Файл: Курсовая работа пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и поприветствует) пример наилучшего нрава Работу.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Благородные нравы Прлрока (да благословит его Аллах и приветствует)
Всевышний Аллах сказал: «Поистине, ты обладаешь великим нравом»4
Сад ибн Хишам сказал: «Однажды я сказал Аише: «О, мать правоверных, расскажи мне о нраве посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)», - на что она ответила: «Разве ты не читаешь Коран?». Я ответил: «Напротив, я читаю его». Она сказала: «Поистине, нравом пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был Коран»5.
Хасан (аль-Басри) рассказывал: «Аишу спросили о праве посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), на что она ответила: «Его нравом был Коран»"»6.
Также Аиша сказала: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обычно говорил: «О Аллах, ты сделал прекрасным мое строение, Так сделай же прекрасным и мой прав»7.
Кутба ибн Матик рассказывал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) возносил мольбу этими словами: «О Аллах, отдали меня от дурных страстей, нравов, деяний и болезней»8.
Анас ибн Малик рассказывал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не был ни ругающим, ни проклинающим, ни сквернословящим. Обычно в качестве упрека он лишь говорил одному из нас: «Что с ним, да покроется землей его лоб?!»9.
Абу 'Абдиллях аль-Джадали сказал: «Я спросил Аишу о праве посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), на что она сказала: «Он не был ни грубым, ни безнравственным, ни шумливым на рынках. Он не отвечал злом на зло, но прощал и проявлял снисходительность»10.
Его описание в Евангелии. Аиша сказала: «Клянусь Аллахом, описание Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) записано в Евангелии: «Он не грубый и не жестокий, не кричащий на рынках и не отвечающий злом на зло, однако прощающий и снисходительный»11.
Его описание в Торе. ‘Ата ибн Ясар рассказывал: «Я встретил ‘Амра иби уль-‘Аса и сказал ему: «Сообщи мне об описании посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в Tope». Он ответил: «Да, клянусь Аллахом, он описан в Торе частью его описания в Коране: «О, пророк! Поистине, Мы послали тебя свидетелем и предостерегающим увещевателем»"12, а также защитником для неграмотных. Ты Мой раб и Мой посланник, Я назвал тебя «Аль-Мутауаккиль» (уповающий), не грубый и не жестокий, не кричащий на рынках и не отвечающий злом на зло, но прощающий и снисходительный. Аллах не заберет его до тех пор, пока не исправит посредством него искривленную религию и пока не станут люди говорить: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». Посредством этой религии Он откроет слепые глаза, глухие уши и закрытые сердца»
13.
Его призыв к благородным нравам. Всевышний Аллах сказал: «Которые следуют за посланником, неграмотным (не умеющим писать и читать написанное) пророком, запись о котором они найдут в Торе и Евангелии. Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать порицаемое, объявит благое дозволенным, а скверное запрещенным, и освободит их от бремени и оков, которые были на них»14.
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Я был послан лишь для того, чтобы довести до совершенства благие нравы»15.
Ибн Аббас рассказывал: «Когда Абу Зарр узнал о послании пророка (да благословит его Аллах и приветствует), он сказал своему брату: «Отправляйся в эту долину и узнай об этом человеке, который утверждает, что он пророк, к которому приходят вести с небес, послушай его речь, а затем возвращайся ко мне». Он отправился, прибыл к пророку «, послушал его речь, а когда вернулся к Абу Зарру сказал: «Я видел, как он приказывает придерживаться благородных нравов и слышал такую речь, которая не является стихами...»16.
Умм Саляма, которая была дочерью Абу Умейи ибн уль-Мугиры, а также женой пророка пророка (да благословит его Аллах и приветствует), рассказывала: «Когда мы прибыли в земли Эфиопии, мы оказались рядом с лучшим соседом - ан-Наджаши (правителем Эфиопии). Мы оказались в безопасности с нашей религией, могли поклоняться Аллаху без притеснения и не слышали ничего неприятного»17.
