Файл: Тема Дискуссионный метод активного социальнопсихологического обучения. Виды, общая характеристика и подходы к проведению Тема Групповое решение проблем. Разновидности дискуссионного метода Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
настрой на работу, на предстоящее обсуждение. Варианты организации
вводной части могут быть и иные:
- заранее поставить перед одним или двумя участниками задачу вы-
ступить с вводным проблемным сообщением, раскрывающим постановку
проблемы;
- кратко обсудить вопрос в малых группах;
- использовать краткий опрос по теме.
Любой из вариантов не должен занимать много времени, чтобы
можно было быстрее перейти к дискуссии.
Руководитель может задавать вопросы участникам разговора, огра-
ничивать их, если они выходят за рамки обсуждаемой темы. Он может
применять специальные приемы для повышения активности аудитории:
подбадривать «противников»; заострять противоположные точки зрения;
использовать противоречия, разногласия в суждениях выступающих, об-
ращать доводы спорящего против него самого; предупреждать возможные
возражения со стороны спорящих; создавать затруднительные ситуации,
когда выдвигаются примеры, содержащие противоречивые моменты,
сложные решения, делающие возможным появление различных точек зре-
ния.
При руководстве дискуссией продуктивность выдвижения гипотез и
идей повышается, если ведущий:
- дает время на обдумывание ответов;
- избегает неопределенных двусмысленных вопросов;
- обращает внимание на каждый ответ;
- изменяет ход рассуждения участников - расширяет мысль или ме-
няет ее направленность (например, задает вопросы типа: «Какие еще све-
дения можно использовать? Какие еще факторы могут оказывать влияние?
Какие здесь возможны альтернативы?» и т.д.);
- побуждает участников к углублению мысли (например, с помощью
вопросов: «Итак, у вас есть ответ? Как вы к нему пришли? Как можно до-
казать, что это верно?»).
Ведущему следует поощрять участников спора, используя такие ре-
плики, как: «интересная мысль», «хорошая постановка вопроса», «давайте
разберемся, подумаем» и т.п. Он должен помогать выступающим в четкой
формулировке мыслей, подборе нужных слов. Не нужно уходить от
неожиданных вопросов, отказываться от обсуждения частных проблем,
ссылаясь на их несоответствие плану дискуссии.
По результатам обсуждения проблемы ведущему необходимо сде-
лать вывод и переходить к следующему вопросу.
5. Разбор, подведение итогов дискуссии. Ведущий подводит итоги
дискуссии, анализирует выводы, к которым пришли участники спора, под-
черкивает основные моменты правильного понимания проблемы, показы-
вает ложность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных
позиций по конкретным вопросам темы спора. Он обращает внимание на
содержание речей, точность выражения мыслей, глубину и научность ар-
гументов, правильность употребления понятий, оценивает умение отвечать
на вопросы, применять различные средства полемики, отмечает наиболее
активных участников дискуссии, дает рекомендации по дальнейшему изу-
чению обсуждаемой проблемы, совершенствованию полемических навы-
ков и умений.
Иногда, если состав учебной группы велик, ведущий в начале заня-
тия создает дискуссионные группы, в которых и идет первоначальное об-
суждение вынесенной для спора проблемы. При этом может быть реко-
мендовано такое распределение ролей-функций в дискуссионной группе:
- ведущий-организатор организует обсуждение вопроса, проблемы,
вовлекая в него всех членов группы;
- аналитик задает вопросы участникам по ходу обсуждения пробле-
мы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки;
- протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы,
по окончании первичного обсуждения именно он обычно выступает, чтобы
представить мнение, позицию своей группы;
- наблюдатель оценивает участие каждого члена группы на основе
заданных критериев.
Как свидетельствует практика проведения дискуссий, их успех во
многом зависит от соблюдения участниками правил ведения дискуссии,
которые зачастую вывешиваются на плакате перед участниками спора.
Приведем формулировки некоторых из них.
.
6. Назовите правила ведения дискуссии.
(по М.В. Кларину, Н. Энкельманну):
• дискуссия - это деловой обмен мнениями, в ходе которого каждый
выступающий должен стараться рассуждать как можно объективнее;
• выступления должны проходить организованно, каждый участник
может выступать только с разрешения ведущего, повторные выступления
могут быть только отсроченными, недопустима перепалка между участни-
ками;
• каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;
• в обсуждении следует предоставить каждому участнику возмож-
ность высказаться;
• каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рас-
смотрены;
• необходимо внимательно слушать выступления других, размыш-
лять над ними и начинать говорить только тогда, когда появляется уверен-
ность, что каждое ваше слово будет сказано по делу;
• в ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», наве-
шивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.д.;
• отстаивайте свои убеждения в энергичной и яркой форме, не уни-
жая при этом достоинства лица, высказавшего противоположное мнение;
• при высказывании мнений, не совпадающих с вашим, сохраняйте
спокойствие, исходя из того, что два человека и не могут обладать одина-
ковым мнением;
• любое выступление должно иметь целью разъяснение разных точек
зрения и примирение спорящих;
• говорите только по заданной теме и избегайте любых бесполезных
уклонений в сторону;
• говорите лаконично, воздерживайтесь от растянутых вступлений,
сразу же начинайте говорить по существу. Остроту дискуссии придают
точные высказывания;
• ведите себя корректно. Не используйте время для высказывания
недовольства тому или иному лицу, тем более отсутствующему.
