Файл: Макроэкономика Кейнсианская модель формирования уровня национального производства. Функции потребления, сбережений, инвестиций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эффект присоединения к большинству (потребитель, стремясь не отстать от других, покупает то, что покупают другие; значит, потребитель зависит от мнения других, и эта зависимость прямая).

Эффект сноба (у потребителя есть стремление выделиться из толпы, зависимость от выбора других - обратная).

Эффект Веблена (описывается Вебленом в «теории праздного класса») (товары и услуги используются не по прямому назначению, а чтобы произвести на окружающих неизгладимое впечатление).

2. Ординалистский подход (Маршалл, Пигу, Паретто). Экономисты этого подхода не пытались измерять полезность количественно, рассматривая поведение потребителя в процессе потребления продуктового набора. Этот подход основывается на построении двух кривых: Кривая безразличия — линия, точки которой отражают продуктовые наборы с одинаковой полезностью для потребителя. Кривые безразличия — представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей. Изображение нескольких кривых безразличия в одной системе координат называется картой кривых безразличия. Карта кривых безразличия — способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя, описывающая предпочтения человека по всем наборам продуктов.

Свойства кривых безразличия: - никогда не пересекаются; - чем удаленнее кривая безразличия от начала координат, тем выше полезность ее продуктовых наборов.

Таким образом, кривые безразличия отображают полезность продуктовых наборов, но не учитывают ограничения при покупке товаров.

2. Теория производства и фирмы.

Фирма - экономический агент, выполняющий три основные функции: закупка ресурсов, использование их для производства продукции, продажа этой продукции.

Факторы производства - это ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Цели фирмы:

1. Удовлетворение потребностей индивидов, входящих в фирму (социальный аспект).

2. Совершенствование структуры фирмы, ее адаптация к внешним и внутренним изменениям.

3. Создание и поддержание потенциала для будущего развития в качестве гарантии непрерывности существования фирмы (выживание, прибыль- способ выживания).


4. Удовлетворение внешних требований к фирме и предъявление своих требований вовне (государство и фирма)

5. Цель в неоклассической теории, максимизация прибыли. При использовании заданного количества ресурсов.

Производство - деятельность фирмы по использованию ресурсов с целью создания продукции оптимальным способом: максимальное количество продукции производится с минимальными затратами ресурсов.

Затраты или издержки производителя - расходы производителя на приобретение ресурсов, которые фирма использует в целях производства. Учет затрат производителя очень важен при расчете его прибыли, и затраты бывают разные. Выпуск - любое благо, изготовленное производителем для продажи. Это могут быть, как товары, так и услуги.

Так же существуют фирмы-посредники или фирмы, которые занимаются перепродажей или хранением продукции. Экономическая деятельность фирмы - те действия, которые она осуществляет с целью получения выручки.

Выручка - совокупный доход фирмы после продажи продукции - то есть произведение количества проданной продукции на ее цену (TR=Q*P).

Экономическую деятельность фирмы: коммерческая (все операции с продукцией после ее производства: транспортировка, перепродажа, хранение и т.д.) и производственная (производство и продажа продукции)

Коммерческая деятельность вторична по отношению к производственной, то есть не может быть на рынке фирм, осуществляющих только коммерческую деятельность, потому что кто-то должен ее еще и производить.

Производственная функция - показывает зависимость количества продукции, которое может произвести фирма, от объемов затрат ресурсов. Уравнение производственной функции:

В упрощенном виде производственная функция: (зависимость выпуска (Q), который определяется объемом вложенного капитала (К) и размера прикладываемого труда (L).

Факторы производства: Переменные (их затраты зависят от размера выпуска продукции. То есть, если фирма хочет увеличить объем выпуска, то она должна увеличить и количество переменного фактора. Можно изменить их величину в краткосрочном периоде (количество работников - труд, сырье и т.д.)) и Постоянные (Их затраты не зависят от размера выпуска продукции (до определенного момента). Нельзя изменить их величину в краткосрочном периоде (размеры участка земли, размеры завода, технологии и т.д.))



Институциональный подход, рассматривает фирму как коалицию владельцев факторов производства, связанных между собой системой контрактов, в результате чего происходит минимизация трансакционных издержек.

В соответствии с институциональным подходом, центральной проблемой изучения фирмы становятся не условия максимизации прибыли, а объяснение феномена возникновения фирмы, закономерностей ее дальнейшего развития и, в конечном итоге, исчезновения.

  1. Издержки производства и прибыль.

Издержки – это затраты на производство и реализацию продукции в денежной форме. Издержки бывают внешними (явными, бухгалтерскими) и внутренними (неявными, вмененными).

К внешним издержкам относится стоимость израсходованных ресурсов, оцененная в текущих ценах их приобретения.

Внутренними издержками являются:

1) издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю;

2) нормальная прибыль, которая приходится на такой ресурс, как предпринимательские способности.

Внешние и внутренние издержки в сумме образуют экономические, или альтернативные, издержки. Они равны сумме доходов, которую можно получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ресурсов.

В институциональной теории речь идет в основном об издержках обращения (трансакционных) при фактическом игнорировании производственных. Э. Чемберлин, в частности, показывал необходимость разграничения издержек производства и отпускной цены производителя, а также издержек производства и издержек сбыта. Одной из основ новой институциональной теории является учение о трансакционных издержках. Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом.

