Файл: Урок и его признаки Методы и приемы интерактивного обучения на уроках русского языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Москва, Воркута, Омск, Петербург, Вятка, Новгород, Ярославль, Вологда, Кострома, Псков, Уфа (12, с. 29). Задание: вставьте образованные вами существительные в предложение: Я знаком с…Запишите предложения.
Предлагаем два варианта учебной ситуации. Первый вариант учитывает потребность учащихся в общении, расширении контактов. Накануне Олимпиады в город приезжает много гостей, мы стараемся сделать так, чтобы каждому было уютно, комфортно в нашем городе, стремимся рассказать о достопримечательностях города, провести экскурсии. Итак, с жителями разных городов мы идем на экскурсию по городу. Давайте составим план экскурсии или расскажем, как она прошла: Продолжите предложение: Мы идем с …
Другой вариант направлен на расширение фоновых знаний учащихся. С этой целью мы знакомим школьников с понятием этнохоронима – название человека по месту, в котором он проживает. Далее они работают с таблицей, в которой надо найти ошибку и указать, в каком случае информация неверна.
Задание направлено на развитие умения поиска и выделения информации, умения работать с моделью (образование слова), схемой, структурировать знания, строить речевое высказывание. Формируется умение корректировать свои действия, занося данные в таблицу и исправляя допущенные ошибки. Ситуация создается с использованием организации практической работы учащихся при побуждении к сравнению, сопоставлению, противопоставлению, а также к обобщению (12, с. 30).
(12, с. 30-32)
Задания к теме «Имя прилагательное»
Тема: Степени сравнения имен прилагательных (6 класс)
Справочный материал
1. Сравнительная степень прилагательного показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом (признаки, размер, форма, цвет, качество). Превосходная степень прилагательного показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку.
2. Слова яркий и веселый (на карточках).
3. Карточки с суффиксами сравнительной степени.
4. Два квадратика – бледно-розовый и ярко-красный
5. Два-три рисунка с изображением человеческого лица, выражающего различные эмоции. Цель: познакомиться с образованием степеней сравнения имен прилагательных.
Ход работы
1. Определить, сколько видов степеней сравнения есть в русском языке (см справочный материал). Сравните два квадратика. Что вы может сказать об их яркости? (ярче, светлее) Как изменилось прилагательное яркий?
2. Взять карточку со словом яркий. Прибавить суффикс сравнения степени –е-. Какое слово получилось? Прибавить суффикс –айш-. Записать начальную форму прилагательного, получившиеся формы
3. Сравнить выражение лиц на рисунках. Что можно сказать о выражении веселости лиц? Прибавить к основе весел- суффикс сравнительной степени, а также подставить к слову веселый слово самый. Записать результат.
4. Используя материал учебника, определите, какие формы сравнительной степени есть в русском языке и как они образуются. Записать результат в виде таблицы.
5. Описание работы
Исходя из справочного материала можно определить, что в русском языке есть две степени сравнения – сравнительная и превосходная. Я взяла две карточки светло-розовую и ярко-красную. Ярко-красная ярче, чем светло-розовая, которая совершенно бледная. Я взяла карточку со словом яркий, затем выделила основу ярк-, потом к этой основе прибавила карточку с суффиксом –е- и у меня получается слово ярче (к//ч). Затем к этой же основе я прибавила суффикс –айш- получилось слово ярчайший. Прибавила суффикс сравнительной степени и получила слова ярче и ярчайший.
Я сравнила лица на рисунках, а потом в слове веселый выделила основу весел-. К ней я прибавляла суффикс -ее
, получилось слово веселее, и суффикс -ей – веселей. Потом прибавила слово самый к прилагательному веселый – получилось самый веселый. В результате получились слова: веселее, веселый, самый веселый. Используя материал учебника, я узнала, что в русском языке есть простая форма сравнительной степени и составная. Для образования составной формы сравнения необходимо употреблять слова более, самый, для простой – нужно прибавить один из суффиксов сравнения.
Заканчивается процесс знакомства со степенями сравнения имени прилагательного составлением обобщающей таблицы, которая в краткой и доступной форме подводит итог поискам и выводам.
Степени сравнения имен прилагательных
В результате уроков по анализу лабораторных работ у учащихся формируются навыки как устной и письменной речи. Используя индуктивный метод, учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, строят доказательство проявляя творческие способности. Уроки в форме лабораторных работ повышают уровень знаний, учат самостоятельности, формируют лингвистическое мышление и исследовательские навыки (30, с. 30-34).
