Файл: Урок и его признаки Методы и приемы интерактивного обучения на уроках русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Замечания жюри____________________________________________

(29, с. 46-48)

Рассмотрим вид работы, позволяющий повторить тему «Правописание суффиксов причастий» .

Задание: каковы морфологические признаки зашифрованных причастий? Как вы об этом догадались?

Основа инфинитива +-вш ий, (-ш-); + -енн- ый; +-нн ый; + ый.

Запишите по три примера, иллюстрируя каждую схему. Объясните написание суффиксов причастий. Аналогичное задание в этом упражнении предложено сделать и с другими причастиями.

Раздаточный материал к уроку русского языка «Деепричастие»


  1. Задание: сопоставить смысловое значение однокоренных слов




Мальчик надевает пальто и разговаривает с бабушкой

Мальчик, надевая пальто, разговаривает с бабушкой

Мальчик разговаривает с бабушкой и надевает пальто

Мальчик надевает пальто, разговаривая с бабушкой




  1. Работа с раздаточным материалом.

Задание: сопоставить глагол в форме 3-го лица и деепричастия и сделать вывод о значении деепричастия.


Волны несутся, гремят и сверкают.

Волны несутся, гремя и сверкая.

Ф.И. Тютчев


Деревья радостно трепещут, купаются в голубом небе.

Деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом.

Ф.И. Тютчев

Марья Кирилловна не успела задуматься и приняла записку.

Марья Кирилловна, не успев задуматься, приняла записку.

А.С. Пушкин

Повторение по обобщающей таблице служебных частей речи и их функций.

Служебные части речи

Функции служебных частей речи

Предлог

Соединяет грамматически связанные слова в словосочетании и предложении

Союз

Соединяет независимые друг от друга слова (однородные члены) части сложного предложения

Частицы

Выражает различные оттенки значения в предложении или отношение говорящего к сообщаемому



Задания на повторение служебных частей речи

  1. Задание: определить самостоятельные и служебные части речи

Определить, где здесь предлог, а где слово другой части речи

Идти на встречу с друзьями – навстречу мне.

В следствие включилась целая бригада – вследствие болезни.

Вдали появился – в дали голубой.

Согласно приказу – согласно кивать головой.

Насчет ремонта – перевести деньги на счет.

Несмотря на дождь – не смотря под ноги.

Определить, где здесь союз, а где слово другой части речи

Я не попал на праздник, зато встретился с друзьями. – Спрятаться за то дерево.

Оденьтесь теплее, чтобы не простудиться. – Что бы я делал без друзей.

Оттого что солнце светило ярко, все были веселы. – От того дома надо было свернуть направо.

Задание выполнялось, причем быстро. – При чем здесь я?

Задание. Выпишите слова с частицами

(Кое) что, (не)мог, (не)где, друзья(то), кого(то), (кое)куда, все(таки), подумал(ли), (не)вода, все(же), смог(же), он(же), пошел(бы), скажите(ка), (не)двадцать, (не)доумевать, не(с)кем, (ни)откуда, (ни)то(ни)сё.

Междометие

Объясните, какое значение выражает каждое междометие

1. Теперь ему так живется – ой-ой-ой! 2. Увы! Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит. 3. О, я совершенно спокоен! 4. «Ах!» - воскликнула Соня испуганно. 5. «Фу-у-у! Жарища!» - сказала она. 6. О погляди, как та звезда горит, горит и потухает (А. Фет) 6. Чу там вдали неожиданно слышится тонко взывающий рог. (А. Фет) 7. Ах как хорошо мы научились говорить. Ах как плохо мы научились слушать (Р. Рождественский) 8. Эй откликнись кто идет? (А. Блок). Задания взяты с сайта urok.ru multiurok.ru

Система заданий по усвоению частей речи с использованием интерактивных образовательных технологий на уроках русского языка представлена в нашей работе различными заданиями, среди которых: проекты, элементы кейс-технологии, лабораторная работа, урок-путешествие, различные игры-соревнования. Это уроки, на которых происходит закрепление знаний, полученных при изучении частей речи, имени существительного, прилагательного, числительного, причастия, деепричастия, всех служебных частей речи (предлоги, союз, частица), междометия.

Для интерактивного обучения предлагаются задания, носящие проблемный или практические характер, лингвистические загадки, задания на сопоставление и обобщение, задания, при выполнении которых учитываются скорость и правильность выполнения (соревновательный характер). Подчеркивается важность составления таблиц, где обобщаются полученные сведения. Интерактивное обучение на уроках русского языка является наиболее продуктивной и целенаправленной образовательной технологией в современной школе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи: познавательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентационную и одновременно позволяет реализовать субъект-субъектный подход в организации учебной деятельности, формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

В нашей работе рассмотрены нетрадиционные виды проверки домашнего задания, указаны различные виды проверки задания на уроке, такие интерактивные методы и приемы работы, как проект и исследование, элементы кейс-технологии с алгоритмом действия, использование музыки для решения грамматических задач, игры и игры с элементами соревнования.

Указанные нами методы и приемы можно отнести к интерактивным, потому что они рассчитаны на самостоятельную работу учащихся и на их активность в ходе выполнения задания. Интерактивной может быть и организация работы на уроке русского языка - это работа в парах и группе, когда от каждого из участников требуется конкретный результат.

