Файл: Мода как социально психологическое явление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мода как социально - психологическое явление

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Особенности исследования явления моды……………………………..6

1.1 Характеристика понятия «мода»……………………………………………..6

1.2 Мода как объект исследования гуманитарных наук……………………….14

Глава 2. Мода как феномен социальных и психологических наук……………21

2.1 Мода как социальный институт……………………………………………..21

2.2 Социально-психологический феномен моды………………………………27

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованной литературы……………………………………………33

Введение
В современном обществе, где активно развивается социально ориентированная экономика, выходят на первый план проблемы потребления и потребительского поведения. Потребление начинает играть основную роль в процессе воспроизводства, подчиняя другие его составляющие – производство, распределение, обмен; выходит за пределы экономической сферы, проявляющейся во всех социокультурных практиках. Ведущая роль потребления в социальных отношениях приводит к изменению этих отношений, что позволяет исследователям описывать современное общество как общество потребления, наиболее значимой характеристикой которого является использование потребительских практик при формировании собственной идентичности, стиля, образа жизни.

Активным агентом конструирования выступает общество, формирующее потребительские ориентации и задающее определенные потребительские стандарты. Распространение массовой потребительской культуры сопровождается утверждением определенного набора ценностей: культа удовольствия, комфорта, достатка, личного эгоизма [18]. 

Мода как универсальный и многогранный феномен привлекает к себе внимание представителей разных областей гуманитарного знания: философов, социологов, экономистов, культурологов, лингвистов, психологов, историков и т.д. Изучение особенностей моды как социальной нормы и ценности в обществе потребления приобретает особую актуальность, поскольку позволяет выявить и описать общие тенденции в жизнедеятельности современного человека и перспективы развития человечества в целом.

Изучение социальной природы моды, ее зависимости от коллективных настроений, норм и ценностей – извечная проблема философии и социологии (А. Б. Гофман, М. Н. Топалов, Р. Б. Фишман, З. Б. Елькина). В частности, в истории моды, костюма и модной одежды, выражена специфика формирования и распространения модных тенденций в соответствии с особенностями развития общества и производительных сил (Н. М. Мерцалова, М. Н. Каминская). Исследование моды как обособленного проявления ценностного отношения человека к миру, также как к сфере художественной деятельности людей осуществляется эстетикой (И. В. Григорьева).


В семиотике мода, как правило, анализируется с позиций знаковой системы, являющейся средством смыслового выражения. Семиотическому анализу подвергается проблема выявления взаимосвязей между модой как знаковой системой и теми, кто ее воспринимает, интерпретирует и трансформирует содержащиеся в ней сообщения (Ю. М. Лотман).

В психологических и социальных исследованиях мода воспринимается как одно из действенных средств воздействия в процессе коммуникации (Г. М. Андреева, А. В. Коваленко, Б. Д. Паригин).

Проблемы потребления и потребительского поведения являются объектом изучения новой отрасли социологического знания – социологии потребления. Также эти понятия продолжают исследоваться в рамках философии, психологии, экономики и других дисциплин. Ведущими учеными, рассматривающими потребление с позиции социологии и философии, являются Л. Волочкова, О. Гофман, В. Ильин, В. Козловский, Н. Лисица, В. Минина, В. Пилипенко, В. Радаев, Я. Рощина, В. Тарасенко, Е. Суименко и др. До становления социологии потребления как самостоятельной отрасли основными темами исследований потребления были: социальное неравенство, социальная стратификация (П. Бурдье, М. Вебер, Т. Веблен, В. Зомбарт), мода (Г. Зиммель), массовая культура (Г. Маркузе), общество изобилия (Д. Белл, Дж. Гэлбрейт)

Объект – мода.

Предмет – мода как социально-психологический феномен.

Цель: изучить моду как социально-психологический феномен.

Задачи:

1. Охарактеризовать понятие «мода».

2. Изучить моду как объект исследования гуманитарных наук.

3. Определить моду как социальный институт.

4. Рассмотреть социально-психологический феномен моды

Основными методологическими источниками являются статьи из журналов по теме исследования, монографии, учебники, сборники конференций.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Особенности исследования явления моды
1.1 Характеристика понятия «мода»
Слово «мода» (французское «mode» и немецкое «Mode») происходит от латинского «modus» - мера, правило, предписание, способ, образ. Именно в значениях «способ» и «образ» оно и использовалось веками во французском языке и продолжает использоваться по сей день.

