Файл: Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине Неорганическая химия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 + ? + ? + ?;

б) KJO3 + Na2SO3 + H2SO4 → J2 + ? + ? + ?;

в) S + KOH → K2S + K2SO3 + ?;

г) K2S + KMnO4 + H2SO4 → S+ ? + ? + ?;

д) Cr(OH)3 + Br2 + NaOH → Na2CrO4 + ? + ?;

е) K2Cr2O7 + H2SO4 + NaNO2 → Cr2(SO4)3 + NaNO3+ ? + ?;

ж) NaJ + KMnO4 + KOH → J2 + ? + ?;

з) KNO2 + KJ + H2SO4 → J2 + NO +? + ?.
8. Используя таблицы 14 и 15 приложения, допишите формулы продуктов реакций в указанных ниже уравнениях, подберите коэффициенты методом электронного баланса, расставьте их в уравнениях, отметьте в каждом из них окислитель и восстановитель:
а) H2S + H2SO3 ® ; б) J2 + H2S ® ;

в) HNO2 + H2S ® ; г) NaBr + NaBrO3 + H2SO4 ® ;

д) H2SO3 + CI2 + H2O ® ; е) K2S + NaCIO + H2SO4 ® ;

ж) HCIO4 + SO2 + H2O ® ; з) HNO3 + J2 + H2O ® ;

и) KCIO3 + KNO2 ® ; к) NO + NO2 + NaOH ® .


  1. Сколько моль азотной кислоты участвует в качестве окислителя в реакции: FeS + HNO3 → Fe(NO3)3 + S + NO + H2O?

  2. Пермангагат калия можно получить окислением манганата калия хлором: 2 K2MnO4 + Cl2 = 2 KMnO4 + 2 KCl.

Используя таблицу 15 приложения, сравните значения стандартных окислительно-восстановительных потенциалов и объясните, можно ли вместо хлора применять бром или йод?

  1. Хватит ли 120 г 4%-го раствора перманганата калия для окисления 50 г 3%-го раствора сульфита натрия, который содержит также гидроксид калия?

  2. Какой объем сероводорода (н. у.) прореагирует с 150 г 0,1н раствора йода?

Лабораторная 9.
Энергетика и направленность химических процессов


План занятия

1. Основные понятия химической термодинамики:

а) термодинамическая система, ее разновидности и параметры состояния;

б) термодинамические процессы и термодинамические функции (полная и внутренняя энергия, энтальпия, энтропия, энергия Гиббса).

2. Первый закон термодинамики, его математическое выражение. Значение Q V и Q P.

3. Термохимия. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения. Экзотермические и эндотермические реакции.

4. Закон Гесса, его следствия. Теплоты образования и сгорания веществ.

5. Направленность химических процессов. ΔSо и ΔGо, их взаимосвязь.
Задания для самостоятельной работы


1. Что изучает химическая термодинамика?

2. Понятие о термодинамической системе. Приведите примеры открытых и изолированных, гомогенных и гетерогенных систем.

3. Перечислите параметры, характеризующие состояние термодинамических систем:

а) NH4CI (к) NH3 (г) + HCI (г), ΔH > 0;
б) N2 (г) + 3 H2 (г) 2 NH3 (г), ΔH < 0.
4. Назовите виды термодинамических процессов и укажите, к какому из них можно отнести химические реакции, выполняемые в учебной лаборатории.

5. Приведите определение основных термодинамических функций и поясните их физический смысл.

6. Сформулируйте первый закон термодинамики и приведите его математическое выражение при V = const и P = const.

7. Что понимают под тепловым эффектом реакции и термохимическим уравнением? Приведите примеры уравнений термохимических реакций.

8. Сформулируйте закон Гесса и отметьте его практическое значение.

9. Что понимают под теплотой образования вещества? Используя таблицу 5 приложения, укажите значение энтальпии образования ΔНообр веществ:
а) СО (г) и CO2 (г);

б) H2O (ж) и Н2О (г);

в) CaO3 (к), Ca(OH)2 (к) и CaCO3 (к).
10. Сформулируйте следствия из закона Гесса о тепловом эффекте химической реакции и приведите их математическое выражение.

11. Используя таблицу 5 приложения, вычислите тепловые эффекты реакций ΔH :
а) Fe2O3 (к) + 2 AI (к) = AI2O3 (к) + 2 Fe (к);

б) 2 SO2 (г) + O2 (г) = 2 SO3 (г);

в) NH3 (г) + HCI (г) = NH4CI (к).
12. Вычислите тепловые эффекты реакций сгорания 10 г следующих веществ: C(алмаз) и P(к); H2 (г) и H2S (г); C2H5OH (ж) и C6H12O6 (к).

13. Какие термодинамические функции определяют направленность химических реакций? Приведите их математическое выражение.

14. Определите направление указанных реакций по значениям ΔS и ΔG , используя для вычислений таблицу 5 приложения:
а) 2 CO (г) + O2 (г) = 2 CO2 (г)

;

б) 2 Н2S (г) + 3 O2 (г) = 2 Н2О (г) + 2 SO2 (г);

в) С(графит) + Н2О (г) = СО (г) + Н2 (г).
15. Используя таблицу 5 приложения, вычислите значения ΔH , ΔS и ΔG в представленных системах и определите возможность их осуществления в стандартных условиях:
а) CaO (к) + H2O (ж) = Ca(OH)2 (к);
б) СaО (к) + СО2 (г) = СaСО3 (к);
в) Ca(OH)2 (к) + CO2 (г) = CaCO3 (к) + H2O (ж).
16. Используя таблицу 5 приложения, определите количество теплоты, выделяющейся при взрыве 8,4 л гремучего газа (н. у.).

