ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
диться в свободном его вращении;
б) удалить пыль, грязь, масло с наружных частей машины, продуть машину сухим сжатым воздухом при давлении 2—3 кГ/см2
(0,2—0,3 Мн/м2);
в) провести замер сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины (сопротивление изоляции должно быть не менее
0,5 Мом);
г) проверить: положение траверзы по заводской метке, правильность установки щеток в щеткодержателях, надежность контактов в местах присоединения канатиков щеток, соединительных проводов и выводов;
д) проверить наличие всех съемных защитных приспособлений,(крышек, кожухов, сеток и т. п.), защищающих от попадания внутрь машины воды, грязи, масла и от случайного прикосновения обслуживающего персонала к токоведущим частям;
е) проверить надежность всех болтовых креплений (крепления подшипниковых щитов, соединительных флянцев муфт, фундаментных болтов и т. д.).
Все обнаруженные неисправности должны быть немедленно устранены.
Непосредственно перед пуском электрических машин проверяют:
а) положение рукояток и штурвалов коммутационной и регулирующей аппаратуры (пакетных выключателей, автоматических выключателей, рубильников, регуляторов возбуждения, реостатов, контроллеров и др.), при этом контакты коммутационной аппаратуры должны быть разомкнуты, регулятор напряжения установлен на максимальное сопротивление, пусковые реостаты—на минимальное сопротивление, посты управления, контроллеры и командо-контроллеры — в положение «отключено» (нулевое положение)
и т. д.;
б) свободу вращения и отсутствие заедания якоря (ротора) машины, провернув его от руки за муфту.
Пуск генераторов осуществляют в следующей последовательности: при достижении генератором номинальной скорости вращения включают возбуждение и, постепенно выводя сопротивление регулятора возбуждения, доводят напряжение на зажимах генератора до его номинального значения. После этого генератору сообщают
нагрузку.
Ввод генераторов в параллельную работу описан в § 4.6 и 6.9. Во время работы генератора ведут наблюдение за:
а) поддержанием на его зажимах номинального напряжения;
б) величиной нагрузки (по амперметрам), не допуская перегру
зок; ,
в) поддержанием номинальной частоты тока;
г) состоянием коллектора и щеток, а также за степенью искрения под щетками;
д) нагревом отдельных частей машины, отсутствием посторонних шумов, уровнем масла в подшипниках, работой принудительной вентиляции и т. д.
Во время работы генераторов возможны случаи отключения их автоматическими выключателями, например при кратковременных перегрузках. В этом случае следует произвести повторное опытное включение. Если генератор тут же вновь будет отключен, то надо выяснить причины срабатывания автомата и ни в коем. случае не включать генератор вновь или помимо автоматического выключателя до устранения неполадки. Для этого надо отключить все фидеры от шин распределительного щита и, если генератор без нагрузки работает нормально, постепенно подключить один фидер за другим до обнаружения дефектного.
В процессе работы генераторов, особенно при параллельной работе, возможно, их размагничивание, потеря остаточной индукции. Подмагничивание генераторов производится от независимого источника постоянного тока (аккумуляторов). Для этого концы обмотки возбуждения отсоединяют от обмотки якоря и на 2—3 мин подключают к зажимам источника тока. При этом надо следить за правильным подключением полюсов источника тока к концам обмотки возбуждения, обеспечив соответствие полярности обмотки возбуждения и зажимов источника тока.
Остановку генератора производят в порядке, обратном пуску: отключают нагрузку, постепенно увеличивая сопротивление в цепи возбуждения, снижают напряжение до минимальной величины, отключают генератор от шин распределительного щита, останавливают первичный двигатель. после остановки генератор следует осмотреть и почистить.
Перед пуском электрических двигателей проверяют готовность рабочего механизма к пуску, и после этого включают двигатель. После отключения двигателя рукоятку пускового реостата ставят в начальное пусковое положение с тем, чтобы схема была подготовлена к последующему пуску двигателя.
