Файл: Минпросвещения россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Омский государственный педагогический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 693

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В отличие от сверстников с нормальным психофизическим развитием, у детей с нарушениями речи наблюдается резкая ограниченность глагольного словаря. Это приводит к тому, что дошкольники с ОНР не могут выразить в самостоятельной речи необходимые действия, состояния. При продуцировании фразы дети опускают слова-глаголы или заменяют их существительными. Дошкольники не замечают отсутствия связей между словами, предпочитая зачастую употребление глаголов форме инфинитива, т.е. в начальной форме (И.Ю. Кондратенко, Р.И. Лалаева, Н.А. Никишина, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

В ходе эмпирического исследования с участием 12 старших дошкольников с ОНР были установлены особенности владения ими глагольным словарём. Далее приводится пример на материале другой темы.

У всех слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в педагогическом эксперименте, отмечается недоразвитие как эмоций, так и эмоциональной лексики. Большинство дошкольников выражают свои эмоции и чувства при помощи мимики, пантомимики, но затрудняются обозначить их словесно. Эмоциональная лексика старших слабослышащих дошкольников представлена преимущественно глаголами, реже – прилагательными, существительными, наречиями, междометиями. Недостаток в устной речи дошкольников существительных, обозначающих эмоции, можно объяснить тем, что эти лексические единицы имеют абстрактное значение. Круг лексических единиц, имеющих эмоциональную окраску, в речи старших слабослышащих дошкольников резко ограничен.

В целях оптимизации всего педагогического процесса, усиления работы по речевому развитию слабослышащих детей, обеспечения усвоения дошкольниками эмоциональной лексики мы придерживались определённых условий, которые отражены в работах Л.А. Головчиц, Л.П. Носковой и некоторых других сурдопедагогов:

использование разнообразных методических приемов для развития словаря эмоциональной лексики (мы использовали элементы изобразительной деятельности /рисование/, драматизацию, предлагали дошкольникам выполнение заданий с пиктограммами и др.);

применение различных форм речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и др.) с целью обогащения словаря эмоциональной лексики (дети угадывали и называли эмоции, анализировали тексты стихотворений и сказок, читали предъявляющийся речевой материал с табличек и др.);


обеспечение единства в подходе к работе над грамматическими, лексическими, фонетическими значениями, к развитию понимания речи и ее применению (мы учили детей использованию эмоциональной лексики в соответствующих грамматических формах и без фонетических искажений);

тематическая организация речевого материала для отработки его на специальных занятиях по развитию речи (развитие словаря эмоциональной лексики было связано с тематикой, осваиваемой дошкольниками в процессе занятий по развитию речи);

упорядочение речевых единиц на основе отбора типов фраз и словарного материала (мы учили слабослышащих дошкольников включать эмоциональную лексику в состав различных типов фраз).

Таким образом, поставленная нами цель была достигнута, задачи исследования решены.

Объём заключения в среднем – 2–3 листа.

Аннотация

Пустая строка

Работа посвящена развитию у детей дошкольного возраста с патологией речи диалогической речи. Во введении обоснована актуальность рассматриваемой проблемы, указаны цель и задачи, содержатся сведения об эмпирической части исследования. В первой главе содержится анализ научной литературы. Изучена сущность диалогической речи. Исследованы особенности развития диалога в онтогенезе и при патологии речи. Рассмотрена роль художественной литературы в развитии у дошкольников с патологией речи навыков ведения диалога. Во второй главе описаны результаты эмпирической части исследования. Установлены специфические типы ошибок, которые допускают дети с патологией речи в процессе диалога. Дошкольникам присвоены уровни развития диалогической речи: низкий, ниже среднего и средний. На основе результатов изучения научной литературы и данных эмпирического исследования подготовлены программно-методические материалы, направленные на развитие у старших дошкольников с патологией речи навыков ведения диалога. Представлено описание рекомендуемых упражнений, содействующих повышению коммуникативной активности детей. Цель исследования достигнута.
Annotation

Пустая строка

The work is devoted to the development in children of preschool age with speech pathology of dialogic speech. In the introduction, the relevance of the problem under consideration is substantiated, the purpose and objectives are indicated, and information about the empirical part of the study is provided. The first chapter contains an analysis of the scientific literature. The essence of dialogic speech is studied. The features of the development of dialogue in ontogenesis and speech pathology are investigated. The role of fiction in the development of dialogue skills in preschool children with speech pathology is considered. The second chapter describes the results of the empirical part of the study. Specific types of errors that are made by children with speech pathology in the process of dialogue are established. Preschoolers are assigned levels of development of dialogical speech: low, below average and medium. Based on the results of studying scientific literature and empirical research data, methodological materials have been developed aimed at developing dialogue skills among senior preschool children with speech pathology. The description of recommended exercises that contribute to increasing the communicative activity of children is presented. The research goal has been achieved.



Объём аннотации на английском языке должен быть не больше 1 страницы.

Список использованных источников и литературы

Пустая строка

Список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003.

Обратите внимание, как оформляется работа, если у неё один автор, много авторов и если это статья из журнала.

После фамилии учёного, перед инициалами, – запятая.

  1. Антонова, тут запятая Г.П. О соотношении компонентов познавательной деятельности детей-шестилеток [Текст] / за косой чертой инициалы перед фамилией Г.П. Антонова. палочка длинная Ульяновск: издательство после двоеточия без кавычек Пресса, 1995. – палочка длинная 60 с.

