Файл: Приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях дпи" по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 1636

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Психодиагностика творческого воображения (Е. Туник);

2. Карта наблюдения за детьми (наблюдение за особенностями воображения, творческой активности).

1. Для определения показателя творческого воображения «беглость» использовался субтест №7 «Психодиагностики творческого воображения» (Е. Туник): Спрятанная форма. Задача: за определенное время найти различные фигуры, замаскированные в мало структурированном изображении. Обучающимся предлагается найти как можно больше изображений на предложенном рисунке (Приложение 2). Время выполнения субтеста – 3 минуты.

2. Для определения показателя творческого воображения «гибкость» использовался субтест №4 «Психодиагностики творческого воображения» (Е. Туник): Словесная ассоциация. Задача: привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Обучающимся предлагается придумать как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Время выполнения субтеста – 3 минуты.

Категории ответов:

1) время издания (старая, новая, старинная, современная);

2) действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная);

3) материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная);

4) назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая);

5) принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая);

6) размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, квадратная);

7) распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая).

8) степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная);

9) ценность (дорогая, дешевая, ценная);

10) цвет (красная, синяя, фиолетовая);

11) эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная);

12) язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская).

3. Для определения показателя творческого воображения «оригинальность» использовался субтест №6 «Психодиагностики творческого воображения» (Е. Туник): Эскизы. Задача: превратить одинаковые фигуры в различные изображения.

Обучающимся предлагается дорисовать изображение так, чтобы получились новые необычные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. При этом каждому рисунку нужно дать название. Время выполнения задания – 10 минут.

При оценивании оригинальным считается тот рисунок
, сюжет которого использован один раз на весь класс. Тестовый стимульный материал представлен в Приложении 2.

4. Для определения показателя творческого воображения «увлеченность» использовалась Карта наблюдения за детьми (наблюдение за особенностями воображения, творческой активности). Анализ увлеченности процессом творчества осуществлялся на основе целенаправленного педагогического наблюдения. Мы отслеживали, как дети реагировали на задания, как включались в процесс, в создание оригинальных идей, а также оценивали проявления желания довести начатое до эстетически значимого результата (соблюдение пропорций, доработка деталей и т.д.) при многообразии возникающих ассоциаций в воплощении идей.

Характеристику уровней показателей развития творческого воображения мы представили в таблице 1:


Показатели

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Оригинальность

Ребенок следует стандартным идеям. Не выдвигает новых решений. Рисунку характерен схематизм, не проявляет творчество, т.е. не выдвигает никаких новых решений и идей.

Ребенок в основном следует общепринятым идеям, но иногда выдвигает нестандартное новое решение. В рисунке отражает настроение и характер, Робко и неуверенно пытается выдвинуть нестандартное новое решение.

Ребенок выдвигает новые, неожиданные идеи, отличающиеся по своей сути, от широко известных, общепринятых. Отражает в рисунке яркие, необычные образы. Уверен в себе, выполняет самостоятельно, без помощи взрослых.

Гибкость

Ребенок с трудом переходит от одного действия к другому, копирует учителя

Ребенок практически свободно может перейти от одного рисунка к другому, выдвигает новые идеи, но при помощи учителя.

Ребенок легко переходит от одного рисунка к другому, придумывает большое число новых идей без помощи учителя.

Беглость

Ребенок испытывает трудности при выполнении задания, обращается за помощью к учителю.

Ребенок выполняет задание с желанием, но рисунки представляют собой бессмысленные абстракции.

Ребенок самостоятельно создает большое количество осмысленных идей, не обращается за помощью к учителю.

Увлеченность

Ребенок пассивен, выполняет задания без желания и интереса.

Ребенок активен, выполняет задания с желанием, но требуется дополнительная стимуляция со стороны учителя.

Ребенок проявляет активность, заинтересованность в творческой деятельности. Выполняет задание с увлечением



Теоретическое изучение проблемы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста позволило определить уровни его развитости: высокий, средний и низкий.

Высокий 9 – 10 баллов. Обучающийся генерирует оригинальные идеи, отличные от очевидных; тщательно детализирует представляемые образы; образы эмоционально окрашены; при выполнении заданий проявляется увлеченность, гибкость и беглость.

Средний 5 – 8 баллов. Обучающийся выдвигает стандартные, нормативные идеи; их поведение стереотипное; отмечают небольшое количество существенных деталей, небольшое количество образов; воссоздаваемые образы мало эмоциональны; гибкость и беглость прослеживаются слабо; оригинальность идей недостаточна.

Низкий 0 – 4 баллов. Обучающийся с трудом преобразовывает стимульный материал; выделяет несущественные детали, которые не связаны между собой; отсутствует разнообразие оригинальных идей, беглость и гибкость.

Результаты диагностики развития творческого воображения у младших школьников представлены в таблице 2




Ф.И. участника

Показатели

Гибкость

Оригинальность

Беглость

Увлеченность

Всего

Средний бал




1

Яромир А.

3

5

3

3

14

3,5




2

Тимофей Б.

7

9

7

7

30

7,5




3

Глеб В.

6

7

6

6

25

6,25




4

Никита В.

2

4

4

5

15

3,75




5

Илья Г.

7

9

6

8

30

7,5




6

Ярослав Г.

4

5

6

3

18

4,5




7

Софья Г.

6

5

7

4

22

5,5




8

Кира Д.

5

6

6

5

22

5,5




9

Александр Д.

3

6

4

3

16

4




10

Максим Е.

3

4

6

3

16

4




11

Сергей Ж.

5

3

3

4

15

3,75




12

Амина И.

7

5

6

7

25

6,25




13

Мирон К.

7

8

3

4

22

5,5




14

Егор Л.

4

5

4

3

16

4




15

Ульяна М.

7

7

6

8

28

7




16

Анна М.

4

3

3

3

13

3,25




17

Илья О.

7

5

7

6

25

6,25




18

Валерия Р.

4

4

2

6

16

4




19

Эльвира С.

7

6

6

7

26

6,5




20

Алексей С.

4

5

6

6

19

4,75




21

Роман С.

7

7

9

5

28

7




22

Артем Т.

4

5

4

5

18

4,5





Анализ результатов диагностики творческого воображения младших школьников 3 «А» класса показал, что большинство детей (56%) имеют средний уровень развития творческого воображения, 44% участников характеризуется низким уровнем творческого воображения, высокий уровень выявлен не был.

Анализируя результаты оценки показателей развития творческого воображения обнаружила, что высокий уровень развития творческого воображения выявлен по таким показателям, как «оригинальность» (8% обучающихся) и «беглость» (4% обучающихся). Такие школьники выдвигают новые, неожиданные креативные идеи. Отражают в рисунке яркие, необычные образы. Они уверены в себе, выполняют творческие задания самостоятельно, без помощи учителя. В основном большинство младших школьников показали средний уровень развития творческого воображения по всем показателям. Наибольшее количество детей с низким уровнем творческого воображения выявлено по показателю «гибкость» (44%). Такие обучающиеся с трудом переходят от одного действия к другому, копируют учителя.

Таким образом, обучающиеся 3 «А» класса показали недостаточный уровень развития творческого воображения.

Далее мы провели качественный анализ результатов диагностики.

По показателям «гибкость» и «беглость» наилучшие показатели были выявлены у Вани Р., Насти С, Максима Б., Гардея Е., Ани Р., Оли О., Марины Г., Кати М., Лизы Е. Это свидетельствует об их хорошем уровне переключаемости с одного задания на другое. Им не требовалась дополнительная инструкция, они внимательно слушали задание, быстро и качественно выполняли его, не отвлекались на посторонние дела. Слабыми же показателями обладали Лена П., Вася Я., Варя У, Никита Ж., Вика Н., Аня С. Они испытывали затруднения при организации своего рабочего пространства, отвлекались, медленно и не всегда точно выполняли задание.

Наблюдение за обучающимися в процессе учебной деятельности позволили выявить следующие результаты показателя «увлеченность»: наибольший интерес, эмоциональный отклик к своей работе, а также вовлеченность в процесс создания творческого образа проявили Костя М., Сергей С., Настя С., Аня Р., Гардей Е. Наименее увлеченными в процессе проведения диагностики были Лена П., Максим Г., Вика Н., Вася Я., Никита С., что подтверждается и их результатами по показателям «гибкость» и «беглость».

Показатель «оригинальность» позволяет оценить у младших школьников уровень креативного подхода к своей творческой деятельности. Ваня Р., Настя С., Паша О. создали свои продукты творческой деятельности наиболее оригинальными и необычными, с разнообразными деталями. В то время, как Елисей Д., Вика Н., Максим Б., Витя Л., Аня С., Лиза Е., Никита Ж. создали свои рисунки стереотипными, схематичными.


По результатам диагностики исходного уровня творческого воображения, проведенного с января по февраль 2017 года на базе образовательной организации лицея № 88 в 3 «А» классе были сделаны следующие выводы:

 обучающиеся имеют недостаточный уровень развития творческого воображения;

 обучающиеся на разном уровне проявляли творческую активность, гибкость, увлеченность.

Эти результаты соотносятся с проведенным наблюдением в ходе учебной деятельности. И выражаются в соответствующих (УУД) универсальных учебных действиях на уроках труда и изобразительного искусства.

Таким образом, результаты диагностики подтверждают, что творческое воображение большинства обучающихся характеризуется низким и средним уровнями развития, что предполагает широкие возможности для работы в этом направлении. Это свидетельствует о необходимости разработки комплекса занятий по развитию творческого воображения обучающихся младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности.
2.3. Проектирование работы по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности
Результаты диагностики исходного уровня развития творческого воображения показали, что большинство младших школьников 3 «А» класса имеет недостаточный уровень развития творческого воображения. Обнаруженные недостатки в развитии творческого воображения детей младшего школьного возраста показали, что необходима систематическая и целенаправленная работа в данном направлении.

В связи с этим в рамках нашей проектировочной работы был разработан комплекс занятий, направленный на развитие творческого воображения обучающихся 3 класса в декоративно-прикладной деятельности.

Цель комплекса занятий – развитие творческого воображения обучающихся в декоративно-прикладной деятельности.

Творческое воображение обучающихся в декоративно-прикладной деятельности развивается в разных направлениях:

 предварительное создание эскизов на бумаге;

 продумывание элементов узора и их расположении;

 создание продуктов декоративно-прикладной деятельности;

 умение подобрать способ оформления предмета;

 способность перенести задуманный декоративного узора на изделие.

При создании комплекса занятий по развитию у обучающихся творческого воображения были реализованы следующие принципы:

 развивающего и воспитывающего характера обучения;

 научности содержания и методов учебного процесса;