Файл: Курсовая работа Правовое государство и гражданское общество студент i курса группы 1212 Бойчева К. Г.rtf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия и парламентарная монархия.
Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться). Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).
Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная — у парламента. (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне).
Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:
-
Монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе демократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный; -
Замещение власти происходит не на основании чьих-либо интересов, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью. -
Монарх естественно заинтересован в том, чтобы оставить своему сыну или дочери процветающую страну.
По сравнению с республикой выделяют также следующие преимущества:
-
Монархия обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти; -
Монарх в силу своего положения выше любой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой; -
При монархии больше возможности осуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства; -
При монархии больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной; -
После смерти монарха практически всегда известен преемник, что снижает риск политических потрясений.
Недостатками монархии называют:
-
Монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства; -
Монархом может стать человек, дела государства для которого совершенно не интересны, а также ребёнок или психический больной; -
Монархия зависима от своего окружения, которое становится фактически не зависимым от закона, а подчиняется лишь воле монарха. -
Смерть бездетного монарха зачастую означает тяжёлый политический кризис с длительными распрями и политической борьбой -
Положение абсолютной монархии над законом делает остальных людей бесправными, фактически народ зависим лишь от воли монарха.
Для большей наглядности проведем сравнительный анализ трех видов монархической формы правления (Таблица 1).
Таблица 1 – Сравнение особенностей монархических форм правления
№ п/п | Перечень | Абсолютная монархия | Конституционная монархия | |
Дуалистическая монархия | Парламентарная монархия | |||
1 | Принадлежность законодательной власти | монарху | разделена между монархом и парламентом | парламенту |
2 | Осуществление исполнительной власти | монарх | монарх | формально - монарх, фактически - правительство |
3 | Назначение главы правительства | монарх | монарх | формально - монарх, но с учётом парламентских выборов |
4 | Ответственность правительства | перед монархом | перед монархом | перед парламентом |
5 | Право роспуска парламента | нет парламента | у монарха (неограниченное) | у монарха (по рекомендации правительства) |
6 | Право вето монарха на решения парламента | нет парламента | абсолютное вето | предусмотрено, но не используется |
7 | Чрезвычайно-указное законодательство монарха | неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | только в период между сессиями парламента | предусмотрено, но не используется |
8 | Современные страны | Саудовская Аравия, Оман | Иордания, Кувейт, Марокко | Великобритания, Испания, Нидерланды |
Слово "республика" в переводе с латинского языка означает "общее дело" (respublicum). Республика – это такая форма правления, при которой все органы высшей власти избираются, либо посредством прямых выборов населением, либо при помощи многоступенчатых выборов. Республиканская форма правления, также как и монархическая, очень древняя. Она была известна и в рабовладельческом государстве (Древней Греции, Древнем Риме), иногда встречалась в феодальном государстве (Венеция). Но наиболее всего она характерна для новой и новейшей истории.
Современная республика имеет несколько форм:
-
президентская; -
парламентская; -
смешанная.
Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (в настоящее время США, Эквадор).
Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (в настоящее время Израиль, Греция, ФРГ).
Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента.
Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны (в настоящее время Украина, Португалия, Франция).
Основными признаками республиканской формы правления являются:
-
существование единоличного и коллегиального главы государства; -
выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; -
осуществление государственной власти не по своему веления, а по поручению народа; -
юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; -
обязательность решений верховной государственной власти.
Для большей наглядности проведем сравнительный анализ трех видов республиканской формы правления (Таблица 2).
Таблица 2 – Сравнение особенностей республиканских форм правления
№ п/п | Перечень | Парламентская республика | Президентская республика | Смешанная республика |
1 | Статус президента | должность символична, осуществляет представительские функции, все действия и принимаемые акты требуют контрасигнатуры | одновременно глава государства и глава исполнительной власти | глава государства, но выведен из системы разделения властей, является арбитром и гарантом Конституции |
2 | Способ избрания президента | мандат получает от парламента | мандат получает от народа в ходе всеобщих выборов | |
3 | Порядок формирования правительства | парламентом на основе парламентского большинства | президентом | совместно президентом и парламентом (президент представляет кандидатуру премьер-министра, а парламент его утверждает) |
4 | Ответственность правительства | перед парламентом | перед президентом (парламент может выразить вотум недоверия) | одновременно перед президентом и парламентом |
5 | Наличие у президента законодательной инициативы | отсутствует | обладает | как правило не обладает, но в некоторых странах такое право есть |
6 | Право вето президента на решения парламента | отсутствует | сильное право вето (преодолевается квалифицированным большинством парламента) | как правило слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента может быть сильное право вето |
7 | Право президента распустить парламент | используется в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможно | отсутствует | обладает |
8 | Наличие поста премьер-министра | имеется | отсутствует | имеется |
9 | Современные страны | ФРГ, Италия, Австрия | США, Аргентина, Мексика | Франция, Румыния, Россия |
Форма правления - это порядок формирования и взаимоотношений главы государства, парламента и правительства. Такой порядок создаёт устойчивую систему, если не найден баланс полномочий законодательной и исполнительной власти и созданы ясные пределы компетенции главы государства. Глава государства, парламент и правительство существуют при всех формах правления, но их положение, взаимоотношения и роль при каждой форме различны.
Форма правления складывается в каждой стране исторически в зависимости от уровня политического развития общества, партийной системы и социальной культуры населения.
Заключение
Итак, правовое государство — многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство — эго такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности, равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан — носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета "обезличенного" производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство — это одновременно и социальное государство.