Файл: Приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях дпи" по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 1632

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях ДПИ"

по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)"


Выполнена студентом (кой) ______Астаниной Оксаной Юрьевной__________

(Ф.И.О.)

Специальности _____44.02.02 Преподавание в начальных классах___________

номер группы____________68 ПНК-11/21А-2___________________________
Руководитель __________Ожерельева Ольга Вячеславовна________________

(Ф.И.О.)

2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого воображения детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности………………………………………………………………………5

    1. Сущность понятия «творческое воображение»…………………...5

    2. Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………9

    3. Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладной деятельности………………...10

Глава 2. Методическая работа по развитию творческого воображения детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности……………………………………………………………………..15

2.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…..15

2.2. Исследование исходного уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста…………………………………………18

2.3. Проектирование работы по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности……………………………………………………………………..23

Заключение………………………………………………………………………32

Список литературы……………………………………………………………...34



Введение
Актуальностьисследования проблемы развития творческого воображения младших школьников объясняется происходящими в последние годы в России социально-экономическими и идеологическими преобразованиями, вызывающими необходимость воспитания творческой личности, переосмыслением сложившейся системы обучения и воспитания.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач которую ставит перед учителем Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

      В основе ФГОС начального общего образования. Приказ № 1643 от 29 декабря 2014 года пункт 7 лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала.

     Многое в своей жизни человек постигает с помощью творческого воображения, а данная тема актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова воображение является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в младшей школе. 

     Развитие творческого воображения через изобразительную деятельность является подсистемой реализации принципов целостной системы образования. В своей работе мы рассмотрели возможности развития творческого воображения на образцах пейзажной живописи. Сама природа является средствами такого воспитания, а картины переданные живописными средствами и передающие настроение художника, его отношение к изображению, - еще более сильный фактор развития творческого воображения и нравственного воспитания.

     Потребность общества в творчески активной личности, способной свободно мыслить и создавать что-то новое, продолжая при этом развитие научной, технологической и эстетической сфер будет только возрастать по мере совершенствования условий жизни. Следовательно, необходима реализация творческого направления в образовании. Качественно новый уровень учебно-воспитательного процесса в современной школе невозможен без нового содержания образования, выявления развития творческого потенциала обучающихся, их креативности. Для этого стоит обратиться к современным педагогическим системам, где наибольшим потенциалом для творческого развития школьника обладает изобразительная деятельность. Лежащая в основе изобразительного искусства предметно- практическая деятельность по своему психолого-педагогическому механизму обладает наиболее заметным развивающим потенциалом, особенно по отношению к детям младшего школьного возраста. 

     При недостаточном развитии воображения учебная работа школьника не может протекать успешно, поскольку невозможна будет любая творческая деятельность. Л.С. Выготский считал, что воображение основа любой творческой деятельности «…воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество»

     Таким образом, развитие творческого воображения младших школьников через изобразительную деятельность - это необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез нравственного, эстетического и исторического воспитания, а также данная тема необходима для успешной учебной деятельности обучающихся.

Проблема исследования: какого влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения младших школьников

Объект исследования: процесс развития творческого воображения младших школьников

Предметисследования: изобразительная деятельность как средство развития творческого воображения младших школьников

Цель исследования: изучить педагогические условия развития творческого воображения младших школьников через изобразительную деятельность

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть сущность понятия «творческое воображение»;

  2. Изучить возрастные особенности младших школьников;

  3. Проанализировать условия развития творческого воображения младших школьников на практике в УДО;

  4. Подобрать и провести диагностику по выявления уровня развития творческого воображения младших школьников.

  5. Определить основные методы и приемы развития творческого воображения в изобразительной деятельности.

Методы исследования:

  • Теоретические: анализ, синтез, обобщение.

  • Эмпирические: наблюдение, беседа.



Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого воображения детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности


    1. Сущность понятия «творческого воображения»


Желание понять и объяснить воображение, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его пробуждать в наши дни. Большинство научных деятелей, изучающих феномен воображения придерживаются, одного и того же мнения, что воображение характерно только для человека, которое странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.
    До сих пор так и неизвестна настоящая природа воображения. Ученые не могут объяснить механизм воображения, его анатомо-физиологическую основу. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).


Воображение – это психический процесс, который заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, способность представлять отсутствующий или реально не существующий образ удерживая его в сознании и мысленно манипулируя им.
      По И. Канту и Хайдеггеру воображение выступает как одна из способностей души, основа познания и осознания мира.
Очень много известно о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм.


Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовая культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «человек разумный», уже достаточно хорошо известно. Важнейшее назначение воображения в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Воображение позволяет принять решение даже при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Однако в этом и ограниченность воображения - намеченные с его помощью пути решения проблемы нередко недостаточно точны. 
     Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.


Есть основания сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной явится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение. Однако при наличии приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления — здесь вступает в права фантазия. Воображать можно все что угодно и как угодно. В этом смысле воображению не положено никаких пределов и, более того, воображение является бесконечным пространством реализации человеческой свободы.

Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления.

 Воображение может быть 4 основных видов:
1) активное - характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы;
2) пассивное - образы такого воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека;
3) продуктивное - в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается;
4) репродуктивное - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть, и хотя здесь присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.


 Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.
Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности; оно - неотъемлемая сторона технического, художественного и любого иного творчества. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образов желаемого будущего, то есть в возникновении мечты. 


В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Творческое воображение, как уже было сказано, создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое - идеи, не существующие в данный момент. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое - новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других. 

Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, «кирпичики», из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ.

 Процесс творческого воображения имеет следующие приемы:
1) агглютинация (в переводе с греческого - склеивание) - берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета (кентавр: туловище быка, шея и голова - верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и голова женщины, хвост-рыбы). Так комбинируются некоторые механизмы, машины в настоящее время;
2) аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела - бионика. Творческие образы создаются также при помощи акцентирования и преувеличения (в художественном творчестве). Прием преувеличения (преуменьшения) несколько отличен от акцентирования. Если акцентирование - подчеркивание части объекта, заострение, обнажение ее, то преувеличение (преуменьшение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию («Гулливер у лилипутов», «Гулливер у великанов», «Белоснежка и семь гномов». Этот прием широко использован в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу с целым вражеским войском);
3) типизация (выражение общего в типичном). Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее, отражая типичное в единичном.


Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. В зависимости от предмета, на который направлено воображение, различают научное, художественное, технологическое воображение.
      Л.С.Выготский (1987) разделяет мечтательность и творческое воображение: «При своей нормальной и полной форме воля кончается действием, но у людей нерешительных и безвольных колебания не кончаются никогда или же решение остается без исполнения, неспособным осуществиться и подтвердиться практически. Творческое воображение в полной своей форме стремится внешним образом подтвердить себя таким делом, которое существует не только для самого творца, но и для всех других. Напротив, у чистых мечтателей воображение остается во внутренней их сфере в плохо обработанном состоянии и не воплощается в художественном или практическом изобретении. Мечтательность представляет эквивалент слабоволия, и мечтатели не способны проявить творческое воображение». Здесь мечтательность сравнивается с безволием, а творческое воображение с волей.


Идеал, как построение творческого воображения, является жизненной силой только тогда, когда руководит действиями и поступками человека, стремится к воплощению. Таким образом, формирование воображения имеет общее значение, отражающееся на всем поведении человека.

    Творческое воображение в своем полном развитии проходит через два периода, отделенные критическою фазою: период самобытности или приготовления, критический момент и период окончательного составления, представляющегося в разных видах.

Творческое воображение отдельных лиц не следует рассматривать в изоляции их от связи с окружающим миром и другими людьми. Творческий субъект включен в сферу предметов, ценностей, идей и понятий, созданных данной культурой, он всегда опирается на то, что уже было сделано до него, в этом залог прогресса.

Важными условиями для творческого воображения являются его целенаправленность, то есть сознательное накопление научной информации или художественного опыта, построение определенной стратегии, предвидение предполагаемых результатов; продолжительное «погружение» в проблему.
      Е.И. Игнатьев, изучая вопросы творческого воображения, приходит к выводу о возможности возникновения своеобразной творческой доминанты у тех, кто глубоко охвачен творческой работой. Появление такой доминанты ведет к усилению наблюдательности, настойчивому поиску материалов, повышению творческой активности и продуктивности воображения.


Интересной особенностью творческого воображения является то, что процесс этот не похож на планомерный, непрерывный поиск нового образа. Усиление творческой продуктивности сочетается с периодами спада творческой активности. Течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций (однако их актуализация отличается оттого, что наблюдается в процессах памяти).

Специфическая особенность творческого воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике художника. И хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений определяется именно этими детерминирующими тенденциями.

     Таким образом, воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее.

     Так же, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.
1.2. Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста
Над проблемой развития творческого воображения работали многие психологи начала века. Но и в современной психологии эта проблема не утратила своей актуальности.

        Традиционно под воображением понимается психический процесс, выражающийся:  

    1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;                          

   2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

     3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;

    4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.