Система заданий по усвоению частей речи с использованием интерактивных образовательных технологий на уроках русского языка представлена в нашей работе различными заданиями, среди которых: проекты, лабораторная работа, урок-путешествие, различные игры-соревнования. Это уроки, на которых происходит закрепление знаний, полученных при изучении частей речи, имени существительного, прилагательного, числительного, причастия, деепричастия, всех служебных частей речи (предлоги, союз, частица), междометия.


Для интерактивного обучения предлагаются задания, носящие проблемный или практические характер, лингвистические загадки, задания на сопоставление и обобщение, задания, при выполнении которых учитываются скорость и правильность выполнения. Подчеркивается важность составления таблиц, где обобщаются полученные сведения. Интерактивное обучение на уроках русского языка является наиболее продуктивной и целенаправленной образовательной технологией в современной школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Абрамова С.В. Проектная и учебно-исследовательская деятельность школьников по русскому языка // Русский язык в школе. 2011 № 5. С. 24; № 6. С. 22; № 7. С. 20; № 8. С. 23.

  2. Алексеева О.В. Творческие мастерские как путь формирования коммуникативной компетенции учащихся // Русский язык в школе. – 2010. № 3. – С. 9-14.

  3. Алферова А.А. Интегрированный урок литературы в школе с этнокультурным компонентом образования // Русская словесность. – 2009. - № 4. – С. 18-20.

  4. Беднарская Л.Д. Проектная деятельность на каждом уроке // Русский язык в школе – 2015 № 5. С. 3-4.

  5. Белова Н.А. Типы интегрированных уроков русского языка и литературы // Русский язык в школе. – 2008. № 4. С. 3-5.

  6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологи М.: Педагогика, 1989.

  7. Бондаренко М.А. Употребление причастных и деепричастных оборотов: проблемы и решения // Русский язык в школе. 2012. № 6. – С. 10.

  8. Волков К.Н. Организация учебной деятельности в малых группах // Педагогическая психология: Хрестоматия // Составители В.Н. Карандышев, Н.В. Носова, О.Н Щепелина. – СПб., 2006. – 411 с.

  9. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 315 с.

  10. Галлямова Н.Ш. Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции // Русский язык в школе. – 2008. № 8. 22-26.

  11. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: – М.: «Академия», 2011. – 288 с.

  12. Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах. – М.: Просвещение, 2017. – 192 с.

  13. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение Л.: ЛГУ, 1985.

  14. Ерохина Е.И. Воспитываем исследователей на уроке русского языка // Русский язык в школе. 2015. № 12. С. 17-21.

  15. Зимина Л.И. Интегрированный урок русского языка и изобразительного искусства // Русский язык в школе. – 2008. № 9. С. 35-38.

  16. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М. – Воронеж, 2001 432 с.

  17. Зобернюс О.П. Парная и групповая работа на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2008. № 7. С. 43-45.

  18. Иванькова М.А., Скрынникова Г.Н. Творческое и личностное развитие учащихся на уроке русского языка // Русский язык в школе. 2015. № 1. С. 28-29.

  19. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов // Русский язык в школе. – 1999. – № 5. – С. 22-24.

  20. Лукьянова М.И. Современный урок и требования ФГОС // Народное образование. – 2012. – №8. – С. 212-220.

  21. Музиянова Л.А. Творческие мастерские // Русский язык в школе. – 2003. № 6. с. 19-23.

  22. Рабочие программы по ФГОС на 2022-2023 учебный год для 1-11 классов. Русский язык. menobr.ru>article programm

  23. Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2012. 127 с.

  24. Селевко Г.К. Интерактивные технологии // Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. –. С. 153-181.

  25. Смулаковская Р.А., Иванова Е.М. Проектно-исследовательская деятельность учащихся по русскому языку (из опыта работы) // Русский язык в школе. 2018. № 2. С. 14.

  26. Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы. Нестандартные задания, рекомендации, уроки. // Авторы-составители Н.М. Сулицкая, Н.Ю, Кадашникова, Г.А. Чибисова, Н.Т. Азарова, Л.Р. Ефремова, О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2015, 190 с.

  27. Тумина Л.Е. Сказка на уроке русского языка в 5 классе // Русский язык в школе. – 1995. № 2. С. 20-25.

  28. Феоктистова Л.В. Музыка на уроках грамматики // Русский язык в школе. – 2007. № 1. С. 33-38.

  29. Фирсова Е.В. «Грамматическое кольцо». Игра-путешествие для учащихся 7 класса // Русский язык в школе. – 2003. № 3. С.46-48.

  30. Худякова Л.А. Уроки русского языка в форме лабораторной работы // Русский язык в школе. – 2005. № 1. С. 30-34.

  31. Шагалова Е.Н. Словарь новейших иностранных слов (конец ХХ-начало ХХI вв.) М.: АСТ: Астрель, 2009. 943 с.

  32. Шоренкова И.В. «Что в имени тебе моем?» Урок-телепередача в 8 классе // Русский язык в школе. – 2010. № 8. С. 42-46.


Электронный ресурс: urok.ru multiurok.ru