Файл: 1 Ознакомление с коммерческим предприятием, установление деловых партнеров.docx
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В период с 2021 по 2022 гг. наблюдается рост основных финансовых результатов деятельности ООО «Маньковское сельпо». Прирост выручки (на 13,06%) и себестоимости (на 14,05%) приводит к увеличению валовой прибыли на 1871 тыс. руб.
Весомую долю забирают коммерческие расходы, поскольку прибыль от реализации составляет всего 295 тыс. руб. в 2021 г. и 1631 тыс. руб. в 2022 году. Прибыль от реализации выросла на 452,88%, что вызвано ростом закупочных цен и поднятием цен на реализацию.
Компания имеет высокую налоговую нагрузку и большой объем прочих расходов, поскольку чистая прибыль уменьшается на 61,62%.
Незапланированные и неучтенные в планировании расходы составляют большую долю в структуре себестоимости. В связи с этим значение рентабельности продаж остается на низком уровне (не более 2%). Прирост выручки благоприятно отразилось на динамике рентабельности: наблюдается рост на 389,16%.
Уровень затрат на рубль продукции незначительно вырос (на 0,91%), поскольку компания увеличивает себестоимость быстрее, чем доходы. Тенденция отрицательная и означает повышение цен на закупку в период 2021-2022 гг.
Численность сотрудников осталась неизменной и составляет 45 человек. За счет прироста выручки мы видим повышение производительности труда на 13,03%.
Стоимость основных производственных фондов снизилась на 178 тыс. руб. за счет вывода из эксплуатации старого оборудования. Несмотря на это, фондоотдача растет на 43,37%, благодаря интенсивной реализационной деятельности. Следует вывод о том, что повышается эффективность использования основных производственных фондов в 2021-2022 гг.
Анализ ТЭПов позволяет сделать вывод о том, что наблюдается положительная тенденция в реализационной деятельности ООО «Маньковское сельпо», но стоит обратить внимание на факторы её образующие. Изменения вызваны в большей мере за счет роста закупочных цен и подъема цен на реализацию. Также наблюдается менее эффективная организация и планирование, которое привело к росту затрат.
2.3 Анализ и оценка коммерческой деятельности производственного предприятия
Анализ маркетинговой деятельности – это сбор, классификация и анализ информации о ситуации на рынке: ценах, конкурентах, пользователях и других. Данные о рынке позволяют бизнесу строить стратегию и минимизировать неопределенность.
Задачами маркетингового исследования являются:
- изучить своих конкурентов
;
- выявить их преимущества и недостатки;
- применить в своей деятельности успешный опыт.
ООО «Маньковское сельпо» ориентировано на потребительский продуктовый сегмент рынка. Анализ рынка позволил просегментировать рынок по возрасту и полу. Представим результаты на диаграмме 2 и 3.
Рисунок 2 – Сегментация потребительского рынка по возрасту
Существенную долю покупок совершают люди в возрасте от 31 года до 50 лет, а также пожилые люди. Несмотря на это, 15% потребительского сегмента занимают дети, что обусловлено госзаказами на поставку продукции в СОШ.
Рисунок 3 – Сегментация потребительского рынка по половой принадлежности
Данные диаграммы позволяют сделать вывод об отсутствии перекоса и равномерном распределении потребителей, исходя из их пола.
Компания функционирует в пределах Милютинского района Ростовской области. Несмотря на малых объем рынка, у фирмы есть конкуренты:
-
ООО «Милютинское районное потребительское общество»; -
ООО «Селивановское».
Проведем анализ конкурентной среды. Результаты представим в таблице 4.
Таблица 4 – Конкурентная среда продовольственного рынка Милютинского района Ростовской области в 2021-2022 гг.
Наименование компании | Выручка, тыс. руб. | Год основания, г. | Доля рынка, % | ||
2021 г. | 2022 г. | 2021 г. | 2022 г. | ||
ООО «Маньковское сельпо» | 78 052 | 88 220 | 2013 | 34,1 | 34,4 |
ООО «Милютинское райпо» | 77 078 | 82 640 | 2002 | 32,8 | 32,8 |
ООО «Селивановское» | 23 257 | 21 233 | 1999 | 17,66 | 15,5 |
Прочие | - | - | - | 15,44 | 17,3 |
Анализ данных позволяет говорить о том, что ООО «Маньковское сельпо» занимает лидирующую позицию на продовольственном рынке Милютинского района Ростовской области в 2021-2022 гг. Доля рынка компании немного увеличивается (на 0,3%).
Основным конкурентом компании является ООО «Милютинское райпо», отстающее на чуть более 1%. Объемы доходов у обоих фирм растут, но у ООО «Маньковское сельпо» более быстрыми темпами. Несмотря на меньший период функционирования (на 11 лет меньше работает фирма по сравнению с ООО «Милютинское райпо»), анализируемая компания завоевала рынок и успешно удерживает позиции.
