Файл: Курсовая работа Правовое государство и гражданское общество студент i курса группы 1212 Бойчева К. Г.rtf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский институт коммерции и права
Салехардский филиал
Кафедра государственно-правовых и социальных дисциплин
Курсовая работа
Правовое государство и гражданское общество
Выполнил:
студент I курса группы 1212
Бойчева К.Г.
Проверил:
доцент Колоткина О.А.
Салехард
2013
Содержание
Введение
1. Характеристика правового государства
1.1 Понятие, принципы правового государства
1.2 Становление правового государства в России
2. Гражданское общество: основные положения
2.1 Понятие, признаки, структура гражданского общества
2.2 Гражданское общество в России
3. Практическое задание
3.1 Регулятивная норма: определение и примеры
3.2 Трехзвенное строение нормы права: определение и примеры
3.3 Анализ монархической и республиканской форм правления
Заключение
Список литературы
Введение
Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, так как мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством.
Проблема построения гражданского общества и правого государства является чрезвычайно важной. В течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты от власти государства.
В настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. О гражданском обществе, так же как и о правовом государстве, стали говорить не так давно. Приобщаясь в рамках нового политического мышления к мировым общечеловеческим ценностям, общество в России одной из проблем своего развития провозгласило создание современного демократического государства. Ядром этого государства является развитое гражданское общество. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечиваются личные права и свободы.
Весь мир приветствует перемены, происходящие в последнее время в России. Они свидетельствуют о возрастающей открытости общества, о расширении прав и свобод людей.
Цель курсовой работы: раскрыть сущность правового государства и гражданского общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие правового государства и его принципы;
- исследовать становление правового государства в России;
- рассмотреть понятие, признаки и структуру гражданского общества;
- изучить процесс становления гражданского общества в России.
Предметом исследования в курсовой работе является становление правового государства и гражданского общества.
Объект исследования – правовое государство и гражданское общество.
При написании данной курсовой работы была использована учебная литература, посвященная выбранной тематике, нормативная правовая база федерального уровня.
Структура работы состоит из содержания, введения, двух глав, практического задания, заключения, списка литературы.
1. Характеристика правового государства
1.1 Понятие, принципы правового государства
Государство – это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.
Под правовым государством следует понимать не некое абстрактное государство господства права, а государство, максимально гарантирующее естественные права личности, причем не только через механизмы судебной защиты, но и через автоматизм действия законов, защищающих данные права.
Цель правового государства - это расширение прав личности, совершенствование конституционно-правовых механизмов их реализации и защиты.
Основы для формирования правового государства:
-
политическая основа, которой свойственно наличие суверенитета, регулирующего интересы членов политической системы общества и реализующего правовое равновесие и свободное развитие данных интересов; -
экономическая основа, которая представляет собой производственные отношения, сложившиеся в обществе. Они характеризуются многоукладностью, а также наличием разных форм собственности (государственной, частной, коллективной и т.д.); -
социальная основа, которой свойственно создание саморегулирующегося гражданского общества. В нем каждый гражданин государства имеет возможность для реализации своих творческих, а также трудовых потенциалов. Гражданское общество одновременно обеспечивает многообразие мнений, личных свобод и прав; -
нравственная основа. Ее формируют общечеловеческие позиции справедливости, гуманизма, свободы и равенства человека и гражданина.
Принципы правового государства:
-
верховенство закона – принцип, который является высшей формой организации и защиты свободы личности. Верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой, и все другие правовые акты и акты правоприменения должны ему соответствовать. Отсюда следует, что никакое должностное лицо или орган власти, включая правительство, парламент и (при демократии) народ как целое, не могут совершать действия за пределами рамок, установленных законом. Правовые нормы могут издаваться и меняться только согласно действующим узаконенным или заранее оговоренным процедурам; -
разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы "сдержек и противовесов"; -
реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина; -
взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью; -
соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.
1.2 Становление правового государства в России
Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991 г.) путча. Получил общее признание принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (создан Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.
В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.
В течении долгих десятилетий в России действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.
Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства. Также важным вопросом является повышение авторитета Конституции, как основного закона, принятого народом.
Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых "независимых государствах" государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства. Одним из важнейших вопросов в связи с этим является построение единого правового пространства, верховенство закона на всех уровнях и во всех субъектах власти.
Перечисляя проблемы, имеющиеся на пути построения правового государства в России, нельзя не отметить проблему зачастую неэффективности форм надзора и контроля за соблюдение законности властными структурами. Например, в России сейчас абсолютно не контролируется народом судебная власть.
Большой проблемой обернулось для неподготовленного гражданского общества появление многообразия форм собственности предприятий, учреждений, организаций. Работники зачастую оказываются совершенно бесправными. Действует принцип – "если вам что-то не нравится, то вы здесь больше не работаете". В связи с этим важной задачей является построение демократии в трудовом коллективе.
Перспективным и активно развивающимся направлением является развитие местного самоуправления как самоуправления народы, предоставление гражданам самим себя обеспечивать и добиваться своего процветания. правовой государство общество гражданский
Таким образом, для становления правового государства в России необходимо сделать еще очень многое (а перечислены только некоторые проблемы), но альтернативы правовому государству для нас, принявших ценности западной цивилизации, нет.
2. Гражданское общество: основные положения
2.1 Понятие, признаки, структура гражданского общества
Гражданское общество – система негосударственных организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на равноправной основе. В идеале государство должно находиться под контролем гражданского общества, служить ему, а не наоборот. В России сегодня насчитывается свыше 300 тыс. различных самодеятельных, относительно автономных организаций, объединяющих 2,5 млн. наиболее активных граждан.
Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства.
Основными признаками гражданского общества являются:
-
наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; -
самоуправляемость; -
конкуренция образующих его структур и различных групп людей; -
свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; -
всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию; -
жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе координации.