Виды заданий для закрепления темы «Имя числительное».
Задание 1. (исследование)
Выбрать из предложенных слов числительные и распределить их на группы.
Один, первый, тройка, одинаковый, дюжина, столетний, одинокий, дважды, двое, двойной, по двое, двоякий, восьмерка, семеро, шестой пятерка, пятый, пяток, пятерня, трижды, тройной, трешница, четверть, вчетвером, четырежды, восемьсот, восьмеро, восьмерик, шестизначный, шесть, семерка, восьмушка, десяток, десятый, сотня, сотенный, оба, единица, миллион, четверых, три четверти, одна сотая, несколько, сколько.
Задание 2. (по группам).
1 группа. Подобрать фразеологические обороты с числительными, записать их.
2 группа. Подобрать пословицы и поговорки с числительными.
3 группа. Подобрать загадки с числительными.
4 группа. Подобрать стихотворные строчки с числительными.
5 группа. Вспомнить и записать названия художественных произведений, в состав которых входят имена числительные (25, с. 15).
Урок-путешествие как подведение итогов изученного
Урок обобщения знаний предлагается провести в виде игры-путешествия «Грамматическое кольцо» в статье Е.В. Фирсовой. (7 класс)
Цель: обобщить знания учащихся по грамматике русского языка, развивать интерес к предмету, воспитывать чувство коллективизма.
Для игры заготавливаются: указатели станций, маршрутные листы для жюри, карточки с заданиями для участников. Дипломы для награждения.
Описание игры. Участвуют в игре команды из пяти человек, в том числе один капитан. Станции путешествия: Теоретическая, Фонетическая, Словообразовательная, Морфологическая, Синтаксическая.
На каждой станции учащиеся получают карточки с заданиями и выполняют его. Оценки за выполнение жюри заносит в маршрутный лист в соответствии с номером участника. Игра заканчивается, когда все команды пройдут намеченный маршрут и вернутся на станцию Теоретическая. Жюри подводит итоги, посчитывает количество баллов, объявляет результаты, награждает.
Примерные задания
Станция Теоретическая Конкурс капитанов. Отвечают учащиеся устно.
Карточка 1.
Что изучает фонетика? Как выполняется фонетический разбор?
Рассказать об имени существительном как о части речи.
Карточка 2.
Что изучает морфемика? Как выполняется словообразовательный разбор? Рассказать о глаголе как о части речи
Карточка 3.
Что изучает морфология? Как выполняется морфологический разбор?
Рассказать об имени прилагательном как о части речи
Карточка 4
Что изучает синтаксис? Как выполняется синтаксический разбор?
Рассказать о наречии как о части речи
Станция Фонетическая
Выполнить фонетический разбор слов: 1) ёлочка, 2) реченька, 3) яблонька, 4) ручеек, 5) березка.
Станция Словообразовательная
Выполнить морфемный разбор и словообразовательный анализ следующих слов: 1) неудачно, 2) подберезовик, 3) водопроводный, 4) приморский 5) старинный
Станция Морфологическая
Выполнить морфологический разбор указанных в предложениях слов.
1. Внимание лося привлек звук, послышавшийся сверху. 2. Иней посыпался с потревоженных ветвей. 3. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. 4. Настороженные уши ловили каждый звук. 5. Летучие мыши уже носились над заснувшими верхушками деревьев.
Станция Синтаксическая
Списать предложение, раскрывая скобки, вставляя пропущенные знаки препинания и буквы. Выполнить синтаксический разбор предложения.
1. Сорока чистившая на ветк… ольховника ч…рный острый клюв вдруг повернула голову (на) бок и прислушалась пр…села. 2. Из пр…пудренной утренним инее...м хвои высунулась длинная бурая морда увенча…ная тяж… лыми ветвистыми рогами. 3. Ключ (?) б (?) ется из р…сселины пр… вратившейся в (не) большой но глубокий овраг. 4. Калиныч (?) быстро отв… рил нам избушку увеш…ную пуч(?)ками сухих душ…стых трав. 5. Розовые замшевые ноздри изв…ргавшие г..рячий п..рок встревожен(н, нн)го дыхании… суд…рожно задвигались.
Образец маршрутного листа. Игра-путешествие «Грамматическое кольцо».
