Файл: Приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях дпи" по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)".docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 1633
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. Тема занятия «Аппликация из природного материала».
Творческое задание «Озвучь роль».
Цель: развитие показателя творческого воображения «увлеченность».
Данное занятие решает следующие задачи:
– формирование представления об аппликации из природного материала, как виде народного декоративного искусства;
– формирование творческого мышления;
– развитие эстетического вкуса;
– воспитание любви к народному творчеству;
– развитие творческой активности младших школьников;
– развитие мелкой моторики рук;
– развитие умения анализировать собственную творческую деятельность и ее результаты;
– развитие способности высказывать оценки и суждения.
Оборудование: картон голубого цвета, природные материалы: засушенные листочки, веточки, песок, манная и гречневая крупа, семечки, горох; бусинки, клей, текст с ролями, проектор, интерактивная доска, отрывок мультфильма «О рыбаке и рыбке», аудио-проигрыватель, запись с морской музыкой.
Содержание: обучающимся предлагается посмотреть фрагмент мультфильма «О рыбаке и рыбке» с последующим чтением отрывка этой сказки по ролям. Затем дети представляют морское царство, себя в роли золотой рыбки, слушают морскую музыку. Учитель предлагает школьникам с помощью природных материалов выполнить аппликацию – изобразить подводный мир. В конце занятия обучающие демонстрируют свои работы, делятся впечатлениями, рассказывают о своем подводном мире, высказывают свое мнение о работе одноклассников.
8. Тема занятия «Аппликация из бросового материала».
Творческое задание «Что можно сделать из обычной лампочки?».
Цель: развитие показателя творческого воображения «гибкость».
Данное занятие решает следующие задачи:
– формирование представления об аппликации из бросового материала, как виде народного декоративного искусства;
– формирование творческого мышления;
– развитие эстетического вкуса;
– воспитание любви к народному творчеству;
– развитие творческой активности младших школьников;
– развитие мелкой моторики рук;
– развитие умения анализировать собственную творческую деятельность и ее результаты;
– развитие способности высказывать оценки и суждения.
Оборудование: лампочка, нитки, гуашь, кисть, блестки, крышки.
Содержание: обучающимся предлагается рассмотреть различный бросовый бытовой материал и придумать как можно больше вариантов ответов на вопрос «Что можно сделать из обычной лампочки?». Затем учитель предлагает выбрать наиболее необычный вариант из этого списка и сделать аппликацию. В конце занятия обучающие демонстрируют свои работы, делятся впечатлениями, рассказывают о своей работе, высказывают свое мнение о работе одноклассников.
9. Тема занятия «Народная игрушка».
Творческое задание «Фантазер».
Цель: развитие показателя творческого воображения «беглость».
Данное занятие решает следующие задачи:
– формирование представления о народной игрушке, как виде народного декоративно-прикладного искусства;
– формирование творческого мышления;
– развитие эстетического вкуса;
– воспитание любви к народному творчеству;
– развитие творческой активности младших школьников;
– развитие мелкой моторики рук;
– развитие умения анализировать собственную творческую деятельность и ее результаты;
– развитие способности высказывать оценки и суждения.
Оборудование: белый картон, шаблон лошадки, карандаш, яичная скорлупа, гуашь, кисть, клей, аудио-проигрыватель, записи русских народных песен.
Содержание: учитель просит обучающихся показать свою любимую игрушку и рассказать о ней. Затем педагог демонстрирует народную игрушку – лошадку. Дети сравнивают свои игрушки с лошадкой, выделяя сходства и различия. Учитель раздает шаблон лошадки и предлагает школьникам с помощью техники «мозаика из яичной скорлупы» и раскраски превратить лошадку в настоящее произведение искусства. Во время выполнения задания звучат записи русских народных песен. В конце занятия обучающие демонстрируют свои работы, делятся впечатлениями, рассказывают о своей работе, высказывают свое мнение о работе одноклассников.
10. Тема занятия «Матрешка».
Творческое задание «Заказчик».
Цель: развитие показателя творческого воображения «оригинальность».
