Файл: Тема Дискуссионный метод активного социальнопсихологического обучения. Виды, общая характеристика и подходы к проведению Тема Групповое решение проблем. Разновидности дискуссионного метода Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 2
Тема 3. Дискуссионный метод активного социально-психологического обучения. Виды, общая характеристика и подходы к проведению
Тема 4.Групповое решение проблем. Разновидности дискуссионного метода
Задание 2.1
Ответьте письменно на вопросы. Ответы аргументируйте.
1. Как вы думаете, что для вас было бы сложнее: подготовить и провести дискуссию или прочесть лекцию на ту же тему?
Для меня было бы сложнее подготовить и провести дискуссию, нежели прочесть лекцию на ту же тему. Так как для подготовки и проведения дискуссии необходимо проработать и разобрать огромное количество материала по данной теме, в лекции же материал уже дан и отобран, стоит задача только разобраться в материале и провести уже лекцию.
2. Определите отличительные особенности дискуссионного метода социально-психологического обучения.
Дискуссионные методы - вид групповых методов активного социально-психологического обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебно-профессиональных задач. Дискуссионные методы могут быть реализованы в виде диалога участников или групп участников, сократовской беседы, групповой дискуссии или «круглого стола'», «мозгового штурма», анализа конкретной ситуации или других.
Любая дискуссия предполагает обсуждение какого-либо вопроса, темы или проблемы, в отношении которых уже существуют различные точки зрения или мнения присутствующих актуализируются непосредственно в дискуссии. Обсуждение предполагает поочередные выступления различных участников. Но для появления полемики активными должны быть не только выступающие или спикеры, но и слушатели, которые своими вопросами, оценками, контр выступлениями и создают необходимый полемический задор, обозначают границы проблемного поля. Важнейшее условие успешности дискуссии - это ее предметность. Участники могут увлекаться, отклоняться от темы, фокусироваться не на происходящем, а на событиях, имевших место ранее и повлиявших на их отношения к другим участникам дискуссии, поэтому ведущий должен строго следить за тем, чтобы обсуждение происходило только в рамках означенной темы, но и не «зацикливалось» бы на мелких деталях и частностях.
3. Перечислите основные дискуссионные методы.
Метод полемики
Цель полемики – не достижение согласия, а победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. Средства, употребляемые в полемике, не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждый из них применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы, и не считается с тем, насколько они соответствуют представлениям других участников полемики о допустимых приемах и средствах. Поэтому противоположная сторона в полемике именуется «противником», а не «оппонентом», как в дискуссии. Следовательно, полемика отличается от дискуссии и в отношении цели, и в отношении применяемых средств.
Чаще всего метод дискуссии переплетается с методом полемики при ведении спора. Крайний случай полемики – так называемый риторический спор, в котором важно лишь одержать победу над противником, а не приблизиться к истине.
Метод интервью
Интервью – один из методов активного обучения, который используется самостоятельно или как элемент занятия с целью получения от обучаемых оперативной первичной, личностной информации по актуальным и значимым проблемам.
Интервью – оперативный способ получения фактологической, личностной и эмоциональной информации. В учебном процессе интервью носит публичный характер, т.е. все участники получают концентрированную информацию друг о друге (если это начало знакомства), или личностные мнения.
Интервью – свободно-ответная форма беседы. Поэтому интервьюер должен тщательно к нему подготовиться. Однако сама процедура должна выглядеть как экспромт, импровизация, быть динамичным и свободным.
Возможный вариант проведения: два интервьюера с реальными микрофонами (но неподключенными) берут интервью с разных краев круглого стола, следя друг за другом и студентами, чтобы не повторять вопросы, чтобы выдержать общую нить интервью. В случае, когда студенты не могут ответить на поставленный вопрос, он передается другому участнику, а если необходимо дополнение, эту миссию берут на себя ведущие, и получается интервью между двумя преподавателями.
Если группа достаточно сильная, роль интервьюера передается студентам, пояснив им, что в будущей профессиональной деятельности им придется таким образом получать достоверную информацию.
Метод «Круглого стола»
«Круглый стол» - одна из организационных активных форм познавательной деятельности обучаемых, способствующая наращиванию информации, прогнозированию развития значимых проблем, укреплению позиций, воспитанию логической культуры.
Желательно, чтобы все участники располагались за круглым столом. Однако это требование не является обязательным (может не позволить аудитория).
Для того, чтобы быстрее адаптировать участников к дискуссии, можно провести предварительную «информационную атаку». Дискутантам сообщают новую информацию по изучаемой теме. Таким образом создается информационная база для дальнейшего обсуждения.
После информационной атаки следует выступление дискутантов, даются ответы на дискуссионные вопросы.
Пресс-конференция
Пресс-конференция – оперативная активная форма занятия, в основе которого лежит вопрос, ответное общение для получения достоверной первичной новой информации и решения значимых проблем.
ПК проводится в тех случаях, когда у студентов накапливаются вопросы или проблемы, которые необходимо разрешить. В процессе работы они задают вопросы преподавателю, то есть фактически становятся интервьюерами, а преподаватель – респондентом.
ПС преследует прямую цель – снять назревшие вопросы. Скрытые цели: выявить общую атмосферу; постепенно научить студентов брать на себя новые роли; оценить уровень восприятия информации, при необходимости внести коллективы в последующие занятия; приучить студентов публично высказываться и рисковать, раскрывая свое мнение.
