Файл: Педагогический авторитет преподавателя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 557

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Успех в педагогической деятельности во многом зависит от педагогического авторитета, который создал и имеет учитель любой из широкого перечня образовательных дисциплин. Если он имеет положительный педагогический авторитет в среде своих подопечных, учащихся, то он обладает наиболее эффективной возможностью, способностью оказывать на своих учеников более сильное воспитательное воздействие.

Авторитет учителя формируется в процессе его педагогической деятельности, поэтому именно авторитет следует считать вторичным компонентом профессионального мастерства педагога. Придя на работу в школу, молодому специалисту следует сразу же начать формировать, завоевывать себе определённый педагогический авторитет. Для правильной организации этого процесса абсолютно необходимо знать и иметь теоретическое представление о том, какие конкретные факторы формируют и в общем характеризуют педагогический авторитет преподавателя физической культуры, тренера.

Авторитет учителя физической культуры слагается из ряда компонентов, определённые виды которых будут подробнее разобраны в данной работе.

Спортивный педагог является носителем знаний, умений и навыков, которые он должен передать своим воспитанникам. Чтобы быть компетентным профессионалом в своей области, необходимо обладать не только спортивно-теоретической и практической подготовленностью, но и большим арсеналом средств, способов и методов педагогического воспитания и обучения, быть незаурядной, яркой личностью, способной привести воспитанников к пониманию необходимости ведения здорового образа жизни, достижению результатов в физической культуре, наиболее перспективный направить в спортивное русло. Все эти ответственные компетенции учителя-преподавателя физической культуры, тренера накладывают огромные требования к его профессионально-педагогической культуре, одной из составляющей сторон которой, является педагогическое мастерство преподавателя-тренера. 

Актуальность проблемы. Одной из центральных фигур в спортивной деятельности является тренер, а в физической культуре – преподаватель, от личности которого, его жизненных и спортивных принципов и философии, профессионального педагогического мастерства, высокой квалификации в области организации и управления во многом зависит успешное решение как общих задач гуманистической педагогики — «обучение — воспитание — развитие», так и достижение высоких спортивных результатов. Исследование педагогических и психологических аспектов деятельности спортивного тренера является особенно актуальным, учитывая принципиальные ее особенности, сопряженные как со спецификой спорта вообще и выбранного вида в частности, так и с чрезвычайно разносторонним спектром отдельных разделов работы, ролей и обязанностей тренера — педагога, психолога и социолога, руководителя, друга и помощника ученика и спортсмена.


Особое педагогическое мастерство, профессиональная компетентность, высокоразвитое чувство социальной ответственности, гражданственности и товарищества требуется спортивному тренеру, чтобы одинаково успешно совмещать решение сложных задач социализации и воспитания своих учеников с достижением высоких спортивных результатов, выполнении нормативов, профилактике травм. Умение тренера противостоять давлению внешней среды в достижении «быстрого результата любой ценой», стойкая мировоззренческая и гражданская позиция, чувство ответственности и глубокое личное беспокойство за будущее его воспитанников после окончания школы, либо спортивной карьеры — все это непременные атрибуты высокопрофессионального тренера-преподавателя. Актуальной проблемой деятельности тренера является его педагогическое мастерство ведения учебно-тренировочного процесса, вооруженность современными, научно обоснованными специализированными методиками обучения и совершенствования, принципами их эффективной реализации и программированного обучения. Другой важной стороной педагогической тренерской деятельности является ее психологическое содержание, знания, умения и навыки тренера-психолога. Это и обуславливает актуальность выбранной темы.

Объект исследования: личность учителя физической культуры, педагогическое мастерство тренера-преподавателя.

Предмет исследования: педагогический авторитет учителя физической культуры, тренера.

Гипотеза: итоговый результат физкультурно-спортивной деятельности учеников очень сильно зависит от компетентности и определённого, сформированного в процессе своей рабочей практической деятельности педагогического авторитета преподавателя физической культуры, тренера.

Цель курсовой работы: изучить общие составляющие педагогического авторитета учителя-преподавателя физической культуры, тренера.

Цель работы определила ряд задач курсовой работы:

  1. Изучить теоретические аспекты системы физического воспитания, рассмотреть сущность физического воспитания, роль физического воспитания, общую составляющую педагогической профессии, и ее роль в современном обществе;
  2. Рассмотреть основные понятия, касающиеся проблемы исследования: педагогический авторитет преподавателя физической культуры, тренера во время его основной деятельности, существующие особенности отдельных видов педагогического авторитета, воспитательный процесс, образовательные учреждения, педагог по физической культуре, тренер, система физического воспитания, раскрыть сущность основных методических особенностей и понятий;
  3. Разработать практические и грамотные рекомендации по решению современных проблемы физического воспитания.

Теоретическую основу работы составили труды современных исследователей в области теории и методики физического воспитания.

Структура работы строилась в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе

Характеристика педагогической профессии

Учитель — творец, созидатель личности человека. Он формирует характер школьника, его мировоззрение. Учитель — это тот человек, который в значительной мере может определить судьбу своего воспитанника.

Для профессиональной деятельности педагога важнейшим фактором является личность человека, его характер, мотивы и т. п. Эти личностные качества влияют на формирование социальных ориентации человека, его профессиональный рост. Складываются эти ориентации не только на уровне сознания, но и на бессознательном уровне развития личности.

Обучающая деятельность педагога связана с широким социальным полем деятельности. Своими связями она непосредственно или опосредованно выходит на учащегося как личность.

В учебном заведении формирование личности не замыкается рамками учебно-воспитательного процесса. Обучающая деятельность педагога в какой-либо педагогической системе осуществляется с учетом важнейших достижений общества. И это не может не отражаться ни на детсадовском, ни на школьном, ни на вузовском обучении. В современных условиях необходимо установление научных основ этой деятельности, вскрытие и четкая формулировка законов и основных положений, опираясь на которые, педагог может целесообразно и эффективно организовать процесс обучения.

Педагог выступает связующим звеном между социальным опытом человека и опытом обучающегося индивида, организатором и руководителем усвоения системы знаний, умений и навыков, формирования личности.

Профессионализм рассматривается как сложное личностное образование, заключающее в себе профессионально-нравственные качества, психологические свойства и состояние личности, обеспечивающие высокие результаты педагогической работы. Его основу составляют интеллектуальные, духовные и нравственные качества личности.

Важнейшими показателями профессионализма учителя выступают профессионально-педагогические умения. При этом умения — это возможность осознанно выполнять определённые действия в соответствии с целями и условиями, в которых преподавателям и тренерам приходится работать на практике. Эта категория обусловлена специфичным характером учебной деятельности, на реализацию задач которой они направлены. Для будущего педагога очень важно формирование специальных, педагогических, дидактических умений.


Определяющим фактором в любой работе являются личностные и профессиональные качества специалиста. По мнению Сухомлинского, «Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика». В наш век роль «человеческого характера» в учительском труде неизмеримо возрастает. Личность учителя является важнейшей составляющей педагогического мастерства, которое понимается как синтез научных знаний, методического искусства и личностных качеств учителя. Высокие требования предъявляются к личности сельского учителя, поведение которого оказывается постоянным объектом повышенного внимания и оценки, как в школе, так и в общественных местах и быту.

Личность — это человек, достигший высокого уровня психического развития, обладающий самосознанием и мировоззрением, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысления себя как субъекта исторического творчества. Это индивидуальное выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, субъект прав и обязанностей, эстетических и этических норм. Этот высший уровень организации субъекта предполагает наличие у человека выработанного мировоззрения, способности управлять собой, сформированную мотивационную сферу и социальный статус, четко определенные социальные функции и ценностные ориентации. Вообще-то каждый человек является личностью, но не у каждого личность выражена в одинаковой степени. Личность представляет собой структуру взаимосвязанных и взаимообусловленных качеств, которые подразделяются на способности и характерологические свойства. Первые выполняют организационно-исполнительские, вторые — побудительные (мотивационные – внутренние и внешние) функции в поведении человека. Структура деятельности учителя и тренера формирует определенные специфичные качества его личности, которые отражают его структуру.

Способности — это синтез таких свойств личности, которые обусловливают успешное выполнение нескольких или одного вида деятельности. Различают общие, а также специальные способности. Результативность обучения в школе является показателем общих способностей будущего учителя. Не все отличники учебы становятся хорошими учителями, и это подтверждает значение специальных способностей. Каждый вид деятельности человека требует определенных специальных способностей. Они взаимосвязаны с общими. Сила способностей — это своеобразная форма проявления в определенных условиях общих способностей. Под педагогическими способностями понимается проявление общих способностей в педагогической деятельности, совокупность свойств личности, отвечающая требованиям учительской работы, позволяющая полностью овладеть этой деятельностью и достичь в ней высоких результатов, поскольку успех в работе учителя обеспечивается рядом качеств.


Важнейшими качествами педагога являются знание предмета, умение влиять на личность воспитанника, сложившийся авторитет, умение предъявлять необходимые требования к воспитаннику, отношение к общественному долгу и его нравственное поведение. Все педагоги-мастера исключительные труженики, преданные своему делу.

Педагогическое мастерство символизирует наличие должной профессиональной культуры учителя и стремление к ней. Содержание педагогического мастерства включает в себя и психолого-педагогическую эрудицию, и профессиональные особенности, и умения в области педагогической техники. Оно тесно связано с педагогическими способностями учителя, характером, умением влиять на психику другого человека в нужном плане и управлять развертыванием положительных черт и качеств личности ученика. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому вдумчиво работающему учителю, который стремиться к нему.

Структура физкультурно-педагогической деятельности учителя

Непосредственно в своей профессиональной деятельности учитель физической культуры, тренер должен удовлетворить требования общества, которые заложены в виде целей и задач, представленных в программе по физическому воспитанию.

В каждой деятельности можно условно выделить подготовительный, исполнительный и контрольный этапы труда. В педагогической работе рассматриваются три ее стороны: познавательная (изучение учащихся, содержания и условий работы, наличие спортивного инвентаря и оборудования), проектировочная (планирование содержания обучения и воспитания, деятельности учащихся и своей) и непосредственно исполнительная (обучение, воспитание и оздоровление учащихся).

Главными структурными компонентами педагогической деятельности считается конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический, а в работе учителя физической культуры еще и двигательный компоненты.

Конструктивная деятельность учителя физической культуры заключается в различных видах планирования процесса обучения, воспитания и оздоровления учащихся: перспективное и текущее планирование (урока или физкультурного мероприятия), планирование изготовления и приобретения спортивного инвентаря, оборудования, умелое формулирование задач физвоспитания школьников на длительный и ближайший сроки, отбор и построения учебного материала, планирование своей деятельности и учеников.