§ 11.2. Уход за электрическими машинами
Операции по уходу за электрическими машинами и другими видами электрического оборудования заключаются в действиях обслуживающего персонала по поддержанию машин и оборудования
в постоянной готовности к пуску и безотказной работе. Уход за электрическими машинами осуществляется также в виде периодических профилактических осмотров, ревизий (освидетельствований) и ремонтов. Профилактические осмотры и ремонты направлены на предупреждение нарушений нормальной работы машин и аварий, а также работы их с пониженными технико-эксплуатационными показателями.
Сроки и объемы работ технических уходов, ревизий и ремонтов по уходу за электрооборудованием судов определены Правилами обслуживания судового электрооборудования и ухода за ним Министерства речного флота.
В зависимости от объема, характера и сроков проведения различают три вида технических уходов: № 1, № 2, № 3.
Технический уход № 1 проводится в зависимости от назначения электрических машин ежедневно или один раз в неделю.
Ежедневно технический уход № 1 проводится за главными и вспомогательными генераторами и главными распределительными щитами судовых электростанций; электрическими приводами (электродвигателями, аппаратурой и передаточными устройствами) ответственных судовых механизмов и устройств (электро-гребных установок, рулевых и швартовно-якорных устройств, пожарного и водоотливного насосов), системами дистанционного и автоматического управления.
При ежедневных осмотрах производят очистку от пыли, грязи, масла и т. п. наружных и легкодоступных внутренних частей машин; проверяют состояние коллекторов и контактных колец, степень искрения под щетками, работу подшипников, температуру нагрева (на ощупь) наружных частей машины.
Раз в неделю производят замер сопротивления изоляции главных и вспомогательных генераторов и двигателей электрогребных установок, чистку коллекторов, проверку исправности щеточного механизма, состояния щеток и свободы их движения в щеткодержателях, состояния соединительных канатиков щеток и т. д. Одновременно проверяют состояние контактов и, исправность работы аппаратуры управления, магнитных станций и контроллеров электрических приводов, судовых механизмов.
Технический уход № 2 проводится один раз в месяц. Во время
ухода № 2, помимо работ, проводимых при техническом уходе № 1, проверяют состояние рабочей поверхности коллектора и, в случае необходимости, проводят ее шлифовку, износившиеся или поврежденные щетки заменяют новыми, регулируют щеточный механизм, производят продувку электрических машин сухим сжатым воздухом [при давлении 2—3 кГ/см2(0,2—0,3 Мн/м2)]., измеряют сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса машин, проверяют плотность всех контактных соединений как у машин, так и на распределительных устройствах, наличие смазки в подшипниках электрических машин и пополняют ее при необходимости.
Технический уход № 3 проводят один раз в шесть месяцев и обычно приурочивают к текущему ремонту судна в межнавигационный период. Технический уход № 3 проводят с разборкой машин и проверкой технического состояния их внутренних частей. Во время этого вида ухода устраняются все ранее обнаруженные дефекты и изношенные части машин и установок заменяются из числа запасных.
Независимо or плановых технических уходов и ревизий обслуживающий персонал должен вести постоянное наблюдение за состоянием и работой электрических машин и их наиболее ответственных частей.
Уход за коллектором. Наиболее ответственной частью машин постоянного тока является коллектор.
Коллектор должен содержаться в особой чистоте, иметь гладкую, блестящую, полированную, без царапин и следов нагара, строго цилиндрическую поверхность. Миканитовые прокладки, разделяющие коллекторные пластины, не должны выступать над поверхностью коллектора.
При всякой остановке машины или работе ее на холостом ходу следует осторожно прочистить коллектор полотняной бельевой ветошью, смоченной в спирте или бензине, после чего протереть насухо тряпкой.
При обнаружении на поверхности коллектора шероховатостей или нагара ее следует отшлифовать стеклянной бумагой № 180—200 (ГОСТ 5009—52). При шлифовке бумагу укрепляют на специальной колодке, вогнутость рабочей поверхности которой совпадает с выпуклостью коллектора.
