Файл: Правомерно ли требование Малахова к коммерческому банку.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важна также и свобода перемещения товаров. Обычно все ограничения в обмене товарами возникают во внешней торговле. Их отмена позволяет в более полной мере удовлетворить потребности населения, не допустить создания слишком мягких, «тепличных» условий хозяйствования для национальных производителей, а поскольку цены на продукцию складываются свободно, без ограничений, под воздействием реальных спроса и предложения, то цены не завышаются, и нет предпосылок для роста инфляции.

2. Отсутствие поддержки национальных производителей в виде субсидий, льгот, преференций.

На всех стадиях процесса воспроизводства, включая и стадию взаимодействия продавца и покупателя, государству отводится роль арбитра, следящего за тем, чтобы экономические процессы протекали в рамках закона. Государство также определяет общие условия хозяйствования, однако они должны быть равными для всех. Нет привилегий, ни у национальных производителей друг перед другом, ни у национальных производителей перед иностранными производителями {национальныйрежим[1]), ни у иностранных производителей одной страны перед иностранными производителями другой страны 

3. Невмешательство государства в осуществляемую отечественными предприятиями деятельность предполагает, помимо всего прочего, свободу ценообразования (либерализацию (лат. liberalis — свободный) цен). Рыночная экономика базируется на децентрализованном механизме ценообразования, т.е. цены устанавливаются не государством, а формируются в результате колебаний спроса и предложения. Это означает, что цены в полной мере соответствуют имеющимся в конкретный момент времени потребностям в экономических благах и возможностям по их удовлетворению. Изменение цены — ее рост или снижение — дает возможность оценить ситуацию на рынке и, исходя из этого, определить стратегические направления собственного бизнеса. Например, при росте цен производитель может принять решение о расширении производства, а при их снижении — остаться в данной сфере и предпринять антикризисные мероприятия (например, оптимизировать производство и управление или, в крайнем случае, решиться на поглощение более крупной и жизнеспособной компанией) либо переориентироваться на выпуск другой продукции, либо вообще закрыть фирму.

Таким образом, свободные, не искаженные государственным регулированием цены служат объективным критерием для оценки и прогнозирования рыночной конъюнктуры.

Рынок регулирует сам себя,
очищая конкурентное поле от слабых, неконкурентоспособных производителей, в результате выигрывают лучшие среди равных, а не лучшие среди избранных — тех, кому государство оказывает всемерную поддержку. Одновременно достигаются две цели — потребности покупателей удовлетворяются производителями наиболее эффективным образом, за что их усилия вознаграждаются прибылью.

Рыночная экономика предполагает функционирование рыночного механизма не только на территории конкретного государства, но и за его пределами. Взаимодействуя с другими странами, страна с рыночной экономикой руководствуется в международных экономических отношениях вышеперечисленными рыночными принципами, требуя их соблюдения и от своих внешнеэкономических партнеров.

В наиболее полной мере обозначенные принципы рыночности соблюдаются в рамках рынка совершенной конкуренции, не предполагающего никаких искажений конкурентной среды. Все же остальные типы рыночных структур имеют разнообразные отклонения от идеала. Однако любая рыночная структура, будь то олигополия, монополия или чистая конкуренция, формируется в рамках отдельных отраслей, а экономическая система — понятие более широкое, охватывающее рыночные структуры всех отраслей отдельно взятой страны. Сформировать рынок совершенной конкуренции в масштабах экономики конкретного государства невозможно, поскольку экономические условия внутри отдельно взятой отрасли национального хозяйства могут отличаться (и весьма существенно) от условий хозяйствования внутри другой отрасли.

Кроме того, рыночный механизм предполагает, что все субъекты рынка находятся в равных условиях. В частности, они имеют равный доступ к необходимой для эффективного хозяйствования информации. На практике информация всегда является асимметричной (а- приставка со значением отрицания + ...симметрия, гр. symmetria — строгая правильность в расположении чего-либо, соразмерность), т.е. доступ к ней отдельных экономических агентов ограничен.

Отсутствие полной и достоверной информации не позволяет фирмам принимать адекватные экономические решения, повышает трансакционные издержки, снижает выгоды от хозяйственной деятельности.

Для покупателей асимметричность информации о предлагаемом потребительском благе означает рост их издержек, не предусмотренных условиями сделки купли-продажи, т.е. не отраженных в цене. На величину этих издержек, называемых интерналиями, уменьшается предельная полезность товара/услуги для покупателя. Под 

интерналиями понимают не предусмотренные условиями сделки выгоды или издержки участников сделки.

В результате в экономической системе действует множество рыночных структур, которые оказываются далеки от вышеперечисленных параметров в силу многообразных злоупотреблений, сговора и прочих искажений справедливой конкурентной борьбы, что предполагает вмешательство государства в экономику.

Причины вмешательства государства в экономику

Вмешательство государства обусловлено несколькими причинами:

• инфляцией;

• безработицей;

• дифференциацией доходов (социальным неравенством);

• потребностями населения в общественных благах;

• проблемой обеспечения национальной, в т.ч. экономической безопасности;

• лоббированием интересов отдельных отраслей и производителей;

• цикличностью развития экономики;

• неэффективностью ведения бизнеса частными предприятиями;

• политическими мотивами.

Можно прийти к выводу о том, что экономика сегодня регулируется и частным, и публичным правом. Законодатель все чаще издает акты смешанного характера, где на один объект распространяются и императивные, и диспозитивные методы. Важно в данном случае проводить четкое разграничение отрасли права по методу и предмету, но их взаимодействие и взаимозависимость в регулировании экономических отношений очевидна — современное регулирование экономики невозможно представить без характерности принципа комплексности.