Файл: Параллельная работа синхронных генераторов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
перед полюсом ротора проходят то северный, то южный полюса вращающегося поля статора и возникающий в результате взаимодействия полей электромагнитный момент в течение периода дважды меняет свое направление. Ротор остается неподвижным, так как он обладает значительной инерцией и в течение полупериода ему не может быть сообщена синхрон­ная скорость, при которой электромагнитный вращающий момент будет иметь строго оп­ределенное постоянное направ­ление. Поэтому, чтобы осу­ществить пуск синхронного двигателя, необходимо сначала сообщить ему с помощью не­большого постороннего двига­теля скорость вращения, близ­кую к синхронной. Такой спо­соб пуска синхронных двигате­лей, во-первых, требует допол­нительной электрической ма­шины, а, во-вторых, возмо­жен лишь при незначительной нагрузке на валу двигателя.



В настоящее время чаще все­го применяется так называемый асинхронный пуск синхронных двигателей (рис. 7.6, а), для чегo в пазы полюсных наконечников ротора закладывается специальная л пусковая обмотка в виде стержней, соединенных между собой поторцам так, что образуется короткозамкнутая клетка. При включении двигателя в сеть трехфазного тока в его статорной обмотке создается вращающееся магнитное поле, которое пересекая короткозамкнутые стержни пусковой обмотки, наводит в ней ток. Магнитное поле пусковой обмотки, взаимодействуя с вращающимся магнитным полем статора, создает вращающий момент и быстро развивает скорость, близкую к синхронной. После этого включают питание обмотки возбуждения (от возбудителя В), и двигатель втягивается в синхронизм. Во время разгона обмотка возбуждения двигателя должна быть замкнута на сопротивление R, так как иначе в ней наводилась бы большая э. д. с, опасная для состояния изо­ляции обмотки.

Непосредственный пуск синхронных двигателей возможен лишь при достаточно мощных электрических сетях, так как пусковой ток двигателей равен 5—6-кратной величине номинального тока. Для снижения пускового тока применяют пуск с переключением обмотки статора со звезды на треугольник, что дает снижение линейного тока в 3 раза. Однако чаще пуск синхронных двигателей произ­
водят при пониженном напряжении, для чего используется авто­трансформатор или реактор.

Автотрансформаторный пуск (рис. 7.6, б) производится тремя ступенями. Вначале к двигателю подводится напряжение U= =40—60%UH. Когда двигатель разовьет соответствующее число оборотов, размыкается выключатель В2у автотрансформатора, и он используется как реактивная катушка. При этом к двигателю подводится напряжение U=70—80% UH. Наконец, замыкается выключатель В1 и к двигателю подается номинальное напряжение UH а к его обмотке возбуждения — постоянный ток. При автотранс­форматорном пуске пусковой ток в сети (ток первичной обмотки трансформатора) пропорционален квадрату напряжения.

Реактивный пуск синхронных двигателей проще и дешевле, но при нем пусковые токи в сети имеют большую величину.

§ 7.5. Реактивный двигатель

Реактивный синхронный двигатель не имеет обмотки возбуж­дения. Ротор реактивной машины выполняется с явновыраженными полюсами. Возбуждение машины происходит вследствие на­магничивания ротора вращающимся магнитным полем статора. При этом ротор стремится занять по отношению к статору такое положение, при котором его магнитное сопротивление было бы наименьшим. Так как поле статора вращается с синхронной ско­ростью, то начинает вращаться с той же скоростью и ротор, втяги­ваясь в синхронизм. Возбуждение машины происходит за счет ,реактивной составляющей тока, поступающего из сети. реактивная со­ставляющая тока создает продольный магнитный поток, который и является потоком возбуждения машины. _

Исходя из уравнения электромагнитной мощности для явно-полюсной синхронной машины и полагая Е0=0, получаем урав­нение для РЭМ реактивного двигателя:


Отсюда следует, что максимальное значение Рэм имеет при sin2 =l

, т. е. при 45°:



Для получения наибольшей электромагнитной мощности надо, чтобы разность хd xq, была как можно больше. Это достигается соответствующим конструктивным исполнением ротора. Обычно у реактивных синхронных двигателей отношение.

Пусковой момент у реактивных двигателей создается за счет взаимодействия вращающегося магнитного поля с вихревым током в массивных частях ротора.

Реактивные синхронные двигатели небольшой мощности в на­стоящее время имеют весьма широкое распространение в схемах сигнализации, телемеханики, связи и т. д. Недостатками двигате­лей являются сравнительно небольшой к. п. д. и коэффициент мощ­ности, большие размеры и масса. В то же время простота конструк­ции, отсутствие скользящих контактов, малая стоимость в зна­чительной степени компенсируют их недостатки.

§ 7.6. Потери и коэффициент полезного действия синхронных машин

У синхронных машин так же, как и у машин постоянного тока, имеются электрические РM, магнитные РСТ потери на возбуждение РB, механические РMEX и добавочные РДОБ потери. К добавоч­ным относятся потери в полюсных наконечниках или в поверхност­ном слое бочки ротора.

На рис. 7.7, а дана энергетическая диаграмма синхронного гене­ратора. Часть мощности первичного двигателя P1, подводимой к генератору, затрачивается на покрытие механических потерь РMEX потерь в стали РСТ и потерь на возбуждение РВ. Мощность, получающаяся за вычетом этих потерь, является электромагнитной мощностью PЭM. Она передается в статор в результате взаимодей­ствия основного магнитного потока с токами в статоре, т. е - элек­тромагнитным путем.
Полезная мощность Р2получается в результате вычитания из электромагнитной мощности
PЭM потерь в меди РМ, возникающих в обмотке статора при работе машины под нагрузкой. Эти потери у машин средней мощности составляют менее 1% и практически ими можно пренебречь, тогда Р2=РЭМ.

Потери на возбуждение складываются не только из потерь в обмотке возбуждения синхронного генератора, но и из потерь в возбудителе, когда он установлен на одном валу с генератором, и потерь в реостатах возбуждения.

Механические потери включают в себя потери на трение в под­шипниках и вращающихся частей о воздух, а также потери на вентиляцию. У быстроходных машин эти потери значительно возрастают за счет увеличения потерь на трение о воздух и дос­тигают 50—60% всех потерь. Добавочные потери складыва­ются из потерь от потоков рассея­ния в статоре, а также потерь, вызванных высшими гармоничес­кими полями статора.

На рис. 7.7, б дана энергетичес­кая диаграмма синхронного дви­гателя. Часть мощности P1под­водимой к двигателю из сети, за­трачивается на покрытие потерь в меди и стали статора Ми РСТ), остальная часть составляет элек­тромагнитную мощность РЭМ, передаваемую со статора на ротор. Полезная мощность на валу двигателя Р2 получается в результате вычитания из электромаг­нитной мощности механических потерь на трение и вентиляцию и добавочных потерь. Кроме того, из электромагнитной мощности вычитается мощность, потребляемая возбудителем, если он нахо­дится на одном валу с двигателем.

Коэффициент полезного действия синхронных машин опреде­ляется по формулам:

для двигателя


для генератора



для генератора


У мощных синхронных машин к. п. д. достигает 96—99%. У

синхронных машин небольшой мощности (от 2 до 100 кет) к. п. д. составляет 85—90%.