Файл: Параллельная работа синхронных генераторов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА X ВРАЩАЮЩИЕСЯ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ

§ 10.1. Общие сведения

На современных речных судах широкое применение имеет пере­менный ток. Однако на судах используются также различные ус­тройства и установки связи, требующие для работы постоянный ток. В отдельных случаях может быть и обратная необходимость в преобразовании постоянного тока в переменный.

Преобразование одного рода тока в другой возможно при по­мощи вращающихся преобразователей и статических устройств. К вращающимся преобразователям, относятся двигатель-генера­торы и одноякорные преобразователи, к статическим устройствам — ртутные выпрямители, электронные и ионные преобразователи, полупроводниковые выпрямители.

Ниже рассматриваются вращающиеся преобразователи.

§ 10.2. Двигатель-генератор

Двигатель-генератор (рис. 10.1) представляет собой агрегат, состоящий из двух электрических машин, двигателя и генератора,



соединенных между собой механически посредством муфты. В ка­честве двигателя обычно используются трехфазные асинхронные двигатели или при значительной мощности агрегата—синхронные двигатели, обладающие более высоким коэффициентом мощности и к. п. д. В качестве генератора применяются генераторы постоян­ного тока с параллельным или смешанным возбуждением. Обе ма­шины электрически независимы друг от друга, что позволяет в ши­роких пределах регулировать напряжение во вторичной цепи и менять напряжение тока в ней.

Это свойство двигатель-генератора широко используется в су­довых электрических приводах в схемах генератор — двигатель. При комплектовании установки необходимо, чтобы полезная мощность двигателя была несколько больше полезной мощности гене­ратора.

Достоинством двигатель-генератора является надежность в работе и простота обслуживания, недостатком — сравнительно низкий к. п. д. и значительная стоимость.
Если обозначить полную мощность двигателя РЯ1; мощность, развиваемую на его валу, Рд2; мощность, развиваемую генерато­ром, Рг, то к. п. д. двигателя




к. п. д. генератора



к. п. д. двигатель-генератора



Таким образом, к. п. д. агрегата равен произведению к. п. д. дви­гателя и к. п. д. генератора. Если, например, к. п. д. двигателя равен 0,85, а генератора 0,83, общий к. п. д. агрегата будет 0,71

Двигатель-генераторы применяются не только для преобразо­вания переменного тока в постоянный и наоборот, но и для преоб­разования постоянного тока одного напряжения в постоянный ток другого напряжения, например для питания анодных цепей радио­станций. В этом случае в качестве двигателя применяется двигатель постоянного тока.

§ 10.3. Одноякорный преобразователь

Одноякорный преобразователь конструктивно представляет со­бой электрическую машину, обмотка якоря которой одновременно присоединяется как к коллектору, так и к контактным кольцам.

Если это машина однофазного тока (рис. 10.2, а), то она имеет два контактных кольца, к которым подводятся выводы от двух диаме­трально противоположных точек якорной обмотки. Если это преоб­разователь трехфазного переменного тока (рис. 10.2, б), то к трем контактным кольцам подводятся выводы от трех точек якорной об­мотки, смещенных по окружности относительно друг друга на 120 эл.град. При этом якорную обмотку можно рассматривать как трехфазную обмотку, соединенную в треугольник. Если преобра­зователь подключить к сети переменного тока, то он будет работать со стороны переменного тока как синхронный двигатель, а со сто­роны постоянного тока как генератор постоянного тока. И наоборот, если к щеткам коллектора подвести постоянный ток, то в обмотке якоря будет наводиться переменная э. д. с. и в сети со стороны кон­тактных колец будет действовать переменное напряжение. Таким образом, одноякорный преобразователь можно рассматривать как электрическую машину, в которой совмещены двигатель и генератор.

Однофазные преобразователи могут быть одно-, трех- и шести-

фазными.

Между напряжениями постоянного и переменного тока в одноякорных преобразователях существует определенная зависимость, определяемая отношением



где Uф— фазное напряжение переменного тока; Еп— э. д. с. постоянного тока; т — число фаз.

Для преобразователей различных систем существуют зависи­мости:

однофазный преобразователь (m=2) Uф=0,707 Еп,

трехфазный преобразователь (m=3) Uф=0,613 Еп.