Удаление выступающих над поверхностью коллектора миканитовых прокладок производится специальным неметаллическим
скребком. Эта операция называется продороживанием коллектора. Более серьезнее повреждения коллектора устраняются уже в мастерской.
Большое значение для сохранения коллектора имеет подбор, расположение, состояние и установка щеток в щеткодержателях. Щетка должна быть хорошо пришлифована к поверхности коллектора и плотно прилегать к ней всей своей контактной поверхностью.
Контактная поверхность щеток не должна иметь изъянов, материал щеток должен соответствовать марке меди, из которой выполнены коллекторные пластины, и электрическим и скоростным характеристикам машины. Давление щеток на коллектор находиться в пределах 150—320 Г/см2(15—32 кн/м2). Щетки должны свободно перемещаться в обойме щеткодержателя (зазор на сторону от 0,1 до 0,4 мм в зависимости от размеров щетки).
Во избежание неравномерного изнашивания коллектора щетки устанавливаются в шахматном порядке.
Уход за подшипниками. Исправность подшипников качения определяется обычно по их нагреву и отсутствию посторонних шумов.
Подшипники скольжения (с кольцевой смазкой) требуют ежедневного наблюдения за свободной подвижностью смазочного кольца (без заедания и касания стенок корпуса подшипника). Кольцо должно непрерывно подавать масло к шейке вала, уровень масла — систематически пополняться.
§ 11.3. Характерные неисправности в работе машин постоянного тока
Аварии электрооборудования на судах, как правило, являются следствием неудовлетворительного его обслуживания и содержания., несоблюдения Правил обслуживания судового электрооборудования и ухода за ним.
Искрение под щетками. Причинами искрения под щетками могут быть: неправильная установка траверсы, неправильный подбор щеток (слишком мягкие или слишком твердые), плохое состояние щеток (неровная обгоревшая рабочая поверхность, трещины, обломаны концы), плохая притертость щеток к коллектору, неодинаковое расстояние между отдельными щетками по окружности коллектора, недостаточное или чрезмерное давление щеток на коллектор, дрожание щёточного механизма, выступание миканитовой изоляции
б) удалить пыль, грязь, масло с наружных частей машины, продуть машину сухим сжатым воздухом при давлении 2—3 кГ/см2
(0,2—0,3 Мн/м2);
в) провести замер сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины (сопротивление изоляции должно быть не менее
0,5 Мом);
г) проверить: положение траверзы по заводской метке, правильность установки щеток в щеткодержателях, надежность контактов в местах присоединения канатиков щеток, соединительных проводов и выводов;
д) проверить наличие всех съемных защитных приспособлений,(крышек, кожухов, сеток и т. п.), защищающих от попадания внутрь машины воды, грязи, масла и от случайного прикосновения обслуживающего персонала к токоведущим частям;
е) проверить надежность всех болтовых креплений (крепления подшипниковых щитов, соединительных флянцев муфт, фундаментных болтов и т. д.).
Все обнаруженные неисправности должны быть немедленно устранены.
Непосредственно перед пуском электрических машин проверяют:
а) положение рукояток и штурвалов коммутационной и регулирующей аппаратуры (пакетных выключателей, автоматических выключателей, рубильников, регуляторов возбуждения, реостатов, контроллеров и др.), при этом контакты коммутационной аппаратуры должны быть разомкнуты, регулятор напряжения установлен на максимальное сопротивление, пусковые реостаты—на минимальное сопротивление, посты управления, контроллеры и командо-контроллеры — в положение «отключено» (нулевое положение)
и т. д.;
б) свободу вращения и отсутствие заедания якоря (ротора) машины, провернув его от руки за муфту.
Пуск генераторов осуществляют в следующей последовательности: при достижении генератором номинальной скорости вращения включают возбуждение и, постепенно выводя сопротивление регулятора возбуждения, доводят напряжение на зажимах генератора до его номинального значения. После этого генератору сообщают
нагрузку.
