Файл: Корпоративная и социальная ответственность организации в развитии кадровых стратегий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 391

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 2. Эволюция концепции корпоративной социальной ответственности
Результаты различных исследований, установивших положительное влияние КСО на имидж компании, спрос на ее товары и услуги, а также ее рыночную стоимость, повысили интерес к концепции КСО
20
Особый интерес идеи КСО представляли для финансового сектора,
который отреагировал на них появлением практики социально
20
Данилова О.В. Ключевые преимущества социальной ответственности бизнеса. Конкурентоспособное,
устойчивое, безопасное развитие России в условиях глобализации экономики: межвуз. сб. молод. ученых /
под ред. О.В. Иншакова; ВолгГТУ. – Волгоград, 2011. – с.82
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95

23
ответственного финансирования. Теперь в процессе принятия решений о выделении финансирования наряду с экономической рентабельностью учитывались экологические и
социальные эффекты.
Для оценки результативности компаний с учетом КСО и ее устойчивого развития были разработаны фондовые индексы, такие как Dow Jones Sustainability Index
(DJSI) и FTSE4GOOD.
Долгое время социальная ответственность была частью личного выбора каждого бизнесмена и носила хаотичный характер, но, преодолев долгий эволюционный путь, эта теория стала новой идеологией развития бизнеса. С ростом социальной напряженности, с одной стороны, и научно-техническим прогрессом – с другой, социальная ответственность становится стабильным направлением деятельности многих компаний.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) - это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков,
поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки установленного законом и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.
Стейкхолдеры - лица и институты внутри или вне компании, либо оказывающие влияние на то, как компания осуществляет свою деятельность,
либо испытывающие на себе влияние деятельности компании. Это государство и общество, инвесторы, кредиторы, потребители, поставщики,
работники, менеджеры.
В классической модели КСО - это средство частного урегулирования нерыночных отношений между компаниями и стейкхолдерами. Для ее применения в отечественных условиях сюда должна быть введена третья
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95


24
сила - региональная власть. Только «тройственному союзу» работников,
работодателей и власти под силу достичь баланса интересов и социальных рисков в регионе
21
В
формулировке стандарта
CSR/KCO-2008
социальная ответственность - обязательства организации, учитывающие принятую ей ответственность за решение социальных проблем своего персонала, местного населения и общества в целом. Другие стандарты, имеющиеся в области
КСО, дают аналогичные общие определения.
Классическая модель КСО основывается на том, что рациональные экономические интересы ориентируют бизнес не только на получение максимальной прибыли, но и на улучшение собственной «среды обитания» - социальной,
экологической,
политической
- путем добровольного инвестирования полученной прибыли в соответствующие институты.
Эффективность классической модели КСО обусловлена открытостью того общества, в котором она применяется. В частности, для решения социальных проблем весьма важно наличие реального рынка труда - возможности оперативного и
экономически эффективного перераспределения рабочей силы. Действительно, если работники имеют реальную возможность выбора, то они предпочтут социально ответственного работодателя. Следовательно, работодатель, заинтересованный в лояльных и квалифицированных работниках,
должен обеспечивать свою привлекательность для них.
Пренебрежение интересами работников неоднократно приводило бизнесменов к социальным потрясениям разной силы - от «итальянских»
забастовок до революций,
изменяющих общественное устройство государств. Именно эти обстоятельства и привели как к эволюции базовых принципов общественного устройства в сторону открытости, так и к установлению стандартов взаимной ответственности бизнеса и общества.
21
Яровой А. Возможности власти в развитии социальной ответственности российского бизнеса // Власть. –
2013. – № 10.
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95

25
Практика применения КСО в России должна исходить из тою, что наше общество является не настолько открытым, чтобы механизм классической модели КСО не давал сбоев. В значительной степени этим фактом объясняются многие особенности в развитии КСО в России
22
:
- подход к социальному инвестированию является бессистемным;
- под КСО чаще всего понимаются спонсорство и меценатство;
- налоговые поступления в региональные бюджеты часто замещаются благотворительными пожертвованиями;
- пожертвования собираются выборочно по непредсказуемым правилам;
- расходование собранных средств является крайне непрозрачным;
- понимание КСО крайне политизировано.
- инвестированные средства расходуются неэффективно;
- консервируется устаревшая структура социальной сферы;
- возникает сомнение в способности властей представлять действительные интересы общества.
Взаимодействия в
«тройственной модели»
социальной ответственности должны регламентировать следующие документы.
1. Для администрации региона.
1.1. Стратегия социального развития региона, которая отражает значимость социальной ответственности; ставит цели в области социальной ответственности; содержит реализуемый перечень социальных программ.
1.2. Политика поддержки предприятий в сфере социальной ответственности. Она включает принципы и механизм поддержки предприятий, реализующих КСО.
1.3. Методика оценки социальной обстановки в регионе, в которой описывается механизм реализации поставленных целей в сфере социальной
22
Яровой А. Возможности власти в развитии социальной ответственности российского бизнеса // Власть. –
2013. – № 10.
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95


