Файл: Отраслевые особенности предпринимательства в отрасли продаж легковых автомобилей.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы функционирования рынка легковых автомобилей
1.1. Понятие и функции рынка легковых автомобилей
1.2. Структура рынка легковых автомобилей
1.3. Анализ мирового автомобильного рынка
Глава 2. Отраслевые особенности предпринимательства в отрасли продаж легковых автомобилей
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ бизнес-модели компании
2.3. Направления совершенствования предпринимательской деятельности
Глава 2. Отраслевые особенности предпринимательства в отрасли продаж легковых автомобилей
2.1. Краткая характеристика предприятия
Международный автомобильный холдинг «Атлант-М» – крупнейшее объединение компаний в СНГ, специализирующееся на продаже, гарантийном и сервисном обслуживании легковых и коммерческих автомобилей, поставках запасных частей. «Атлант-М» был основан в 1991 году.
Сегодня Холдинг владеет сетью более чем из 20 современных автоцентров и специализированных сервисных предприятий в наиболее крупных городах трех стран - России, Казахстана и Республики Беларусь. Компании холдинга «Атлант-М» - импортеры и официальные дилеры ведущих мировых производителей автомобилей.
Организационная структура управления СООО «Атлант-М» представлена в Приложении 1.
Основное направление деятельности отделений — автомобильный бизнес, однако в состав холдинга «Атлант-М» входят также банк, лизинговая компания, IT-интеграционная компания и компания по автотранспортным перевозкам.
Основное направление деятельности ― импортер и официальный дилер ведущих мировых производителей автомобилей.
В СООО «Атлант-М» предоставляется широкий перечень услуг:
― полное сопровождение процедуры получения кредита на автомобили;
― гарантийное и послегарантийное обслуживание автомобилей;
― продажа оригинальных запасных частей и аксессуаров;
― установка дополнительного оборудования на автомобили.
В портфель брендов «Атлант-М» входят 14 автомобильных марок: Volkswagen, Skoda, Mazda, Ford, Cadillac, Opel, Chevrolet, Land Rover, Jaguar, KIA, Nissan, Renault и другие.
Кроме продажи новых автомобилей, клиентам предлагаются следующие виды услуг:
― ремонт и техническое обслуживание автомобилей;
― кредитование для частных лиц, лизинг, а также продажа б/у автомобилей.
Что касается магазина оригинальных запчастей и аксессуаров, который также работает в автоцентре, то здесь можно приобрести оригинальные запчасти и расходные материалы Volkswagen, Audi, SEAT или Porsche, а также фирменные литые диски, шины, всевозможные аксессуары для внешнего и внутреннего рестайлинга, багажники, автомобильные холодильники и многое другое.
Также на территории автоцентров работают автомойки, которые могут предложить клиентам следующие виды услуг:
― ручная мойка кузова;
― бесконтактная мойка кузова;
― полировка кузова;
― мойка двигателя;
― сухая и влажная уборка салона;
― химчистка салона;
― покрытие воском;
― мойки днища автомобиля.
Таким образом, на сегодняшний день компания СООО «Атлант-М» предоставляет довольно широкий спектр услуг. Но мало внимания уделяется расширению возможностей реализации автомобилей, как например предоставление возможности приобретения автомобиля посредством финансового лизинга или же принятия в зачет другого авто.
Закупочная политика предприятия включает:
— выбор источников поставок;
— каналов снабжения;
— методов закупок;
— способов доставки товаров.
Проведем анализ основных поставщиков с помощью метода рейтинговых оценок. Оценку поставщиков сырья и вспомогательных материалов дадим по критериям и показателям, приведенным в таблице 3.
Таблица 5- Критерии и показатели предварительной оценки поставщиков
Критерии |
Показатели |
Качество продукции |
Наличие сертифицированной системы менеджмента качества изготовителя. Сопроводительные документы |
Условия оплаты |
Форма оплаты. Цены, с учетом транспортных расходов |
Условия поставки |
Сроки поставки. Норма отгрузки |
Дополнительные критерии оценки |
Репутация. Гибкость в отношениях |
Отношения с поставщиками строятся на договорной основе. Влияние поставщиков обусловлено их сравнительно небольшим числом, так как компания СООО «Атлант-М» является официальным дилером таких брендов как Volkswagen, Skoda, Mazda, Ford, Cadillac, Chevrolet, Land Rover, Jaguar, KIA, Nissan, Renault.