Качества, необходимые преподавателю, проводящему ПК: глубокие знания, опыт, творчество, эрудиция; внимательность, терпение, способность убеждать; воля, гибкость, индивидуальность, интуиция; импульсивность, эмоциональность, аналитичность; владение ораторским искусством.
Мозговой штурм
История возникновения. Вторая мировая война, в открытом океане идет караван грузовых суден. В какой-то момент они оказались без охраны. И в этот момент приходит радиограмма: будьте внимательны, в вашем районе действует немецкая подводная лодка. Алекс Осборн - он был капитаном одного из кораблей,- быстро представил себе: вот высовывается перископ подводной лодки, а вот и торпеда, оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать? Задача, казалось бы, не имеет решения.
И тогда капитан вспомнил практику, к которой в сложных ситуациях обращались еще средневековые пираты. Выстраивалась на палубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в случае торпедной атаки? Можно говорить все, сто только пришло в голову – может, чья-то «дикая» идея будет ключиком к проблеме. Например, кок подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно дунем на торпеду. Глядишь, это собьет ее с курса – мимо проскочит.
Им посчастливилось. Подводная лодка не появилась. Но после войны Осборн вспомнил этот случай и однажды в компании друзей решил проанализировать ситуацию. Вспомнил и предложение повара. И спокойный анализ показал, что абсурдная идея кока подвела к правильному решению. Понятно, «крепким дуновением» торпеду с курса не свернешь, как ни надувай щеки. Однако ее можно немного притормозить и сбыть с курса, струей из корабельной помпы, которая есть на каждом судне. Известно, успех не гарантирован, но когда на карту поставлена жизнь, стоит попробовать.
4. Каковы организация и методика проведения групповой дискуссии в рамках социально-психологического обучения? 5. Назовите и раскройте этапы подготовки и проведения дискуссии
Методика подготовки и проведения групповой дискуссии вклю-
чает в себя несколько этапов.
1. Выбор темы. Тема должна быть актуальной для участников дис-
куссии, социально значимой, связанной с реальной практикой. Она должна
содержать проблемные моменты, вызывать интерес у присутствующих,
быть для них достаточно знакомой, чтобы они могли компетентно вести ее
обсуждение. Тема может быть выбрана в рамках учебной программы изу-
чаемых дисциплин, но обязательно с учетом интересов участников дискус-
сии.
Формулировка темы должна быть четкой и ясной, по возможности
краткой, привлекающей внимание участников, заставляющей задуматься
над поставленной проблемой. К примеру, для студенческой среды могут
быть предложены следующие темы: «Как стать профессионалом?», «Все-
гда ли понимают друг друга отцы и дети?», «Что зависит от меня в студен-
ческой жизни?» и др.
2. Разработка вопросов для обсуждения. От того как будут постав-
лены эти вопросы, во многом зависит успех предстоящего разговора. Фор-
мулировка вопросов должна включать в себя возможность предъявления
различных точек зрения, быть поводом для размышления. В формулиров-
ках могут содержаться мнения, которые не являются бесспорными, могут
приводиться положения, противоречащие фактам действительности, от-
личные от общепринятой трактовки.
Приведем примерные перечни вопросов к дискуссиям.
Дискуссия для старшеклассников «Как слово наше отзовется»1
1. Почему слово с трибуны не всегда доходит до ума и сердца слу-
шателя?
2. Правы ли те, кто утверждает, что не стоит заботиться о форме
преподнесения материала, потому что главное - содержание речи?
3. «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Согласны ли вы с
этим высказыванием Цицерона? Каждый ли, кто хочет стать хорошим ора-
тором, может им стать?
4. Существует мнение, что речь с «шероховатостями» лучше, чем
правильная. Согласны ли вы с этим?
5. Говорим ли мы с трибуны то, что хотим сказать, или то, что
«надо», что хотят от нас услышать?
6. Когда нужно вступить в спор с аудиторией? Может ли лектор, по-
лемизируя со слушателями, использовать различного рода уловки?
3. Разработка сценария дискуссии. Сценарий, как правило, вклю-
чает: вводное слово руководителя (обоснование выбора данной темы, ука-
зание на ее актуальность, задачи, стоящие перед участниками дискуссии);
вопросы, вынесенные на обсуждение, условия ведения дискуссии; приемы
активизации обучаемых (наглядные пособия, технические средства и др.);
список литературы, необходимой для изучения.
Основные контуры замысла дискуссии доводятся до ее участников
заранее. Обучаемые должны за несколько дней до проведения дискуссии
знать тему спора, предложенные для обсуждения вопросы, чтобы изучить
проблему, прочитать необходимую литературу, проконсультироваться со
специалистами, проанализировать различные точки зрения, сопоставить
их, определить собственную позицию.
4. Непосредственное проведение групповой дискуссии на учеб-
ном занятии. Ведущий во вступительном слове напоминает тему, цели и
задачи дискуссии, предлагаемые вопросы для обсуждения.
После вводного слова ведущий начинает дискуссию постановкой во-
проса или комментариями по проблеме, приглашает присутствующих вы-
сказать собственное мнение по первому вопросу. Он предоставляет слово
желающим выступить, активно содействует естественному развитию об-
суждения, втягивает в активный обмен мнениями всех участников.
Вводная часть - важный и необходимый элемент в любой дискуссии,
так как участникам необходим интеллектуальный и эмоциональный