Также в этом хадисе упоминается: «Она сказала: «Джафар ибн Аби Талиб обратился к нему с речью: о, правитель, мы были людьми джахилии (времен невежества), Мы разрывали родственные связи и плохо относились к соседям, а сильные из нас поедали слабых. Мы были на этом, пока Аллах не отправил к нам посланника из нашего народа. Мы знаем его род, его правдивость, надежность и целомудрие. Он призвал нас к Аллаху, чтобы мы уединяли Его и поклонялись Ему Одному, и чтобы искоренили те камни и тех истуканов, которым мы поклонялись вместе с нашими предками. Он приказал нам придерживаться правдивости в речи и оправдывать доверие, поддерживать родственные связи и хорошо относиться к соседям
, удерживаться от запрещенных вещей и от пролития крови. Также он запретил нам совершать мерзости и произносить ложь, поедать имущество сирот и обвинять целомудренных женщин в прелюбодеянии. Он приказал нам поклоняться Одному Аллаху и никого не придавать Ему в сотоварищи, а также приказал нам совершать молитву, выплачивать закят, соблюдать пост...»18.
Всевышний Аллах сказал: «Мы отправили тебя только как милость для миров»19.
А также сказал: «Он сострадателен и милосерден к верующим»20.
Абу Хурейра рассказывал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «В отношении людей я подобен человеку, который разжег огонь. Когда этом огонь осветил все вокруг, мотыльки и насекомые, стремящиеся к огню, начали падать в него. Он начал вырывать их из огня, но они его одолевали и все равно бросались в пекло. Также и я - удерживаю вас от огня, но вы все равно бросаетесь в него»21.
Абу Хурейра рассказывал: «Туфейль ибн "Амр ад-Дауси прибыл со своими спутниками к пророку (да благословит его Аллах и приветствует), и они сказали: «О посланник Аллаха, поистине, люди Дауса ослушались и отказались (принимать ислам), так обратись же к Аллаху с мольбой против них». (Услышав это), кто-то из присутствующих сказал: «Народ Дауса погиб». Но (вместо исполнения их просьбы) пророк произнес: «О Аллах, наставь Даус на прямой путь и приведи их (к нам)»22.
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказали: «Обратись с мольбой против многобожников!» - на что он ответил: «Поистине, я не был послан, чтобы проклинать, но я был послан лишь в качестве милости»23.
'Аиша, мать правоверных, рассказывала: «Однажды к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел бедуин и сказал: «Вы целуете детей? Мы же не целуем их». (Услышав это), пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Что я могу сделать, если Аллах удалил из твоего сердца милосердие?!»24.
Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды пророк (да благословит его Аллах и приветствует) навестил одного человека из племени бану ан-Наджар и сказал ему: «О, дядя со стороны матери! Скажи: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». (Услышав это), этот человек спросил: «Я дядя со стороны матери или со стороны отца?»25,. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет, ты дядя со стороны матери». Он ответил: «Произнесение слов: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» - является благом для меня?». Пророк « сказал: «Да»
26.
Абу Муса аль-Ашари, рассказывая историю монаха Бухейра, упомянул: «Монах начал ходить между ними, пока не дошел до Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и взял его за руку, а затем сказал: «Это – господин всех людей, это – посланник Господа миров, Аллах отправит его как милость к мирам»27.
Всевышний Аллах сказал: «Будь снисходителен, повелевай совершать добро и отвернись от невежд»28.
Анас ибн Малик рассказывал: «Я шел с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), на котором была накидка из Наджрана с плотными краями. В это время его неожиданно догнал бедуин и сильно потянул за его накидку так, что я увидел поверхность плеча посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а края накидки растянулись из-за силы рывка. Этот бедуин сказал: «О Мухаммад, прикажи (выдать) мне что-либо из имущества Аллаха, которое ты получил!». (Услышав его слова), пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассмеялся и приказал выдать ему подарок»29.
