Файл: Минпросвещения россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Омский государственный педагогический университет.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 691
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Параграф завершаем резюме, обобщаем изложенное выше.
Таким образом, эмпирическое исследование было организовано и проведено с участием 12 детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень). В процессе психолого-педагогической диагностики устанавливались особенности и выявлялся уровень развития у старших дошкольников глагольного словаря. Результаты, полученные в ходе эмпирической части исследования и при изучении научных источников, стали основанием для подготовки программно-методических материалов, в которых отражены особенности логопедической коррекционной психокоррекционной работы по развитию у старших дошкольников с ОНР глагольного словаря с использованием упражнений.
Про логопедическую работу пишут только логопеды. Олигофренопедагоги и дошкольные дефектологи пишут про про коррекционную работу, специальные психологи – про психокоррекционную работу.
Пустая строка
2.2. Изучение особенностей и выявление уровня развития у старших дошкольников с ОНР коммуникативных умений
Пустая строка
В рамках эмпирической части исследования осуществлялось обследование старших дошкольников с ОНР с использованием диагностических материалов, указанных выше.
Представим результаты, полученные по каждому диагностическому заданию, подвергнем их анализу в качественном и количественном аспекте.
Диагностическое задание 1 – «Называние действий по предъявленному предмету».
Если детей меньше 10 человек, то указываем не в процентах, а по количеству человек. Если детей более 10 человек, то указываем в процентах.
Если детей 10 человек, то можно указывать любым способом: хоть в процентах, хоть по количеству человек.
Согласно полученным данным, дети (100 %) поняли инструкцию и согласились выполнить предложенное им задание. В 66,7% случаев дошкольники нуждались в повторении и разъяснении инструкции.
Было выявлено, что в меньшей степени дошкольники испытывали затруднения при использовании глаголов «пишут», «едят (кушают)», «рисуют» (75 % испытуемых верно употребили необходимый глагол в процессе ответов на вопросы, используя его в нужной форме).
Наибольшие сложности у детей возникли при ответах на вопросы «Что делают пилой?», «Что делают молотком?» (ошиблись 91,7 % детей); «Что делают топором» (ошиблись 83,3 % детей); «Что делают щеткой» (ошиблись 66,7 % детей); «Что делают иголкой?» (ошиблись 58,3 % детей).
В некоторых случаях дошкольники правильно подбирали глагол, но не могли употребить его в устной речи в необходимой форме (3лица, множественного числа, настоящего времени), используя:
– во 2 лице («Что делают ручкой?» –пишем);
– в 3 лице прошедшего времени («Что делают карандашом?» –рисовали);
И так далее. Подробно описываются результаты. Если в исследовании участвуют дети в составе 10 человек и меньше, то их указываем не в процентах, а по количеству человек. Если больше 10 детей, то указываем их количество в процентах. Приводятся примеры ответов детей (их речевая продукция). И так по каждому диагностическому заданию (либо диагностической методике). Важно прописать типы ошибок, которые были допущены детьми, привести примеры. Если работа посвящена письменной речи школьников (тот или иной вид дисграфии), то в приложении нужны сканы письменных работ детей.
Полученные количественные данные мы отразили в таблице 1, а также представили в материалах приложения 2.
Если у Вас предусмотрена таблица, посмотрите на образец её технического оформления. В таблице проставляются баллы (в образце баллов нет). Таблица может размещаться как в основном тексте ВКР, так и в одном из приложений – по согласованию с научным руководителем.
Имена детей не указываются, им присваиваются порядковые номера. Но можно обозначать детей инициалами, например: К.П., Ф.У. и т.п.
Название таблицы – курсив, шрифт 14, без абзацного отступа, интервал одинарный. В самой таблице допускается шрифт 12, а интервал нужен одинарный.
Таблица 1 – Результаты обследования детей по трем диагностическим
заданиям на констатирующем этапе эксперимента
№ детей п/п | Количество набранных баллов | |||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Всего | |
1. | 4 | 3 | 3 | 10 |
2. | 4 | 3 | 3 | 10 |
3. | 5 | 3 | 3 | 11 |
4. | 5 | 3 | 3 | 11 |
5. | 5 | 4 | 4 | 13 |
6. | 6 | 4 | 4 | 14 |
7. | 6 | 4 | 4 | 14 |
8. | 7 | 4 | 7 | 18 |
9. | 7 | 5 | 7 | 19 |
10. | 7 | 5 | 7 | 19 |
11. | 8 | 7 | 8 | 23 |
12. | 9 | 7 | 9 | 25 |
Содержание таблицы надо обсудить.
Итак, согласно полученным данным, по трем заданиям диагностической методики дошкольники сумели набрать от … до … баллов. О чём свидетельствуют данные, зафиксированные в таблице?
На основании итоговой суммы баллов испытуемым были присвоены уровни развития глагольного словаря. Они представлены на рисунке 1.
Обратите внимание, как подписывается гистограмма. Официально она считается рисунком. Гистограмма (диаграмма) может выглядеть и иначе: круговая или другой формы. Название таблицы – одинарным, внизу по центру, шрифт 14.
Рисунок 1 – Уровень развития у детей с ОНР глагольного словаря
на констатирующем этапе исследования
Итак, у большинства старших дошкольников с ОНР (60 %) отмечается ниже среднего уровень развития глагольного словаря. У остальных детей …
И так далее
Обобщив данные по трем диагностическим заданиям, мы выявили типичные ошибки, присущие детям дошкольного возраста с ОНР (III уровень):
– употребление на месте глагола имени существительного, выбранного ребенком на основе возникшей у него ассоциативной связи;
– искажение звуко-слоговой структуры глагола;
И так далее
Дальше пишется вывод по параграфу. В выводе (один развёрнутый абзац) должна быть развёрнутая качественная характеристика того, что было исследовано. Пример вывода приведён на материале другой темы ВКР.