Маршрутный лист. Класс_________ команда_______________
Предлагаем два варианта учебной ситуации. Первый вариант учитывает потребность учащихся в общении, расширении контактов. Накануне Олимпиады в город приезжает много гостей, мы стараемся сделать так, чтобы каждому было уютно, комфортно в нашем городе, стремимся рассказать о достопримечательностях города, провести экскурсии. Итак, с жителями разных городов мы идем на экскурсию по городу. Давайте составим план экскурсии или расскажем, как она прошла: Продолжите предложение: Мы идем с …
Другой вариант направлен на расширение фоновых знаний учащихся. С этой целью мы знакомим школьников с понятием этнохоронима – название человека по месту, в котором он проживает. Далее они работают с таблицей, в которой надо найти ошибку и указать, в каком случае информация неверна.
Задание направлено на развитие умения поиска и выделения информации, умения работать с моделью (образование слова), схемой, структурировать знания, строить речевое высказывание. Формируется умение корректировать свои действия, занося данные в таблицу и исправляя допущенные ошибки. Ситуация создается с использованием организации практической работы учащихся при побуждении к сравнению, сопоставлению, противопоставлению, а также к обобщению (12, с. 30).
Название города | Этнохороним в им и тв падеже | Написание гласной после шипяших и ц | |
о | е | ||
1. Волгоград | | | + |
2. Омск | | | + |
3. Кострома | | + | |
4. Томск | Томич/томичом | + | |
5. Париж (Франция) | | | + |
6. Орёл | Орловец/орловцем | | + |
7. Генуя (Италия) | | + | |
8. Вашингтон (США) | | | + |
(12, с. 30-32)
Задания к теме «Имя прилагательное»
Тема: Степени сравнения имен прилагательных (6 класс)
Справочный материал
1. Сравнительная степень прилагательного показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом (признаки, размер, форма, цвет, качество). Превосходная степень прилагательного показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку.
2. Слова яркий и веселый (на карточках).
3. Карточки с суффиксами сравнительной степени.
4. Два квадратика – бледно-розовый и ярко-красный
5. Два-три рисунка с изображением человеческого лица, выражающего различные эмоции. Цель: познакомиться с образованием степеней сравнения имен прилагательных.
Ход работы
1. Определить, сколько видов степеней сравнения есть в русском языке (см справочный материал). Сравните два квадратика. Что вы может сказать об их яркости? (ярче, светлее) Как изменилось прилагательное яркий?
2. Взять карточку со словом яркий. Прибавить суффикс сравнения степени –е-. Какое слово получилось? Прибавить суффикс –айш-. Записать начальную форму прилагательного, получившиеся формы
3. Сравнить выражение лиц на рисунках. Что можно сказать о выражении веселости лиц? Прибавить к основе весел- суффикс сравнительной степени, а также подставить к слову веселый слово самый. Записать результат.
4. Используя материал учебника, определите, какие формы сравнительной степени есть в русском языке и как они образуются. Записать результат в виде таблицы.
5. Описание работы
Исходя из справочного материала можно определить, что в русском языке есть две степени сравнения – сравнительная и превосходная. Я взяла две карточки светло-розовую и ярко-красную. Ярко-красная ярче, чем светло-розовая, которая совершенно бледная. Я взяла карточку со словом яркий, затем выделила основу ярк-, потом к этой основе прибавила карточку с суффиксом –е- и у меня получается слово ярче (к//ч). Затем к этой же основе я прибавила суффикс –айш- получилось слово ярчайший. Прибавила суффикс сравнительной степени и получила слова ярче и ярчайший.
Я сравнила лица на рисунках, а потом в слове веселый выделила основу весел-. К ней я прибавляла суффикс -ее
, получилось слово веселее, и суффикс -ей – веселей. Потом прибавила слово самый к прилагательному веселый – получилось самый веселый. В результате получились слова: веселее, веселый, самый веселый. Используя материал учебника, я узнала, что в русском языке есть простая форма сравнительной степени и составная. Для образования составной формы сравнения необходимо употреблять слова более, самый, для простой – нужно прибавить один из суффиксов сравнения.
Заканчивается процесс знакомства со степенями сравнения имени прилагательного составлением обобщающей таблицы, которая в краткой и доступной форме подводит итог поискам и выводам.
Степени сравнения имен прилагательных
Прилагательное в начальной форме | Сравнительная | Превосходная | |||||
Простая | составная | простая | составная | ||||
Яркий | Ярче | Более яркий | ярчайший | Самый яркий | |||
| | | | | |||
веселый | веселее | Более веселый | веселейший | Самый веселый |
В результате уроков по анализу лабораторных работ у учащихся формируются навыки как устной и письменной речи. Используя индуктивный метод, учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, строят доказательство проявляя творческие способности. Уроки в форме лабораторных работ повышают уровень знаний, учат самостоятельности, формируют лингвистическое мышление и исследовательские навыки (30, с. 30-34).