Абу Хурейра рассказывал: «Один человек, которому посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был что-то должен, грубо с ним обошелся, и сподвижники направились в его сторону, (желая наказать его), но пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, обладатель права имеет право высказаться». После этого он сказал своим сподвижникам: «Купите для него верблжонка, (подобного, которому я ему должен)». Они ответили: «Мы не можем найти животное, кроме как более взрослое, чем у него». (Услышав это), пророк и сказал: «Так купите это животное и отдайте его ему, потому что лучший из вас тот, кто наилучшим образом погашает долги»30.
‘Аиша рассказывала: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) купил у одного из бедуинов верблюда или верблюдов за уаск31 припасенных фиников сорта 'аджуа. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришел с ним к себе домой, поискал финики, но ничего не нашел. После этого он вышел к нему и сказал: «О 'Абдуллах, мы купили у тебя верблюда или верблюдов за уаск припасенных фиников, но после поисков мы этих фиников не обнаружили». (Услышав это), бедуин воскликнул: «О предательство!». Люди направились к нему и сказали: «Да погубит тебя Аллах! Разве посланник Аллаха предает?». (Увидев это), посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Оставьте его, ведь обладатель права имеет право высказаться». Затем посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вновь обратился к нему и сказал: «О 'Абдуллах, мы купили у тебя твоих верблюдов, думая, что у нас
есть чем за них расплатиться, но после поисков мы ничего не нашли». Но (даже после этого) бедуин вновь воскликнул: «О предательство!». Люди направились к нему и сказали: «Да погубит тебя Аллах! Разве посланник Аллаха предает?». Но посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вновь (остановил их) и сказал: «Оставьте его, ведь обладатель права имеет право высказаться». После этого посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повторил этому бедуину свои слова еще дважды или трижды, но когда увидел, что он не понимает его, сказал одному из своих спутников: «Ступай к Хуайле бинт Хаким ибн Умейя и скажи ей: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит тебе: «Если у тебя есть один уаск из припасенных фиников сорта ' аджуа, то одолжи их нам, пока мы их тебе не вернем, если пожелает Аллах». Он отправился к ней, после чего вернулся и сказал: «Она ответила: «Да, у меня есть (уаск фиников), о посланник Аллаха, пришли же того, кто их заберет». Тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал одному из людей: «Ступай с ним и выдай ему его право сполна». Он пошел с ним и выдал ему его право сполна. После чего этот бедуин, проходя мимо посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сидящего со своими сподвижниками, сказал: «Да воздаст тебе Аллах благом, ведь ты выдал мне мое право сполна и наилучшим образом». (Услышав его слова), посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наилучшие рабы Аллаха в Судный День это те, которые выдают людям их право сполна и делают это наилучшим образом»32.
'Абдуллах ибн уз-Зубейр рассказывал о том, что один человек из ансаров поспорил с аз-Зубейром в присутствии посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) относительно водного канала, из которого они поливали пальмы. Этот человек сказал: «Пусти воду, пусть она течет (ко мне)». Но аз-Зубейр отказался, и они начали спорить при посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). (Услышав их спор), посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал аз-Зубейру: «Ороси (свою часть), о Зубейр, а затем отпусти воду к твоему соседу». Тогда этот человек разгневался и сказал: «О посланник Аллаха, ты вынес это решение потому, что он сын твоей тети!». После этих слов лицо пророка (да благословит его Аллах и приветствует) изменилось, после чего он сказал: «О Зубейр, орошай (свой огород) и не отпускай воду, но удерживай ее, пока она не поднимется до стены». После этого аз-Зубейр говорил: «Клянусь Аллахом, я считаю, что именно по этой причине был ниспослан аят: «Но нет, клянусь твоим Господом, они не уверуют, пока не изберут тебя судьей во всем, что запутано между ними, и не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и (пока) не подчинятся полностью»
-
Благой нрав Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)
Всевышний Аллах сказал: «Поистине, ты обладаешь великим нравом»4
Сад ибн Хишам сказал: «Однажды я сказал Аише: «О, мать правоверных, расскажи мне о нраве посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)», - на что она ответила: «Разве ты не читаешь Коран?». Я ответил: «Напротив, я читаю его». Она сказала: «Поистине, нравом пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был Коран»5.
