Файл: Параллельная работа синхронных генераторов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
направление вращения с ротором, будет наводить в роторной обмотке ток частотой

Обратное поле, имеющее направление вращения обратное вращению ротора, будет наводить в его обмотке ток частотой







Р-ис. 9.25. Пульсирующее поле и вращающий момент однофазного асинхрон­ного двигателя



Отсюда токи, наведенные обратным полем в обмотке ротора, име­ют значительно большую частоту, чем токи, наведенные прямым полем. Так, при f1=50 гц и s=0,05, частоты f2I=2,5 гц, I2II = =97,5 гц.



Рис. 9.26. Моменты вращения однофазного двигателя
Рис9.27. Пусковые схемы однофазных двигателей

а) с емкостью в цепи пусковой обмотки

б) с индуктивностью в цепи пусковой обмотки
Индуктивное сопротивление обмотки ротора при такой частоте будет во много раз больше ее активного сопротивления, токи почти чисто реактивными и на обратное поле они будут действовать размагничивающе. Вращающий момент практически весьма мал.

Величина результирующего момента на роторе двигателя вы­ражается суммой ординат MIи MII(рис. 9.26). При малых зна­чениях скольжения s, т. е. при работе двигателя с номинальной нагрузкой, вращающий момент М создается в основном за счет момента M1 . При sI= sII =1 моменты MI = MIIи результирующий момент равен нулю. Двигатель самостоятельно не может начать вращение.

Для пуска однофазных асинхронных двигателей применяют специальные схемы (рис. 9.27). Например, пуск двигателя осуще­ствляется созданием в нем на время пуска вращающегося магнит­ного поля. -Для этого в пазы статора закладываетcя дополнитель­
ная пусковая обмотка, сдвинутая в пространстве относительно ра­бочей обмотки на 90 эл. град. Чтобы переменные токи в рабочей и дополнительной обмотках были сдвинуты по фазе на 90° и создавали вращающееся магнитное поле, последовательно с пусковой обмот­кой включаются активное или индуктивное сопротивления или емкость. Пуск такого двигателя осуществляется непосредственным включением в сеть.

При включении в пусковую обмотку активного или индуктив­ного сопротивлений (рис. 9.27, а) получить требуемый сдвиг фаз на 90 эл. град, нельзя и пусковой момент двигателя мал. При использовании емкости (рис. 9.27, б) это условие осуществляется, и двигатель развивает значительный начальный пусковой мо­мент.

Однофазные двигатели, работающие с постоянно включенным в их дополнительную обмотку конденсатором, называются конден­саторными двигателями. Если пусковая обмотка с конденсатором используется только в период пуска, то двигатель называется с конденсаторным пуском.

Конденсаторные, двигатели обладают рабочими характеристи­ками, немного уступающими рабочим характеристикам трехфазных двигателей. Однако их пусковой момент составляет всего 0,2 0,4 МН. Улучшить пусковые свойства двигателя можно при вклю­чении двух конденсаторов: пускового, отключаемого после того, как двигатель разовьет скорость 0,7—0,8 nH, и рабочего, включен­ного постоянно последовательно в рабочую обмотку.

Коэффициент мощности конденсаторных двигателей ( ) сос­тавляет 0,78 0,93, к. п. д. =0,6—0,75.

§ 9.16. Асинхронные машины в системе синхронной связи

В схемах автоматического контроля и управления, а также ма­шинных телеграфов и указателей положения пера руля на судах имеют широкое применение однофазные и трехфазные асинхронные машины, называемые сельсинами. Система синхронной связи пред­

ставляет собой электрическое соединение двух или нескольких элек­трических машин, датчиков и приемников, имеющих согласованное вращение или обеспечивающих поворот их роторов на одинаковый угол.

