Файл: Правомерно ли требование Малахова к коммерческому банку.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


     Представления о том, что только интерес является основным критерием разграничения права на публичное и частное, получило свое последующее развитие в концепции, устанавливающей такое разграничение в зависимости от критерия защиты интереса. Этот подход служит вариацией вышеуказанного первого подхода. 

     Его суть сводится к тому, что если нарушенное право подлежит защите исключительно по инициативе государства, в том числе, помимо воли частного лица, права которого оказались нарушенными или оспоренными, то мы имеем дело с областью регулирования публичного права. Если же защита права осуществляется по требованию лица, право которого было нарушено, то такое субъективное право определяется нормами частного права .

     Однако данный критерий не был теоретически обоснован, т.к. по своему содержанию он не совпадает с основными законодательными принципами правового регулирования отдельных общественных отношений.

     Наряду с выше обозначенными подходами в праве часто используется метод правового регулирования, как критерий разграничения права на публичное и частное. Данный подход заключается в том, что основное содержание публичного права составляет прием юридической централизации (так называемый метод субординации), а сущность гражданского (как частного) права – прием юридической децентрализации (так называемый метод диспозитивности) .

     Необходимо согласиться с позицией, что не метод правового регулирования определяет предмет исследования, а напротив, предмет исследования предполагает применение к его исследованию определенного инструментария. Иначе складывается ошибочное представление о направленности взаимосвязи между методом и предметом правового регулирования. Именно такой предмет правового регулирования как общественные отношения, на которые направлено воздействие правовых норм, предопределяет и обусловливает и субъектный состав, а также, соответственно, интересы лиц-участников, и выбор метода, отвечающего по своим функциональным характеристикам заявленной категории интересов субъектов правоотношений .

     Кроме этого, целесообразно отметить, что в настоящее время более обоснованным будет исследование указанного критерия с точки зрения дополнения к уже существующему основному критерию – предмету или объекту правового регулирования. Однако предмет и метод правового регулирования являются главным основанием для выделения отдельных отраслей права, а не деления права на публичное и частное (особенно, если принять во внимание ранее выдвинутый тезис о том, что публичное и частное право представляют собой не совершенно отдельные отрасли права, а равнозначные элементы правовой системы, которые дают возможность обеспечить охрану и защиту интересов всех субъектов общества, вовлеченных в процесс правового регулирования). 


     Более того, подход, отождествляющий частное и гражданское право, представляется не вполне корректным. Так, использование такого подхода неизбежно усложняет понимание того, к примеру, нормы какого (частного или публичного) составляют конституционно-правовые нормы, опосредующие право частной собственности и законодательные гарантии такого права: процессуальные нормы; нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие обязанности субъектов гражданско-правовых отношений перед государством (например, по регистрации прав на недвижимость); запрещающие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации; нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие основания и последствия признания сделок недействительными и т.д.

     Таким образом, правовая категория является основным и единственно верным критерием разграничения права на публичное и частное. При издании нормы права законодатель всегда предполагает, что такая норма обеспечит охрану определенных интересов. Механизм реализации этого интереса предопределяется имеющимся способом правового регулирования. 

     В частности, в правоотношениях активного типа, которые формируются на основании обязывающих норм, совершение определенных действий обязанным лицом приводит непосредственно к удовлетворению интересов управомоченного субъекта. А в правоотношениях пассивного типа, которые складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм, на лиц возлагается обязанность воздерживаться от совершения конкретных действий, и это создает надлежащие условия для того, чтобы управомоченные лица могли удовлетворить свои существующие интересы за счет данной им возможности. В охранительных правоотношениях, которые базируются на охранительных нормах, претерпевание правонарушителем применяемых к нему мер государственно-принудительного воздействия (санкций), рассматривается как определенного рода юридическая обязанность. 

     Поэтому, для того, чтобы выяснить, интерес какого именно субъекта отражает норма права, следует рассмотреть вид правоотношения и соответствующий ему способ правового регулирования.

     Следовательно, частное право можно быть определено как совокупность некоторых норм, регламентирующих общественные отношения, в которых реализуется частный интерес либо имеется необходимость для его охраны. Публичное право представляет собой совокупность норм

, регламентирующих общественные отношения, в которых реализуется публичный интерес, либо возникает соответствующая необходимость для их охраны.



  • Приведите примеры из практики использования частноправовых и публично-правовых методов регулирования экономических отношений.


Наличие иностранного элемента в частноправовом отношении и его связь с правом разных государств порождает особую проблему - коллизию между нормами частного права разных государств, решение которой является необходимым условием его регулирования. Именно это предопределяет своеобразие комплекса юридического инструментария, используемого в МЧП, что позволяет выделить его особый метод. Метод международного частного права - это совокупность конкретных приемов, способов и средств юридического воздействия, направленного на преодоление коллизии права разных государств. Под коллизией права в МЧП понимается обусловленная спецификой частноправового отношения, осложненного иностранным элементом, объективная возможность применения частного права двух или более государств к данному отношению.

Сами коллизии можно подразделить на две большие группы:

- коллизии между правовыми системами отдельных государств;

- внутригосударственные правовые коллизии.

Внутригосударственные правовые коллизии подразделяются:

- интерлокальные (территориальные) коллизии - коллизии между правовыми системами отдельных территориальных единиц, имеющих автономные правовые системы в рамках одного государства;

- интерперсональные коллизии - внутригосударственные коллизии между кодифицированным законодательством и системами обычного племенного или религиозного права. Возникают преимущественно в развивающихся странах (право бывших метрополий коллизирует с местным правом) или странах, правовая система которых построена на религиозных началах. Различное по содержанию право применяется в зависимости от религиозной или племенной принадлежности лица;

 коллизии между отдельными источниками права одного и того же государства - это могут быть коллизии между источниками, имеющими разную юридическую силу, равными по силе источниками права принятыми в разное время, между источниками внутригосударственного права и международными договорами данного государства и пр. Любое государство устанавливает собственную систему правил по разрешению таких коллизий.

Коллизионная норма - это норма, определяющая, право какого государства подлежит применению к правоотношению, осложненному иностранным элементом. Коллизионные нормы существенно отличаются по своей структуре от иных норм права. Каждая коллизионная норма состоит из двух частей - объема и привязки. В объеме коллизионной нормы указывается то правоотношение, к которому применяется данная норма. Привязка указывает право (своей страны или иностранного государства), подлежащее применению к данному правоотношению.


Примеры использования в Российской Федерации коллизионного метода регулирования международных частноправовых отношений

Таблица 1

Часть третья ГК РФ

Поскольку в российском праве основная часть коллизионных норм содержится в разд. VI части третьей ГК РФ "Международное частное право", то время введения их в действие определяется Федеральным законом "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации". В нем предусматривается введение в действие части третьей с 1 марта 2002 г. и никаких исключений для коллизионных норм не установлено (изъятия предусмотрены для материально-правовых норм наследственного права).

Часть 3 ст. 1186 ГК РФ

Если международный договор Российской Федерации содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается.

Часть 2 ст. 1187 ГК РФ

Если при определении права, подлежащего применению, юридические понятия, требующие квалификации, не известны российскому праву или известны в ином словесном обозначении либо с другим содержанием и не могут быть определены посредством толкования в соответствии с российским правом, то при их квалификации может применяться иностранное право.

Примеры использования в Российской Федерации материально-правового метода регулирования международных частноправовых отношений.

ст. 1207 ГК РФ

К праву собственности и иным вещным правам на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, подлежащие государственной регистрации, их осуществлению и защите применяется право страны, где эти суда и объекты зарегистрированы". В этой норме слова "к праву собственности и иным вещным правам на воздушные и морские суда... подлежащие государственной регистрации, их осуществлению и защите" относятся к объему, слова "применяется право страны, где эти суда и объекты зарегистрированы" относятся к привязке.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ"

Проблематика правового регулирования иностранных инвестиций выходит далеко за пределы международного частного права, даже при самом широком понимании частноправовых отношений с иностранным элементом, характерным для российской доктрины. Традиционно отечественными специалистами рассматриваются вопросы определения самого понятия и форм иностранных капиталовложений как объекта правоотношений, в том числе и гражданско-правового характера, защиты вещных прав в этой области, определения правового статуса субъектов - предприятий с иностранными инвестициями как субъектов отношений, договорных отношений, гарантий прав инвесторов, порядка рассмотрения инвестиционных споров

ст.1186 ГК

В случаях, когда подлежащее применению право определить невозможно, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано.

ст.1206 ГК

Право собственности и иные вещные права на имущество регулируются правом страны по месту нахождения данного имущества.

Это так называемый реальный статут или закон местонахождения объекта (lex rei sitae). Данная коллизионная привязка является наиболее древней и принята в международном частном праве большинства иностранных государств.

ст. 1191 ГК

Применение к правоотношению с внешним элементом иностранного закона исключается в случаях, когда это материально или технически невозможно. Классический пример - невозможность установления содержания применимого иностранного права. Однако такая невозможность должна быть обоснована и может быть констатирована нотариусом только после того, как он предпринял все разумные меры для установления содержания иностранного права. Только после этого он может "подменить" иностранный закон российскими материальными нормами, регулирующими сходные отношения в России.




  • Возможно ли полное невмешательство государства в экономическую сферу?

Государство как институт в лице законодательной и исполнительной власти создало необходимую базу фундаментальных юридических норм переходной и рыночной систем, состоящую из пяти основных элементов: определение и защита прав собственности; контрактные отношения; порядок начала и завершения хозяйственной деятельности; обеспечение конкурентной среды; специфические для переходного периода процедуры формирования рыночных институтов.

Принцип невмешательстваэкономическая доктрина, согласно которой государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным.  Рыночная система представляет собой механизм, координирующий индивидуальные решения и предпочтения

Товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются на условиях конкуренции, когда существует множество самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса, а экономическая власть рассредоточена. Сторонники чистого капитализма утверждают, что такая экономическая система эффективна при использовании ресурсов, устойчива при производстве и занятости, обладает быстрым темпом экономического роста. А значит такая система требует минимального или вовсе отсутствие государственного планирования и контроля, какого-либо вмешательства в экономику. Правительство не должно вмешиваться в экономику, поскольку такое вмешательство подрывает эффективность рыночной системы. Допускается, что роль государства ограничивается защитой частной собственности, контролем над правовой структурой функционирования свободных рынков.

Основным аргументом сторонников данного принципа является утверждение о том, что экономика — такая саморегулирующаяся система, которая сама находит эффективное равновесие, вмешательство же государства искажает получаемые экономическими агентами сигналы и эффективное равновесие оказывается недостижимым. Государству отводят роль «ночного сторожа» — установление правил взаимодействия экономических агентов на рынке и наблюдение за их исполнением, но никак не самостоятельного субъекта рынка.

Невмешательство государства в экономику предполагает:

1. Свободный обмен ресурсами. Свобода перемещения мобильных факторов производства позволяет в более полной мере удовлетворить потребности фирм в косвенных благах, что особенно важно в условиях резкого роста спроса на тот или иной фактор производства. Цены на эти факторы устанавливаются справедливо — свободно, что стимулирует более эффективное использование факторов. Рост факторной цены отражает не ограничение предложения фактора, а рост спроса со стороны некоей прибыльной в данный момент времени отрасли, куда и направляются необходимые для производства косвенные блага. Когда прибыльность данного сектора снизится, спрос на используемые в производстве факторы также сократится. Эти факторы устремятся в те сферы, где их могут применять более эффективно, т.е. туда, где их использование дает большую прибыль.