Файл: Минпросвещения россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Омский государственный педагогический университет.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 694
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме того, изучение работ учёных в области логопедии позволило нам верно подобрать упражнения, способствующие преодолению у детей старшего дошкольного возраста с ОНР коммуникативных барьеров при взаимодействии со сверстниками. Подбирая упражнения, мы взяли за методические труды следующих авторов: О.Е. Грибова, Л.Н. Ефименкова, С.А. Миронова, О.С. Павлова [12; 16; 35; 36].
Тематика занятий с дошкольниками, а также рекомендуемые виды деятельности и типы упражнений отражены в таблице 2. Описание указанных упражнений содержится в приложении 3. Форма таблицы не является обязательной, она может быть другой, с иным содержанием. Ниже даны два образца.
Таблица 2 - Тематика занятий, рекомендуемые виды деятельности и типы упражнений
№ п/п | Тема занятия | Количество занятий | Основные виды деятельности | Типы Названия упражнений по выделенным направлениям Можно дать названия упражнений (игр), а можно перечислить их типы или виды – всё индивидуально | ||
Направление 1 | Направление 2 | Направление 3 | ||||
1. | Времена года (осень) | 2 | Соотнесение слова с действием; составление предложений по картинке и др. | «Кто как работает», «Дует ветер» и др. | _____ | «Расспроси», «Помощь старшим» и др. |
2. | Овощи, фрукты | 2 | Включение пропущенных слов в состав фраз; отгадывание загадок и др. | «В саду – в огороде» и др. | «В гостях у повара». | _____ |
3. | Транспорт | 2 | Подбор родственных слов к заданным глаголам и др. | «Едем в гости» и др. | «Поезд или самолёт» и др. | «Кораблик». |
4. | Посуда | 2 | И так далее | И так далее, достаточно указывать по 1 – 3 упражнения (задания, игры – в зависимости от того, что выбрано). Описание упражнений или др. целесообразно представить в приложении, хотя бы частично | | |
5. | И так далее | И так далее | | | | |
Достаточно 10-ти пунктов в графе № п/п, но всё индивидуально, надо согласовывать с руководителем.
Вот другой вариант таблицы. Может быть и иной, третий формат.
Таблица 2 – Направления логопедической работы и
соответствующие им упражнения
Направления работы | Упражнения, рекомендуемые для использования |
1. Развитие мотивационно-ценностного отношения к общению и развитие коммуникативных способностей | Не просто перекисляются названия упражнений, а указывается их назначение: на что направлены, чему способствуют. 1. Мимические и пантомимические упражнения: мимическая гимнастика, ролевая гимнастика. 2. Упражнения на выражение отдельных черт характера и эмоций: «Изобрази ситуацию», «Как поступить?». 3. Упражнения на выражение основных эмоций: «Командиры», «Раздумье», «Любопытный». 4. Упражнения, направленные на нормализацию самовосприятия: «Каким я хочу стать», «Комплименты», «Зеркало». 5. Упражнения для мышечного расслабления. 6. Психокоррекционные упражнения: «Как улучшить настроение?». |
2. Развитие стандартных приёмов речевого поведения и доведение их применения до автоматизма | По аналогии с направлением 1 |
3. Развитие умений осуществлять перенос коммуникативных умений из одной ситуации в другую | По аналогии с направлением 1 |
Дальше надо раскрыть, как вести работу по каждому выделенному направлению. На описание каждого направления отводим не менее страницы текста. Следует описать, какие методы и приёмы могут использоваться, какие типы упражнений (или заданий, или игр и т.п.) надо применять. Писать надо максимально подробно, это одна из самых важных частей работы.
Направление 1. Развитие у детей ценностного отношения к общению и развитие коммуникативных способностей
В соответствии со спецификой названного направления работы логопедические занятия целесообразно начинать с психогимнастических упражнений, направленных на создание положительного эмоционального фона общения, на развитие у старших дошкольников с ОНР адекватной манеры речевого поведения в диалоге. В частности, могут быть использованы мимические и пантомимические упражнения. Например, дети на доступном для их понимания речевом материале (в соответствии с осваиваемыми лексическими темами) должны учиться выражению таких эмоций, как страх, радость, усталость, любопытство, раздумье, гнев, сосредоточенность и др. Именно эти эмоции человек чаще всего выражает в процессе коммуникативного взаимодействия с окружающими.
Следующим компонентом психогимнастики могут быть упражнения на мышечное расслабление, что принципиально важно для устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР, воспитания у этих дошкольников уверенности в своих силах. Например, целесообразно проводить ролевую и артикуляционную гимнастика, способствовавшую снятию мышечного напряжения и расширению поведенческого репертуара (в том числе касающегося речевого поведения).
Старшим дошкольникам с ОНР (III уровень) могут быть предложены упражнения следующего типа:
– походить как лев, цапля, лягушка и т.д.;
– спеть известную песню на другой мотив, шёпотом, в разном темпе, с заменой отдельных слов;
– посидеть как пчела на цветке, кот в засаде, курочка на жёрдочке, белка на ветке.