В начале века Т. Рибо рассматривал воображение как процесс создания представлений, комбинирования нового из элементов старого. Воображать- значит изображать. Такая характеристика позволила положить основу диагностики представления ребенка, когда он комбинирует предметную среду или кого-то изображает.

Имеющая и другие свидетельства в пользу такого подхода С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что основной момент изображения - “ возникновение и формирование целостного образа - представления,” в этом заложено преобразование элементов действительности. По Ж. Пиате, образ есть не просто след воспринятого, но и его активная копия; воображение основано на действии как форма имитирования.

Дж. Брунер еще более тесно связывает изображение с действием, подчеркивая, что у детей в начале наблюдается представление действием и только позднее- представление образами.

По мысли известного советского психолога Л.С. Выготского, воображение складывается в игре, которая отличается «созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие». Д.Б. Эльконин рассматривал мнимую ситуацию в игре как модель социальных отношений.

Более развитые формы фантазии исследовал И.М. Розет, выделивший ее важнейший механизм- отстранение- возможность наблюдать создаваемые образы как бы со стороны. В исследованиях О.М. Дьяченко показано, что высокий уровень развития воображения проявляется как вариантность создаваемых ребенком образов. Бескорыстная познавательная активность и варианты способов действия считаются главными характеристиками творческой личности.

В.В. Давыдов характеризовал воображение как фундаментальную способность, связанную с «с умением человека видеть целое раньше его частей, не производя еще его детального анализа.»

Свое об особенностях детского воображения и творчества истолковал Л.С. Выготский в конце 20-х годов, связав внутреннюю психологическую природу данного процесса с оригинальной теорией психического развития ребенка. При этом одна из главных идей была связана с утверждением творческого характера деятельности человека вообще и ребенка в частности.

Обобщив данные представления о воображении Н.Н. Палагин определил его как  спонтанную познавательную активность ребенка по созданию новых представлений в следующих показателях, соответствующих основным характеристикам воображения : способности воссоздать целостный образ- представление по отдельным элементам ; создавать мнимые ситуации путем перекомбинирования элементов прошлого опыта и моделирование действительности игровыми средствами ; способности отстраняться и видеть воображаемое как бы со стороны.

Основываясь на современные научные сведения Л.Д. Столяренко дает следующее определение: воображение- психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» то, что было ранее. 



    1. Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладной деятельности


На современном этапе развития российской образовательной системы наблюдается тенденция разрыва между собственно жизнью (социокультурной средой) и образовательной системой, которая имеет воспроизводящий характер и сводится к механической передаче знаний, умений, навыков. Однако, с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), появилась необходимость в формировании УУД – универсальных учебных действий, представляющих собой обобщенные действия, дающие возможность широкой ориентации обучающихся, как в различных предметных областях, так и в построении самой учебной деятельности. Именно для развития УУД необходимо наличие творческого воображения и мышления, способствующие формированию личности обучающихся.

Согласно ФГОС НОО, основными задачами педагога на уроках декоративно-прикладного творчества являются:

- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии человека;

- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;

- понимание красоты как ценности;

- потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Теоретико-практические вопросы организации преподавания основ декоративно-прикладной деятельности освещены отечественными педагогами В. В. Корешковым, Н. Р. Макаровой, Н. М. Сокольниковой и др. Исследованиями русского народного искусства занимались педагоги А.В. Бакушинский, В.С. Воронов, Д.С. Лихачев, М.А. Некрасова и др. В своих трудах они раскрыли гуманистическую и образовательную функции декоративно-прикладной деятельности. Декоративно-прикладная деятельность в изобразительной деятельности младших школьников рассматривается Е.С. Лыковой. Е. Н. Сухоленцева раскрывает методическую систему эстетического воспитания обучающихся средствами народного декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании в сельской местности, С. А. Сандюкова описывает способ формирования художественно-эстетических потребностей обучающихся посредством декоративно-прикладной деятельности.

Декоративно-прикладное искусство – является одним из древнейших видов искусства. Первые образцы такого искусства относятся к первобытной эпохе. Традиции народного прикладного искусства складывались, развивались веками, передаваясь из поколения в поколение. Россия богата разнообразием народного декоративного творчества. Это и росписи и резьба по дереву, плетение, вышивка, кружева, ткачество, работа по металлу и др.

Хочется отметить близость декоративного искусства к природе. Художники веками наблюдали мир животных, растений, видели, чувствовали гармонию в природе: ритм, соразмерность, упорядоченность, разумность и рациональность, передавая все это в своих образах, произведениях искусства. Так появились в элементах и композициях декоративного искусства растительные формы. В творческих узорах мы видим стилизованные изображения животных, объектов природы, переданные выразительно и лаконично. Подлинно народному искусству присуще особая простота, вкус, выразительность, что делает его понятным и доступным всем людям и даже самым маленьким – дошкольникам и младшим школьникам.

