Файл: Приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях дпи" по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)".docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 1635
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
принцип наглядности;
принцип сознательности и творческой активности;
систематичности и последовательности от простого к сложному;
принцип доступности предполагает соответствие содержания, характера и объема занятий уровню развития, подготовленности детей;
принцип научности предполагает разработку занятий на основе теоретических исследований развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста;
принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм деятельности.
Развитию творческого воображения обучающихся младших классов будут способствовать такие условия, как личностно-ориентированное взаимодействие между педагогом и обучающимся, стимуляция мотивации обучающегося, формирование потребности в декоративно-прикладной деятельности.
Для развития творческого воображения в декоративно-прикладной деятельности важны следующие методы:
метод практического развития (своевременная помощь со стороны педагога, чтобы получить качественный продукт деятельности и формировать самооценку и веру в себя);
поисково-конструктивный метод (получение необходимых УУД своевременно и в достаточном объеме);
метод творческо-активной деятельности (используя приобретенный опыт и знания, у обучающегося возникает желание самостоятельного выполнения творческих заданий и создания нового продукта);
– метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
– метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости. К педагогическим методам, которые мы используем на занятиях по развитию эстетических представлений, относятся:
– словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
– наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые объекты, явления, наглядные пособия);
– практические методы (обучающиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Применение этих принципов и методов в ходе реализации комплекса занятий должны обеспечить эстетическое и художественное развитие обучающихся, и способствовать развитию их творческого воображения и личности в целом.
Для развития творческого воображения у обучающихся в процессе занятий декоративно-прикладной деятельностью, необходимо создание определенных условий:
1. Наличие у педагога знаний и умений в декоративно-прикладной деятельности.
2. Эмоциональная окраска занятий, обеспечивающая интерес обучающихся к занятию.
3. Между педагогом и обучающимися должна быть доброжелательная атмосфера.
4. Отсутствие жестких рамок, препятствующих развитию творческого воображения.
Тематический план комплекса занятий развития творческого воображения в декоративно-прикладной деятельности:
№ | Тема | Цель | Содержание |
1 | Хохломская роспись | Развитие показателя творческого воображения «беглость» | Творческое задание «Пифагор» |
2 | Городецкая роспись | Развитие показателя творческого воображения «увлеченность» | Творческое задание «Ярмарка» |
3 | Филимоновская игрушка | Развитие показателя творческого воображения «увлеченность» | Творческое задание «Поможем художнику» |
4 | Лепка | Развитие показателя творческого воображения «гибкость» | Творческое задание «Конструктор» |
5 | Вышивка | Развитие показателя «увлеченность» | Творческое задание «Символ дружбы» |
6 | Аппликация из цветной бумаги | Развитие показателя творческого воображения «оригинальность» | Творческое задание «Несуществующее животное» |
7 | Аппликация из природного материала | Развитие показателя творческого воображения «увлеченность» | Творческое задание «Озвучь роль» |
8 | Аппликация из бросового материала | Развитие показателя творческого воображения «гибкость» | Творческое задание «Что можно сделать из обычной лампочки? » |
9 | Народная игрушка | Развитие показателя творческого воображения «беглость» | Творческое задание «Фантазер» |
10 | Матрешка | Развитие показателя творческого воображения «оригинальность» | Творческое задание «Заказчик» |
Апробация комплекса занятий по развитию творческого воображения была осуществлена в 2017-2018 учебном году.
В процессе апробации комплекса занятий велось наблюдение за развитием творческого воображения обучающихся.
Рассмотрим подробнее комплекс занятий по развитию творческого воображения младших школьников в декоративно-прикладной деятельности.
1. Тема занятия «Хохломская роспись»
Творческое задание «Пифагор».
Цель: развитие показателя творческого воображения «беглость».
Данное занятие решает следующие задачи:
– формирование умения составлять мотив узора, используя элементы хохломской росписи;
– воспитание любви к народному творчеству, изобразительному искусству;
– развитие эстетического восприятия, чувства прекрасного;
– развитие творческой активности младших школьников;
– развитие умения анализировать собственную творческую деятельность и ее результаты.
Оборудование: карточки с изображением элементов хохломской росписи, шаблоны разделочных досок, гуашь, кисти.
Содержание: обучающимся предлагается побывать в роли художника и собрать свой мотив узора из квадратиков, на которых изображены элементы хохломской росписи. На выполнение данного задания дается 5 минут.
После составления своего узора, младшие школьники переносят его с помощью красок и кисти на разделочную доску. В конце занятия дети устраивают выставку своих работ, делятся впечатлениями, обмениваются опытом выполнения изделий, высказывают свое мнение о работе одноклассников.
2. Тема занятия «Городецкая роспись».
Творческое задание «Ярмарка».
Цель: развитие показателя творческого воображения «увлеченность».
Данное занятие решает следующие задачи:
– знакомство с народными ремеслами России, в частности с произведениями и историей развития Городецкой росписи;
– формирование умения рисования декоративных элементов Городецкой росписи;
– воспитание любви к народному творчеству, изобразительному искусству;
– развитие эстетического восприятия, чувства прекрасного;
– развитие творческой активности младших школьников;
– развитие умения анализировать собственную творческую деятельность и ее результаты;
– развитие способности высказывать оценки и суждения.
Оборудование: шаблон тарелки, бумага, гуашь, кисти, аудипроигрыватель, записи русских народных песен, интерактивная доска, проектор.
Содержание: обучающимся показывают презентацию «Городецкая роспись». В процессе ее просмотра дети знакомятся с произведениями и историей развития городецкой росписи, с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Учитель предлагает школьникам подготовить «товары» для городецкой ярмарки, т.е. самим расписать тарелку, используя сюжетную городецкую роспись. Включается запись русской народной песни и дети приступают к выполнению задания.
После того, как обучающиеся расписали тарелки, устраивается выставка-ярмарка. Детям предлагается описать и похвалить свое изделие, а также дать оценку работам своих одноклассников.
3. Тема занятия «Филимоновская игрушка»
Творческое задание «Поможем художнику»
Цель: развитие показателя творческого воображения «увлеченность».
Данное занятие решает следующие задачи:
– знакомство с народными ремеслами России;
– формирование представления о технологии создания филимоновской игрушки и ее эстетических особенностях;
– формирование умения рисования простейших элементов филимоновской росписи;
– воспитание любви к народному творчеству, изобразительному искусству;
– развитие эстетического восприятия, чувства прекрасного;
– развитие творческой активности младших школьников;
– развитие умения анализировать собственную творческую деятельность и ее результаты.
Оборудование: лист бумаги с изображением филимоновской игрушки, гуашь, кисти, палитра, салфетки, баночки для воды, интерактивная доска, проектор.
Содержание: обучающимся показывают презентацию «Филимоновская игрушка». В процессе ее просмотра дети знакомятся с историей создания филимоновской игрушки, основными этапами ее изготовления. Затем учитель раздает каждому школьнику лист бумаги, на котором изображен эскиз филимоновской игрушки и просит «помочь художнику», дорисовать и раскрасить данную игрушку.
В конце занятия дети показывают свои работы и делятся впечатлениями.
4. Тема занятия «Лепка».
Творческое задание «Конструктор».
Цель: развитие показателя творческого воображения «гибкость».
Данное занятие решает следующие задачи:
– формирование представления о пластилине, приемах лепки, украшении фигур;
– формирование творческого мышления;
– развитие эстетического вкуса; – развитие эстетического восприятия, чувства прекрасного; – развитие творческой активности младших школьников;
– развитие мелкой моторики рук;
– развитие умения анализировать собственную творческую деятельность и ее результаты.
Оборудование: пластилин, доска для лепки, блестки, пуговки, семена.
Содержание: обучающимся предлагается слепить из пластилина 12 деталей различных форм и размера, украсить их. Далее педагог просит школьников обменяться половиной деталей с соседом по парте, попробовать соединить все детали так, чтобы получилось какое-либо изделие. При этом форму деталей изменять нельзя.
5. Тема занятия «Вышивка».
Творческое задание «Символ дружбы».
Цель: развитие показателя творческого воображения «увлеченность».
Данное занятие решает следующие задачи:
– формирование представления о вышивке, приемах вышивки;
– формирование творческого мышления;
– развитие эстетического вкуса;
– воспитание любви к народному творчеству;
– развитие творческой активности младших школьников;
– развитие мелкой моторики рук;
– формирование межличностных отношений младших школьников;
– развитие умения анализировать собственную творческую деятельность и ее результаты.
Оборудование: полоска белой бумаги, иголка, нитки мулине, ножницы, простой карандаш.
Содержание: обучающиеся знакомятся с таким видом народного декоративного искусства, как вышивка. Детям предлагается совместно придумать «символ дружбы» класса и с помощью вышивки создать его.
6. Тема занятия «Аппликация из цветной бумаги».
Творческое задание «Несуществующее животное».
Цель: развитие показателя творческого воображения «оригинальность».
Данное занятие решает следующие задачи:
– формирование представления об аппликации из цветной бумаги, как виде народного декоративного искусства;
– формирование творческого мышления;
– развитие эстетического вкуса;
– воспитание любви к народному творчеству;
– развитие творческой активности младших школьников;
– развитие мелкой моторики рук;
– развитие умения анализировать собственную творческую деятельность и ее результаты;
– развитие способности высказывать оценки и суждения.
Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны геометрических фигур, карандаш, аудио-проигрыватель, запись музыки со звуками леса.
Содержание: обучающимся предлагает пофантазировать и придумать несуществующее животное. Учитель раздает школьникам шаблоны геометрических фигур и предлагает из них составить несуществующее животное, описать его. Затем с помощью техники рваная аппликация дети изображают несуществующее животное. В конце занятия обучающие демонстрируют свои работы, делятся впечатлениями, обмениваются опытом выполнения задания, высказывают свое мнение о работе одноклассников.