Файл: Параллельная работа синхронных генераторов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
диться в свободном его вращении;

б) удалить пыль, грязь, масло с наружных частей машины, про­дуть машину сухим сжатым воздухом при давлении 2—3 кГ/см2
(0,2—0,3 Мн/м2);

в) провести замер сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины (сопротивление изоляции должно быть не менее
0,5 Мом);

г) проверить: положение траверзы по заводской метке, правильность установки щеток в щеткодержателях, надежность контактов в местах присоединения канатиков щеток, соединительных проводов и выводов;

д) проверить наличие всех съемных защитных приспособлений,(крышек, кожухов, сеток и т. п.), защищающих от попадания внутрь машины воды, грязи, масла и от случайного прикосновения обслу­живающего персонала к токоведущим частям;

е) проверить надежность всех болтовых креплений (крепления подшипниковых щитов, соединительных флянцев муфт, фундамент­ных болтов и т. д.).

Все обнаруженные неисправности должны быть немедленно устранены.

Непосредственно перед пуском электрических машин проверяют:

а) положение рукояток и штурвалов коммутационной и регули­рующей аппаратуры (пакетных выключателей, автоматических вы­ключателей, рубильников, регуляторов возбуждения, реостатов, контроллеров и др.), при этом контакты коммутационной аппаратуры должны быть разомкнуты, регулятор напряжения установлен на максимальное сопротивление, пусковые реостаты—на минимальное сопротивление, посты управления, контроллеры и командо-контроллеры — в положение «отключено» (нулевое положение)

и т. д.;

б) свободу вращения и отсутствие заедания якоря (ротора) ма­шины, провернув его от руки за муфту.

Пуск генераторов осуществляют в следующей последователь­ности: при достижении генератором номинальной скорости вращения включают возбуждение и, постепенно выводя сопротивление регу­лятора возбуждения, доводят напряжение на зажимах генератора до его номинального значения. После этого генератору сообщают

нагрузку.

Ввод генераторов в параллельную работу описан в § 4.6 и 6.9. Во время работы генератора ведут наблюдение за:

а) поддержанием на его зажимах номинального напряжения;

б) величиной нагрузки (по амперметрам), не допуская перегру­
зок; ,

в) поддержанием номинальной частоты тока;

г) состоянием коллектора и щеток, а также за степенью искре­ния под щетками;

д) нагревом отдельных частей машины, отсутствием посторон­них шумов, уровнем масла в подшипниках, работой принудительной вентиляции и т. д.

Во время работы генераторов возможны случаи отключения их автоматическими выключателями, например при кратковременных перегрузках. В этом случае следует произвести повторное опытное включение. Если генератор тут же вновь будет отключен, то надо выяснить причины срабатывания автомата и ни в коем. случае не включать генератор вновь или помимо автоматического выключа­теля до устранения неполадки. Для этого надо отключить все фи­деры от шин распределительного щита и, если генератор без на­грузки работает нормально, постепенно подключить один фидер за другим до обнаружения дефектного.

В процессе работы генераторов, особенно при параллельной работе, возможно, их размагничивание, потеря остаточной индук­ции. Подмагничивание генераторов производится от независимого источника постоянного тока (аккумуляторов). Для этого концы обмотки возбуждения отсоединяют от обмотки якоря и на 2—3 мин подключают к зажимам источника тока. При этом надо следить за правильным подключением полюсов источника тока к концам обмотки возбуждения, обеспечив соответствие полярности обмотки возбуждения и зажимов источника тока.

Остановку генератора производят в порядке, обратном пуску: отключают нагрузку, постепенно увеличивая сопротивление в цепи возбуждения, снижают напряжение до минимальной величины, отключают генератор от шин распределительного щита, останавливают первичный двигатель. после остановки генератор следует осмотреть и почистить.

Перед пуском электрических двигателей проверяют готовность рабочего механизма к пуску, и после этого включают двигатель. После отключения двигателя рукоятку пускового реостата ставят в начальное пусковое положение с тем, чтобы схема была подго­товлена к последующему пуску двигателя.

§ 11.2. Уход за электрическими машинами

Операции по уходу за электрическими машинами и другими видами электрического оборудования заключаются в действиях об­служивающего персонала по поддержанию машин и оборудования

в постоянной готовности к пуску и безотказной работе. Уход за электрическими машинами осуществляется также в виде периоди­ческих профилактических осмотров, ревизий (освидетельствований) и ремонтов. Профилактические осмотры и ремонты направлены на предупреждение нарушений нормальной работы машин и аварий, а также работы их с пониженными технико-эксплуатационными показателями.

Сроки и объемы работ технических уходов, ревизий и ремонтов по уходу за электрооборудованием судов определены Правилами обслуживания судового электрооборудования и ухода за ним Ми­нистерства речного флота.

В зависимости от объема, характера и сроков проведения раз­личают три вида технических уходов: № 1, № 2, № 3.

Технический уход № 1 проводится в зависимости от назначения электрических машин ежедневно или один раз в неделю.