Потребителями СООО «Атлант-М» выступают физические лица, реже – юридические, находящиеся в РФ.
Портрет среднестатистического потребителя, согласно исследованиям, которые ежемесячно проводит отдел маркетинга, выглядит следующим образом. Это мужчина от 41 до 50 лет, руководитель среднего звена или служащий, покупающий свой второй автомобиль и узнавший о салоне от своих друзей или знакомых.
Автосалон Volkswagen на Сухарево постоянно проводит разнообразные акции, ориентированные на какую-либо марку автомобиля, либо предоставляет льготные условия кредита на определенные модели. Данные акции необходимы для увеличения объема продаж товаров и повышения доступности автомобилей для покупателей. Известность акций является параметром, позволяющим определить уровень коммуникации предприятия с потребителями. Наиболее известной акцией является «Специальное предложение на автомобили Volkswagen» (38%).
Необходимо отметить, что значительное количество посетителей (21%) не знают ни об одной из акций, проводимых автосалоном. Можно порекомендовать отделу маркетинга увеличить объем информационного сопровождения акций, а отделу продаж предлагать посетителям ознакомиться с условиями этих акций.
Вопрос об альтернативном выборе позволил отделу маркетинга автосалона Volkswagen на Сухарево выявить потенциальные товары-субституты. Ими являются марки Ford (20,37%), Škoda (18,52%), Mazda (14,81). Изучение моделей данных производителей поможет выявить факторы, которые могут повысить конкурентоспособность автомобилей данного автосалона, и в конечном счете, увеличить объемы продаж. Повышение конкурентоспособности товара на данном предприятии можно повысить при работе по направлениям пред- и послепродажного обслуживания, так как изменять технические характеристики автомобилей дилерский центр не может.
Кроме того, можно отметить, что почти 15% посетителей не рассматривают в качестве альтернативы другой автомобиль, то есть они предпочитают марки Volkswagen, представленные в данном автосалоне.
На сегодняшний день автомобильный рынок в городе развивается стабильно. С каждым годом количество автосалонов увеличивается. Это объясняется ростом спроса на автомобили, а также невысокими барьерами при входе на рынок. Вместе с увеличением числа автосалонов наблюдается и рост уровня конкуренции. При этом очень важно оказаться конкурентоспособным и не «потеряться» в этом многообразии автосалонов, а также завоевать симпатии потребителей за счет создания благоприятного имиджа. С этой целью необходимо проводить исследования конкурентной среды фирмы.
Рассматриваемая компания СООО «Атлант-М» занимает на рынке серединное положение, т.е. она реализует продукцию по средним ценам и имеет 30% первичного рынка автомобилей. В целом, данная отрасль находится в стадии зрелости. Это влечет за собой необходимость совершенствовать методы менеджмента. Все фирмы поддерживают средний уровень цен и конкурируют по таким параметрам как реклама, обслуживание, качество продукции, дополнительные услуги и т.п. В данной отрасли конкуренцию можно назвать жесткой, т.к. спрос на продукцию растет небольшими темпами. Вместе с тем методы дополнительного стимулирования покупателей быстро копируются конкурентами, и приходится прилагать немало усилий для сохранения положения в отрасли. Вновь пришедшие в отрасль фирмы предлагают продукцию по более низким ценам. Такая тенденция может привести к непропорциональности роста потребительского спроса и предложения в целом по отрасли, что нежелательно для компании.
Среди основных конкурентов СООО «Атлант-М» можно выделить следующие: Тойота Центр и ООО Автомобильный дом «Энергия ГмбХ».
В отношении своей продукции компания «СООО «Атлант-М» заняла свою эксклюзивную позицию клиентоориентированного бизнеса, предлагающего уникальные сервисы, такие, например, как тренд-мониторы, позиционирование и презентация для каждого продукта, программы кредитования, сервисное обслуживание.