26
ответственности.
2. Для работодателя.
2.1. Стратегия КСО предприятия. Она декларирует приверженность работодателя принципам КСО, формирует цели в области КСО и содержит перечень социальных программ, реализуемых в рамках КСО.
2.2. Стандарт «социального соответствия» (SA 8000, ISO 26000), в котором описываются взаимоотношения работодателя и работника в сфере
КСО.
2.3. Стандарт социальной отчетности (GRI, АА 1000), содержащий процесс информирования общественности о целях и достижениях в сфере
КСО.
В Приложении 1 рассмотрим взаимоотношения работников, бизнеса,
власти и общества в целом применительно к корпоративной социальной ответственности.
Каждый участник социальных отношений (работники, работодатели,
власть), имея разумные и тесно переплетающиеся интересы, обязан, таким образом, вносить свой вклад в развитие социальной ответственности, которая уже перестает быть исключительно корпоративным делом.
В настоящее время практика реализации бизнесом социальных программ расширяется, но далеко не каждая фирма имеет стратегический план их осуществления. Эффективность выполнения социальных инициатив бизнеса во многом зависит от взаимодействия властных,
предпринимательских структур и некоммерческого сектора. Однако власть и бизнес понимают корпоративную социальную ответственность по-своему,
что нередко является причиной конфликтов и
неэффективного сотрудничества.
Характер взаимодействия власти и бизнеса является одним из важнейших индикаторов состояния общества в целом, и чем выше эффективность сотрудничества предпринимательского и государственного
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95

27
секторов, тем большее положительное влияние оно оказывает на благосостояние общества в целом. Поэтому необходимы поиск возможных взаимовыгодных направлений деятельности в решении социальных проблем общества,
совершенствование и
разработка механизмов такого взаимодействия. Эффективность сотрудничества органов власти и бизнес- структур является одним из основных критериев оценки КСО и социального партнерства.
Суммарный вклад бизнеса в благополучие местного сообщества может измеряться различными методами (Приложение 2), однако ни один из них не является универсальным, поскольку в настоящее время не существует единых критериев такой оценки
23
По итогам проведенного теоретического исследования аспектов корпоративной и социальной ответственности были сделаны следующие выводы.
Корпоративная социальная ответственность рассматривается как концепция, в рамках которой компании на добровольной основе интегрируют социальную и экологическую политику в бизнес для достижения коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде.
Улучшение корпоративного имиджа компании зависит от совершенствования всех элементов корпоративного управления, в том числе и корпоративной культуры, прозрачности деятельности, информированности общественности о компании. Одним из результатов совершенствования корпоративного управления и культуры становится рост деловой репутации,
увеличение размеров нематериальных активов,
зависящих от положительного имиджа компании, наличия стабильных деловых связей,
известности фирменного наименования и фирменной марки.
Российская модель КСО находится на этапе формирования.
Существует ряд факторов, тормозящих становление КСО в России, в
23
Виттенберг Е.Я. Социальная ответственность бизнеса: широкий взгляд Россия и совр. мир. – 2013– № 3.
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95


28
частности отсутствие государственного стимулирования инициатив КСО,
слабость рыночных институтов, коррупция и пр. Однако уже отмечается некое сходство российской модели с европейской и китайской моделями
КСО, где основным инициатором социально ответственного поведения являются органы власти.
Развитие концепции человеческого капитала укрепило влияние КСО
как части корпоративной ценности и элемента культуры компании.
Социальная и экологическая ответственность стали рассматриваться не только в качестве ключевого фактора конкурентоспособности компании, но и как дополнительный инструмент внутрифирменного управления и, особенно,
мотивации персонала.
Эффективность классической модели КСО обусловлена открытостью того общества, в котором она применяется. В частности, для решения социальных проблем весьма важно наличие реального рынка труда - возможности оперативного и
экономически эффективного перераспределения рабочей силы. Действительно, если работники имеют реальную возможность выбора, то они предпочтут социально ответственного работодателя. Следовательно, работодатель, заинтересованный в лояльных и квалифицированных работниках,
должен обеспечивать свою привлекательность для них.
Пренебрежение интересами работников неоднократно приводило бизнесменов к социальным потрясениям разной силы - от «итальянских»
забастовок до революций,
изменяющих общественное устройство государств. Именно эти обстоятельства и привели как к эволюции базовых принципов общественного устройства в сторону открытости, так и к установлению стандартов взаимной ответственности бизнеса и общества.
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95

