Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 551
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Предмет исследования: педагогический авторитет учителя физической культуры, тренера.
Характеристика педагогической профессии
Структура физкультурно-педагогической деятельности учителя
Мотивационная сфера личности учителя
Основные элементы, определяющие и характеризующие авторитет педагога
Нравственный авторитет (авторитет учителя как личности) создается, во-первых, формой внешнего поведения, соответствующего образу педагога, учителя, во-вторых, действительным соответствием приписываемых себе личностных характеристик как учителю особенностям своего «Я».
Авторитет дружбы может возникнуть в том случае, когда учитель позволяет ученикам обращаться к себе как к помощнику, деловому партнеру. Важно, чтобы взаимоотношения учителя с учениками не перешли в «панибратство», поэтому между ними должна соблюдаться определенная дистанция.
Авторитет уступчивости (доброты) выражается в том, что, например, учитель, уступая школьникам на уроке, решает играть с ними в баскетбол вместо прохождения программного материала.
Этот авторитет хорош до определенных пределов, но в целом его следует считать отрицательным, не соответствующим основным требованиям и принципам современного подхода к организации обучения (личностно-деятельностный подход), равно как и ряд нижеследующих видов авторитета учителя.
Авторитет подавления основан на боязни учеников перед учителем.
Как правило, учителя, склонные таким образом завоевать авторитет, считают, что воспитание сводится к простому послушанию.
Авторитет чванства обычно основан на хвастовстве учителя, подчеркивающего свои достоинства и заслуги в прошлом, когда учитель был спортсменом. Правда, в младших и средних классах спортивные успехи учителя физической культуры оказывают влияние на формирование авторитета, но только на начальных этапах совместной деятельности, затем ведущая роль в создании авторитета переходит к профессиональным и личностным качествам педагога.
Для создания авторитета резонерства характерно поведение учителя, который постоянно поучает учеников, причем даже в тех вопросах, где он некомпетентен.
Авторитет педантизма строится на беспрекословном соблюдении правил, норм, порядка. В данном случае учитель руководствуется бюрократическими принципами.
Перечисленные компоненты образуют единый авторитет учителя, в котором может преобладать тот или иной тип. Формируя положительный авторитет учителя физической культуры, необходимо осознавать, что оптимально для данного педагога (учитывая его способности, умения, индивидуальный стиль деятельности), и составить перечень необходимых образующих компонентов (расположив их в порядке значимости), которые могли бы способствовать выделению всех личностных и профессиональных его достоинств и не вредили бы процессу воспитания и обучения школьников.
Теоретический анализ данной проблемы показал, что высокий уровень профессиональной направленности — это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения. Следует отметить значительную роль характерологических особенностей личности и уровня развития ее способностей. Однако в этой взаимосвязи профессиональной направленности, черт характера и способностей ведущая роль преобладающему мотиву.
Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности учителя, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека. [2]
Выводы: уровень профессиональной направленности — это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения. Следует отметить значительную роль характерологических особенностей личности и уровня развития ее способностей. Однако в этой взаимосвязи профессиональной направленности, черт характера и способностей ведущая роль отдается преобладающему мотиву. Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности учителя физической культуры, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека.
Следовательно, значение педагогического мастерства для спортивного педагога можно выразить в ряде факторов: — педагогическое мастерство является носителем профессионально-педагогической культуры, что выражается в деятельности и становлении личности; — педагогическое мастерство способствует развитию профессиональных знаний, педагогических способностей, педагогической техники (культуры общения, культуры речи, умение управлять собой); — педагогическое мастерство обеспечит высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности, что выражается в педагогическом творчестве и индивидуальном стиле учебно-тренировочной работы. Однако в области физической культуры и спорта взаимодействие между педагогами-тренерами и их воспитанниками чаще всего осуществляется на интуитивном уровне, без учета знаний и убеждений рассматриваемого понятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амосов И. М. Раздумья о здоровье / И. М. Амосов. - Кемерово, 1981. - 225 с.
2. Антонова Л. Н., Андреев. Психологические основания реализации здоровье сберегающих технологий в образовательных учреждениях / Л.Н. Антонова, Т. И. Шульга, К. Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004. -100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
3. Бажуков С. М. Здоровье детей – общая забота. – М., 2008. – 127с.
4. Бальсевич В. К., Большенков В. Г., Рябинцев Ф. П. Концепция физического воспитания общеобразовательной школы //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 2, с. 13-18.
5. Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Просвещение, 1999.
6. Богданов Г. П. Уроки физической культуры. – М., 1999.- 192с.
7. Борисова И. П. Обеспечение здоровье сберегающих технологий в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения. -2005.-№10.-С.84-92.
8. Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2016, № 8. С. 98.
9. Вайнер Э. Н. Формирование здоровье сберегающей среды в системе общего образования // Валеология. -2004.-№1.-С.21-26.
10. Вашлаева Л. П., Панина Т. С. Теория и практика формирования здоровье сберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология. -2004.-№4.-С.93-98.
11. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства // Дошкольное воспитание. -2004.-№1.-С.114-117.
12. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья // Дошкольное воспитание. -2006.-№3.-С.117-122.
13. Давыдов В. Ю., Шептикин С. А., Трифонов А. Г. Методика оценки физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста. Волгоград, 2013. - 27 с.
14. Дронов А. А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53.
15. Екжанова, Е. А. Об особенностях организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида / Е.А. Екжанова // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. -М. - С. 66-69.
16. Здоровье сберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа. -2005.-№3.-С.52-87.
17. Зенова Т. В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья» // Практика административной работы в школе. - 2006.-№1.-С.25-28.
18. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: Медицина, 2019. - 128 с.
19. Змановский Ю. Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. 2003, № 9, с. 23-25.
20. Змановский Ю. Ф. Здоровый дошкольник // Дошкольное воспитание. 1995, № 6, с. 11-17.
21. Ишмухаметов М. Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.
22. Казаковцева Т. С, Косолапова Т. Л. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2016, № 4. С. 68.
23. Казин Э. М., Касаткина Н. Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье» // Валеология. -2004.-№4.-С.6-10.
24. Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровье сберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
25. Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический анализ): Учебное пособие. М., 2003.
26. Колесникова М. Г. Здоровье сберегающая деятельность учителя // Естествознание в школе. -2005.-№5.-С.50-55.
27. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986.
28. Коростняев Н. Б. 50 уроков здоровья / Н.Б. Коростняев. - М., 2017. - 190 с.
29. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения, М.: Высшая школа, 1990
30. Кучкин С. Н. Биоуправление в медицине и физической культуре. - Волгоград: ВГАФК, 2018. - 155 с.
31. Лихачев Б. Т. Педагогика. – М., 2011. –607с.
32. Лукьянова В. С., Остапенко А. А., Гузенко В. В. Сохранение и восстановление здоровья учащихся в условиях педагогического лицея
33. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-и томах
34. Муравьев И. В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта / И.В. Муравьев. - К., 1985. - 310 с.
35. Савин Н. В., Ершов Педагогика. М., 1972. – 303с.
36. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе //Теория и практика физической культуры. 1990, № 9, с. 10-14.
37. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. - М.: LINKA-PRESS, 1997. - 176 с.
38. Научно – методический журнал. «Школа-Пресс», «Физическая культура в школе». – М., 2003, № 3.
39. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512 с.
40. Орешник Ю. А. К здоровью через физкультуру / Ю. А. Орешник. - М., 1989. - 220 с.
41. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1973. - 264 с.
42. Портнов Ю. М., Петровский. Теоретические и научно-методические основы подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта: автореф. дис. д-ра, пед, наук / ГЦОЛИФК. — М., 1987.
43. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 255 с.