Файл: Приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях дпи" по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 1635

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 принцип наглядности;

 принцип сознательности и творческой активности;

 систематичности и последовательности от простого к сложному;

 принцип доступности предполагает соответствие содержания, характера и объема занятий уровню развития, подготовленности детей;

 принцип научности предполагает разработку занятий на основе теоретических исследований развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста;

 принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм деятельности.

Развитию творческого воображения обучающихся младших классов будут способствовать такие условия, как личностно-ориентированное взаимодействие между педагогом и обучающимся, стимуляция мотивации обучающегося, формирование потребности в декоративно-прикладной деятельности.

Для развития творческого воображения в декоративно-прикладной деятельности важны следующие методы:

 метод практического развития (своевременная помощь со стороны педагога, чтобы получить качественный продукт деятельности и формировать самооценку и веру в себя);

 поисково-конструктивный метод (получение необходимых УУД своевременно и в достаточном объеме);

 метод творческо-активной деятельности (используя приобретенный опыт и знания, у обучающегося возникает желание самостоятельного выполнения творческих заданий и создания нового продукта);

– метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;

– метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости. К педагогическим методам, которые мы используем на занятиях по развитию эстетических представлений, относятся:

– словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

– наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые объекты, явления, наглядные пособия);

– практические методы (обучающиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Применение этих принципов и методов в ходе реализации комплекса занятий должны обеспечить эстетическое и художественное развитие обучающихся, и способствовать развитию их творческого воображения и личности в целом.

Для развития творческого воображения у обучающихся в процессе занятий декоративно-прикладной деятельностью, необходимо создание определенных условий:


1. Наличие у педагога знаний и умений в декоративно-прикладной деятельности.

2. Эмоциональная окраска занятий, обеспечивающая интерес обучающихся к занятию.

3. Между педагогом и обучающимися должна быть доброжелательная атмосфера.

4. Отсутствие жестких рамок, препятствующих развитию творческого воображения.
Тематический план комплекса занятий развития творческого воображения в декоративно-прикладной деятельности:



Тема

Цель

Содержание

1

Хохломская роспись

Развитие показателя творческого воображения «беглость»

Творческое задание «Пифагор»

2

Городецкая роспись

Развитие показателя творческого воображения «увлеченность»

Творческое задание «Ярмарка»

3

Филимоновская игрушка

Развитие показателя творческого воображения «увлеченность»

Творческое задание «Поможем художнику»

4

Лепка

Развитие показателя творческого воображения «гибкость»

Творческое задание «Конструктор»

5

Вышивка

Развитие показателя «увлеченность»

Творческое задание «Символ дружбы»

6

Аппликация из цветной бумаги

Развитие показателя творческого воображения «оригинальность»

Творческое задание «Несуществующее животное»

7

Аппликация из природного материала

Развитие показателя творческого воображения «увлеченность»

Творческое задание «Озвучь роль»

8

Аппликация из бросового материала

Развитие показателя творческого воображения «гибкость»

Творческое задание «Что можно сделать из обычной лампочки? »

9

Народная игрушка

Развитие показателя творческого воображения «беглость»

Творческое задание «Фантазер»

10

Матрешка

Развитие показателя творческого воображения «оригинальность»

Творческое задание «Заказчик»



Апробация комплекса занятий по развитию творческого воображения была осуществлена в 2017-2018 учебном году.

В процессе апробации комплекса занятий велось наблюдение за развитием творческого воображения обучающихся.

Рассмотрим подробнее комплекс занятий по развитию творческого воображения младших школьников в декоративно-прикладной деятельности.

1. Тема занятия «Хохломская роспись»

Творческое задание «Пифагор».

Цель: развитие показателя творческого воображения «беглость».

Данное занятие решает следующие задачи:

– формирование умения составлять мотив узора, используя элементы хохломской росписи;

– воспитание любви к народному творчеству, изобразительному искусству;

– развитие эстетического восприятия, чувства прекрасного;

– развитие творческой активности младших школьников;

– развитие умения анализировать собственную творческую деятельность и ее результаты.

Оборудование: карточки с изображением элементов хохломской росписи, шаблоны разделочных досок, гуашь, кисти.

Содержание: обучающимся предлагается побывать в роли художника и собрать свой мотив узора из квадратиков, на которых изображены элементы хохломской росписи. На выполнение данного задания дается 5 минут.

После составления своего узора, младшие школьники переносят его с помощью красок и кисти на разделочную доску. В конце занятия дети устраивают выставку своих работ, делятся впечатлениями, обмениваются опытом выполнения изделий, высказывают свое мнение о работе одноклассников.

2. Тема занятия «Городецкая роспись».

Творческое задание «Ярмарка».

Цель: развитие показателя творческого воображения «увлеченность».

Данное занятие решает следующие задачи:

– знакомство с народными ремеслами России, в частности с произведениями и историей развития Городецкой росписи;

– формирование умения рисования декоративных элементов Городецкой росписи;

– воспитание любви к народному творчеству, изобразительному искусству;

– развитие эстетического восприятия, чувства прекрасного;

– развитие творческой активности младших школьников;

– развитие умения анализировать собственную творческую деятельность и ее результаты;

– развитие способности высказывать оценки и суждения.

Оборудование: шаблон тарелки, бумага, гуашь, кисти, аудипроигрыватель, записи русских народных песен, интерактивная доска, проектор.


Содержание: обучающимся показывают презентацию «Городецкая роспись». В процессе ее просмотра дети знакомятся с произведениями и историей развития городецкой росписи, с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Учитель предлагает школьникам подготовить «товары» для городецкой ярмарки, т.е. самим расписать тарелку, используя сюжетную городецкую роспись. Включается запись русской народной песни и дети приступают к выполнению задания.

После того, как обучающиеся расписали тарелки, устраивается выставка-ярмарка. Детям предлагается описать и похвалить свое изделие, а также дать оценку работам своих одноклассников.

3. Тема занятия «Филимоновская игрушка»

Творческое задание «Поможем художнику»

Цель: развитие показателя творческого воображения «увлеченность».

Данное занятие решает следующие задачи:

– знакомство с народными ремеслами России;

– формирование представления о технологии создания филимоновской игрушки и ее эстетических особенностях;

– формирование умения рисования простейших элементов филимоновской росписи;

– воспитание любви к народному творчеству, изобразительному искусству;

– развитие эстетического восприятия, чувства прекрасного;

– развитие творческой активности младших школьников;

– развитие умения анализировать собственную творческую деятельность и ее результаты.

Оборудование: лист бумаги с изображением филимоновской игрушки, гуашь, кисти, палитра, салфетки, баночки для воды, интерактивная доска, проектор.

Содержание: обучающимся показывают презентацию «Филимоновская игрушка». В процессе ее просмотра дети знакомятся с историей создания филимоновской игрушки, основными этапами ее изготовления. Затем учитель раздает каждому школьнику лист бумаги, на котором изображен эскиз филимоновской игрушки и просит «помочь художнику», дорисовать и раскрасить данную игрушку.

В конце занятия дети показывают свои работы и делятся впечатлениями.

4. Тема занятия «Лепка».

Творческое задание «Конструктор».

Цель: развитие показателя творческого воображения «гибкость».

Данное занятие решает следующие задачи:

– формирование представления о пластилине, приемах лепки, украшении фигур;

– формирование творческого мышления;

– развитие эстетического вкуса; – развитие эстетического восприятия, чувства прекрасного; – развитие творческой активности младших школьников;

– развитие мелкой моторики рук;


– развитие умения анализировать собственную творческую деятельность и ее результаты.

Оборудование: пластилин, доска для лепки, блестки, пуговки, семена.

Содержание: обучающимся предлагается слепить из пластилина 12 деталей различных форм и размера, украсить их. Далее педагог просит школьников обменяться половиной деталей с соседом по парте, попробовать соединить все детали так, чтобы получилось какое-либо изделие. При этом форму деталей изменять нельзя.

5. Тема занятия «Вышивка».

Творческое задание «Символ дружбы».

Цель: развитие показателя творческого воображения «увлеченность».

Данное занятие решает следующие задачи:

– формирование представления о вышивке, приемах вышивки;

– формирование творческого мышления;

– развитие эстетического вкуса;

– воспитание любви к народному творчеству;

– развитие творческой активности младших школьников;

– развитие мелкой моторики рук;

– формирование межличностных отношений младших школьников;

– развитие умения анализировать собственную творческую деятельность и ее результаты.

Оборудование: полоска белой бумаги, иголка, нитки мулине, ножницы, простой карандаш.

Содержание: обучающиеся знакомятся с таким видом народного декоративного искусства, как вышивка. Детям предлагается совместно придумать «символ дружбы» класса и с помощью вышивки создать его.

6. Тема занятия «Аппликация из цветной бумаги».

Творческое задание «Несуществующее животное».

Цель: развитие показателя творческого воображения «оригинальность».

Данное занятие решает следующие задачи:

– формирование представления об аппликации из цветной бумаги, как виде народного декоративного искусства;

– формирование творческого мышления;

– развитие эстетического вкуса;

– воспитание любви к народному творчеству;

– развитие творческой активности младших школьников;

– развитие мелкой моторики рук;

– развитие умения анализировать собственную творческую деятельность и ее результаты;

– развитие способности высказывать оценки и суждения.

Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны геометрических фигур, карандаш, аудио-проигрыватель, запись музыки со звуками леса.

Содержание: обучающимся предлагает пофантазировать и придумать несуществующее животное. Учитель раздает школьникам шаблоны геометрических фигур и предлагает из них составить несуществующее животное, описать его. Затем с помощью техники рваная аппликация дети изображают несуществующее животное. В конце занятия обучающие демонстрируют свои работы, делятся впечатлениями, обмениваются опытом выполнения задания, высказывают свое мнение о работе одноклассников.