Не случайно довольно часто «научные» суждения и трактаты о моде мало чем отличаются от жизненных соображений и в лучшем случае основаны на здравом смысле, а в худшем – противоречат ему.

В русский язык слово «мода» пришло в XVII ст. и распространилось в XVIII ст. В эпоху Петра оно означало «образец». Во второй половине XV ст. она утвердилась настолько, что возникла пословица: «То не грешно, что в моду вошло». С 1779 г. в России стал выходить журнал мод «Модное ежемесячное издание». В дальнейшем слово «мода» и производные от него «модник», «модничает», «модена» (нарядница), «модится», «модистый» и т.п. вошли и в крестьянский язык, и в разные областные диалекты.



В XVII-XIX вв. в разных языках это слово было тесно связано со словом «обычай»; нередко эти слова использовались как взаимозаменяемые, в одинаковых или близких значениях. Так, старинная французская пословица гласит: «В каждом краю – своя мода», то есть в каждом краю существуют свои особые обычаи. Когда А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» пишет: «К чему бесплодно спорить с веком? Обычай - над всем», - то, как видно из контекста, «обычай» здесь он понимает как синоним «моды» (это слово, кстати, также часто встречается в романе). Еще Адам Смит в своем произведении «Теория нравственных чувств» (1759) рассматривал моду как разновидность обычая. Впоследствии такое толкование укоренилось в разных странах. Так, в многотомном французском «Большом универсальном словаре XIX века» Пьера Ларусса читаем: «Мода отличается от обычая, как вид от рода. Мода – это прошлый обычай». В словаре В. И. Даля мода определяется как «ходячий обычай; временная, изменчивая причуда в жизненном быту, в обществе, в крое одежды и в нарядах» [8].

В этой начальной языковой «привязке» моды к обычаю отразился тот факт, что обычай «старше» моды и долгое время являлся доминирующим механизмом. В дальнейшем, когда мода выделилась в самостоятельное социальное явление, значения слов «мода» и «обычай» оторвались друг от друга и их все чаще стали толковать как антонимы, то есть слова, противоположные друг другу по значению. В современных толковых словарях моду, как правило, уже не связывают с обычаем, отражающим изменение в употреблении этого слова в обыденном языке. Тем не менее и в современном языке отчасти сохранилось употребление слова «мода» в значении, близком прежнем, а именно в значении «обычай», «привычка». Выражение «взять в моду», иногда используемое в обыденном языке, означает «усвоить привычку».

Нередко слово «мода» означает быстропроходящую популярность чего-либо или кого-нибудь. Когда это слово употребляется во множестве, оно обозначает, как правило, образцы одежды, наиболее популярные в определенный промежуток времени, например, в словосочетании «моды сезона» или «журнал мод».

Примеры современных базовых значений слова «мода» можно найти в таких двух авторитетных справочно-энциклопедических изданиях, как четырехтомный «Словарь русского языка» и «Большая Советская Энциклопедия». В первом из них мода определяется прежде всего как «господство в определенной общественной среде в определенное время тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, в особенности в одежде». В ВРЭ мода толкуется как «непродолжительное господство определенного вкуса в какой-нибудь сфере жизни или культуры», а в более узком смысле – как изменение «форм и образцов одежды, которая происходит в течение сравнительно короткого промежутка времени».


Подобные определения встречаются во многих других изданиях.

Дизайнер, основным содержанием деятельности которого является создание культурных образцов, которые могут стать (а в ряде случаев и должны стать) модными, должен иметь целостное представление о природе такого феномена, как мода. Дизайнеру одежды для успешной работы в модной индустрии особенно необходимы знание основных закономерностей моды, понимание моды как социального явления, знакомство с социально-психологическими и экономическими аспектами ее развития, с основными методами прогнозирования моды, а также знание инновационных и циклических механизмов модных изменений. Все это дает возможность не просто копировать и создавать модные образцы, а осознанно влиять на моду и управлять ею. Мода, являясь важным фактором эволюции не только костюма, но и современного общества в целом, выступает в качестве одного из регуляторов социальных и экономических отношений в современном обществе [9].