Оценка положения СООО «Атлант-М» относительно других орагнизаций представлена в таблице 6
Таблица 6– Оценка положения предприятия относительно конкурентов
Составляющая маркетингового комплекса |
Оценка положения (высокое, выше среднего, среднее, ниже среднего, низкое) |
|||||
ООО «Сервус» |
Тойота Центр Минск |
ООО Автомобильный дом «Энергия ГмбХ» |
||||
1 |
||||||
Товар: — качество; — разнообразие ассортимента |
выше среднего выше среднего |
среднее среднее |
высокое выше среднего |
|||
Уровень цен |
среднее |
ниже среднего |
выше среднего |
|||
Использование системы скидок |
выше среднего |
ниже среднего |
выше среднего |
|||
Репутация на рынке |
выше среднего |
среднее |
выше среднего |
|||
Политика распределения: — удобство сотрудничества; — уровень сервиса |
выше среднего среднее |
среднее среднее |
выше среднего выше среднего |
|||
Коммуникационная политика: — использование разнообразных средств коммуникаций; — организация PR; — конкурентоспособность системы распределения. |
выше среднего выше среднего среднее |
ниже среднего ниже среднего среднее |
выше среднего выше среднего среднее |
|||
Работа отдела маркетинга: — проведение маркетинговых исследований; — доля рынка |
ниже среднего выше среднего |
ниже среднего ниже среднего |
выше среднего выше среднего |
Примечание – Источник: собственная разработка
Из таблицы видно, что компания СООО «Атлант-М» по ряду параметров выигрывает у компании Тойота Центр, предлагая лучший по качеству и ассортименту товар, использование более гибкой системы скидок, более выгодные условия сотрудничества и более успешно осуществляя коммуникационную политику. Однако, по ряду параметров СООО «Атлант-М» уступает компании ООО Автомобильный дом «Энергия ГмбХ». Это можно объяснить, что ООО Автомобильный дом «Энергия ГмбХ» характеризуется более продолжительным временем нахождения на рынке. Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются: ценовые; неценовые; недобросовестные методы конкуренции.
2.2. Анализ бизнес-модели компании
Бизнес-портфель - набор видов деятельности и товаров, которыми занимается компания.
В СООО «Атлант-М» предоставляется широкий перечень услуг:
― продажа новых автомобилей;
― полное сопровождение процедуры получения кредита на автомобили;
― гарантийное и послегарантийное обслуживание автомобилей;
― продажа оригинальных запасных частей и аксессуаров;
― установка дополнительного оборудования на автомобили.
В портфель брендов «Атлант-М» входят 14 автомобильных марок: Volkswagen, Skoda, Mazda, Ford, Cadillac, Opel, Chevrolet, Land Rover, Jaguar, KIA, Nissan, Renault и другие.
Кроме продажи новых автомобилей, клиентам предлагаются следующие виды услуг:
― ремонт и техническое обслуживание автомобилей;
― кредитование для частных лиц, лизинг, а также продажа б/у автомобилей.
Что касается магазина оригинальных запчастей и аксессуаров, который также работает в автоцентре, то здесь можно приобрести оригинальные запчасти и расходные материалы Volkswagen, Audi, SEAT или Porsche, а также фирменные литые диски, шины, всевозможные аксессуары для внешнего и внутреннего рестайлинга, багажники, автомобильные холодильники и многое другое.
Также на территории автоцентров работают автомойки, которые могут предложить клиентам следующие виды услуг:
― ручная мойка кузова;
― бесконтактная мойка кузова;
― полировка кузова;
― мойка двигателя;
― сухая и влажная уборка салона;
― химчистка салона;
― покрытие воском;
― мойки днища автомобиля.
Анализ динамики, состава и структуры услуг СООО «Атлант-М» за 2017-2019 год представлен в таблице 7.
Таблица 7 – Анализ динамики, состава и структуры услуг СООО «Атлант-М» за 2017-2019 год
Номенклатура выпускаемой продукции (услуг) |
Период |
Темпы роста стоимости, % |
||||||
2017 |
2018 |
2019 |
||||||
стоимость |
стоимость |
стоимость |
||||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
2018г. |
2019г. |
|
к |
к |
|||||||
2017г. |
2018г. |
|||||||
Продажа авто |
499 704 |
61,6 |
630 859 |
63,4 |
781 188 |
64,5 |
126,25 |
123,83 |
Услуги сервисной мастерской |
76 253 |
9,4 |
86 569 |
8,7 |
92 047 |
7,6 |
113,53 |
106,33 |
Услуги автомойки |
46 239 |
5,7 |
44 777 |
4,5 |
41 179 |
3,4 |
96,84 |
91,96 |
Продажа оригинальных запасных частей и аксессуаров |
160 619 |
19,8 |
177 118 |
17,8 |
256 763 |
21,2 |
110,27 |
144,97 |
Установка дополнительного оборудования на автомобили |
28 392 |
3,5 |
55 723 |
5,6 |
39 968 |
3,3 |
196,26 |
71,73 |
Всего |
811 207 |
100 |
995 045 |
100 |
1 211 144 |
100 |
122,66 |
121,72 |