17. При восстановлении 12,7 г оксида меди(II) углем (с образованием СО) поглощается 8,24 кДж энергии. Определите ΔH образования CuO ( используйте таблицу 5 приложения).

18. Вычислите ΔH образования MgCO3(к), пользуясь следующими данными:
С (графит) + О2 = СО2 (г), ΔH = - 393,5 кДж;

2 Mg (к) + O2 = 2 MgO (к), ΔH = - 1203,6 кДж;

MgO (к) + СО2 (г) = MgCO3 (к), ΔH = - 117,7 кДж.
Лабораторная 10.
Химическая кинетика и химическое равновесие
План занятия
1. Понятие о скорости химической реакции, выражение ее для гомогенных и гетерогенных процессов.

2. Факторы, влияющие на скорость химической реакции:

а) влияние концентрации (закон действующих масс - ЗДМ);

б) влияние температуры (правило Вант-Гоффа, активные молекулы, энергия активации);

в) влияние катализаторов, понятие о гомогенном и гетерогенном катализе;

г) влияние других факторов.

3. Состояние химического равновесия, его количественная характеристика.

4. Смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье. Влияние концентрации, давления и температуры на смещение химического равновесия.

Растворы: H2O (дист.), 2н - Na2S2O3, H2SO4; CuSO4 (1н),

H2O2 (3%), FeCI3 (0,0025M и насыщ.), KNCS (0,0025M и насыщ.), NH4OH (6н).

Приборы и материалы:штативы с пробирками, лопатки, секундомеры, MnO2 (крист.), KCI (крист.).
Опыт 1. Влияние концентрации на скорость

химической реакции
Начертите таблицу 1 и, используя ее данные, приготовьте в трех пробирках растворы Na2S2O3 разной концентрации путем разбавления водой его 2н раствора.

Далее возьмите первую пробирку, поместите в нее одну каплю 2н раствора H2SO4 и быстро встряхните пробирку. С помощью секундомера отметьте время с момента слияния растворов до появления слабого голубоватого помутнения, обусловленного образованием коллоидного раствора серы. Полученный результат внесите в пятую графу таблицы 1. Аналогичные исследования проведите со второй и третьей пробирками.

Таблица 1
Влияние концентрации на скорость реакции


Номер пробирки

Количество капель

Время

t, с

Концен-трация
Na2S2O3,
моль/л

Скорость
u = 1/t,
у. e.

Na2S2O3,


H2O

H2SO4,


1

2

3

4

5

6

7

1

4

8

1




1/3




2

8

4

1




2/3




3

12

0

1




1




Вычислите значение скорости реакции, протекающей в каждой из пробирок. Результаты всех вычислений внесите в седьмую колонку таблицы 1.

Запишите приведенное ниже уравнение реакции, протекающей в пробирках, и приведите выражение ее скорости:

Na2S2O3 + H2SO4 = Na2SO4 + S¯ + SO2­ + H2O.
Сделайте вывод о зависимости скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ и выразите эту зависимость графически. Для этого отложите на оси абсцисс значения концентрации растворов Na2S2O3, а на оси ординат - соответствующие им значения скорости. При этом учтите, что график представляет собой усредненную прямую линию.
Опыт 2. Влияние катализаторов на скорость

химической реакции
2.1. Гомогенный катализ

В пробирку с пятью каплями 1н раствора CuSO4 добавьте по каплям 6н раствор NH4OH до образования интенсивно-синего раствора катализатора [Cu(NH3)4]SO4.

В другую пробирку поместите шесть капель 3%-го раствора H2O2 и добавьте в нее по каплям полученный раствор катализатора (с помощью капельной пипетки). Отметьте интенсивность реакции.

Составьте уравнения реакций образования катализатора и разложения Н2О2. Укажите тип катализа.

2.2. Гетерогенный катализ

Поместите в пробирку шесть капель 3%-го раствора Н2О2 и добавьте в нее с помощью лопатки несколько крупинок катализатора MnO2. Отметьте интенсивность реакции.

Укажите тип катализа и составьте уравнение реакции разложения Н2О2.

Сделайте вывод о влиянии катализаторов на скорость реакции.
Опыт 3. Смещение равновесия в обратимой реакции
Начертите таблицу 2. Используя ее данные, смешайте в четырех пробирках 0,0025М растворы FeCI3 и KNCS и наблюдайте слабо-красное окрашивание растворов во всех пробирках.

Далее добавьте в первые три пробирки вещества, указанные в таблице 2. Наблюдайте изменение окраски, сравните ее с окраской раствора в контрольной пробирке и заполните седьмую графу таблицы 2.

Составьте уравнение обратимой реакции и укажите, какой из ее компонентов обусловливает окраску раствора.

Используя данные седьмой графы таблицы 2, отметьте направление смещения равновесия в указанной реакции. Заполните восьмую (последнюю) графу таблицы 2.

Запишите выражения скоростей прямой и обратной реакций приведенного уравнения и выражение константы химического равновесия.

Сделайте вывод о влиянии концентрации на направление смещения равновесия.

Таблица 2