7. Каковы цели использования кейс-метода в обучении?
Использование кейс-метода повышает учебную мотивацию, формирует потребность в знаниях, развивает познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества обучающихся.
8. Какие бывают разновидности кейсов?Что может служить источниками формирования кейса?
Существует классификация кейсов по степени воздействия их основных источников: выделяют практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение, тренинг полученных знаний; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела, этот кейс создает практическую, «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Основной смысл таких кейсов сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.
Практический кейс содержит в себе типичные ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми будущему специалисту придется встретиться в процессе своей профессиональной деятельности. В практическом кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.
Исследовательский кейс является моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели. Считается наиболее эффективным при повышении квалификации.
Представленные выше источники кейса можно назвать базовыми, или первичными. Можно также выделить и вторичные источники формирования кейсов, которые носят производный характер от базовых источников.
Среди них выделяют художественную и публицистическую литературу, которая может содержать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейса. Часто кейсы создают на основе известных произведений классической художественной литературы. Например, основываясь на сюжете романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно создать кейсы для изучения дисциплин криминалистического цикла, истории, психологии. Фрагменты из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны студентов. Применение художественной литературы и публицистики придает кейсу культурологическую функцию.
Большое значение для создания кейсов имеет и местный материал. Наиболее насыщенное и интересное обсуждение кейсов о деятельности разных компаний происходит тогда, когда компания и ее продукция имеют определенное личное значение для студентов. Студенты чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходит событие, описанное в кейсе. При обсуждении таких кейсов существует возможность пригласить представителей этой компании (предприятия).
Надежность и строгость кейсу придают статистические материалы. При этом данные материалы могут играть роль непосредственного инструмента для диагностики ситуации, а могут выступать в качестве материала для расчета показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации. В процессе работы со статистическими материалами студенту необходимо ответить на следующие вопросы: «Какую роль играют эти материалы в характеристике ситуации?», « Что в самих материалах непосредственно характеризует ситуацию?», «Как рассчитываются или выделяются эти характеристики?».
Еще одним источником материала для кейса является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью. Интернет представляет собой полифункциональное образование
9. Охарактеризуйте этапы работы с кейсом.
Создание кейса представляет собой творческий, в связи с этим не полностью алгоритмизированный процесс, тем не менее его все-таки можно представить в виде некоторой технологической схемы [Ситуационный анализ…2002]:
1. Определение раздела, темы и основного содержания учебного курса для которого должна быть построена ситуация.
2. Формулировка учебных целей и задач применения анализа ситуации в обучении, основных ее функций.
3. Определение проблемы ситуации и ее контура, создание ее обобщенной модели.
4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни.
5. Определение содержания информации, необходимой для описания ситуации.
6. Определение источников и методов сбора информации.
7. Сбор необходимой информации.
8. Определение формы и характера модели ситуации.
9. Создание модели ситуации.
10. Проверка степени соответствия модели ситуации в реальной жизни.
Если создание кейса рассматривать как творческий процесс, то внем можно выделить несколько этапов:
1.Формулировка проблемы.
2. Поиск необходимой информации.
3. Представление в результате инсайта о том, как может быть преставлена ситуация.
4. Описание ситуации.
Проблема занимает исключительно важное место в кейс-методе. Поскольку проблема представляет собой форму существования и выражения противоречия между уже назревшей необходимостью в каких-то действиях и недостаточными условиями ее реализации, то формулировка проблемы предполагает определение этого противоречия.
При этом в самом кейсе эта проблема довольно часто присутствует в неявном, замаскированном виде, спрятанном в многоплановости сюжета. Нередко она бывает прикрыта другой, менее значимой проблемой, рассмотрение которой уводит дискуссию в сторону. Необходимо подчеркнуть, что определение противоречия еще не определяет проблему полностью. Следующим шагом в проектировании кейса является выбор ситуации. Термин «ситуация» является довольно многозначным. Во-первых, при событийном подходе к ситуации она рассматривается как некоторая совокупность событий, связанных в целостность проблемой. Внешне это может выглядеть как цепь или круг событий. Теоретической основой для осмысления этого понимания ситуации выступает теория событий.