Совокупный доход (TR) – это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага: TR = P * Q, где P – цена; Q – проданное количество благ.

Средний доход (AR) – доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене.

Предельный доход (MR) – приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции

В условиях совершенной конкуренции, когда производителей много, никто из них не может оказать существенного влияния на цену производимой продукции. Цена складывается объективно, поэтому каждая фирма выступает как ценополучатель.


В общем виде прибыль определяется как разность между совокупной выручкой (совокупным доходом) и совокупными издержками: PF = TR – TC, где TR – совокупная выручка; TC – совокупные издержки; PF – прибыль.

Бухгалтерская прибыль (APF)= Совокупная выручка – Внешние издержки.

Экономическая прибыль (EPF) = Бухгалтерская прибыль – Внутренние издержки.

Прибыль бухгалтерская будет больше прибыли экономической на величину неявных затрат.

Нормальная прибыль появляется, когда TR = TC, исчисленным как затраты упущенных возможностей для всех использованных ресурсов.

Нормальная прибыль (NPF) определяется равенством бухгалтерской прибыли и неявных затрат. Фирма, которая получает нормальную прибыль, считается безубыточной.

Нормальная прибыль – минимальный доход, при котором предприниматель останется в данной сфере производства. Если TR > TC, то фирма получает положительную экономическую прибыль (сверхприбыль).

Именно экономическая прибыль служит критерием эффективности использования имеющихся ресурсов. Ее наличие или отсутствие является стимулом привлечения дополнительных ресурсов или перехода их в другие сферы использования. Деятельность экономически оправдана, если она приносит экономическую прибыль.

Каждая фирма заинтересована в максимизации прибыли. Этого можно достичь за счет:

1. увеличения выпуска продукции (если фирма обладает финансовой устойчивостью);

2. повышения цены (если фирма обладает монопольной властью);

3. снижения издержек.
4. Типы рыночных структур, модели рынка

Рыночная структура – комбинация характерных отраслевых признаков организации рынка. Каждый тип рыночной структуры имеет ряд характерных для него признаков, которые влияют на то, как формируется уровень цен, как взаимодействуют продавцы на рынке и т.д. Кроме того, типы рыночных структур имеют различную степень конкуренции.

Ключевые характеристики типов рыночных структур: количество фирм-продавцов в отрасли; размеры фирм; количество покупателей в отрасли; вид товара; барьеры для входа в отрасль; доступность рыночной информации (уровень цен, спрос); возможность отдельной фирмы повлиять на рыночную цену.

Важнейшая характеристика типа рыночной структуры – уровень конкуренции, то есть возможность отдельно взятой фирмы-продавца повлиять на общую конъюнктуру рынка. Чем рынок более конкурентный, тем ниже такая возможность. Сама конкуренция может быть как ценовой (изменение цены), так и неценовой (изменение качества товара, дизайна, сервиса, реклама).


Основные модели рынка:

1. Рынок совершенной конкуренции – характеризуется наличием множества продавцов, предлагающих однородный товар, при свободном ценообразовании. То есть на рынке действует много фирм предлагающих однородную продукцию, и каждая фирма-продавец, сама по себе, не может повлиять на рыночную цену этой продукции. На практике, да еще в масштабах всей национальной экономики, совершенная конкуренция встречается крайне редко. В XIX в. она была характерна для развитых стран, в наше же время к рынкам совершенной конкуренции можно отнести только (и то с оговоркой) сельскохозяйственные рынки, фондовые биржи или международный валютный рынок (Форекс). На таких рынках продается и покупается достаточно однородный товар (валюта, акции, облигации, зерно), и его продавцов очень много.

2. Рынок монополистической конкуренции – характеризуется большим количеством продавцов, предлагающих разнообразный (дифференцированный) товар. В условиях монополистической конкуренции вход на рынок достаточной свободный, барьеры есть, но они относительно легко преодолимы. Например, чтобы войти на рынок фирме может потребоваться получить специальную лицензию, патент и т.д. Контроль фирм-продавцов над фирмами ограничен. Спрос на товары имеет высокую эластичность. Примером монополистической конкуренции может служить рынок косметики.

3. Рынок олигополии – характеризуется наличием на рынке небольшого числа крупных продавцов, товар которых может быть, как однородным, так и дифференцированным. Вход на олигополистический рынок затруднителен, входные барьеры очень высоки. Контроль отдельных компаний над ценами ограниченный. Примерами олигополии могут служить автомобильный рынок, рынки сотовой связи, бытовой техники, металлов.

4. Рынок чистой монополии – характеризуется наличием на рынке одного-единственного продавца уникального (не имеющей близких заменителей) товара. Абсолютная или чистая монополия – полная противоположность совершенной конкуренции. Монополия – это рынок одного продавца. Конкуренция отсутствует. Монополист обладает всей полнотой рыночной власти: устанавливает и контролирует цены, решает какой объем товара предлагать рынку. При монополии отрасль, по сути, представлена всего одной фирмой. Барьеры входа на рынок (как искусственные, так и естественные) практически непреодолимы. Чистая монополия, особенно в масштабах всей страны, явление очень и очень редкое. Примерами могут служить небольшие населенные пункты (деревни, поселки, небольшие города), где лишь один магазин, один владелец общественного транспорта, одна железная дорога, один аэропорт.