Хасан (аль-Басри) рассказывал: «Аишу спросили о праве посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), на что она ответила: «Его нравом был Коран»"»6.
Также Аиша сказала: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обычно говорил: «О Аллах, ты сделал прекрасным мое строение, Так сделай же прекрасным и мой прав»7.
Кутба ибн Матик рассказывал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) возносил мольбу этими словами: «О Аллах, отдали меня от дурных страстей, нравов, деяний и болезней»8.
Анас ибн Малик рассказывал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не был ни ругающим, ни проклинающим, ни сквернословящим. Обычно в качестве упрека он лишь говорил одному из нас: «Что с ним, да покроется землей его лоб?!»9.
Абу 'Абдиллях аль-Джадали сказал: «Я спросил Аишу о праве посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), на что она сказала: «Он не был ни грубым, ни безнравственным, ни шумливым на рынках. Он не отвечал злом на зло, но прощал и проявлял снисходительность»10.
Его описание в Евангелии. Аиша сказала: «Клянусь Аллахом, описание Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) записано в Евангелии: «Он не грубый и не жестокий, не кричащий на рынках и не отвечающий злом на зло, однако прощающий и снисходительный»11.
Его описание в Торе. ‘Ата ибн Ясар рассказывал: «Я встретил ‘Амра иби уль-‘Аса и сказал ему: «Сообщи мне об описании посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в Tope». Он ответил: «Да, клянусь Аллахом, он описан в Торе частью его описания в Коране: «О, пророк! Поистине, Мы послали тебя свидетелем и предостерегающим увещевателем»"12, а также защитником для неграмотных. Ты Мой раб и Мой посланник, Я назвал тебя «Аль-Мутауаккиль» (уповающий), не грубый и не жестокий, не кричащий на рынках и не отвечающий злом на зло, но прощающий и снисходительный. Аллах не заберет его до тех пор, пока не исправит посредством него искривленную религию и пока не станут люди говорить: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». Посредством этой религии Он откроет слепые глаза, глухие уши и закрытые сердца»
13.
Его призыв к благородным нравам. Всевышний Аллах сказал: «Которые следуют за посланником, неграмотным (не умеющим писать и читать написанное) пророком, запись о котором они найдут в Торе и Евангелии. Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать порицаемое, объявит благое дозволенным, а скверное запрещенным, и освободит их от бремени и оков, которые были на них»14.
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Я был послан лишь для того, чтобы довести до совершенства благие нравы»15.
Ибн Аббас рассказывал: «Когда Абу Зарр узнал о послании пророка (да благословит его Аллах и приветствует), он сказал своему брату: «Отправляйся в эту долину и узнай об этом человеке, который утверждает, что он пророк, к которому приходят вести с небес, послушай его речь, а затем возвращайся ко мне». Он отправился, прибыл к пророку «, послушал его речь, а когда вернулся к Абу Зарру сказал: «Я видел, как он приказывает придерживаться благородных нравов и слышал такую речь, которая не является стихами...»16.
Умм Саляма, которая была дочерью Абу Умейи ибн уль-Мугиры, а также женой пророка пророка (да благословит его Аллах и приветствует), рассказывала: «Когда мы прибыли в земли Эфиопии, мы оказались рядом с лучшим соседом - ан-Наджаши (правителем Эфиопии). Мы оказались в безопасности с нашей религией, могли поклоняться Аллаху без притеснения и не слышали ничего неприятного»17.