Виды заданий для закрепления темы «Имя числительное».
Задание 1. (исследование)
Выбрать из предложенных слов числительные и распределить их на группы.
Один, первый, тройка, одинаковый, дюжина, столетний, одинокий, дважды, двое, двойной, по двое, двоякий, восьмерка, семеро, шестой пятерка, пятый, пяток, пятерня, трижды, тройной, трешница, четверть, вчетвером, четырежды, восемьсот, восьмеро, восьмерик, шестизначный, шесть, семерка, восьмушка, десяток, десятый, сотня, сотенный, оба, единица, миллион, четверых, три четверти, одна сотая, несколько, сколько.
Задание 2. (по группам).
1 группа. Подобрать фразеологические обороты с числительными, записать их.
2 группа. Подобрать пословицы и поговорки с числительными.
3 группа. Подобрать загадки с числительными.
4 группа. Подобрать стихотворные строчки с числительными.
5 группа. Вспомнить и записать названия художественных произведений, в состав которых входят имена числительные (25, с. 15).
Урок-путешествие как подведение итогов изученного
Урок обобщения знаний предлагается провести в виде игры-путешествия «Грамматическое кольцо» в статье Е.В. Фирсовой. (7 класс)
Цель: обобщить знания учащихся по грамматике русского языка, развивать интерес к предмету, воспитывать чувство коллективизма.
Для игры заготавливаются: указатели станций, маршрутные листы для жюри, карточки с заданиями для участников. Дипломы для награждения.
Описание игры. Участвуют в игре команды из пяти человек, в том числе один капитан. Станции путешествия: Теоретическая, Фонетическая, Словообразовательная, Морфологическая, Синтаксическая.
На каждой станции учащиеся получают карточки с заданиями и выполняют его. Оценки за выполнение жюри заносит в маршрутный лист в соответствии с номером участника. Игра заканчивается, когда все команды пройдут намеченный маршрут и вернутся на станцию Теоретическая. Жюри подводит итоги, посчитывает количество баллов, объявляет результаты, награждает.
Примерные задания
Станция Теоретическая Конкурс капитанов. Отвечают учащиеся устно.
Карточка 1.
Что изучает фонетика? Как выполняется фонетический разбор?
Рассказать об имени существительном как о части речи.
Карточка 2.
Что изучает морфемика? Как выполняется словообразовательный разбор? Рассказать о глаголе как о части речи
Карточка 3.
Что изучает морфология? Как выполняется морфологический разбор?
Рассказать об имени прилагательном как о части речи
Карточка 4
Что изучает синтаксис? Как выполняется синтаксический разбор?
Рассказать о наречии как о части речи
Станция Фонетическая
Выполнить фонетический разбор слов: 1) ёлочка, 2) реченька, 3) яблонька, 4) ручеек, 5) березка.
Станция Словообразовательная
Выполнить морфемный разбор и словообразовательный анализ следующих слов: 1) неудачно, 2) подберезовик, 3) водопроводный, 4) приморский 5) старинный
Станция Морфологическая
Выполнить морфологический разбор указанных в предложениях слов.
1. Внимание лося привлек звук, послышавшийся сверху. 2. Иней посыпался с потревоженных ветвей. 3. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. 4. Настороженные уши ловили каждый звук. 5. Летучие мыши уже носились над заснувшими верхушками деревьев.
Станция Синтаксическая
Списать предложение, раскрывая скобки, вставляя пропущенные знаки препинания и буквы. Выполнить синтаксический разбор предложения.
1. Сорока чистившая на ветк… ольховника ч…рный острый клюв вдруг повернула голову (на) бок и прислушалась пр…села. 2. Из пр…пудренной утренним инее...м хвои высунулась длинная бурая морда увенча…ная тяж… лыми ветвистыми рогами. 3. Ключ (?) б (?) ется из р…сселины пр… вратившейся в (не) большой но глубокий овраг. 4. Калиныч (?) быстро отв… рил нам избушку увеш…ную пуч(?)ками сухих душ…стых трав. 5. Розовые замшевые ноздри изв…ргавшие г..рячий п..рок встревожен(н, нн)го дыхании… суд…рожно задвигались.
Образец маршрутного листа. Игра-путешествие «Грамматическое кольцо».
Маршрутный лист. Класс_________ команда_______________
№ | Станция | участники | Итог | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | |||
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | |