Файл: Педагогический авторитет преподавателя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 382

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Высококвалифицированный учитель, как правило, осуществляет вначале перспективное планирование, а затем — на урок, а начинающий — только на урок или несколько уроков. Конструктивная деятельность опытных педагогов направлена на повышение познавательной и двигательной активности учащихся, и общее перспективное планирование при этом подчиняется этой конкретной задаче. Менее опытные больше внимания уделяют планированию содержания учебно-воспитательного процесса и методов своей работы, забывая об ученике и глобальном планировании, итоговом результате своей работы.

Конструктивная деятельность будет эффективной, если в ней присутствует организаторский компонент — заключающийся в организации разнообразных видов самостоятельной физкультурной деятельности учащегося, прочного усвоения им знаний, двигательных умений и навыков, воспитания физических качеств и формирования личности. Это самая трудная педагогическая деятельность. Реализация проектов конструктивной деятельности и ее корректирование носят исполнительский и творческий характер, включают в себя организацию содержания учебно-воспитательного процесса, физкультурной деятельности учащихся и поведения учителя. Учитель должен четко ставить основные и частные задачи урока, раскрывать смысл их решения, осуществлять и показывать физические упражнения, оказывать помощь ученикам в выполнении упражнений. Учитель должен уметь распределять внимание, выбирать тон, голос, контролировать свои действия. Высококлассный педагог отличается высокой организованностью. Особо это важно при проведении внеклассной спортивной работы.

В. А. Сухомлинский считал, что коммуникативная деятельность состоит в умении строить деловые отношения с учениками и коллегами. Урок — это совместный труд учителя и ученика, и успех этого труда определяется теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учеником.

Коммуникативная, как и организаторская, деятельность является очень трудной и важной в работе. Причины трудности — в конструктивной деятельности. В то же время все вышерассмотренные виды деятельности будут эффективны, если учитель сумеет установить правильные взаимоотношения с учащимися, учителями, руководством школы.

Работу учителя физической культуры невозможно представить без элементов сознательного самопознания и исследовательской деятельности —постоянного изучения актуального содержания учебного предмета «Физическая культура», закономерностей физического, психического развития учащихся, а также непрерывного самосовершенствования и развития на протяжении всей трудовой деятельности, всей своей жизни.


Двигательная деятельность — специфическая особенность деятельности учителя физической культуры и определяется содержанием самого предмета как во время урочных, так и внеурочных форм. Он должен правильно выбирать место в зале или на площадке, владеть техникой физических упражнений, приемами помощи и страховки, ремонтом и изготовлением спортивного инвентаря, подготовкой площадок, дорожек.

Для учителя физической культуры свойственны такие качества, как наблюдательность, внимательность, воображение, определенные качества ума и речи, быстрота ориентировки и реагирования, координация движений и т. д.

Наблюдательность — проникновение во внутренний мир ребенка, она помогает быть диагностом.

Внимательность и наблюдательность в деятельности учителя физической культуры имеют исключительное значение, предупреждая падения, травмы учащихся во время выполнения упражнений.

Воображение сказывается на характере всей его учебно-воспитательной работы: композиции урока, распределении внимания между учащимися класса, и т. д.

Педагог должен обладать изобретательностью, критичностью, остроумием, правильной и доступной речью, ученикам нужно уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю, культуру, вашу личность.

Перечисленные качества определяются как интеллектуальные способности. Учитель физкультуры должен обладать широким арсеналом двигательных способностей. Для него характерна разносторонняя физическая подготовленность, умение управлять своими движениями.

Поскольку способности учителя развиваются в педагогической деятельности, то в итоге их структура должна соответствовать структуре этой деятельности.

При более детальной классификации собственно педагогических способностей выделяются:

Дидактические — передавать знания, делая их интересными и доступными.

Экспрессивные — вооружать знаниями посредством эмоционального воздействия (мимики, жестов, речи различной тональности); авторитарные непосредственно волевого влияния на учащегося, мобилизационные (активизация внимания, знаний, сил и воли школьников); социально-перцептивные — способность «видеть» ребенка, сопереживать с ним. Сложная структура перцептивных способностей включает умение правильно воспринимать и определять по выражению лица ребенка, по движениям, действиям и поступкам его психическое состояние и эмоциональные переживания. Быстро перестроить свое поведение на основе полученной информации, видеть и быстро оценивать педагогическую ситуацию.


Учитель физкультуры в своей деятельности опирается также на музыкальные, технические, хозяйственные способности.

Опыт показывает, что не у каждого учителя одинаково развиты все компоненты педагогических способностей. На практике, как правило, одно-два ярко выраженных качества определяют мастерство педагога. Недостающие же качества при соответствующей работе могут быть развиты либо компенсированы.

Кроме этого, в деятельности педагога выделяются потенциальные и актуальные способности.

Потенциальные обусловлены задатками, представляющими собой совокупность анатомо-физиологических особенностей, свойств нервной деятельности (врожденными). Но задатки — это лишь потенциальные возможности появления способностей, они могут и не получить своего развития.

При оценке профессиональных качеств деятельности учителя физической культуры принимаются во внимание, оцениваются и поощряются такие составляющие, как чувство нового в работе, педагогический такт, знания в области учебного предмета, его умения развивать мышление, волю и эмоции ученика, формировать нравственные, гуманистические отношения, развивать у учеников навыки самостоятельного приобретения знаний по физической культуре и самостоятельных проведений занятий физическими упражнениями, а также умения развивать у учащихся интерес к физической культуре, обеспечить индивидуальный подход к ним в обучении и воспитании.

Главным орудием труда учителя являются знания и умения. Знания — это эрудиция. Чем больше культурный уровень учителя, тем полноценнее его умения.

Структуру знаний учителя физической культуры составляют общественно-политические, психолого-педагогические, медико-биологические и специальные знания.

Общественно-политические знания — теоретическая основа мировоззрения учителя.

Психолого-педагогические знания определяют уровень профессиональной подготовленности учителя, от которого зависит успех обучения, воспитания и оздоровления учащихся. Учитель физической культуры больше других учителей имеет контакт с детьми во внеурочное и внеурочное время, организуя и проводя гигиеническую гимнастику, подвижную перемену, секционные занятия, спортивные соревнования по различным видам спорта, дни здоровья, спортивные вечера и праздники и т. п.

Материал необходимо отбирать с учетом психики ребенка. Учитель сам должен заниматься самовоспитанием нужных качеств, расширять свою эрудицию в области спорта, лечебной и оздоровительной физической культуры, следить за собственным телосложением, не иметь вредных привычек.


Знание предметов медико-биологического цикла — анатомии, биомеханики, химии, физиологии, гигиены, ЛФК — составляет специфическую особенность структуры знаний учителя физической культуры. Эти знания дают возможность учителю грамотно пользоваться физическими упражнениями с учетом пола, возраста, подготовленности, уровня здоровья занимающегося.

Специальные знания — теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин — прикладной выход общей теоретической подготовки учителя. Замечено, что у некоторых учителей наблюдается преобладание теоретических знаний над методическими.

Педагогическая профессия предъявляет высокие требования к общеобразовательной подготовке учителя. Общее образование определяет уровень культуры педагога и служит интеллектуальной основой для качественного усвоения профессиональных и специальных знаний.

Одни знания, однако, не определяют еще педагогической квалификации. Знания действенны лишь в том случае, если учитель умеет пользоваться ими в практической деятельности. Знать и проявлять знания на практике — это не одно и то же. Педагогическое мастерство — единство научных знаний и высокоразвитых умений, прежде всего профессиональных. «Знать, чтобы уметь» — принцип многих учителей физической культуры. Качество и уровень умений во многом зависят от того, в какой мере они опираются на требования научной теории.

Содержание профессиональных умений и навыков учителя физической культуры составляют специальные двигательные и собственно-педагогические умения. Специальные двигательные умения включают в себя технику физических упражнений школьной программы (показ упражнений, помощь, страховку). Педагогическая техника учителя многообразна (как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбаться, посмотреть). К сожалению, этому у нас нет учат, как это имеет место в театре, балете: это искусство постановки голоса, искусство тона, взгляда, поворота.

Чрезвычайно важным элементом педагогической техники является выразительная речь. Учитель часто подает учащимся распоряжения, команды, приказы. Сила их влияния определяется тем, как говорит учитель. Макаренко отмечал, что фразу «Иди сюда» можно произнести с 15−20 оттенками [33].

В собственно-педагогических умениях синтезируются теоретические знания и практические действия учителя физической культуры: умение планировать учебно-воспитательный процесс по физкультуре, анализировать результаты своего труда. В планировании выделяют две стороны: педагогическую и техническую. Первая связана с отбором и композицией учебного материала, проектированием деятельности школьников и учителя; вторая — с подготовкой материала спортивной базы для реализации проектов. В педагогических умениях проектировочного характера важными являются прогностические, дающие возможность учителю предвидеть возможные затруднения 'школьников и тем самым предупредить их. Учителю важно уметь планировать свое время, поскольку у него оно, в отличие от других учителей, не очень регламентировано.


К организаторским умениям учителя относятся умения сочетать различные формы занятий, управлять деятельностью всего педагогического коллектива. Необходимо заряжать своих воспитанников и коллег энергией и уверенностью в полезности занятий физической культурой.

Организаторские умения учителя — в налаживании контакта с учащимися и коллегами (деловых, творческих). Учитель физической культуры является главным организатором многих физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (физкультминуток во время уроков, подвижных перемен, спортивных часов в группах продленного дня), а исполнителями — учителя-предметники, которым учитель физической культуры должен оказать методическую помощь в подборе необходимых физических упражнений и использовании их с учениками.

Педагогическое мастерство не может развиваться без исследовательских умений (анализ всего учебно-воспитательного процесса и его совершенствования). Если учитель не подвергает свой труд глубокому анализу, то накапливаемый опыт со временем становится косным, неинтересным, не обладающим необходимым педагогическим эффектом. Если же он анализирует свою деятельность, то быстро забывает усвоенные в вузе знания, приспосабливается к чужим методам и оказывается не в состоянии выработать собственный, индивидуальный стиль работы.

Как правило, начинающие учителя больше внимания уделяют планированию, организации учебно-воспитательного процесса, физическому обучению и воспитанию учащихся и меньше — вырабатывают у себя умения проводить оздоровительные мероприятия.

В педагогической деятельности учитель должен обладать различными умениями, не являющимися обязательным атрибутом профессии. Ему приходится организовывать и проводить различные сборы, праздники, турпоходы, работать в загородных лагерях отдыха. Нужно уметь рисовать, декламировать стихи, фотографировать, играть на музыкальных инструментах, танцевать, мастерить. Особенно это важно сельскому учителю.

Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе во многом зависит от уровня знаний и профессионального отношения к физическому воспитанию учителей физической культуры. Имеющиеся научные данные указывают на то, что не все педагоги (по их словам) получили в вузе достаточную подготовку для использования средств физической культуры в воспитательской работе с детьми. Об этом говорят, например, 79,2% учителей физкультуры (из 585 опрошенных).