шестифазный преобразователь (m=6) Uф=0,354 Еп

Соотношение между переменным и постоянным токами опре­деляется уравнением





Ф азные и линейные напряжения равны между собой, а линейный ток равен геометрической разности фазных токов, так как для трех­фазного переменного тока обмотка якоря представляет собой соеди­нение в треугольник. При числе фаз т между фазными и линейными токами существует соотношение

При трехфазном токе (т=3) Iл=0,943Iп, при шестифазном (m=6) — -Iл=0,472Iп.

Рабочие характеристики одноякорного преобразователя даны на рис. 10.3. Они представляют собой зависимости напряжения



постоянного тока Uп, линейного пере­менного тока Iл, коэффициента мощ­ности и к. п. д. от тока в якоре Iп при Uпер=const и n=const. Как видно из характеристик, нап­ряжение постоянного тока при из­менении нагрузки меняется незначи­тельно. Это объясняется тем, что результирующий ток в обмотке якоря представляет собой разность направ­ленных навстречу друг другу пере­менного и постоянного токов. Как следствие этого, у одноякорных . преобразователей — малая реакция якоря, незначительные потери мощ­ности и падение напряжения, устой­чивое напряжение и хороший к.п.д.


Одноякорные преобразователи могут быть пущены как со сто­роны переменного тока, так и со стороны постоянного тока. Пуск со стороны переменного тока осуществляется как пуск обычного асин­хронного двигателя. При пуске со стороны постоянного тока преоб­разователь включается как двигатель постоянного тока. После пуска преобразователь синхронизируется со стороны переменного тока и подключается к сети.

§ 10.4. Преобразователь частоты

Преобразование стандартной частоты тока 50 гц в большую частоту производится с помощью асинхронного преобразователя, в качестве которого используется асинхронная машина с контакт­ными кольцами. Асинхронный преобразователь частоты (АПЧ) приводится во, вращение независимым двигателем, например асин­хронным короткозамкнутым двигателем.

Частота тока в цепи ротора асинхронной машины зависит от скольжения и равна произведению частоты тока в питающей сети на величину скольжения, т. е. f2f2S.

Обмотка статора .асинхронного преобразователя подключается к первичной цепи с частотой f1 (рис. 10.4). К обмотке ротора через контактные кольца и щетки подключается вторичная цепь, в кото­рой должна быть получена повышенная частота тока f2.

С помощью приводного двигателя ДП ротор преобразователя приводится во вращение в направлении, противоположном направлению вращения вращающегося магнитного поля статора. При этом скольжение у преобразователя sпбудет больше 1 (sп>.l) и в обмотке его ротора будет наводиться э. д. с. E2S =sпE2с частотой f2=sпf1>f1. В соответствии с уравнением (9.2) величина напряжения U2 на выходе вторичной цепи не зависит от скорости вращения ротора п2и практически остается неизменной. Величина падения напряже­ния на зажимах вторичной цепи преобразователя в Процессе его
нагрузки от холостого хода до номинальной зависит от характера нагрузки. Чаще всего потребителями электрической энергии во вторичной цепи преобразователя являются асинхронные двига­тели. Так как у этих двигателей изменение потребляемой ими реак­тивной мощности при переходе от нагрузки холостого хода до номи­нальной незначительно, то и падение напряжения во вторичной цепи относительно невелико. Однако в отдельных случаях оно может составлять 20% и более.



Электрическая мощность РЭЛ2 цепи ротора при s> 1 складывает­ся из электромагнитной мощности Рэм, перенесенной вращающимся полем статора на ротор, и механической мощности РМЕХ, сообщае­мой преобразователю приводным двигателем:



Соотношение мощностей зависит от величины скольжения. Кроме того, через вал к преобразователю передается только активная мощность. Реактивная мощность подводится к преобразователю через его статор.

На речных судах преобразователи частоты применяются с целью получения частоты 400 гц для цепей электрорадионавигационных приборов.

ГЛАВ А XI ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

§ 11.1. Общие положения по обслуживанию электрических машин

Правильная техническая эксплуатация электрических машин связана с осуществлением целого ряда мероприятий по обслужи­ванию и уходу за ними.

Под обслуживанием электрических машин понимают все дей­ствия, связанные с подготовкой машин к пуску, пуском, наблюде­нием за их работой, выполнением операций по регулированию ско­рости вращения и изменению направления вращения и остановкой машины.

Если электрическая машина длительное время не была в эк­сплуатации, то перед вводом ее в действие необходимо:

а) произвести наружный осмотр машины и проверить, нет ли вблизи от нее посторонних предметов (инструмента, обтирочных
материалов, крепежных деталей и др.), которые могут попасть внутрь машины во время ее работы; провернуть якорь машины, чтобы убе­