Ежедневно технический уход № 1 проводится за главными и вспомогательными генераторами и главными распределительными щитами судовых электростанций; электрическими приводами (электродвигателями, аппаратурой и передаточными устройствами) ответственных судовых механизмов и устройств (электро-гребных установок, рулевых и швартовно-якорных устройств, пожарного и водоотливного насосов), системами дистанционного и автомати­ческого управления.

При ежедневных осмотрах производят очистку от пыли, грязи, масла и т. п. наружных и легкодоступных внутренних частей машин; проверяют состояние коллекторов и контактных колец, степень искрения под щетками, работу подшипников, температуру нагрева (на ощупь) наружных частей машины.

Раз в неделю производят замер сопротивления изоляции глав­ных и вспомогательных генераторов и двигателей электрогребных установок, чистку коллекторов, проверку исправности щеточного механизма, состояния щеток и свободы их движения в щеткодержа­телях, состояния соединительных канатиков щеток и т. д. Одно­временно проверяют состояние контактов и, исправность работы аппаратуры управления, магнитных станций и контроллеров электрических приводов, судовых механизмов.

Технический уход № 2 проводится один раз в месяц. Во время
ухода № 2, помимо работ, проводимых при техническом уходе № 1, проверяют состояние рабочей поверхности коллектора и, в случае необходимости, проводят ее шлифовку, износившиеся или повреж­денные щетки заменяют новыми, регулируют щеточный механизм, производят продувку электрических машин сухим сжатым воздухом [при давлении 2—3 кГ/см2(0,2—0,3 Мн/м2)]., измеряют сопротив­ление изоляции обмоток относительно корпуса машин, проверяют плотность всех контактных соединений как у машин, так и на рас­пределительных устройствах, наличие смазки в подшипниках элек­трических машин и пополняют ее при необходимости.

Технический уход № 3 проводят один раз в шесть месяцев и обыч­но приурочивают к текущему ремонту судна в межнавигационный период. Технический уход № 3 проводят с разборкой машин и про­веркой технического состояния их внутренних частей. Во время этого вида ухода устраняются все ранее обнаруженные дефекты и изношенные части машин и установок заменяются из числа за­пасных.

Независимо or плановых технических уходов и ревизий обслужи­вающий персонал должен вести постоянное наблюдение за состоя­нием и работой электрических машин и их наиболее ответственных частей.

Уход за коллектором. Наиболее ответственной частью машин постоянного тока является коллектор.

Коллектор должен содержаться в особой чистоте, иметь гладкую, блестящую, полированную, без царапин и следов нагара, строго ци­линдрическую поверхность. Миканитовые прокладки, разделяющие коллекторные пластины, не должны выступать над поверхностью коллектора.

При всякой остановке машины или работе ее на холостом ходу следует осторожно прочистить коллектор полотняной бельевой ве­тошью, смоченной в спирте или бензине, после чего протереть насухо тряпкой.

При обнаружении на поверхности коллектора шероховатостей или нагара ее следует отшлифовать стеклянной бумагой № 180—200 (ГОСТ 5009—52). При шлифовке бумагу укрепляют на специальной колодке, вогнутость рабочей поверхности которой совпадает с вы­пуклостью коллектора.

Удаление выступающих над поверхностью коллектора миканитовых прокладок производится специальным неметаллическим
скребком. Эта операция называется продороживанием коллектора. Более серьезнее повреждения коллектора устраняются уже в мас­терской.

Большое значение для сохранения коллектора имеет подбор, расположение, состояние и установка щеток в щеткодержателях. Щетка должна быть хорошо пришлифована к поверхности коллек­тора и плотно прилегать к ней всей своей контактной поверхностью.

Контактная поверхность щеток не должна иметь изъянов, материал щеток должен соответствовать марке меди, из которой выполнены коллекторные пластины, и электрическим и скоростным характе­ристикам машины. Давление щеток на коллектор находиться в пре­делах 150—320 Г/см2(15—32 кн/м2). Щетки должны свободно пере­мещаться в обойме щеткодержателя (зазор на сторону от 0,1 до 0,4 мм в зависимости от размеров щетки).

Во избежание неравномерного изнашивания коллектора щетки устанавливаются в шахматном порядке.

Уход за подшипниками. Исправность подшипников качения определяется обычно по их нагреву и отсутствию посторонних шумов.

Подшипники скольжения (с кольцевой смазкой) требуют еже­дневного наблюдения за свободной подвижностью смазочного коль­ца (без заедания и касания стенок корпуса подшипника). Кольцо должно непрерывно подавать масло к шейке вала, уровень масла — систематически пополняться.

§ 11.3. Характерные неисправности в работе машин постоянного тока
Аварии электрооборудования на судах, как правило, являются следствием неудовлетворительного его обслуживания и содержания., несоблюдения Правил обслуживания судового электрооборудования и ухода за ним.

Искрение под щетками. Причинами искрения под щетками могут быть: неправильная установка траверсы, неправильный подбор щеток (слишком мягкие или слишком твердые), плохое состояние щеток (неровная обгоревшая рабочая поверхность, трещины, обло­маны концы), плохая притертость щеток к коллектору, неодинако­вое расстояние между отдельными щетками по окружности коллек­тора, недостаточное или чрезмерное давление щеток на коллектор, дрожание щёточного механизма, выступание миканитовой изоляции