Ввод генераторов в параллельную работу описан в § 4.6 и 6.9. Во время работы генератора ведут наблюдение за:
а) поддержанием на его зажимах номинального напряжения;
б) величиной нагрузки (по амперметрам), не допуская перегру
зок; ,
в) поддержанием номинальной частоты тока;
г) состоянием коллектора и щеток, а также за степенью искрения под щетками;
д) нагревом отдельных частей машины, отсутствием посторонних шумов, уровнем масла в подшипниках, работой принудительной вентиляции и т. д.
Во время работы генераторов возможны случаи отключения их автоматическими выключателями, например при кратковременных перегрузках. В этом случае следует произвести повторное опытное включение. Если генератор тут же вновь будет отключен, то надо выяснить причины срабатывания автомата и ни в коем. случае не включать генератор вновь или помимо автоматического выключателя до устранения неполадки. Для этого надо отключить все фидеры от шин распределительного щита и, если генератор без нагрузки работает нормально, постепенно подключить один фидер за другим до обнаружения дефектного.
В процессе работы генераторов, особенно при параллельной работе, возможно, их размагничивание, потеря остаточной индукции. Подмагничивание генераторов производится от независимого источника постоянного тока (аккумуляторов). Для этого концы обмотки возбуждения отсоединяют от обмотки якоря и на 2—3 мин подключают к зажимам источника тока. При этом надо следить за правильным подключением полюсов источника тока к концам обмотки возбуждения, обеспечив соответствие полярности обмотки возбуждения и зажимов источника тока.
Остановку генератора производят в порядке, обратном пуску: отключают нагрузку, постепенно увеличивая сопротивление в цепи возбуждения, снижают напряжение до минимальной величины, отключают генератор от шин распределительного щита, останавливают первичный двигатель. после остановки генератор следует осмотреть и почистить.
Перед пуском электрических двигателей проверяют готовность рабочего механизма к пуску, и после этого включают двигатель. После отключения двигателя рукоятку пускового реостата ставят в начальное пусковое положение с тем, чтобы схема была подготовлена к последующему пуску двигателя.
§ 11.2. Уход за электрическими машинами
Операции по уходу за электрическими машинами и другими видами электрического оборудования заключаются в действиях обслуживающего персонала по поддержанию машин и оборудования
в постоянной готовности к пуску и безотказной работе. Уход за электрическими машинами осуществляется также в виде периодических профилактических осмотров, ревизий (освидетельствований) и ремонтов. Профилактические осмотры и ремонты направлены на предупреждение нарушений нормальной работы машин и аварий, а также работы их с пониженными технико-эксплуатационными показателями.
Сроки и объемы работ технических уходов, ревизий и ремонтов по уходу за электрооборудованием судов определены Правилами обслуживания судового электрооборудования и ухода за ним Министерства речного флота.
В зависимости от объема, характера и сроков проведения различают три вида технических уходов: № 1, № 2, № 3.
Технический уход № 1 проводится в зависимости от назначения электрических машин ежедневно или один раз в неделю.
Ежедневно технический уход № 1 проводится за главными и вспомогательными генераторами и главными распределительными щитами судовых электростанций; электрическими приводами (электродвигателями, аппаратурой и передаточными устройствами) ответственных судовых механизмов и устройств (электро-гребных установок, рулевых и швартовно-якорных устройств, пожарного и водоотливного насосов), системами дистанционного и автоматического управления.
При ежедневных осмотрах производят очистку от пыли, грязи, масла и т. п. наружных и легкодоступных внутренних частей машин; проверяют состояние коллекторов и контактных колец, степень искрения под щетками, работу подшипников, температуру нагрева (на ощупь) наружных частей машины.
Раз в неделю производят замер сопротивления изоляции главных и вспомогательных генераторов и двигателей электрогребных установок, чистку коллекторов, проверку исправности щеточного механизма, состояния щеток и свободы их движения в щеткодержателях, состояния соединительных канатиков щеток и т. д. Одновременно проверяют состояние контактов и, исправность работы аппаратуры управления, магнитных станций и контроллеров электрических приводов, судовых механизмов.