Также произведения народного декоративного искусства отличаются красочностью, яркостью. В произведениях народных мастеров выделяются два вида узоров: сюжетные и орнаментальные.

Сюжетные узоры включают стилизованное изображение птиц, животных. Часто данные образы имеют символическое значение (например, образ льва означает силу, сокола – смелость, отвагу). Узор – более широкое понятие, чем орнамент. В отличие от орнамента, узор может быть создан непреднамеренно, например узоры на замерзшем стекле.

Орнамент – это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются, т.е. основным свойством орнамента является ритм. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Простой ритм – чередование одного и того же элемента через одинаковое расстояние друг от друга. Орнамент в переводе с латинского – украшение (живописное, графическое или скульптурное).

Узоры подразделяются на геометрические, растительные, анималистические, антропологические, смешанные. В работах Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной не раз отмечалось, что ребенок тянется ко всему яркому, красочному, им свойственно глубокое и полное восприятие работ народных мастеров, что помогает учителю в развитии у младших школьников художественного вкуса. Большинство педагогов отмечают огромное влияние прикладного искусства на формирование у детей представлений о Родине, чувства любви к ней.

Декоративно-прикладное искусство – часть национальной культуры. В нем ярко выражены лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте.

Исследователи доказывают важность декоративно-прикладной деятельности для всестороннего развития обучающихся начальных классов: развитие способности разносторонне и вариативно оценивать ситуации не только в учебной деятельности, но и в жизни, формирование собственных эстетических оценок и предпочтений, осуществление активного самовыражения в деятельности, активизация творческого воображения.

Хочется отметить, что декоративно-прикладная деятельность является важнейшим средством формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Именно на занятиях по декоративно-прикладному творчеству можно максимально развить творческое воображение младших школьников. Создавая новый продукт, обучающийся приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; овладевает различными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Декоративно-прикладная деятельность выступает составной частью культуры человечества. Она развивает умение наблюдать и анализировать; творческие способности, эстетический вкус, воображение.

В работах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля и др. показано, что творческая деятельность выступает основой для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняет важную роль в формировании эмоционально-волевой сферы формирующейся личности. Необходимость применения специальных средств декоративно-прикладной деятельности была рассмотрена в трудах Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Т.Я. Шпикаловой и др.

Рассмотрим некоторые формы декоративно-прикладной деятельности:

- шитье – это создание стежков и швов с помощью иглы и ниток, лески;

- пэчворк (лоскутное шитье) – вид рукоделия, когда сшивается цельное изделие из кусочков ткани по принципу мозаики;

- вышивание – украшение ткани различными узорами;

- выжигание – нанесение выжженного рисунка на поверхности. Работа с бумагой является наиболее интересной и доступной для обучающихся младшего школьного возраста. Простота ее обработки стимулирует творческую активность обучающихся, позволяет легко овладеть ручными умениями и навыками, в короткое время увидеть результат работы.

Работа с природным материалом, более сложна, однако сильнее способствует развитию творческого воображения, обучающийся может придумать сюжет к своей творческой продукции. Обучающиеся сами, с учетом увлечений и способностей могут определить материалы и изделия, над которыми будут работать. Это уже творчески самостоятельное решение, результат сформированного творческого воображения.

Таким образом, декоративно-прикладная деятельность способствует развитию воссоздающего воображения и на его основе развитию творческих способностей, воспитанию эстетических чувств и интереса к творчеству. На уроках декоративно-прикладного искусства задействованы сразу два вида мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное.

Социальная, художественная и педагогическая ценность народного декоративно-прикладного искусства несомненна и общепризнана. Она состоит в его познавательном, эстетическом и идейно-воспитательном значении, которые взаимосвязаны между собой и оказывают неоспоримое влияние в процессе формирования личности. Произведения народного творчества передают особенности реальной жизни и дают обширные знания об истории, труде и быте народа, а также представления о его мировоззрении и психологии; о флоре и фауне страны и многое другое. Произведения народного творчества способствуют развитию у младших школьников эстетических представлений, чувства прекрасного, красивого, чувство формы, ритма и т.д., эстетической культуры. Именно многообразие народных ремесел является выражением материальной и духовной культуры народа. В синкретичности ремесла и 29 искусства, т.е. в неразрывности материального производства и духовной культуры лежит ключ к пониманию истинного характера декоративно-прикладной деятельности.

