множественном числе. Сладкая – слово многозначное. Переносное значение – приятный доставляющий наслаждение. Установка перед прослушиванием: включите свое воображение, послушайте пьесу с закрытыми глазами.

Прослушивание. Работа с черновиками. Комментирование возможных вариантов. Словарная работа. Повторное прослушивание. Написание миниатюры (28, с. 33).

Указанные нами методы и приемы можно отнести к интерактивным, потому что они рассчитаны на самостоятельную работу учащихся, на их активность в ходе выполнения задания, умение применять полученные на уроке русского языка знания и находить пути решения поставленной перед ними лингвистической задачи. Интерактивной может быть и организация работы на уроке русского языка - это работа в парах и группе, когда от каждого из участников требуется конкретный результат.
2.2. Система заданий и упражнений для интерактивного изучения частей речи
В настоящее время методически разработаны различные типы и виды уроков, которые можно отнести к интерактивным, потому что они требуют активного участия каждого школьника в уроке, рассчитаны на конкретный результат каждого ученика. Рассмотрим некоторые формы уроков, требующих инициативы, проявления самостоятельности, умения применять свои знания в ходе выполнения предложенных заданий.

Рассмотрим, как организовать мини-проект на вводном уроке в 5 классе по теме «Части речи».

Цель: вспомнить отличительные черты каждой части речи (что обозначает, на какие вопросы отвечает); установить, в чем заключается отличие самостоятельных частей речи от служебных; какое место занимает междометие среди частей речи.

Учащимся раздаются листочки с бумажными кораблями (если работают над самостоятельной частью речи) и лодками (если работают над служебной частью речи). Причём, название корабля или лодки соответствует части речи, то есть корабль «Имя существительное», лодка «Предлог» и т.д.

Учащиеся разделены на пять групп, в зависимости от того, какие части речи (корабли, лодки) они будут готовить в плавание.

  1. Имя существительное, частица.

  2. Имя прилагательное, междометие.

  3. Имя числительное, союз.

  4. Местоимение, предлог.

  5. Глагол, наречие.


Каждая группа получает листочки с опознавательными признаками частей речи. Задачи группам: выбрать опознавательные признаки, соответствующие определённой части речи, записать на кораблях, лодках.

Опознавательные признаки частей речи.

  1. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

  2. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

  3. Эта часть речи обозначает число, количество предметов или лиц; порядок предметов или лиц при счёте.

  4. Эта часть речи включает слова, которые не называют предметы, признаки, количества, а только указывают на них.

  5. Эта часть речи обозначает действие, движение. Начальная форма (неопределённая) отвечает на вопросы что делать? что сделать?

  6. Это неизменяемая часть речи, отвечает на вопросы где? куда? как? и др. Обозначает признак действия или состояния.

  7. Эта часть речи употребляется в словосочетаниях с существительными, числительными, местоимениями. Служит для связи слов в словосочетании.

  8. Эта часть речи служит для связи простых предложений в составе сложного или для связи однородных членов предложения.

  9. Эта часть речи придаёт различные смысловые оттенки предложениям и словам. Не выражают связей и отношений между словами. (Подсказка: самые известные представители этой части речи НЕ и НИ)

  10. Эти слова выражают чувства и побуждения говорящего, но не называют их, не отвечают ни на какой вопрос. Подсказка: Ух! Ах!

Выполнив работу, каждая группа по просьбе учителя рассказывает о своей части речи, потом прикрепляет корабли (самостоятельные части речи) на одну сторону доски, а лодки (служебные части речи) на другую сторону доски; отдельно прикрепляется парусник Междометие. (3 группы: 1) ИС, ИП, ИЧ, глагол, местоимение; 2) предлог, союз, частица. 3) междометие).

Практическая часть мини-проекта заключается в том, что учащиеся записывают текст, в котором вставляют пропущенные буквы и отыскивают соответствующие их заданию части речи, «заполняют» корабль и лодки.

Текст для выполнения практической части.

Эй, Мэри-Энн! Ты что тут околачиваеш_ся? – крикнул он. – Сию м_нуту б_ги домой и прин_си мне веер и бальные перч_тки!

И он повелительно м_хнул лапкой, показывая напр_вление. Алиса удивилась, но опрометью кинулась исполнять приказание, она (не) стала об_яснять Кролику, что он об_знался (1, №7, с. 20-21).

Задания по теме «Имя существительное»


Мини-проект «История моей фамилии» (при изучении собственных существительных) будет иметь не только познавательное, но и воспитательное значение, заставит задуматься о своих корнях. Существительные собственные и нарицательные предмет мини-проекта «Путешествие по карте: существительные собственные и нарицательные» (вариант глаголы, наречия) (4, с. 8).

Для 6 класса можно предложить мини-проекты по следующей тематике. Мини-проект, который может быть использован, при изучении несклоняемых имен существительных, называем «Званый ужин» или «Меню на неделю (на три дня)». Цель: использование несклоняемых имен существительных.

Предполагаемые слова, которые можно использовать, осуществляя проект: брокколи, желе, какао, киви, кольраби, кофе, лобио, меню, мюсли, пюре, рагу, сулугуни, салями и др.

Проекты при изучении имени прилагательного и глагола.

При изучении имени прилагательного можно осуществить такие мини-проекты: «Старинные названия, использованные для обозначения цвета» (для создания проекта берем прилагательные, которые встречаются учащимся в художественных текстах, изучаемых на уроках литературы (буланый, вороной, изжелта-красный, кипенный, кумачовый, лазоревый, лилейный, маков цвет маковый, матовый, рдяный червленый); «Можно ли выразить цвет словом?»

Проект «Изучаем цветной мир» можно разделить на отдельные мини-проекты и познакомить учащихся с прилагательными со значением цвета и историей их происхождения [[infourok.ru].

Создаем кулинарные рецепты при изучении неопределенной формы глаголы: «Взять…… Размешать……Добавить…… и т.д.» и при изучении глаголов повелительного наклонения: «Возьмите….. Размешайте….. Добавьте…. и т. д». Итогом такой работы может стать составление сборника кулинарных рецептов.

Цель: использование в речи глаголов неопределенной формы и повелительного наклонения. Правописание глаголов повелительного наклонения.

Один из методов работы на уроке русского языка – это создание учебной ситуации на уроке. Рассмотрим ее создание на конкретном примере. Тема: «Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных». Отбор учебного материала: «всплывающее окно», предлагающее поразмыслить, как называются жители этих городов: