ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Помимо Налогового кодекса РФ, к нормативно-правовым актам, регламентирующим исчисление и уплату налогов, относятся приказы
Минфина РФ, письма ФНС РФ, раскрывающие положение НК РФ применительно к конкретному налогу, порядку составления и представления налоговой отчетности (деклараций). Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога [3].
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Следует отметить, что не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.
Кроме приказов Минфина РФ и писем ФНС РФ, к правоприменительным актам относится и положение по бухгалтерском учету
(ПБУ) 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыл организаций». Оно устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций для организаций, признаваемых налогоплательщиками
12 налога на прибыль, а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации, и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период, рассчитанной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Положение может не применяться организациями, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Завершающим локальным нормативным актом, который в обязательном порядке должен регулировать налогообложение конкретного экономического субъекта, является учетная политика для целей налогообложения.
Необходимость ее составления продиктована требованиями главы 25 НК РФ, статьи 313 [4]. Согласно ей, система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства [4].
13
Таким образом, в систему нормативного правового регулирования бухгалтерского и налогового учета расчетов с бюджетов в РФ входит сложная иерархия, состоящая из законов и подзаконных актов, различных по своему правоприменению и функционалу, но регулирующая соответствующие правоотношения.
1.2
Организация бухгалтерского учета расчетов с бюджетом
Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом организуется и ведется на основании утвержденного плана счетов путем применения метода двойной записи. Он означает, что каждая бухгалтерская запись фиксируется по дебету одного счета и кредиту другого. В законе о бухгалтерском учете указано, что все операции, которые отражаются в бухгалтерском учете, должны быть подтверждены документально. В отношении учета расчетов с бюджетом следует помнить, что данный вид обязательств - обязательства перед государством по уплате налогов - возникают в силу закона, а не договора.
Поэтому подтверждающим документом для исчисления того или иного налога будут являться данные бухгалтерского и налогового учета, отраженные и накопленные в системе управления предприятием.
Согласно Приказа Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010)
«Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», для учета расчетов с бюджетом используются следующие счета [9].
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты
(в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» - на сумму налога на
14 прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на сумму подоходного налога и т.д.).
По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.
Так как ФНС РФ выступает администратором страховых взносов, то данные виды платежей также рассматриваются в составе предмета расчетов с бюджетом. Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации.
К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут быть открыты субсчета:
−
69-1 «
Расчеты по социальному страхованию»,
−
69-2 «
Расчеты по пенсионному обеспечению»,
−
69-3 «
Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».
На субсчете 69-1 «Расчеты по социальному страхованию» учитываются расчеты по социальному страхованию работников организации. На субсчете
69-2 «
Расчеты по пенсионному обеспечению» учитываются расчеты по пенсионному обеспечению работников организации. На субсчете 69-3
«
Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации.
При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут открываться дополнительные субсчета.
Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение
15 работников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со:
− счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых за счет организации;
− счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - в части отчислений, производимых за счет работников организации.
Кроме того, по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» - суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.
По дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование.
Счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» предназначен для обобщения информации об уплаченных
(причитающихся к уплате) организацией суммах налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, а также работам и услугам.
К счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» могут быть открыты субсчета:
−
19-1 «
Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств»;
−
19-2 «
Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам»;
−
19-3 «
Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» и др.
16
На субсчете 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к строительству и приобретению объектов основных средств (включая отдельные объекты основных средств, земельные участки и объекты природопользования).
На субсчете 19-2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам» учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к приобретению нематериальных активов.
На субсчете 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» учитываются уплаченные
(причитающиеся к уплате) организацией суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к приобретению сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов производственных запасов, а также товаров.
По дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» отражаются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога по приобретенным материально- производственным запасам, нематериальным активам и основным средствам в корреспонденции со счетами учета расчетов.
Списание накопленных на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» сумм налога на добавленную стоимость отражается по кредиту счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции, как правило, со счетом 68
«
Расчеты по налогам и сборам».
Рассмотренные счета агрегируют информацию о суммах налогов, исчисленных организацией и уплаченных – в разрезе каждого вида налога. Но они не отражают порядок формирования налоговой базы и расчета каждого налога. Налоговый кодекс РФ содержит порядок формирования информации о суммах налогов, подлежащих уплате [3]. Налоговый учет - система
17 обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов. Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный
(налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета [4].
Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
Итоговые данные о сумме налогов, накопленные в системе бухгалтерского учета и отраженные на соответствующих счетах, а также причитающихся к уплате по итогам каждого отчетного периода (налогового периода), подлежат отражению налогоплательщиком в формах налоговой отчетности (расчеты, декларации), которые представляются в Федеральную налоговую службу РФ (далее - ФНС РФ).
1.3
Цель, направления и методика анализа расчетов с бюджетом
Неотъемлемой частью процесса управления, а точнее – одной из его функций – является анализ. С помощью этого инструмента информации, в том числе о расчетах с бюджетом, из набора неструктурированных данных превращается в логически выстроенную схему, в которой видна динамика, отклонения от заданных нормативов или базисных периодов. Становится возможным оценить изменения каждого из анализируемых показателей по- отдельности и в совокупности, под влиянием друг друга и т.д. Все эти манипуляции осуществляются в одной целью – расширить информационное обеспечение для принятия управленческих решений и выработки рекомендаций по результатам проведенного анализа.
18
Руководствуясь этим суждением, можно прийти к выводу о том, что целью анализа расчетов с бюджетом является подготовка информационного обеспечения для заинтересованных пользователей в части оценки эффективности осуществления таких расчетов. При этом эффективность может рассматриваться с различных точек зрения: и как недопущение финансовых потерь в виде штрафов и санкций, применяемых государством в случае несоблюдения законодательства о налогах и сборах, и как экономия на налоговых платежах в рамках легитимной налоговой нагрузки для конкретного экономического субъекта. В любом случае, эффективность будет выражаться в количественном измерителе – экономии расходования денежных средств организации.
Исходя из этого, к направлениям анализа расчетов с бюджетом, которые определяют его методику, относится следующее:
−
Горизонтальный анализ динамики изменения сумм исчисленных налогов за несколько отчетных периодов. Результаты такого анализа позволяют выявить, какие налоги стали уплачиваться больше, а какие – меньше. Для того, чтобы прийти к выводу, чем это обусловлено, рационально использовать корреляцию с объектом налогообложения и налоговой базой.
−
Вертикальный анализ удельных весов каждого вида налога в общей сумме налогов и в общей сумме расходов. Осуществление аналитических действий такого рода позволяет пользователю выявить, нагрузка по какому налогу для организации является наибольшей и оценить – допустимо ли это для нее.
−
Коэффициентный анализ. В рамках данного специального метода анализа используются дополнительные расчетные коэффициенты, показывающие взаимосвязь показателей, участвующих в налоговых расчетах, друг с другом. Например, коэффициентный анализ применяется при исчислении налоговой нагрузки по методике, рекомендованной ФНС
РФ или Минфином РФ. Также можно вычислить коэффициент налоговой