Файл: Кейс Государственный бюджет, налоги и фискальная политика Государственный бюджет Государственный бюджет.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассмотрим на простых примерах последствия различных воздействий на экономику.
Пример 11.2. На основании данных из примера 11.1. рассмотрим следующую ситуацию:
Правительство увеличивает налоги с 40 до 50 (при уровне госрасходов G = 30). Что происходит с кривой планируемых расходов? Как изменится равновесный уровень дохода? Какова величина мультипликатора налогов? Как изменится сальдо госбюджета?
Решение
в) При увеличении налогов на 10 (с 40 до 50) кривая планируемых расходов сдвинется вниз на величину
-∆T·MPC = -10·0,8 = -8 (см. рис. 11.5):
Равновесный уровень выпуска снизится на величину:
Экономика переместится из точки A в точку B, где равновесный объем производства составит 390.
рис. 11.5
Мультипликатор налогов равен .
После проведения налоговой рестрикции возник бюджетный излишек в размере 10, так как величина госрасходов и трансфертов по-прежнему равна 40, а налоговые поступления увеличились до 50.
Речь идет о суммарном мультипликативном эффекте при условии, что ∆Т=-∆G.
Если брать за основу формулу простых мультипликаторов государственных расходов и налогов, то мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице (формула 11.9а.).
(11.9а.)
Если же будем оценивать мультипликативный эффект при одинаковом изменении государственных расходов и налогов с учетом внешнего сектора и прогрессивной системы налогообложения, то его значение будет явно меньше единицы (формула 11.9).
Пример11.3. На основании данных из примера 11.1. рассмотрим следующую ситуацию: Правительство одновременно увеличивает госрасходы с 30 до 40 и налоги с 40 до 50. Что происходит с кривой планируемых расходов? Как изменится равновесный уровень дохода? Что происходит с эффектом мультипликатора? Как изменится сальдо госбюджета?
Решение
При одновременном увеличении госрасходов с 30 до 40 и налогов с 40 до 50 кривая планируемых расходов переместится вверх на 2, так как воздействие бюджетной экспансии на совокупный спрос относительно сильнее, чем налоговое сдерживание (см. рис. 11.6.)
Равновесие переместится из точки A в точку B, причем равновесный уровень дохода в соответствии с мультипликатором сбалансированного бюджета также увеличится на 10 до 440. Это можно проверить с помощью расчета:
Y = 20 + 0,8· (Y – 50 + 10) + 60 + 40;
Y = 440.
рис. 11.6.
В экономике появляется эффект мультипликатора сбалансированного бюджета, равный единице:
При проведении такой политики бюджет останется, как и первоначально, сбалансированным:
(G + Tr = 40 + 10) = (Tа = 50)
Дискреционная и недискреционная фискальная политика
Фискальная политика по характеру воздействия делится на дискреционную и недискреционную (автоматическую) политику или политику встроенных стабилизаторов.
Дискреционная политика предполагает специальные меры по изменению государственных расходов, в том числе трансфертных платежей, а также изменения налоговых ставок с целью изменения экономической ситуации. Так в период спада или депрессии увеличение государственных расходов и уменьшение налоговых поступлений ведет к дефициту государственного бюджета, напротив, сокращение государственных расходов и увеличение налоговых сборов в период оживления и периода высокой конъюнктуры приводит к формированию излишка (профицита) государственного бюджета.
Недискреционная фискальная политика не предполагает никаких специальных мер правительства по изменению объема государственных расходов налоговых поступлений. Напротив, ее действие основано на том, что при существующей системе налогообложения, которая опирается в основном на прогрессивные ставки налогов (в крайнем случае существуют пропорциональные ставки), а также системе выплаты государственных трансфертов населению и предприятиям, изменение государственных расходов и налогообложения происходит автоматически, следуя фазам экономического цикла. Так в период спада объем прямых (в связи с падением доходов) и косвенных (в связи с уменьшением объема произведенной продукции) налогов сокращается, а размер трансфертных государственных платежей увеличивается (пособие по безработице, помощь малоимущим, финансовая помощь предприятиям и т.п.).
Встроенные стабилизаторы экономики.
Таким образом, недискреционная политика – это
автоматическое изменение величины государственных расходов и налоговых поступлений в бюджет в результате циклических колебаний совокупного дохода.
Модель недискреционной политики (встроенных стабилизаторов) представлена на рисунке 11.7.
рис. 11.7.
В данной модели функция налогов представлена графиком, отражающим прямую зависимость между величиной налоговых поступлений в бюджет и величиной совокупного дохода Y. Т=TA+t∙Y. Здесь: TA - автономные налоги;t - средняя налоговая ставка;Y - величина совокупного дохода.
Функция государственных расходов4представлена как G=GA-g∙Y.
Здесь GA – автономные государственные закупки, g – предельная склонность к выплате трансфертных платежей, которая равна ∆GT/∆Y, ∆GT – изменения в трансфертных платежах, ∆Y – изменения в совокупном доходе, вызвавшее это изменение.
Чем «круче» графики G и T, что зависит от величины t (предельной ставки налогообложения) и g, тем более эффективной является автоматическая фискальная политика в короткий период времени. Того же нельзя сказать о долгосрочном периоде, в котором слишком высокие предельные ставки налогообложения могут сильно подорвать стимулы к экономическому росту у различных субъектов экономики (население, бизнесменов и т.д.).
Эффективность фискальной политики
Активное использование фискальной политики в качестве стабилизационной меры включает 2 основные группы вопросов.
Первая группа вопросов связана с тем, насколько успешной может быть фискальная политика в деле стабилизации экономики, другими словами, что может препятствовать преодолению циклических колебаний с помощью фискальной политики.
-
Во-первых, эффективность фискальной политики как стабилизационной меры может быть снижена из-за существования временных лагов, как в дискреционной политике, когда проходит значительное время от оценки экономической ситуации до принятия конкретных мер по изменению государственных расходов и налоговых ставок. -
Во-вторых, степень стабилизационного воздействия бюджетного излишка зависит от направления его использования, например, использование бюджетного излишка на выплату процентов по государственному долгу, на увеличение трансфертных платежей и т.п. может привести на фоне экономического подъема к усилению инфляции спроса, тогда как полное изъятие его ограничивает совокупный спрос и сдерживает инфляцию.
Стабилизационное воздействие бюджетного дефицита во многом зависит от способов его финансирования. Главными способами финансирования, напоминаем, является:
кредитно-денежная эмиссия (монетизация), выпуск займов;
-
увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет; -
использование бюджетного излишка предыдущих лет для финансирования бюджетного дефицита данного финансового года.
Наиболее эффективным способом финансирования бюджетного дефицита является, естественно, последний. Монетизация дефицита приводит нередко к возникновению «сеньоража» – дохода государства от печатания необеспеченной соответствующей массой товаров и услуг денег. Это приводит к тому, что часть доходов населения через возросшие цены перераспределяется в пользу государства.
Эффект Оливера-Танзи
Однако от усиления инфляционных процессов в связи с монетизацией страдает и само государство. Существует Эффект Оливера-Танзи, который заключается в том, что налогоплательщики, сознательно оттягивая сроки уплаты налогов, затем производят расчеты с государством уже обесцененными деньгами.
Если дефицит государственного бюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к тому, что снижается объем частных инвестиций и частично к падению потребительских расходов, что называется эффектом вытеснения. Кроме того повышение уровня национальной процентной ставки приводит к оттоку национальной валюты на мировых денежных рынках, повышению ее курса и как следствие падению чистого экспорта – эффект чистого экспорта. Все это значительно ослабляет действие фискальной политики в качестве стабилизационной меры в краткосрочном периоде
Вторая группа вопросов состоит в том, что является ли бюджетный дефицит отражением стабилизационной фискальной политики. Если мы рассмотрим дискреционную фискальную политику, то станет очевидным, что фактический уровень дефицита (излишка) бюджета не отражает вполне характер специальных мер фискальной политики. Простой пример: правительство не принимает никаких мер по изменению ставок налогообложения, а дефицит государственного бюджета увеличивается из-за падения доходов. Поэтому в фактическом дефиците различают структурный и циклический дефицит бюджета.
Структурный дефицит является следствием дискреционной фискальной политики и равен разности между текущими государственными расходами и теми доходами государственного бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости.
Избыток или дефицит государственного бюджета в условиях полной занятости называют также бюджетом полной занятости. Циклический дефицит является результатом действия встроенных стабилизаторов и равен разности между фактическим и структурным дефицитом.
Фактический дефицит = Структурный дефицит + Циклический дефицит.
Таким образом, из всего этого следует, что по размеру наблюдаемого дефицита нельзя судить о том, насколько активно государство проводит фискальную политику. Во время спада дефицит может свидетельствовать о недостаточном объеме государственных расходов и возможно, что их увеличение привело бы к росту реального национального дохода и сокращенного дефицита.
Концепции государственного бюджета
Исторически существовали следующие концепции государственного бюджета:
Концепция ежегодно балансируемый государственный бюджет с нулевым сальдо (т.е. равенством расходной и доходной части бюджета). Этого придерживается концепция бюджетной политики на ежегодно балансируемой основе. Однако такая политика противоречит основной экономической функции фискальной политики – смягчению, сглаживанию циклических колебаний. Положим, экономика находится в состоянии спада, налоговые поступления в государственный бюджет сокращаются, для того, чтобы добиться нулевого сальдо, правительство принимает решение сократить размеры государственных расходов, тем самым сокращая совокупный спрос, что будет препятствовать выходу экономики из кризисного состояния.
Концепция выравнивания бюджета в соответствии с фазами экономического цикла. При этом бюджетная политика основывается на том, чтобы выравнивать государственные расходы и доходы в течение экономического цикла, т.е. погашая дефициты за счет профицитов удачных финансовых лет. Однако продолжительность и амплитуда циклических колебаний во время подъема и спада экономики не могут совпадать.
Концепция регулирования экономики, а не бюджета.При этой бюджетной политике рассматривают существование несбалансированности государственного бюджета и, как следствие, дефицита государственного бюджета и государственного долга как последствия стабилизационной фискальной политики. В то же время эта политика, способствуя росту национального дохода во время спада и сдерживая рост государственных расходов во время подъема, обеспечивает сбалансированность государственного бюджета. При этом рекомендуется, что дефицит государственного бюджета не должен превышать трех процентов от ВВП, а размер государственного долга 60%.