Данное занятие решает следующие задачи:
– формирование представления о матрешке, как виде народного декоративно-прикладного искусства;
– формирование творческого мышления;
– развитие эстетического вкуса;
– формирование положительного отношения к совместной деятельности;
– формирование мотивов совместной деятельности с одноклассниками на уроке;
– развитие деловых межличностных отношений в ходе совместной деятельности;
– формирование у детей умений оценивать процесс и результат выполнения задания;
– развитие творческой активности младших школьников.
Оборудование: бумага с частями матрешки, акварель, гуашь, кисть, пластилин, блестки, бисер.
Содержание: обучающимся раздаются листы с частями большой матрешки и предлагается создать неповторимую ее часть с помощью красок, пластилина, украшений. Затем эти части соединяются в общую матрешку. В конце занятия обучающие подводят итог своей работе и работе одноклассников.
В процессе проведения занятий обучающиеся показали качественно новый уровень развития творческого воображения. Декоративно-прикладная деятельность помогла обучающимся создавать больше интересных и необычных идей, создавать неповторяющиеся образы и новые необычные детали, легче переключаться на новые задачи.
На занятиях мы наблюдали, как дети становились более активными, самостоятельными, они без помощи взрослого выполняли свои продукты. Более оригинальными стали образы – из стандартного набора элементов обучающиеся создавали свои неповторимые узоры, отражая показатель гибкость, продукты их деятельности стали более эмоционально окрашены, показатель «увлеченность», с тщательно проработанными, неповторимыми деталями, что может свидетельствовать о повышении показателя «оригинальность». На занятиях обучающиеся были увлечены, внимательно слушали инструкции, были настроены на положительный результат старались быть аккуратными, спокойно переключались с одного вида деятельности на другой.
Занятия проводились в 2017-2018 учебном году в рамках уроков изобразительного искусства и труда. Они включали в себя просмотр наглядных материалов по теме урока, игры на актуализацию знаний, задания для повышения увлеченности. Наблюдение за обучающимися в процессе декоративно-прикладной деятельности показало, что им нравится и они способны выражать свое эмоциональное состояние и свою позицию через продукты деятельности, а различные творческие задания повышают интерес к уроку.
Таким образом, мы разработали комплекс занятий по развитию творческого воображения у младших школьников в декоративно-прикладной деятельности, состоящий их 10 занятий, в каждом из которых решались цели и задачи, соответствующие этапам содержания педагогической работы по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно сделать обобщающий вывод, что проблема взаимосвязи активного творческого воображения в процессе изобразительной деятельности мало изучена и актуальна в современной школьной практике и поэтому требует теоретического и практического исследования.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу, что достаточно развитое воображение является необходимым условием успешного обучения школьников и играет большую роль в жизнедеятельности человека во все последующие годы жизни. И поскольку основная воспитательная установка педагогической работы заключается в направлении поведения школьника по линии подготовки его к будущему, постольку развитие и упражнение его воображения являются одной из основных сил в процессе осуществления этой цели.
Подводя итоги всему вышесказанному, хочется подчеркнуть всю значимость младшего школьного возраста как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Именно в школе начинается активно развиваться воображение, а значит, любому педагогу необходимо знать законы развития воображения и условия необходимые для его развития.
Воображение
- это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программ в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может быть средством создания образов, не программирующих активную деятельность, но заменяющих ее.
Творческое воображение - это разновидность высшего уровня, так как предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
Также, по ходу исследования, мы выясняли, что творческое воображение формируется только в творческой деятельности. Следовательно, необходимо так выстраивать занятия, чтобы они стимулировали детей к творческой деятельности, которая в свою очередь будет развивать и творческое воображение.
Педагог должен придерживаться следующих принципов, развивая воображение:
Педагог должен сам иметь «творческую» жилку.
Сформировать мотивацию. Стимулировать воображение вопросами.
В качестве такой творческой деятельности мы выбрали изобразительную, так как в младшем школьном возрасте она существенно влияет на их развитие, доступна и очень увлекательна для детей в данный возрастной период. Изобразительное искусство не только расширяет кругозор детей, знакомит их с навыками работы с художественными материалами и прививает определенный круг умений, но и активно способствует развитию у них творческого воображения и нестандартному решению поставленных задач.
По данной проблеме для выявления зависимости развития воображения от изобразительной деятельности С целью выявить насколько развито творческое воображение у младших школьников, мной была проведена методика у О.М. Дьяченко в МБУ ДО «Станция Юных Техников» имени Героя Социалистического труда Б.Г. Никитина. Для проведения нами были выбран один класс, занимающиеся по программе «Волшебная кисточка».
После проведения диагностики пришли к выводу, что целенаправленная работа с использованием специальных упражнений в изобразительной деятельности и активное участие в ней младших школьников способствует развитию высокого уровня творческого воображения. На данном этапе нашу работу можно считать завершенной, так как основной целью диагностирующих факторов было выявление влияния изобразительной деятельности на уровень творческого воображения у детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
9. Никифорова, О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. Представление и воображение
Творческое воображение - это разновидность высшего уровня, так как предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
Также, по ходу исследования, мы выясняли, что творческое воображение формируется только в творческой деятельности. Следовательно, необходимо так выстраивать занятия, чтобы они стимулировали детей к творческой деятельности, которая в свою очередь будет развивать и творческое воображение.
Педагог должен придерживаться следующих принципов, развивая воображение:
-
Создавать проблемные ситуации, требующие творческого решения -
Обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве. Не давать прямых инструкций, помогать действовать независимо. -
На основе тщательного наблюдения определить сильные и слабые стороны детей. -
Не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно. -
Не торопиться с суждениями о результатах творчества детей. -
Предлагать детям решить свои проблемы творчески. Пробовать разные варианты решения творческих задач.
Педагог должен сам иметь «творческую» жилку.
Сформировать мотивацию. Стимулировать воображение вопросами.
В качестве такой творческой деятельности мы выбрали изобразительную, так как в младшем школьном возрасте она существенно влияет на их развитие, доступна и очень увлекательна для детей в данный возрастной период. Изобразительное искусство не только расширяет кругозор детей, знакомит их с навыками работы с художественными материалами и прививает определенный круг умений, но и активно способствует развитию у них творческого воображения и нестандартному решению поставленных задач.
По данной проблеме для выявления зависимости развития воображения от изобразительной деятельности С целью выявить насколько развито творческое воображение у младших школьников, мной была проведена методика у О.М. Дьяченко в МБУ ДО «Станция Юных Техников» имени Героя Социалистического труда Б.Г. Никитина. Для проведения нами были выбран один класс, занимающиеся по программе «Волшебная кисточка».
После проведения диагностики пришли к выводу, что целенаправленная работа с использованием специальных упражнений в изобразительной деятельности и активное участие в ней младших школьников способствует развитию высокого уровня творческого воображения. На данном этапе нашу работу можно считать завершенной, так как основной целью диагностирующих факторов было выявление влияния изобразительной деятельности на уровень творческого воображения у детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
-
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1999 - 93 с.
-
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. -
Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. -
Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. -
Кравцов Г. Г., Кравцова Е.Е. Воображение и творчество: культурно– исторических подходов.
-
Кучина М. В. Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко -
Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ, студентов педагогических институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. - М., Просвещение, 2005. - 470 с.
9. Никифорова, О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. Представление и воображение
-
Николаенко Н.Н. Психология творчества -
Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 2003. 50 с.. -
Понятие «воображение» и «творческое воображение» -
Развитие творческого воображения на уроках ИЗО
-
Речинская Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников, 1999. – 121 с. -
Рибо Т. Творческое воображение. М.: Просвещение, 2001.
-
Рублева Т. М. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
-
Развития младшего школьника
-
Сидельникова М. А., Клочкова Г.М. Особенности развития творческого воображения младших подростков в системе дополнительного образования -
Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 192 с.. -
Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве -
Федеральные государственные образовательные стандарты
-
Шулика М. Воображение, его виды и функции. Понятие творческого воображения.
-
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.