Файл: Курсовая работа Правовое государство и гражданское общество студент i курса группы 1212 Бойчева К. Г.rtf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гражданское общество – открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность.
Составными элементами гражданского общества являются:
1) личность;
2) семья;
3) школа;
4) церковь;
5) собственность и предпринимательство;
6) социальные группы, слои, классы;
7) частная жизнь граждан и ее гарантии;
8) институты демократии;
9) общественные объединения, политические партии и движения;
10) независимое правосудие;
11) система воспитания и образования;
12) свободные средства массовой информации;
13) негосударственные социально-экономические отношения и др.
Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность - таковы краеугольные камни и вместе с тем фундаментальные ценности гражданского общества.
Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:
-
на основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур; -
на базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления; -
гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе "сдержек и противовесов", стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций; -
институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах; -
гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан; -
гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства; -
гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.
2.2 Гражданское общество в России
Современное гражданское общество стало складываться в результате буржуазных революций в странах Западной Европы. Основным достижением европейских буржуазных революций считается законодательное (конституционное) ограничение власти государства в лице монарха и формирование первого поколения прав человека. В число этих прав исторически вошли личные (гражданские) и политические права. Причем в области личных прав за каждым человеком признавалось право на жизнь, свободу, на равенство перед законом, личную неприкосновенность, невмешательство в его частную жизнь, тайну переписки и переговоров, неприкосновенность жилища, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом. В области политических прав устанавливалось право каждого гражданина избирать и быть избранным, участвовать в управлении государственными делами, право на свои политические убеждения, на политические объединения (партии, союзы), на митинги, шествия, демонстрации, пикетирования. В экономической сфере предоставлялось право быть собственником, предпринимателем, а также право на свободный и безопасный труд, на его справедливое вознаграждение. В духовной сфере признавалось право на свободу мысли, убеждений, совести, слова, свободу творчества, защиту интеллектуальной собственности.
Реальное функционирование его началось с принятием Биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.
В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие:
1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США.
В качестве точек отсчета можно считать отмену крепостного права в 1861 году, реформы судебной системы и местного самоуправления, проведенные Александром II.
Реформа местного самоуправления:
-
создавались выборные думы в городах и земствах, в губерниях и уездах; -
выборы проводились не сословно-корпоративными органами, а гражданами; -
часть прав от государственного аппарата перешла к органам местного самоуправления.
Судебная реформа:
-
устанавливалось равенство всех перед законом; -
вводилось разделение судебной и административной властей; -
устанавливалась несменяемость судей; -
вводились независимые адвокатуры; -
вводился суд присяжных.
Эти реформы породили общественные организации и гражданские учреждения.
Революция 1905-1907 гг стала новым этапом формирования гражданского общества: появляются политические партии, профсоюзы. Считается, что позже в период СССР гражданское общество было несовместимо с тоталитарным государством. Однако в повышении уровня самоорганизации и гражданственности общества большую роль сыграли семья, школы, трудовой коллектив, культура, советский корпоративизм.
После распада СССР россиянам было свойственно: "настроенческий" характер социального недовольства, низкий уровень готовности к объединению с другими людьми с целью совместного решения актуальных проблем, низкий уровень взаимного доверия. Однако в постсоветское время происходит либерализация общественного сознания, утверждение новых ценностных установок, появляется активное меньшинство.
2. Складывание многопартийности в России пришлось на начало 20-го века - также позднее, чем в странах Западной Европы и США.
3. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.
4. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.
5. Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР.
В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества:
-
политические партии и движения; -
массовые общественные организации; -
ассоциации производителей и общества потребителей; -
конфессиональные общности; -
этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры; -
творческие союзы и организации; -
спортивные объединения.
Для того, чтобы создать в России демократическое правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции. В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:
-
не обеспечивается равенство граждан и организаций перед законом и судом. Об этом, в частности, говорит избирательное применение закона в политических целях, а также зависимость суда от исполнительной власти; -
ставится под сомнение свобода слова и прессы - через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям; -
свобода предпринимательства только декларируется, а реально не осуществляется властью из-за коррумпированного чиновничьего аппарата; -
наличие устойчивых стереотипов массового политического сознания, системы ценностей, сформированных тоталитарным режимом. Такие ценности, как частная собственность, неравенство, конкуренция, порождают психологический дискомфорт у большей части населения; -
отсутствие у населения адекватного понимания сущности социально-экономических и политических процессов; -
гражданская апатия населения; -
отсутствие политической культуры гражданственности у подавляющей части общества и т.д. -
сохраняются неравные условия доступа к образованию, здравоохранению и культуре, что ограничивает свободу развития личности; -
не соблюдаются гарантии местного самоуправления в связи с финансовой зависимостью и административным давлением региональных органов государственной власти.
Правовое государство возможно только в том случае, если законы соблюдает сама власть. Современное российское общество далеко от гражданского, пока оно остается пассивным объектом манипуляций со стороны власти. В целом речь идет о едином и достаточно последовательном процессе приспособления политической сферы к такому типу развития, при котором государство (власть) играет центральную роль в структурировании экономических, политических и социальных отношений.
Воспрепятствовать возвращению России в авторитаризм как раз и призвано гражданское общество, построению которого могут способствовать следующие факторы:
-
признание гражданских, политических и социальных прав неотъемлемой частью социума; -
создание многочисленных организаций, ассоциаций и институтов, поддержка их разнообразия; -
деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма; -
финансовая поддержка политических партий, их независимость от государства; -
создание упрощенной законодательной базы для учреждения всевозможных фондов и других инструментов благотворительности, для развития малого бизнеса; -
предоставление самоуправления основным институтам (церковь, университеты, сфера искусства и т.д.); -
реализация принципа субсидиарности, то есть передачи права принятия решения и делегирование ответственности на тот уровень, на котором эти решения будут выполняться.
Из ранее изложенного можно сделать вывод, что в современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития, хотя уже предприняты некоторые шаги со стороны главы государства, например, создан Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
Неудачи в либеральном государственном строительстве российская политическая элита видит вовсе не в своих действиях, а в несформировавшемся гражданском обществе, т.е. отсталом российском народе. В этом смысле достаточно показательным явился ответ на вопрос корреспондента газеты "Time" Президента Российской федерации В.В. Путина о возможности доверять населению прямые выборы губернатора: "Дело не в населении, а дело в том, что у нас, к сожалению, еще так называемое гражданское общество является недостаточно развитым, вот на что мы должны обратить внимание". Государством даже была создана "Федеральная программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации". Иными словами, современный статус правящей элиты является исторически закономерным для российского народа. Эта "закономерность", конечно же, отрицает в принципе всяческое сопротивление любому произволу этого "правового" государства.
В ряде исследований отрицается само существование гражданского общества в России, самобытность организации его рассматривается в качестве архаики. Это подводит необходимый фундамент для обоснования рецепции конструкции гражданского общества западного образца. Однако при рассмотрении истории СССР исследователи "вынуждены" признать факт наличия гражданского общества, но с отдельными оговорками, сводящими его существование к простой формальности. Прежде всего, доказывается, что гражданское общество – это наследство, доставшееся со времен Российской империи. Также доказывается, что в Советском Союзе гражданское общество было практически ликвидировано в конце 20-х годов. Государство расширило свою сферу влияния вплоть до семейных отношений, жестко регламентировало гражданские отношения, добилось отчуждения граждан от многих интересов, потребностей, связанных с признанием человека, его свобод, собственности. Естественные права человека отрицались на государственном уровне. В юридическом плане отрицание естественных прав человека опиралось на позитивистскую доктрину, которая признает правом то, что закреплено законом, в политическом – на классовую идеологию