  2. Антонова, Г.П. О соотношении компонентов познавательной деятельности детей-шестилеток [Текст] / Г.П. Антонова. Ульяновск: Пресса, 1995. – 60 с. Так оформляется книга одного автора

  3. Антонова, Г.П. Познавательная деятельность детей шести и семи лет [Текст]: монография / Г.П. Антонова, И.П. Антонова. М.: Педагогика, 2011. - 125 с. Так оформляется книга нескольких авторов. В самом начале указывается только первая фамилия, а за косой чертой – все.

  4. Белкина, В.Н. Развитие творчества ребенка в условиях его взаимодействия со сверстниками [Текст] / В.Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник. 2007. №1. С. 64 67. Так оформляется статья из журнала

  5. Бехтерев, В.М. Избранные труды по психологии. В двух томах [Текст]: Том 1 / В.М. Бехтерев. – СПб.: Алтейя, 2009. – 256 с. Так оформляется том из многотомных изданий

  6. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.

  7. Грузикина, И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст]: Автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Груздикина Ирина Владимировна. – М., 2008. – 17 с. Так оформляется автореферат или диссертация

  8. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ [Текст]/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгегнидзе. - М.: Айрис – пресс, 2006. – С. 33 – 61. Из этой книги материал взят частично, поэтому казаны не страницы всей книги, а страницы от и до

  9. Ионов, С.Г. Роль музыки в коррекции нарушений эмоциональной сферы ребёнка [Текст] / С.Г. Ионов // Современные тенденции в системе специализированной помощи семье и ребёнку: Сб. материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Тобольский государственный гуманитарный университет. – Тобольск, 2018. – С. 29 – 34. Так оформляются материалы конференции

  10. Краткая русская грамматика [Текст] / Сост. В.Н. Белоусов, И.И. Ковтунова, Кручинина И.Н. и др.; Под ред. Н.Ю. Шведовой и В.В. Лопатина. – М.: Русский язык, 1989. – 639 с. Так оформляется источник, если у него вместо автора составители

  11. Резниченко, И.М. Социально-психологический портрет современного ребёнка [Электронный ресурс] / И.М. Резниченко // http://dgordgio.livejournal.com (дата обращения: 07.09.2015). Так оформляется источник, если это электронный ресурс, представлен в интернете


В списке литературы ВКР – 45-50 источников.

Строгих требований к «возрасту» источников нет, но предпочтение отдаётся литературе последних 10 лет издания.

Постарайтесь включить несколько современных статей из журналов. Не забудьте включить хотя бы пару электронных ресурсов, целесообразно больше, так как в основном пользуемся электронными библиотеками.

Сборники студенческих работ не включать! Журналом «Молодой учёный» не пользоваться!

Все приложения должны иметь названия

Каждое приложение начинается с нового листа

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пустая строка

Диагностические задания, использовавшиеся для выявления

уровня развития у детей глагольного словаря

Пустая строка

Использовалась диагностическая методика Г.А. Волковой, включающая три задания. Цель методики определить состояние глагольного словаря у детей.

Диагностическое задание 1 «Называние действий по предъявленному предмету».

Инструкция для ребенка: Скажи: «Что делают ручкой?» Ответ ребенка (или с помощью педагога): «Пишут». «Ножом?» ... (с продолжающейся интонацией), ребенок: «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют.

Оценка результата:

  • 10 баллов ребенок назвал 10 из 10 действий по предъявленным ему предметам.

  • 9 баллов ребенок назвал 9 из 10 действий по предъявленным ему предметам.

  • 8 баллов ребенок назвал 8 из 10 действий по предъявленным ему предметам.

  • 7 баллов ребенок назвал 7 из 10 действий по предъявленным ему предметам.

  • 6 баллов ребенок назвал 6 из 10 действий по предъявленным ему предметам.

  • 5 баллов ребенок назвал 5 из 10 действий по предъявленным ему предметам.

  • 4 балла ребенок назвал 4 из 10 действий по предъявленным ему предметам.

  • 3 балла ребенок назвал 3 из 10 действий по предъявленным ему предметам.

  • 2 балла ребенок назвал 2 из 10 действий по предъявленным ему предметам.

  • 1 балл ребенок назвал 1 из 10 действий по предъявленным ему предметам.

  • 0 баллов ребенок не справляется с заданием или отказывается от его выполнения.


И так описывается каждое диагностическое задание (диагностическая методика). Баллы могут быть разными, не обязательно 10 баллов за каждое задание, надо ориентироваться на то, что написано у автора диагностических материалов.

Подведение итога

По окончании обследования детям присваивается один из 5 уровней развития глагольного словаря, соответствующий определенному количеству баллов, а именно:

Высокий уровень – 2830 баллов. Испытуемый верно назвал все глаголы. При этом мог использовать любой подходящий по смыслу глагол. Демонстрирует знание семантики глагольной лексики, умеет использовать её в контексте. При назывании слов не было допущено ошибок в виде перестановки букв (слогов) в слове, пропуска букв. В помощи исследователя испытуемый не нуждался.

По аналогии описывается каждый уровень.

Лучше, чтобы уровней было не три, а 4 – 5. Например: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.

Содержание всех других приложений надо обговаривать с руководителем. У кого-то может быть только 2 приложения, у кого-то 5 приложений - в зависимости от темы работы. Научный руководитель посоветует.