Также в этом хадисе упоминается: «Она сказала: «Джафар ибн Аби Талиб обратился к нему с речью: о, правитель, мы были людьми джахилии (времен невежества), Мы разрывали родственные связи и плохо относились к соседям, а сильные из нас поедали слабых. Мы были на этом, пока Аллах не отправил к нам посланника из нашего народа. Мы знаем его род, его правдивость, надежность и целомудрие. Он призвал нас к Аллаху, чтобы мы уединяли Его и поклонялись Ему Одному, и чтобы искоренили те камни и тех истуканов, которым мы поклонялись вместе с нашими предками. Он приказал нам придерживаться правдивости в речи и оправдывать доверие, поддерживать родственные связи и хорошо относиться к соседям
, удерживаться от запрещенных вещей и от пролития крови. Также он запретил нам совершать мерзости и произносить ложь, поедать имущество сирот и обвинять целомудренных женщин в прелюбодеянии. Он приказал нам поклоняться Одному Аллаху и никого не придавать Ему в сотоварищи, а также приказал нам совершать молитву, выплачивать закят, соблюдать пост...»18.
-
Его милосердие
Всевышний Аллах сказал: «Мы отправили тебя только как милость для миров»19.
А также сказал: «Он сострадателен и милосерден к верующим»20.
Абу Хурейра рассказывал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «В отношении людей я подобен человеку, который разжег огонь. Когда этом огонь осветил все вокруг, мотыльки и насекомые, стремящиеся к огню, начали падать в него. Он начал вырывать их из огня, но они его одолевали и все равно бросались в пекло. Также и я - удерживаю вас от огня, но вы все равно бросаетесь в него»21.
Абу Хурейра рассказывал: «Туфейль ибн "Амр ад-Дауси прибыл со своими спутниками к пророку (да благословит его Аллах и приветствует), и они сказали: «О посланник Аллаха, поистине, люди Дауса ослушались и отказались (принимать ислам), так обратись же к Аллаху с мольбой против них». (Услышав это), кто-то из присутствующих сказал: «Народ Дауса погиб». Но (вместо исполнения их просьбы) пророк произнес: «О Аллах, наставь Даус на прямой путь и приведи их (к нам)»22.
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказали: «Обратись с мольбой против многобожников!» - на что он ответил: «Поистине, я не был послан, чтобы проклинать, но я был послан лишь в качестве милости»23.
'Аиша, мать правоверных, рассказывала: «Однажды к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел бедуин и сказал: «Вы целуете детей? Мы же не целуем их». (Услышав это), пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Что я могу сделать, если Аллах удалил из твоего сердца милосердие?!»24.
Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды пророк (да благословит его Аллах и приветствует) навестил одного человека из племени бану ан-Наджар и сказал ему: «О, дядя со стороны матери! Скажи: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». (Услышав это), этот человек спросил: «Я дядя со стороны матери или со стороны отца?»25,. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет, ты дядя со стороны матери». Он ответил: «Произнесение слов: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» - является благом для меня?». Пророк « сказал: «Да»
26.
Абу Муса аль-Ашари, рассказывая историю монаха Бухейра, упомянул: «Монах начал ходить между ними, пока не дошел до Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и взял его за руку, а затем сказал: «Это – господин всех людей, это – посланник Господа миров, Аллах отправит его как милость к мирам»27.
-
Его снисходительность
Всевышний Аллах сказал: «Будь снисходителен, повелевай совершать добро и отвернись от невежд»28.
Анас ибн Малик рассказывал: «Я шел с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), на котором была накидка из Наджрана с плотными краями. В это время его неожиданно догнал бедуин и сильно потянул за его накидку так, что я увидел поверхность плеча посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а края накидки растянулись из-за силы рывка. Этот бедуин сказал: «О Мухаммад, прикажи (выдать) мне что-либо из имущества Аллаха, которое ты получил!». (Услышав его слова), пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассмеялся и приказал выдать ему подарок»29.
Абу Хурейра рассказывал: «Один человек, которому посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был что-то должен, грубо с ним обошелся, и сподвижники направились в его сторону, (желая наказать его), но пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, обладатель права имеет право высказаться». После этого он сказал своим сподвижникам: «Купите для него верблжонка, (подобного, которому я ему должен)». Они ответили: «Мы не можем найти животное, кроме как более взрослое, чем у него». (Услышав это), пророк и сказал: «Так купите это животное и отдайте его ему, потому что лучший из вас тот, кто наилучшим образом погашает долги»30.
‘Аиша рассказывала: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) купил у одного из бедуинов верблюда или верблюдов за уаск31 припасенных фиников сорта 'аджуа. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришел с ним к себе домой, поискал финики, но ничего не нашел. После этого он вышел к нему и сказал: «О 'Абдуллах, мы купили у тебя верблюда или верблюдов за уаск припасенных фиников, но после поисков мы этих фиников не обнаружили». (Услышав это), бедуин воскликнул: «О предательство!». Люди направились к нему и сказали: «Да погубит тебя Аллах! Разве посланник Аллаха предает?». (Увидев это), посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Оставьте его, ведь обладатель права имеет право высказаться». Затем посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вновь обратился к нему и сказал: «О 'Абдуллах, мы купили у тебя твоих верблюдов, думая, что у нас
есть чем за них расплатиться, но после поисков мы ничего не нашли». Но (даже после этого) бедуин вновь воскликнул: «О предательство!». Люди направились к нему и сказали: «Да погубит тебя Аллах! Разве посланник Аллаха предает?». Но посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вновь (остановил их) и сказал: «Оставьте его, ведь обладатель права имеет право высказаться». После этого посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повторил этому бедуину свои слова еще дважды или трижды, но когда увидел, что он не понимает его, сказал одному из своих спутников: «Ступай к Хуайле бинт Хаким ибн Умейя и скажи ей: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит тебе: «Если у тебя есть один уаск из припасенных фиников сорта ' аджуа, то одолжи их нам, пока мы их тебе не вернем, если пожелает Аллах». Он отправился к ней, после чего вернулся и сказал: «Она ответила: «Да, у меня есть (уаск фиников), о посланник Аллаха, пришли же того, кто их заберет». Тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал одному из людей: «Ступай с ним и выдай ему его право сполна». Он пошел с ним и выдал ему его право сполна. После чего этот бедуин, проходя мимо посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сидящего со своими сподвижниками, сказал: «Да воздаст тебе Аллах благом, ведь ты выдал мне мое право сполна и наилучшим образом». (Услышав его слова), посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наилучшие рабы Аллаха в Судный День это те, которые выдают людям их право сполна и делают это наилучшим образом»32.
'Абдуллах ибн уз-Зубейр рассказывал о том, что один человек из ансаров поспорил с аз-Зубейром в присутствии посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) относительно водного канала, из которого они поливали пальмы. Этот человек сказал: «Пусти воду, пусть она течет (ко мне)». Но аз-Зубейр отказался, и они начали спорить при посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). (Услышав их спор), посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал аз-Зубейру: «Ороси (свою часть), о Зубейр, а затем отпусти воду к твоему соседу». Тогда этот человек разгневался и сказал: «О посланник Аллаха, ты вынес это решение потому, что он сын твоей тети!». После этих слов лицо пророка (да благословит его Аллах и приветствует) изменилось, после чего он сказал: «О Зубейр, орошай (свой огород) и не отпускай воду, но удерживай ее, пока она не поднимется до стены». После этого аз-Зубейр говорил: «Клянусь Аллахом, я считаю, что именно по этой причине был ниспослан аят: «Но нет, клянусь твоим Господом, они не уверуют, пока не изберут тебя судьей во всем, что запутано между ними, и не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и (пока) не подчинятся полностью»