Файл: Минпросвещения россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Омский государственный педагогический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 694

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кроме того, изучение работ учёных в области логопедии позволило нам верно подобрать упражнения, способствующие преодолению у детей старшего дошкольного возраста с ОНР коммуникативных барьеров при взаимодействии со сверстниками. Подбирая упражнения, мы взяли за методические труды следующих авторов: О.Е. Грибова, Л.Н. Ефименкова, С.А. Миронова, О.С. Павлова [12; 16; 35; 36].

Тематика занятий с дошкольниками, а также рекомендуемые виды деятельности и типы упражнений отражены в таблице 2. Описание указанных упражнений содержится в приложении 3. Форма таблицы не является обязательной, она может быть другой, с иным содержанием. Ниже даны два образца.
Таблица 2 - Тематика занятий, рекомендуемые виды деятельности и типы упражнений

№ п/п

Тема занятия

Количество занятий

Основные виды деятельности

Типы Названия упражнений по выделенным направлениям

Можно дать названия упражнений (игр), а можно перечислить их типы или виды – всё индивидуально

Направление 1

Направление 2

Направление 3

1.

Времена года (осень)

2

Соотнесение слова с действием; составление предложений по картинке и др.

«Кто как работает», «Дует ветер» и др.

_____

«Расспроси», «Помощь старшим» и др.

2.

Овощи, фрукты

2

Включение пропущенных слов в состав фраз; отгадывание загадок и др.

«В саду – в огороде» и др.

«В гостях у повара».

_____

3.

Транспорт

2

Подбор родственных слов к заданным глаголам и др.

«Едем в гости» и др.

«Поезд или самолёт» и др.

«Кораблик».

4.

Посуда

2

И так далее

И так далее, достаточно указывать по 1 – 3 упражнения (задания, игры – в зависимости от того, что выбрано). Описание упражнений или др. целесообразно представить в приложении, хотя бы частично







5.

И так далее

И так далее














Достаточно 10-ти пунктов в графе № п/п, но всё индивидуально, надо согласовывать с руководителем.

Вот другой вариант таблицы. Может быть и иной, третий формат.

Таблица 2 – Направления логопедической работы и

соответствующие им упражнения

Направления работы

Упражнения, рекомендуемые для использования

1. Развитие мотивационно-ценностного отношения к общению и развитие коммуникативных способностей

Не просто перекисляются названия упражнений, а указывается их назначение: на что направлены, чему способствуют.

1. Мимические и пантомимические упражнения: мимическая гимнастика, ролевая гимнастика.

2. Упражнения на выражение отдельных черт характера и эмоций: «Изобрази ситуацию», «Как поступить?».

3. Упражнения на выражение основных эмоций: «Командиры», «Раздумье»,

«Любопытный».

4. Упражнения, направленные на нормализацию самовосприятия: «Каким я хочу стать», «Комплименты», «Зеркало».

5. Упражнения для мышечного расслабления.

6. Психокоррекционные упражнения: «Как улучшить настроение?».


2. Развитие стандартных приёмов речевого поведения и доведение их применения до автоматизма

По аналогии с направлением 1

3. Развитие умений осуществлять перенос коммуникативных умений из одной ситуации в другую

По аналогии с направлением 1


Дальше надо раскрыть, как вести работу по каждому выделенному направлению. На описание каждого направления отводим не менее страницы текста. Следует описать, какие методы и приёмы могут использоваться, какие типы упражнений (или заданий, или игр и т.п.) надо применять. Писать надо максимально подробно, это одна из самых важных частей работы.

Направление 1. Развитие у детей ценностного отношения к общению и развитие коммуникативных способностей

В соответствии со спецификой названного направления работы логопедические занятия целесообразно начинать с психогимнастических упражнений, направленных на создание положительного эмоционального фона общения, на развитие у старших дошкольников с ОНР адекватной манеры речевого поведения в диалоге. В частности, могут быть использованы мимические и пантомимические упражнения. Например, дети на доступном для их понимания речевом материале (в соответствии с осваиваемыми лексическими темами) должны учиться выражению таких эмоций, как страх, радость, усталость, любопытство, раздумье, гнев, сосредоточенность и др. Именно эти эмоции человек чаще всего выражает в процессе коммуникативного взаимодействия с окружающими.



Следующим компонентом психогимнастики могут быть упражнения на мышечное расслабление, что принципиально важно для устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР, воспитания у этих дошкольников уверенности в своих силах. Например, целесообразно проводить ролевую и артикуляционную гимнастика, способствовавшую снятию мышечного напряжения и расширению поведенческого репертуара (в том числе касающегося речевого поведения).

Старшим дошкольникам с ОНР (III уровень) могут быть предложены упражнения следующего типа:

– походить как лев, цапля, лягушка и т.д.;

спеть известную песню на другой мотив, шёпотом, в разном темпе, с заменой отдельных слов;

– посидеть как пчела на цветке, кот в засаде, курочка на жёрдочке, белка на ветке.

После психогимнастических упражнений старшим дошкольникам с ОНР (III уровень) можно предложить вспомнить, с каким произведением они знакомились на занятии по развитию речи, проводившемся воспитателем. После этого учителем-логопедом организуется беседа по этому произведению (его отрывку), в ходе которой осуществляется обсуждение поступков литературных героев. После анализа произведения дошкольникам можно предложить поучаствовать в драматизации. В процессе драматизации дети будут учиться коммуникативному взаимодействию, что очень важно для преодоления коммуникативных барьеров.

На заключительном этапе логопедического занятия целесообразно использовать упражнения следующего типа:

а) на выражение отдельных черт характера и эмоций. Старшим дошкольникам с ОНР следует предложить вступить в коммуникацию со сверстником, «изображая ситуацию»:

помирись с другом,

попроси прощения у брата и т.д.;

б) на нормализацию самовосприятия. Старшим дошкольникам с ОНР можно предложить нарисовать себя «Каким я хочу стать». Это позволяет снять скованность, которая отмечается в процессе коммуникативного взаимодействия у застенчивых дошкольников с ОНР.

Благодаря использованным упражнениям у старших дошкольников постепенно исчезнут коммуникативные трудности, что позволит им более успешно реализовать свой потенциал и научиться конструктивно взаимодействовать со сверстниками.

Направление 2. Развитие у детей стандартных приёмов речевого поведения и доведение их применения до автоматизма


И так далее, даётся описание каждого выделенного направления.

При описании работы можно использовать картинки, разные изображения, пиктограммы. Все они считаются рисунками, подписываются и нумеруются внизу.

Картинки включаются только в том случае, если в них есть объективная необходимость. Например, надо продемонстрировать, что представляют собой схемы или пиктограммы, рекомендуемые для коррекционной работы. А вот изображения традиционных объектов (зайца, мяча и т.п.) делать не надо.



Рисунок 3 – Варианты пиктограмм к упражнению

«Наши эмоции»
Параллельно с реализацией деятельности по названным направлениям учителю-логопеду необходимо вести работу над преодолением у детей нарушений произношения, над речевым дыханием и выразительностью речи.

Если предмет исследования во введении – это психолого-педагогические условия, то их нужно обязательно здесь прописать.

В целях оптимизации всего педагогического процесса, усиления работы по речевому развитию слабослышащих детей, обеспечения усвоения дошкольниками эмоциональной лексики мы придерживались определённых условий, которые отражены в работах Л.А. Головчиц, Л.П. Носковой и некоторых других сурдопедагогов:

использование разнообразных методических приемов для развития словаря эмоциональной лексики (мы использовали элементы изобразительной деятельности /рисование/, драматизацию, предлагали дошкольникам выполнение заданий с пиктограммами и др.);

применение различных форм речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и др.) с целью обогащения словаря эмоциональной лексики (дети угадывали и называли эмоции, анализировали тексты стихотворений и сказок, читали предъявляющийся речевой материал с табличек и др.);

обеспечение единства в подходе к работе над грамматическими, лексическими, фонетическими значениями, к развитию понимания речи и ее применению (мы учили детей использованию эмоциональной лексики в соответствующих грамматических формах и без фонетических искажений);


тематическая организация речевого материала для отработки его на специальных занятиях по развитию речи (развитие словаря эмоциональной лексики было связано с тематикой, осваиваемой дошкольниками в процессе занятий по развитию речи);

упорядочение речевых единиц на основе отбора типов фраз и словарного материала (мы учили слабослышащих дошкольников включать эмоциональную лексику в состав различных типов фраз).

Как и все другие параграфы, этот также должен заканчиваться выводом.

Таким образом, в целях развития у старших дошкольников с ОНР (III уровень) коммуникативных умений и преодоления коммуникативных барьеров при взаимодействии со сверстниками целесообразно проводить логопедическую работу по следующим направлениям:

развитие ценностного отношения к общению и развитие коммуникативных способностей;

развитие стандартных приёмов речевого поведения и доведение их применения до автоматизма;

развитие умений осуществлять перенос коммуникативных умений из одной ситуации в другую.

В рамках каждого направления логопедической работы важно использовать упражнения. Данные упражнения целесообразно сопровождать наглядностью, обеспечивать их игровой характер.
Выводы по 2 главе

Пустая строка

Первый абзац – про организацию исследования, его направленность (цель), участников.

Второй абзац – про результаты обследования детей: какие недостатки установлены, какие уровни присвоены.

Третий абзац – про требования к логопедической работе, к отбору / разработке упражнений, про направления логопедической работы, которые были описаны в 2.3.

Объём – примерно 1 страница.

Заключение

Пустая строка

Заключение пишется по задачам, которые были представлены во введении. У всех первая задача касается изучения и анализа научных источников, поэтому начинаем с кратких теоретических данных. Далее про эмпирическое исследование и его результаты, далее – про спроектированные программно-методические материалы.

Глагол, являясь самостоятельной частью речи, обозначает процесс и выражает это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени, лица, а также числа и рода. Слова данной части речи широко используются в процессе общения, занимая одно из центральных мест в структуре синтаксических конструкций различного типа. В этой связи усвоение глагольного словаря представляет собой одну из важных задач в методике развития речи детей дошкольного возраста.