Файл: Правомерно ли требование Малахова к коммерческому банку.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 5: Сформулируйте основные проблемы в регулировании экономических отношений в Российской Федерации и попробуйте предложить пути решения данных проблем через изменение действующего законодательства.

Федеральное законодательство зачастую не успевает за быстро меняющимися реалиями государственной и общественной жизни. Возникающие в этой связи пробелы в законодательстве порождают много неурегулированных вопросов и споров по поводу:

- осуществления государственной власти;

- охраны прав личности;

- собственности;

- владения, пользования и распоряжения природными ресурсами;

- функционирования банковской и кредитной систем;

- бюджетных отношений, взимания налогов;

- регулирования трудовых отношений, создания эффективного правового механизма защиты от дискриминации в сфере труда, учитывая изменение характера самого труда и его оплаты в условиях рыночной экономики.

Страдает незавершенностью система законодательных актов об органах исполнительной власти, о государственной службе, о целевых и функционально-юридических режимах (пограничный, военный, таможенный, режим отдельных территорий, режим использования энергоресурсов и т.п.).

В современный период из-за интенсивного и порой попросту хищнического использования природных ресурсов для развития хозяйства, военных, энергетических и иных нужд неизмеримо возрастает необходимость четкого и детализированного правового регулирования экологической безопасности планеты, охраны и защиты естественной среды. Действующее законодательство не обеспечивает в полной мере эти задачи, и здесь общими нормами об охране природы не обойтись. Необходима целая серия правотворческих решений всех уровней, начиная с законов и кончая муниципальными актами о защите земли, воздуха, недр, об атомной энергетике, о защите населения от радиационного облучения, о борьбе с экологическими катастрофами и т.д.

Наличие пробелов в федеральном законодательстве и недостаточная оперативность принятия актов федерального законодательства подталкивает регионы к практике неоправданного "опережающего правотворчества". Роль федерального законодателя заключается в том, чтобы до минимума сократить имеющиеся пробелы.

В стране отсутствует четкое и последовательное разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Но для того, чтобы своды (собрания) законодательства были полными и достоверными источниками информации о действующем законодательстве, крайне важно провести инвентаризацию всех правовых актов, принятых и продолжающих формально действовать в Российской Федерации.


В процессе совершенствования законодательства во всех сферах государственной и общественной жизни необходимо руководствоваться принципом "недопустимости поворота к худшему" в регламентации статуса человека и гражданина. Применительно к системе правовых актов это означает в первую очередь соблюдение единого требования о том, что каждый нижестоящий в иерархии нормативных источников акт может содержать лишь более широкий объем прав и свобод для человека и гражданина и не вправе устанавливать ограничения этих прав. В части 2 ст.55 Конституции Российской Федерации четко определяется, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. У граждан не должно быть ощущения личной незащищенности, которое подрывает их доверие к государственной власти и может усиливать социальную напряженность. При формировании оптимальной модели обеспечения единства правового пространства в Российской Федерации необходимо активнее задействовать мощный потенциал российской правовой науки.

Задание 6: Прокомментируйте тезис о том, что «специфика правового регулирования экономической деятельности заключается в сочетании, взаимодействии частноправовых и публично-правовых средств , которые обусловлены частными интересами субъектов экономической деятельности и публичными интересами как государства , так и общества».

  • Какие цели преследует государство, используя публично-правовые средства регулирования экономической деятельности в условиях отношений?

Одно из самых важных мест в жизни общества отводится экономической сфере. Все то, что связано с производством, распределением, а также обменом и потреблением благ, созданных человеком, относится к экономической сфере. Экономика — это система общественного производства, процесс создания материальных благ, являющихся необходимыми человеческому обществу для нормального существования, развития.

Под правовым регулированием принято понимать осуществление при помощи права и всей совокупности правовых средств юридического воздействия на общественные отношения.

Целью правового регулирования является стимулирование должного поведения участников общественных отношений и блокировка деструктивных форм поведения. Правовое регулирование охватывает нормотворческую деятельность государственных органов по выработке правовых установлений и определению юридических средств обеспечения их действенности, а также деятельность непосредственных участников общественных отношений с целью установления средств юридического воздействия для их правомерного поведения.



Понятие механизма правового регулирования позволяет: собрать вместе явления правовой действительности — нормы, правоотношения, юридические акты и обрисовать их как целостность; представить их в работающем виде, что характеризует результативность правового регулирования, его способность гарантировать с правовой стороны достижение поставленных законодателем целей; выявить специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их связь между собой и взаимодействие.

Из изложенного следует, что правовое регулирование формируется деятельностью государства путем выработки юридических установлений, выбора соответствующих правовых средств, обеспечения их реализации. Юридическую основу правового регулирования образуют правовые нормы, в которых моделируются общественные отношения, устанавливаются правила возможного поведения физических и юридических лиц, юридическая ответственность за их нарушения (невыполнение). Смысл и содержание правовых норм, определяющих поведение субъектов права, зависят от способов правового регулирования. В последних содержится суть юридического воздействия правовой нормы на участников управленческого воздействия.

Среди способов правового регулирования различают:

1) обязывание, т.е. возложение на физических и юридических лиц прямой обязанности совершать определенные действия;

2) запрещение — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;

3) дозволение — предоставление лицам права на собственные активные действия.

Таким образом, правовое регулирование экономических отношений — это процесс целенаправленного воздействия государства на экономические отношения при помощи специальных правовых средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочение.

В Российской Федерации уделяется большое внимание правовому регулированию экономических отношений, развитию рыночной экономики, предпринимательской деятельности, поддержке конкуренции.

Несмотря на наличие в рыночной экономике самостоятельности в выборе действий субъектами хозяйственной деятельности, они вступают в отношения с другими участниками экономической деятельности. С целью их упорядочения осуществляется правовое регулирование уполномоченными органами государства. Принимаются законы и подзаконные акты, которые оказывают воздействие на экономические процессы.


Основными направлениями осуществления правового регулирования на современном этапе развития экономики являются следующие:

  • реализация государственной экономической политики (приватизационной, инвестиционной, жилищной, энергетической и т.д.);

  • установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ экономической жизни (государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителя, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции);

  • установление порядка управления государственными предприятиями и учреждениями;

  • регулирование деятельности объектов негосударственного сектора;

  • координация функционирования государственного и негосударственного секторов экономики;

  • обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в экономической сфере и др.

Экономические отношения регулируются многими отраслями права. Основная же роль в регулировании экономической (предпринимательской) деятельности принадлежит нормам гражданского и административного права.

Гражданское право является основой частноправового регулирования экономической (предпринимательской) деятельности, а административное право — публично-правового.

Гражданским правом определяется правовое положение физических и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения.

Предметом регулирования гражданского права являются отношения в сфере имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений. Эти отношения складываются между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Гражданское право — наиболее крупная, основополагающая отрасль права, регулирующая отношения экономической деятельности предприятий и учреждений, а также гражданские правовые отношения по вопросам владения, пользования и распоряжения собственностью, ее приобретения и отчуждения, договорные отношения и т.д.

Особенностью гражданско-правовых отношений является то обстоятельство, что их участники обладают свободой выбора вариантов поведения, т.е. преобладающий метод, используемый в отрасли, — диспозитивный (метод дозволения).

Задачу публичного права составляет предупреждение возможных вредных последствий, которые могут иметь место в условиях абсолютной экономической свободы: злоупотребления на товарном рынке, в сфере предоставления работ и услуг, ограничение свободы конкуренции, периодические экономические кризисы и т.д. Поэтому нормы административного права устанавливают порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства, порядок лицензирования отдельных видов деятельности, осуществление государственного контроля и надзора в сфере экономики, полномочия органов государственного управления в сфере экономики и т.д. Эти отношения носят вертикальный характер, т.е. здесь часто доминирующий принцип — принцип власти и подчинения.


  • Где проходят раницы взаимодействия частноправовых и публично-правовых средств регулирования экономических отношений?

Для предпринимательского права основной вопрос принципиального характера заключается в том, существуют ли какие-либо особенности, определяющие специфику предпринимательского права, правового регулирования предпринимательской деятельности с точки зрения деления права на частное и публичное.

Ответ на поставленный вопрос в значительной степени определяется общим подходом к соотношению частного и публичного права.

 Важным элементом предмета правового регулирования выступают общественные отношения, играющие весьма значимую системообразующую роль. К тому же отношения, являющиеся предметом регулирования публичным и частным правом, обладают постоянной динамикой. При этом многие сферы жизнедеятельности граждан, регулируемые частным правом, регулируются или могли регулироваться публичным правом, и наоборот. Таким образом, граница между частным и публичным правом всегда определялась характером имеющихся потребностей общества.

     Если проанализировать применяемые подходы к разграничению публичного и частного права, то можно увидеть, что в основе всего лежат именно интересы. Непосредственно потребность представляет собой сущность интереса. Общественные отношения, их субъектный состав, предмет правового регулирования, который формируется в контексте указанных общественных отношений, являются производными от первичного явления – интереса, который служит неотъемлемым элементом системы любых отношений, их движущей силой. Именно интерес как общесоциальная категория позволяет, в конечном итоге, определить направленность права, его характер (публичный или частный).

     Говоря об интересе как критерии разграничения права на публичное и частное, необходимо отметить следующее. Данный подход был выработан в период расцвета римского частного права и обоснован, в частности, Ульпианом. Основная идея такого подхода определялась тем, что публичное право оказалось тесно связанным с положениями римского государства, а частное право – с пользой отдельных частных лиц. Другими словами, публичное право – это то право, которое подразумевает интересы, прежде всего, государства, а частное право – право регламентирующее интересы отдельного индивида.