Сельсины могут быть трехфазными или однофазными. На рис. 9.28 показано соединение двух трехфазных сельсинов в систе­ме синхронной связи. Статорные обмотки машин подключены к питающей сети, а роторные — включены навстречу друг другу. При одинаковых пространственных положениях роторов машин вторич­ные э. д. с. E2Iи E2II, наводимые в обмотках ротора вращающи­мися магнитными полями, одинаковы по величине, противополож­ны по фазе и уравновешивают друг друга. Токи в цепи роторов отсутствуют, и ротор неподвижен. При повороте ротора сельсина датчика на некоторый угол в цепи роторов начинает действо­вать э. д. с. == E2IЕ2II, и возникает уравнительный ток I2. Взаимодействуя с магнитным полем сельсина-приемника, ток I2 создает вращающий момент, и ротор приемника поворачивает­ся на тот же угол, что и ротор сельсина-датчика.

Примером использования системы синхронной связи может слу­жить указатель положения пера руля (аксиометр). В румпельном помещении судна устанавливается сельсин-датчик, ротор которого механически связывается с баллером руля. В ходовой рубке судна размещается сельсин-приемник. При положении пера руля вдоль-нейтральной плоскости судна система находится в равновесии и. пространственное положе-

ние осей роторов одина­ково. При перекладке ру­ля на какой-либо угол ро­тор сельсина-датчика по­ворачивается на тот же заданный угол. Это вызы­вает рассогласование сис­темы синхронной связи. Возникающие моменты
стремятся уничтожить воз­никшее рассогласование и ротор сельсина-приемника поворачивается на угол рассогласования. Ротор сельсина-приемника связан со стрелкой, которая на шкале угла поворота пера руля фиксирует, на какой угол произошло смещение пера руля от его нейт­рального положения. Та­ким образом судоводитель в любой момент может видеть, в каком положении находится руль.

Однофазные сельсины выполняются с однофазной обмоткой ста­тора и трехфазной обмоткой ротора (рис. 9.28, б). Трехфазные обмотки сельсина-датчика и сельсина-приемника соединяются между собой так же, как и в трехфазной системе. Принцип работы системы тот же, при этом поворот роторов возможен в обе стороны.

Конструктивно устройство сельсинов мало чем отличается от обычных асинхронных двигателей с контактными кольцами. Чаще всего обмотка статора располагается на явно выраженных полюсах благодаря чему достигается наибольший вращающий мо­мент.



Широкое распространение имеют бесконтактные сельсины, у которых отсутствует скользящий электрический контакт (контакт­ные кольца и щетки). Ротор бесконтактного сельсина не имеет об­мотки и представляет собой цилиндр, разделенный по продольной оси на две части, Образующие два магнитных полюса. Полюсы отделены друг от друга немагнитным материалом.

Обе обмотки бесконтактного сельсина: первичная — однофазная обмотка возбуждения и вторичная — трехфазная расположены неподвижно на статоре. Трехфазная обмотка закладывается в пазы внутренней расточки и состоит из двух последовательно соединен­ных катушек.

Магнитный поток Ф, создаваемый обмоткой возбуждения 2 (рис. 9.29), проходит по внешнему магнитопроводу 1, через воздушный зазор , полюс ротора , воздушный зазор в статор 3и воздушный зазор
. полюс ротора и воздушный зазор и возвра­щается во внешний магнитопровод. Получается замкну­тая магнитная цепь.

В контактном сельсине изменение положения вторич­ной обмотки относительно первичной достигалось по­воротом ротора, на котором расположена вторичная об­мотка. В бесконтактном сель­сине обмотки неподвижны, а первичный магнитный поток поворачивается по отношению к фазным обмоткам статора на угол, определяемый углом поворота ротора. Величины э.д.с, наводимых в фазных об­мотках сельсина, зависят от углового положения ротора. Электри­ческая схема синхронной связи с бесконтактными сельсинами ана­логична схемам синхронной связи с контактными сельсинами.

Основное преимущество бесконтактных сельсинов — отсутствие скользящих электрических контактов. Недостатками являются: наличие четырех воздушных зазоров; более тяжелый ротор, что вызывает больший износ подшипников; больший момент инерции ротора, увеличивающий динамические ошибки сельсина.