Изучать моду как особый феномен человеческой культуры начали еще в конце XVIII в., трактуя ее как эстетическое явление, связанное прежде вся с изменением эстетического идеала и вкуса в области искусства и в костюме. Исследователи моды конца XIX - XX в. рассматривали моду прежде всего как социальный и психологический феномен, анализируя социальные причины ее происхождения и развития, а также социальные, экономические и культурные последствия ее действия. Моду изучали с самых разных точек зрения - социальной психологии и психоанализа, с позиций экономики рыночного капитализма и культурологии, и в каждом случае мода представала как важнейший компонент современного человеческого общества, определяющий динамику его развития.

В каждом европейском языке есть слово, аналогичное русскому «ми лат. modus - мера, правило, предписание, образ действия): французское mode, итальянское moda, немецкое Mode, английское mode (чаще употребляется fashion).

Мода является одной из форм массового поведения в современном обществе. Исходя из этого, можно предложить следующие определения понятия «мода»:

- мода - это особый способ, образ, мера обработки социальной информации (определение психолога Л.Петрова);

- мода - тип реагирования, свойственный значительному количеству людей. Она зачастую проявляется как периодическая смена объектов выбора, как новыйобраз действия или мышления (определение американского социального психолога Э. Богардуса);


- мода - серия повторяющихся изменений в предпочтениях социальных групп (определение американского социального психолога Э. Росса). Мода наряду с обычаем и социальными институтами (правом) является формой социальной регуляции поведения. Мода - специфическая регуляция, обусловливающая периодическую смену и циклический характер развития образцов массового поведения (определение российского теоретика моды А. Гофмана) [4].

Мода распространяется на все явления культуры - на все, что относится к материальным и духовным ценностям и находится в процессе изменения: искуccтво (живопись, литературу, музыку, театр, кино, дизайн), науку, технику, политику, спорт. Дизайн является областью культуры, где активно действуют механизмы моды. Мода влияет на все предметное окружение современного человека - оформление интерьеров и витрин магазинов, дизайн бытовых приборов и организацию массовых праздников, индустрию развлечений.

Но чаше всего мода проявляется в оформлении внешности человека - в его одежде, прическе, макияже, манере поведения, в его вещном окружении. Это привело к распространению своеобразных «мифов» или заблуждений относительномоды (кстати, достаточно опасных для самих дизайнеров) - между понятиями «мода» и «одежда» часто ставится знак равенства, а создателями моды считают известных кутюрье и дизайнеров одежды, так как именно костюм и поведение человека быстрее всего реагируют на все изменения моды. То, чтов костюме человека отражаются его желания и стремления, его представления о самом себе и отношение к окружающим людям, а также его социальный статус, дало основание канадскому социологу М.Маклюэну назвать одежду и дом человека «продолжением нашей кожи».

Может быть мода на вещи (одежду в том числе), свойства вещей, идеи, действия, слова, т.е. на все то, что является модными образцами (и мини-юбка, и цвет волос, и марка автомобиля, и отдых на горнолыжном курорте или тропических островах, и манера двигаться и танцевать). Зависит это от того, будет ли их считать модными достаточно большое количество людей.

Структура моды состоит из следующих элементов:

Модные стандарты - способы или образцы поведения или действия;

Модные объекты, которые могут быть материальными и нематериальными: вещи, идеи, слова, свойства объектов;

Модные значения, или ценности, моды;

Модное поведение участников моды - поведение, ориентированное на модные стандарты, объекты и ценности.

Когда модный стандарт или объект приобретает модное значение (т.е. большое количество людей считает его модным), он «входит в моду», когда он утрачивает модное значение - «выходит из моды». Каждое проявление моды вставляет возможность ее последователям стремиться к достижению определенных целей: казаться современными, выделяться или, наоборот, не выделяться в толпе, сообщать окружающим определенную информацию о себе. Роль моды как средства общения особенно велика в современных крупных городах-мегаполисах, где общение между людьми носит поверхностный и кратковременный характер (на улице, в транспорте, общественных местах), и информацию о человеке передает его костюм - как правило, ту информацию, которую он сам хочет сообщить.