Технический уход № 2 проводится один раз в месяц. Во время
ухода № 2, помимо работ, проводимых при техническом уходе № 1, проверяют состояние рабочей поверхности коллектора и, в случае необходимости, проводят ее шлифовку, износившиеся или поврежденные щетки заменяют новыми, регулируют щеточный механизм, производят продувку электрических машин сухим сжатым воздухом [при давлении 2—3 кГ/см2(0,2—0,3 Мн/м2)]., измеряют сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса машин, проверяют плотность всех контактных соединений как у машин, так и на распределительных устройствах, наличие смазки в подшипниках электрических машин и пополняют ее при необходимости.
Технический уход № 3 проводят один раз в шесть месяцев и обычно приурочивают к текущему ремонту судна в межнавигационный период. Технический уход № 3 проводят с разборкой машин и проверкой технического состояния их внутренних частей. Во время этого вида ухода устраняются все ранее обнаруженные дефекты и изношенные части машин и установок заменяются из числа запасных.
Независимо or плановых технических уходов и ревизий обслуживающий персонал должен вести постоянное наблюдение за состоянием и работой электрических машин и их наиболее ответственных частей.
Уход за коллектором. Наиболее ответственной частью машин постоянного тока является коллектор.
Коллектор должен содержаться в особой чистоте, иметь гладкую, блестящую, полированную, без царапин и следов нагара, строго цилиндрическую поверхность. Миканитовые прокладки, разделяющие коллекторные пластины, не должны выступать над поверхностью коллектора.
При всякой остановке машины или работе ее на холостом ходу следует осторожно прочистить коллектор полотняной бельевой ветошью, смоченной в спирте или бензине, после чего протереть насухо тряпкой.
При обнаружении на поверхности коллектора шероховатостей или нагара ее следует отшлифовать стеклянной бумагой № 180—200 (ГОСТ 5009—52). При шлифовке бумагу укрепляют на специальной колодке, вогнутость рабочей поверхности которой совпадает с выпуклостью коллектора.
Удаление выступающих над поверхностью коллектора миканитовых прокладок производится специальным неметаллическим
скребком. Эта операция называется продороживанием коллектора. Более серьезнее повреждения коллектора устраняются уже в мастерской.
Большое значение для сохранения коллектора имеет подбор, расположение, состояние и установка щеток в щеткодержателях. Щетка должна быть хорошо пришлифована к поверхности коллектора и плотно прилегать к ней всей своей контактной поверхностью.
Контактная поверхность щеток не должна иметь изъянов, материал щеток должен соответствовать марке меди, из которой выполнены коллекторные пластины, и электрическим и скоростным характеристикам машины. Давление щеток на коллектор находиться в пределах 150—320 Г/см2(15—32 кн/м2). Щетки должны свободно перемещаться в обойме щеткодержателя (зазор на сторону от 0,1 до 0,4 мм в зависимости от размеров щетки).
Во избежание неравномерного изнашивания коллектора щетки устанавливаются в шахматном порядке.
Уход за подшипниками. Исправность подшипников качения определяется обычно по их нагреву и отсутствию посторонних шумов.
Подшипники скольжения (с кольцевой смазкой) требуют ежедневного наблюдения за свободной подвижностью смазочного кольца (без заедания и касания стенок корпуса подшипника). Кольцо должно непрерывно подавать масло к шейке вала, уровень масла — систематически пополняться.
§ 11.3. Характерные неисправности в работе машин постоянного тока
Аварии электрооборудования на судах, как правило, являются следствием неудовлетворительного его обслуживания и содержания., несоблюдения Правил обслуживания судового электрооборудования и ухода за ним.
Искрение под щетками. Причинами искрения под щетками могут быть: неправильная установка траверсы, неправильный подбор щеток (слишком мягкие или слишком твердые), плохое состояние щеток (неровная обгоревшая рабочая поверхность, трещины, обломаны концы), плохая притертость щеток к коллектору, неодинаковое расстояние между отдельными щетками по окружности коллектора, недостаточное или чрезмерное давление щеток на коллектор, дрожание щёточного механизма, выступание миканитовой изоляции