29
Глава 2. Практика эффективности применения корпоративной
социальной ответственности на примереООО «Интерстеп»
2.1. Анализ внешней и внутренней политики корпоративной социальной
ответственности на примереООО «Интерстеп»
Компания ООО «Интерстеп» занимается микрофинансированием физических лиц. Это основная деятельность предприятия с 2010 года.
Зарегистрированный товарный знак «Интерстеп», принадлежащий группе компаний «Монолит», в которую входит несколько юридических лиц. Под этой маркой компания предоставляет частным лицам быстрые и краткосрочные займы без залога и поручителей. Цель компании - помогать людям в трудную минуту.
Очень часто быстрыми займами пользуются люди, которые имеют не очень чистую кредитную историю. И действительно, компании, которые специализируются на микрофинансировании, не обращают на это внимания,
чем намного упрощают получение необходимых денег для многих граждан,
которые по какой-то причине не смогли вовремя выплатить кредит. Ведь большинство банков отказывают многим гражданам с плохой кредитной историей, именно в таких случаях микрофинансирование является для них спасательным кругом.
Одним из плюсов быстрых займов является бесплатное досрочное погашение в любое время. То есть можно вернуть деньги компании,
выдавшей заем, абсолютно в любое время и без всяких ограничителей и штрафных санкций.
В настоящее время компания имеет представительства во многих городах Российской Федерации и продолжает динамично развиваться.
Сегодня «Интерстеп» является одним из лидеров в данном сегменте кредитования.
За довольно короткий срок «Интерстеп»зарекомендовала себя как надежная компания с отличным качеством обслуживания. Такой успех,
достигнут благодаря слаженной работе коллектива и, прежде всего, доверию клиентов. Компания прилагает все усилия, чтобы процесс получения займа
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95


30
был максимально быстрым и удобным для клиентов.
Именно этими факторами обусловлен успех, который выражается в следующем:
- Постоянный рост числа клиентов.
- Расширение географии деятельности.
- Увеличение объемов кредитования.
Говоря о простоте взаимоотношений с клиентами, мы подразумеваем отсутствие бюрократических преград на пути обретения финансовой стабильности.
Продолжительность рабочего времени работников определяется графиком сменности, устанавливаемым с соблюдением установленной продолжительности рабочего времени и утвержденным директором
Организации.
Рабочий день работников Организации соответствует графику работы подразделения, к которому он прикреплен.
Сотрудник должен быть в офисе за 15 минут до его открытия,
подготовить свое рабочее место и
материально-техническую базу необходимую для работы. В основном все «специалисты по выдаче займов»
работают ежедневно с 9 до 20.00.
Численность работников компании ООО «Интерстеп» около 130
человек по всем регионам РФ.
ООО
«Интерстеп»
наиболее результативна в
городах с
промышленными предприятиями, где много рабочего класса с невысокими зарплатами, но со стабильным доходом. Количество офисов в среднем на 50
тысяч населения – один. В крупных городах их до 13 и это не предел. В
Казани например: 5 офисов в крупных районах города. Расположение офисов в местах с высоким трафиком населения, вблизи рынков, крупных торговых центров, недалеко от остановок, и вообще, где много людей, которые ходят пешком. Клиенты компании-люди среднего достатка, не богатые.
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95

31
ООО «Интерстеп» - это Общество с ограниченной ответственностью.
Обществом с ограниченной ответственностью (далее - общество) признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество,
уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров;
участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества,
в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Сокращенное название – ООО «Интерстеп».
Цели и задачи фирмы ООО «Интерстеп»:
Цели
- это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
ООО «Интерстеп» ставит перед собой следующие задачи:
- удовлетворение потребителя или пользователя услуг;
- завоевание прочных лидирующих позиций на рынке;
-увеличение благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала;
- публичная ответственность и создание имиджа фирмы;
- поддержка финансово-экономической эффективности, высокого уровня дохода компании;
- минимизация издержек при предоставлении услуг и т.д.
Основное конкурентное преимущество
ООО
«Интерстеп»

индивидуальный подход к каждому клиенту. ООО «Интерстеп» старается сделать предприятие наиболее привлекательным для клиентов и сотрудников компании.
Для повышения конкурентоспособности на рынке услуг ООО
«Интерстеп» проводит мероприятия, направленные на развитие продуктовой линейки и повышение качества предлагаемых услуг, расширение географии привлечения ресурсов, в том числе дальнейший выход на международные
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95