Конкурент ООО «Селивановское» занимает малую долю рынка, что обусловлено функционированием в пределах нескольких малых поселений. Если компания примет решение о расширении рыночных границ, то она может составить серьезную конкуренцию ООО «Маньковское сельпо»э
2.4 Оптимизация доходов коммерческого предприятия
Рассмотрим данные структуры и динамики активной части баланса ООО «Маньковское сельпо» за 2021-2022 гг, которые находятся в таблице 5.
Таблица 5 – Данные активной части баланса ООО «Маньковское сельпо» за 2021-2022 гг.
Показатели | Сумма, тыс. руб. | Изменение за год (+,-) | Темп прироста, % | Доля в имуществе ООО «Маньковское сельпо», % | ||
2021 год | 2022 год | |||||
2021 год | 2022 год | |||||
Имущество предприятия Всего | 8998 | 7831 | -1167 | -12,97 | 100 | 100 |
В том числе: Внеоборотные активы, | 841 | 663 | -178 | -21,17 | 9,35 | 8,47 |
- основные средства | 841 | 663 | -178 | -21,17 | 9,35 | 8,47 |
Оборотные средства, | 8 157 | 7 168 | -989 | -12,12 | 90,65 | 91,53 |
из них: - запасы | 6 734 | 5 856 | -878 | -13,04 | 74,84 | 74,78 |
- дебиторская задолженность | 803 | 612 | -191 | -23,79 | 8,92 | 7,82 |
- денежные средства | 620 | 700 | 80 | 12,90 | 6,89 | 8,94 |
По данным таблицы видно, что имущество ООО «Маньковское сельпо» в 2022 году составляет 7831 тыс. руб., что на 12,97% меньше, чем в 2021 году. Представим структуру наглядно на рисунке 4.
Рисунок 4 – Структура имущества ООО «Маньковское сельпо» за 2021-2022 гг.
Выводы по структуре имущества можно сделать следующие: внеоборотные активы занимают всего 8,47% в 2022 году (в 2021 г. 9,35%), тогда как оборотные средства преобладают и составляют 91,53% в 2022 г. (в 2021 г. 90,65%). В составе оборотных средств превалируют запасы, что обусловлено спецификой компании.
Выводы по динамике имущества, следующие: наблюдается снижение объема имущества, а сдерживающим фактором стал прирост оборотного фонда (на 12,12%). У ООО «Маньковское сельпо» происходит прирост денежных средств на 12,9%. Это означает поступление оплат, что в совокупности с падением дебиторской задолженности на 23.79% говорит об активной реализационной деятельности.
Рассмотрим данные пассивной части баланса представленные в таблице 6.
Таблица 6 – Структура источников формирования имущества ООО «Маньковское сельпо» за 2021-2022 гг
Источники средств предприятия | 2021 год | 2022 год | Изменение | |||||
тыс. руб. | доля, % | тыс. руб. | доля, % | тыс. руб. | доля, % | |||
Собственные средства | 4 247 | 47,20 | 4 729 | 60,39 | 482 | 13 | ||
Заемные средства, | 4 751 | 52,80 | 3 102 | 39,61 | -1 649 | -13 | ||
в том числе:
| 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
| 4 751 | 52,80 | 3 102 | 39,61 | -1 649 | -13 | ||
Итого: | 8998 | 100 | 7831 | 100 | -1 167 | 0 |
Отразим на рисунке 5 данные о структуре пассива.
Рисунок 5 – Структура источников формирования имущества ООО «Маньковское сельпо» за 2021-2022 гг.
По состоянию на 2022 год компания функционирует в большей степени за счет собственных средств, и их доля выросла на 13% (на 482 тыс. руб.). Заемные средства уменьшаются на 1 649 тыс. руб., что означает выплату части кредитов.
Соотношение собственных и заемных средств равномерно и почти 1:1. Структура и динамика источников формирования имущества отражает активную и плодотворную работу компании.
Проведем анализ платежеспособности. Коэффициент текущей ликвидности рассчитаем по формуле 1:
, (1)
где – коэффициент текущей ликвидности;
– оборотные активы.
Значение показателя ликвидности говорит о том, что предприятие к 2022 году стало менее эффективно использовать оборотные средства и краткосрочные займы.
Теперь диагностируем финансовое состояние: насколько компания автономна и устойчива. Коэффициент капитализации определим по формуле 2:
(2)
где – коэффициент капитализации;
До – долгосрочные обязательства;
Ко – краткосрочные обязательства;
Ск – собственные средства.
Коэффициент обеспеченности собственными источниками определим по формуле 3:
(3)
где – коэффициент обеспеченности собственными источниками;
– внеоборотные активы.