После психогимнастических упражнений старшим дошкольникам с ОНР (III уровень) можно предложить вспомнить, с каким произведением они знакомились на занятии по развитию речи, проводившемся воспитателем. После этого учителем-логопедом организуется беседа по этому произведению (его отрывку), в ходе которой осуществляется обсуждение поступков литературных героев. После анализа произведения дошкольникам можно предложить поучаствовать в драматизации. В процессе драматизации дети будут учиться коммуникативному взаимодействию, что очень важно для преодоления коммуникативных барьеров.
На заключительном этапе логопедического занятия целесообразно использовать упражнения следующего типа:
а) на выражение отдельных черт характера и эмоций. Старшим дошкольникам с ОНР следует предложить вступить в коммуникацию со сверстником, «изображая ситуацию»:
– помирись с другом,
– попроси прощения у брата и т.д.;
б) на нормализацию самовосприятия. Старшим дошкольникам с ОНР можно предложить нарисовать себя «Каким я хочу стать». Это позволяет снять скованность, которая отмечается в процессе коммуникативного взаимодействия у застенчивых дошкольников с ОНР.
Благодаря использованным упражнениям у старших дошкольников постепенно исчезнут коммуникативные трудности, что позволит им более успешно реализовать свой потенциал и научиться конструктивно взаимодействовать со сверстниками.
Направление 2. Развитие у детей стандартных приёмов речевого поведения и доведение их применения до автоматизма
И так далее, даётся описание каждого выделенного направления.
При описании работы можно использовать картинки, разные изображения, пиктограммы. Все они считаются рисунками, подписываются и нумеруются внизу.
Картинки включаются только в том случае, если в них есть объективная необходимость. Например, надо продемонстрировать, что представляют собой схемы или пиктограммы, рекомендуемые для коррекционной работы. А вот изображения традиционных объектов (зайца, мяча и т.п.) делать не надо.
Рисунок 3 – Варианты пиктограмм к упражнению
«Наши эмоции»
Параллельно с реализацией деятельности по названным направлениям учителю-логопеду необходимо вести работу над преодолением у детей нарушений произношения, над речевым дыханием и выразительностью речи.
Если предмет исследования во введении – это психолого-педагогические условия, то их нужно обязательно здесь прописать.
В целях оптимизации всего педагогического процесса, усиления работы по речевому развитию слабослышащих детей, обеспечения усвоения дошкольниками эмоциональной лексики мы придерживались определённых условий, которые отражены в работах Л.А. Головчиц, Л.П. Носковой и некоторых других сурдопедагогов:
– использование разнообразных методических приемов для развития словаря эмоциональной лексики (мы использовали элементы изобразительной деятельности /рисование/, драматизацию, предлагали дошкольникам выполнение заданий с пиктограммами и др.);
– применение различных форм речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и др.) с целью обогащения словаря эмоциональной лексики (дети угадывали и называли эмоции, анализировали тексты стихотворений и сказок, читали предъявляющийся речевой материал с табличек и др.);
– обеспечение единства в подходе к работе над грамматическими, лексическими, фонетическими значениями, к развитию понимания речи и ее применению (мы учили детей использованию эмоциональной лексики в соответствующих грамматических формах и без фонетических искажений);
– тематическая организация речевого материала для отработки его на специальных занятиях по развитию речи (развитие словаря эмоциональной лексики было связано с тематикой, осваиваемой дошкольниками в процессе занятий по развитию речи);
– упорядочение речевых единиц на основе отбора типов фраз и словарного материала (мы учили слабослышащих дошкольников включать эмоциональную лексику в состав различных типов фраз).
Как и все другие параграфы, этот также должен заканчиваться выводом.
Таким образом, в целях развития у старших дошкольников с ОНР (III уровень) коммуникативных умений и преодоления коммуникативных барьеров при взаимодействии со сверстниками целесообразно проводить логопедическую работу по следующим направлениям:
– развитие ценностного отношения к общению и развитие коммуникативных способностей;
– развитие стандартных приёмов речевого поведения и доведение их применения до автоматизма;
– развитие умений осуществлять перенос коммуникативных умений из одной ситуации в другую.
В рамках каждого направления логопедической работы важно использовать упражнения. Данные упражнения целесообразно сопровождать наглядностью, обеспечивать их игровой характер.
Выводы по 2 главе
Пустая строка
Первый абзац – про организацию исследования, его направленность (цель), участников.
Второй абзац – про результаты обследования детей: какие недостатки установлены, какие уровни присвоены.
Третий абзац – про требования к логопедической работе, к отбору / разработке упражнений, про направления логопедической работы, которые были описаны в 2.3.
Объём – примерно 1 страница.
Заключение
Пустая строка
Заключение пишется по задачам, которые были представлены во введении. У всех первая задача касается изучения и анализа научных источников, поэтому начинаем с кратких теоретических данных. Далее про эмпирическое исследование и его результаты, далее – про спроектированные программно-методические материалы.
Глагол, являясь самостоятельной частью речи, обозначает процесс и выражает это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени, лица, а также числа и рода. Слова данной части речи широко используются в процессе общения, занимая одно из центральных мест в структуре синтаксических конструкций различного типа. В этой связи усвоение глагольного словаря представляет собой одну из важных задач в методике развития речи детей дошкольного возраста.