Для развития творческого воображения обучающихся используются специальные методы и приемы. Так, в работе Р.М. Чумичевой рассмотрены следующие методы и приемы развития творческого воображения:

- метод вызывания адекватных эмоций – способствует установлению ассоциативной связи с уже имеющимся опытом, что дает возможность с помощью произведений декоративно-прикладной деятельности восстанавливать увиденное и пережитое раньше, вызывая при этом у обучающихся определенные чувства, эмоции, настроение;

- тактильно-чувственный метод – способствует созданию и корректировке эмоционального состояния. При прикосновении к различным материалам (дерево, пенопласт, глина, шерсть) активизируются различные чувства детей;

- метод музыкального сопровождения – основывается на том, что при помощи восприятия обучающимися произведений декоративно-прикладного творчества: звучит музыка, характер которой созвучен данному произведению, и помогает облегчить процесс восприятия и настроить на творческое воображение.

Применение в системе обучения художественного слова, музыки очень полезно. Гармонично сочетаются народное изобразительное искусство и соответствующая деятельность детей с музыкальным и поэтическим фольклором, малыми фольклорными жанрами (потешками, прибаутками), со сказками. Использование данных методов при организации декоративно-прикладной деятельности детей позволяет обогатить у них творческие устремления, развить оригинальность, нестандартность мышления, индивидуальность восприятия художественных образов, умение всматриваться и наблюдать, а также преобразовывать реальные предметы, привнося в них элементы сказочности и новизны. В процессе создания нового продукта, обучающиеся приобретают различные знания, овладевают различными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать, уточняются и углубляются их представления об окружающем мире.

Декоративно-прикладная деятельность является составной частью культуры человечества. Используя различные формы декоративно-прикладной деятельности, мы помогаем не только развитию творческого воображения обучающихся начальной школы, но и их всестороннему личностному развитию. Таким образом, декоративно-прикладная деятельность играет важную роль в развитии творческого воображения у младшего школьника.


Глава 2. Методическая работа по развитию творческого воображения детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности
2.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношенийОбщими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы.    

      По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детях данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

  Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.



      С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущейУчебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства – в основном, цвет, форма и величина.

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Эти особенности необходимо учитывать при общении с ребёнком и его развитии.

Возрастные стадии восприятия:

  • 2-5 лет - стадия перечисления предметов на картине; 

  • 6-9 лет - описание картины; 

  • после 9 лет - интерпретация увиденного.

Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не слишком интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обычно обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что чаще всего приводит к значительным трудностям в средней школе, когда материал становится сложнее и больше по объему, а для решения учебных задач требуется не только умение воспроизвести материал. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана и др.).


Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.

Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.


Таким образом, дети младшего школьного возраста очень эмоциональны и внимательны. В работе с детьми младшего школьного возраста важно учитывать: содержание репертуара, сложность заданий.
2.2. Исследование исходного уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста
В первой главе мы рассмотрели теоретические основы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности.

В соответствии с целью и задачами проектировочная работа включает в себя следующие этапы:

1. Диагностическое исследование исходного уровня развития творческого воображения у младших школьников 3 «А» класса МАОУ СОШ №24 г. Белово.

2. Разработка комплекса занятий по развития творческого воображения обучающихся 3 «А» класса в декоративно-прикладной деятельности.

Целью диагностического исследования стало изучение исходного уровня развития творческого воображения у обучающихся младшего школьного возраста.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

 подобрать группу обучающихся младшего школьного возраста;

 подобрать инструментарий для изучения творческого воображения обучающихся;

 провести диагностический этап исследования, количественный и качественный анализ полученных данных.

Базой нашего исследования является муниципальное автономное образовательное учреждение СОШ №24 г. Белово (МАОУ СОШ №24 г. Белово), находящийся по адресу: 652642, г. Белово, пгт. Бачатский, ул. Комсомольская 24а. В работе приняли участие 25 детей 3 «А» класса.

На основе изучения психолого-педагогической литературы были выделены следующие показатели творческого воображения:

– беглость – отражает умение создавать наибольшее количество ассоциаций (идей, образов), измеряется количеством ответов;

– оригинальность – определяет способность к выдвижению идей, необычных, неординарных, измеряется количеством неповторяющихся образов;

– гибкость – определяет способность выдвигать разнообразные идеи, охватывающие как можно большее количество категорий (флора, фауна, человек, технические и символические, декоративные элементы и т.д.).

– увлеченность – определяет способность к изобретательству, конструктивной деятельности, измеряется количеством существенных и несущественных элементов при создании продукта деятельности.

Были подобраны следующие методики, направленные на выявление уровня творческого воображения обучающихся начального звена: