Файл: Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине Неорганическая химия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 287

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для приблизительного измерения объема жидкости или раствора используют цилиндры, мерные стаканы и мензурки; для точного – измерительные и объемные пипетки. Для отсчета капель жидкости или раствора используют капельные пипетки; для измерения точного объема жидкости, израсходованной при титровании, – бюретки; для приготовления растворов точной концентрации – мерные колбы, а при титровании – конические.

При всех измерениях объема жидкости глаза наблюдателя должны находиться строго на уровне мениска: нижнего - для бесцветных жидкостей, верхнего - для окрашенных.

Для закрепления посуды используют штативы с кольцами и зажимами.

Реакционную смесь нагревают в пробирках, термостойких стаканах, чашках, тиглях, но не в цилиндрах и ступках. При этом пробирки укрепляют в держателях для пробирок, а стаканы и колбы помещают на асбестовые, металлические сетки.

Охлаждение высушенных или прокаленных веществ во избежание поглощения ими водяных паров из воздуха производят в эксикаторах. Эксикатор открывают, сдвигая крышку в сторону (не поднимая ее), с помощью тигельных щипцов вносят в него бюкс или тигель и помещают их на фарфоровую вкладку или в ее гнезда. Закрывают эксикатор не сразу, а через несколько секунд, иначе в нем по мере охлаждения веществ образуется вакуум, поэтому крышку невозможно будет открыть.

Используемая в опытах посуда должна быть чистой. Загрязненную посуду следует мыть водопроводной водой с использованием щеток (ершей), ополаскивать дистиллированной водой.

Необходимо обратить внимание на чистоту реактивов. Во избежание их загрязнения не следует оставлять склянки открытыми, менять их пробки, сливать реактивы обратно в реактивные склянки, касаться пипеткой стенок пробирки, в которую выливают раствор.

Наиболее употребительные реактивы (разбавленные растворы кислот и щелочей, растворы большинства солей) должны стоять в штативах на рабочем месте; концентрированные растворы кислот, щелочей, растворы сильно пахнущих веществ – находиться в вытяжном шкафу, где и проводится работа с ними.

При выполнении опытов растворы реактивов отбирают капельными пипетками и переносят в пробирки, не касаясь их стенок, а твердые реактивы отбирают чистыми и сухими ложками или лопатками (шпателями).

Содержимое пробирок с неприятно пахнущими веществами (вода сероводородная, хлорная и бромная, раствор аммиака, бензол, толуол и др.) сливают в специальные склянки для слива.


Правила техники безопасности

1. В лаборатории разрешается работать только в халате.

2. Категорически запрещается принимать пищу, курить; нельзя пробовать реактивы на вкус; не разрешается работать в лаборатории одному, в отсутствие преподавателя.

3. Во время работы следует соблюдать тишину и порядок на рабочем месте, не загромождать его посторонними предметами.

4. Все опыты с ядовитыми и неприятно пахнущими веществами (хлором, бромом, аммиаком, сероводородом, бензолом, эфиром и др.) следует проводить в вытяжном шкафу.

5. С кислотами и щелочами следует обращаться осторожно; необходимо следить, чтобы они не попадали на лицо, руки и одежду.

6. С концентрированными кислотами и щелочами можно работать только в вытяжном шкафу. Разбавляя концентрированные кислоты и щелочи водой, следует приливать их к большому количеству воды при непрерывном перемешивании.

7. Металлический натрий, кальций, кусочки щелочи можно брать только щипцами или пинцетом.

8. При работе с металлическим натрием и кальцием необходимо остерегаться воды. Обрезки металлического натрия и кальция следует опускать в банки с керосином. Строго запрещается бросать их в ящик с мусором или в раковину.

9. При нагревании жидкости пробирку следует держать отверстием от себя и окружающих, не приближать лицо к пробирке, так как возможен выброс жидкости.

10. При распознавании запаха выделяющегося газа следует нюхать его издали, направляя пары движением руки от сосуда к себе. Нельзя вдыхать газ полной грудью.

11. Легко воспламеняющиеся жидкости (бензин, бензол, спирт
и др.) можно переливать только вдали от огня. Эти жидкости в небольших количествах следует нагревать в пробирках, поместив их в заранее нагретую водяную баню.

12. Пользуясь спиртовкой, необходимо соблюдать следующие правила:

а) зажигать спиртовку только спичкой, не наклонять ее и не зажигать от другой горящей спиртовки;

б) не оставлять зажженной спиртовку без надобности, не переносить ее с места на место;

в) гасить спиртовку следует, закрывая пламя колпачком.

13. Посторонним лицам запрещается присутствовать в лаборатории. К работе в лаборатории допускаются только обучающиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности, о чем делается запись в соответствующем журнале.

Оказание первой помощи в лаборатории



1. При попадании на кожу человека кислоты или щелочи необходимо немедленно обмыть пораженное место большим количеством воды. Затем при попадании на кожу кислоты промыть ее 3%-м раствором гидрокарбоната натрия (NaHCO3), а при попадании щелочи – 1%-м раствором уксусной кислоты (CH3COOH).

2. При попадании на кожу концентрированных кислот и щелочей следует немедленно промыть обожженное место под струей воды (в течение 3–5 минут), после чего наложить повязку из ваты, смоченной спиртовым раствором таннина или 3%-м раствором перманганата калия (KMnO4). При сильных ожогах после оказания первой помощи следует отправить пострадавшего к врачу.

3. При попадании брызг кислоты или щелочи в глаза надо немедленно промыть их большим количеством воды комнатной температуры и обратиться к врачу.

4. При термическом ожоге следует сначала наложить повязку из спиртового раствора таннина или 3%-го раствора перманганата калия, а затем смазать обожженное место мазью от ожогов.

5. При ожогах бромом необходимо протереть обожженное место спиртом или обмыть водой, затем наложить повязку, смоченную 20%-м раствором тиосульфата натрия (Na2S2O3), после чего смазать мазью от ожогов.

6. При отравлении хлором, бромом, сероводородом, оксидом углерода(II) необходимо немедленно вывести пострадавшего на свежий воздух.

7. При порезах стеклом надо вынуть из раны осколки и смазать ее йодом.

8. При возникновении пожара надо немедленно погасить спиртовки, выключить электронагревательные приборы. Тушить небольшие очаги пожара следует песком, шерстяным или асбестовым одеялом. С большим пламенем борются с помощью углекислотных огнетушителей.


Тема 1. Основные химические понятия и законы
Лабораторная работа 1.Строение атома и систематика химических элементов


План занятия

1. Состав атома и атомного ядра.

2. Основные положения квантовой механики: квантовый характер излучения и поглощения энергии, двойственная природа электрона, принцип неопределенности.

3. Электронное облако и атомная орбиталь (АО). Характеристика АО квантовыми числами. Понятие об энергетических уровнях,
подуровнях, квантовых ячейках.

4. Порядок и правила заполнения электронами энергетических уровней, подуровней и квантовых ячеек (принцип наименьшей энергии, принцип Паули, правила Гунда, Клечковского).


5. Электронные формулы элементов малых и больших периодов. Распределение валентных электронов по квантовым ячейкам. Понятие о нормальном и возбужденном состоянии атома, о валентности и степени окисления элементов.

Задания для самостоятельной работы

1. Элементарные частицы атома, их сравнительная характеристика. Понятие об изотопах и изобарах. Приведите примеры, используя таблицу 1 приложения. Радионуклиды, их биологическая роль.

2. Используя таблицу 2 приложения, назовите квантовые числа и объясните их физический смысл.

3. Какие сведения об элементах можно получить на основании их электронных формул? Покажите на примере элементов K, Fe, Se, Kr.

4. Почему хлор и марганец, фосфор и ванадий находятся в одной группе, но в разных подгруппах периодической системы элементов?

5. Составьте электронные формулы ионов:

а) Fe 2 +; б) Fe 3 +; в) S 2-; г) As 3-.

6. В чем заключаются особенности электронных конфигураций валентных электронов у атомов меди и хрома?

7. На примере элементов Са, Si, S и CI покажите распределение валентных электронов по квантовым ячейкам и укажите все возможные степени окисления этих элементов в нормальном и возбужденном состоянии.

8. Элементы каких групп в каждом периоде имеют самые большие и самые малые потенциалы ионизации?

9. Какие элементы периодической системы являются наиболее сильными окислителями, а какие наиболее сильными восстановителями?

10. Что понимается под относительной электроотрицательностью (ОЭО)? Используя таблицу 3 приложения, расположите элементы C, H, O, S, N, P, CI, F, Br, Fe, Mg, AI, Na в порядке уменьшения их ОЭО.

11. Используя таблицу 4 приложения, поясните, почему у атомов азота, кислорода и фтора одинакова конфигурация валентных электронов в нормальном и возбужденном состояниях.

12. Составьте формулы оксидов и гидроксидов марганца (II, IV, VI, VII) и охарактеризуйте их кислотно-основные свойства.

13. Составьте характеристику элементов, имеющих следующую структуру валентного электронного слоя: а) 4s2 4p4; б) 3d5 4s1 (см. ниже план характеристики элемента).

14. Напишите формулы водородных и высших кислородных соединений p-элементов IV группы периодической системы и приведите их названия.

15. Элемент образует высший оксид состава ЭО3. Массовая доля водорода в летучем водородном соединении этого элемента составляет 5,88 %. Назовите этот элемент.

Тема 2. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.


Лабораторная работа 1.Строение атома и систематика химических элементов

План занятия

1. Положение элемента в периодической системе (порядковый номер, период, группа и подгруппа, относительная атомная масса).

2. Строение атома элемента:

а) заряд ядра атома, количество электронов, протонов и нейтронов;

б) электронная формула и электронное семейство;

в) распределение валентных электронов по квантовым ячейкам в нормальном и возбужденном состоянии, возможные валентности и степени окисления;

г) химическая природа элемента (металл, неметалл, амфотерный или инертный элемент).

3. Формулы соединений и характер их свойств (оксиды, гидроксиды, водородные соединения).

4. Сравнение свойств элементов, форм и свойств образуемых ими соединений в периоде и в подгруппе.
5. Современная формулировка периодического закона Д.И. Менделеева. Строение периодической системы. Определение периода, группы, подгруппы на основе теории строения атома.

6. Свойства атомов элементов и их изменение по основным направлениям периодической системы (радиус атома, энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность).

7. Характер изменения металлических и неметаллических, окислительных и восстановительных свойств элементов по периодам и подгруппам.

8. Сравнительная характеристика свойств оксидов и гидроксидов: а) элементов III и IV периодов; б) элементов, проявляющих переменные значения степени окисления.

9. Характеристика элемента и его соединений по положению в периодической системе и строению атома*.

Задания для самостоятельной работы

1. Как меняется длина и энергия связи в ряду молекул: F2, CI2, Br2, J2?

2. В молекулах каких указанных веществ имеет место кратная связь: CI2, HCI, O2, H2O, N2, NH3? Сравните их реакционную способность.

3. Используя таблицу 3 приложения, охарактеризуйте типы химической связи в молекулах CI2, HCI, LiCI, NH4CI.

4. В молекулах каких указанных веществ имеет место гибридная связь: NaCI, MgCI2, BCI3, SiH4? Укажите тип гибридизации соответствующего атома.

5. Молекулы каких указанных веществ способны участвовать в образовании межмолекулярной водородной связи: HF, H2O, CaH2, PH3? Поясните ответ, используя таблицу 3 приложения.