Файл: Курсовая работа Правовое государство и гражданское общество студент i курса группы 1212 Бойчева К. Г.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия и парламентарная монархия.

Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться). Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная — у парламента. (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне).

Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:

  • Монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе демократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;

  • Замещение власти происходит не на основании чьих-либо интересов, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.

  • Монарх естественно заинтересован в том, чтобы оставить своему сыну или дочери процветающую страну.

По сравнению с республикой выделяют также следующие преимущества:

  • Монархия обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;

  • Монарх в силу своего положения выше любой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой;

  • При монархии больше возможности осуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства;

  • При монархии больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;

  • После смерти монарха практически всегда известен преемник, что снижает риск политических потрясений.


Недостатками монархии называют:

  • Монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства;

  • Монархом может стать человек, дела государства для которого совершенно не интересны, а также ребёнок или психический больной;

  • Монархия зависима от своего окружения, которое становится фактически не зависимым от закона, а подчиняется лишь воле монарха.

  • Смерть бездетного монарха зачастую означает тяжёлый политический кризис с длительными распрями и политической борьбой

  • Положение абсолютной монархии над законом делает остальных людей бесправными, фактически народ зависим лишь от воли монарха.

Для большей наглядности проведем сравнительный анализ трех видов монархической формы правления (Таблица 1).
Таблица 1 – Сравнение особенностей монархических форм правления

№ п/п

Перечень

Абсолютная монархия

Конституционная монархия

Дуалистическая монархия

Парламентарная монархия

1

Принадлежность законодательной власти

монарху

разделена между монархом и парламентом

парламенту

2

Осуществление исполнительной власти

монарх

монарх

формально - монарх, фактически - правительство

3

Назначение главы правительства

монарх

монарх

формально - монарх, но с учётом парламентских выборов

4

Ответственность правительства

перед монархом

перед монархом

перед парламентом

5

Право роспуска парламента

нет парламента

у монарха (неограниченное)

у монарха (по рекомендации правительства)

6

Право вето монарха на решения парламента

нет парламента

абсолютное вето

предусмотрено, но не используется

7

Чрезвычайно-указное законодательство монарха

неограниченное (указ монарха имеет силу закона)

только в период между сессиями парламента

предусмотрено, но не используется

8

Современные страны

Саудовская Аравия, Оман

Иордания, Кувейт, Марокко

Великобритания, Испания, Нидерланды



Слово "республика" в переводе с латинского языка означает "общее дело" (respublicum). Республика – это такая форма правления, при которой все органы высшей власти избираются, либо посредством прямых выборов населением, либо при помощи многоступенчатых выборов. Республиканская форма правления, также как и монархическая, очень древняя. Она была известна и в рабовладельческом государстве (Древней Греции, Древнем Риме), иногда встречалась в феодальном государстве (Венеция). Но наиболее всего она характерна для новой и новейшей истории.

Современная республика имеет несколько форм:

  • президентская;

  • парламентская;

  • смешанная.

Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (в настоящее время США, Эквадор).

Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (в настоящее время Израиль, Греция, ФРГ).

Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента.

Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны (в настоящее время Украина, Португалия, Франция).

Основными признаками республиканской формы правления являются:

  • существование единоличного и коллегиального главы государства;

  • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

  • осуществление государственной власти не по своему веления, а по поручению народа;

  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

  • обязательность решений верховной государственной власти.


Для большей наглядности проведем сравнительный анализ трех видов республиканской формы правления (Таблица 2).
Таблица 2 – Сравнение особенностей республиканских форм правления

№ п/п

Перечень

Парламентская республика

Президентская республика

Смешанная республика

1

Статус президента

должность символична, осуществляет представительские функции, все действия и принимаемые акты требуют контрасигнатуры

одновременно глава государства и глава исполнительной власти

глава государства, но выведен из системы разделения властей, является арбитром и гарантом Конституции

2

Способ избрания президента

мандат получает от парламента

мандат получает от народа в ходе всеобщих выборов

3

Порядок формирования правительства

парламентом на основе парламентского большинства

президентом

совместно президентом и парламентом (президент представляет кандидатуру премьер-министра, а парламент его утверждает)

4

Ответственность правительства

перед парламентом

перед президентом (парламент может выразить вотум недоверия)

одновременно перед президентом и парламентом

5

Наличие у президента законодательной инициативы

отсутствует

обладает

как правило не обладает, но в некоторых странах такое право есть

6

Право вето президента на решения парламента

отсутствует

сильное право вето (преодолевается квалифицированным большинством парламента)

как правило слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента может быть сильное право вето

7

Право президента распустить парламент

используется в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможно

отсутствует

обладает

8

Наличие поста премьер-министра

имеется

отсутствует

имеется

9

Современные страны

ФРГ, Италия, Австрия

США, Аргентина, Мексика

Франция, Румыния, Россия



Форма правления - это порядок формирования и взаимоотношений главы государства, парламента и правительства. Такой порядок создаёт устойчивую систему, если не найден баланс полномочий законодательной и исполнительной власти и созданы ясные пределы компетенции главы государства. Глава государства, парламент и правительство существуют при всех формах правления, но их положение, взаимоотношения и роль при каждой форме различны.

Форма правления складывается в каждой стране исторически в зависимости от уровня политического развития общества, партийной системы и социальной культуры населения.
Заключение
Итак, правовое государство — многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство — эго такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности, равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан — носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета "обезличенного" производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство — это одновременно и социальное государство.