Таким образом, глухие младшие школьники имеют ниже среднего (33,3 %), а также низкий (66,7 %) уровни развития слухового восприятия слов, фраз и текстов. Кроме того, у этих учащихся отмечаются ниже среднего (66,7 %) и низкий (33,3 %) уровни развития слухозрительного восприятия звуков, слогов, слов. Наиболее доступными для слухового восприятия глухих учащихся являются низкочастотные звучания. Дети различают и опознают их с близкого расстояния, пользуясь слуховой звукоусиливающей аппаратурой. Школьники испытывают большие трудности при слуховом восприятии и опознавании изолированных слов, особенно тех, которые недостаточно часто используются в практике речевого общения. Дети успешнее справляются с опознаванием фраз, а также с восприятием различного материала (в виде звуков, слогов, слов), предъявляемых на слухозрительной основе в ситуации наглядного выбора. Недоразвитие у глухих школьников слухового восприятия речи отрицательно отражается на её произносительной стороне. Учащиеся допускают различные нарушения звуков.
Пустая строка
2.3. Программно-методические аспекты логопедической работы по преодолению у старших дошкольников с ОНР коммуникативных барьеров при взаимодействии со сверстниками с использованием упражнений
Пустая строка
По окончании эмпирического исследования были подготовлены программно-методические материалы, ориентированные на определение специфики логопедической работы по преодолению у старших дошкольников с ОНР коммуникативных барьеров при взаимодействии со сверстниками с использованием упражнений.
Укажите цель и задачи этой части исследования
Цель данной части исследования заключалась в следующем: описать содержание и методические аспекты логопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР для преодоления у них коммуникативных барьеров.
С учетом поставленной цели решались следующие задачи:
– определить принципы логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ОНР;
– выделить и описать направления логопедической работы, а также содержательно-методические аспекты каждого из них, определить тематику занятий с дошкольниками;
Или разработать, или подобрать – в зависимости от того, что именно делали. Или задания, или упражнения, или дидактические игры, или что-то ещё – зависит от темы ВКР.
– разработать / подобрать упражнения / виды деятельности / задания / дидактические игры, способствующие преодолению у старших дошкольников с ОНР коммуникативных барьеров при взаимодействии со сверстниками.
Назовите авторов, труды которых использовались при подготовке программно-методических материалов.
При подготовке программно-методических материалов за основу были взяты концепции, научные положения, методические рекомендации отечественных учёных, занимавшихся изучением названной проблемы (Ю.Ф. Гаркуша, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.) [6; 19; 27; 48].
Дальше надо писать в той последовательности, в которой были названы задачи. Начинаем с принципов (примерно 5 - 7). Принципы перечисляются не формально, а с учётом темы ВКР. Даётся подробное описание принципов: как их надо учитывать.
Изучение научно-методической литературы позволило определить принципы, в соответствии с которыми должна осуществляться логопедическая работа, направленная на преодоление у старших дошкольников с ОНР (III уровень) коммуникативных барьеров при взаимодействии со сверстниками – по Ю.Ф.Гаркуша [22]. В числе этих принципов следующие:
– принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников с ОНР. Так, при организации логопедической работы в направлении преодоления у детей коммуникативных барьеров при взаимодействии со сверстниками в качестве обязательного условия важно учитывать, во-первых, основные закономерности развития детей старшего дошкольного возраста, во-вторых, индивидуальные особенности дошкольников с общим недоразвитием речи. Следует принимать во внимание, что часть значительная детей с ОНР характеризуется демонстративным поведением, а другая часть – это застенчивые дошкольники, стесняющиеся своего речевого нарушения (часто бывают непонятыми окружающими людьми, в том числе сверстниками). В этой связи нами были подобраны упражнения, которые могут обеспечивать преодоление у названной категории детей преодоление коммуникативных барьеров;
– принцип связи развития речи с развитием и коррекцией неречевых психических процессов. Как известно, развитие одной сферы влияет на становление других. В этой связи наряду с развитием у дошкольников с ОНР коммуникативных умений, в связи с преодолением коммуникативных барьеров логопеду нужно осуществлять также развитие и коррекцию недостатков внимания, воображения, мыслительных операций, памяти и др.
И так далее. Не менее 5 принципов.
Далее пишем, какие направления работы были выделены. Можно отразить эти направления схематично, но необязательно. Если делаете схему, она называется рисунком. Могут быть не направления, а этапы. Кроме того, могут быть выделены и направления, и этапы работы.
С опорой на методические рекомендации Л.Н. Ефименковой, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной нами было выделено три направления логопедической работы [11; 42; 44; 48].
Направления логопедической работы отражены на рисунке 2.
В соответствии с данными направлениями было определено содержание работы с дошкольниками и методика её реализации.
Схема может быть другой. Её может не быть совсем. В образце схема дана в виде скриншота. Включение скриншотов в чистовик ВКР НЕ ДОПУСКАЕТСЯ!
Даём краткие сведения о том, что явилось инструментом развития / коррекции: упражнения, или задания, или дидактические игры, или что-то другое – см. тему ВКР и предмет исследования во введении.