Файл: Исследовательская работа по теме Причины стресса в современном обществе и его влияние на организм человека.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В таблице №2 представлено положительное и отрицательное воздействие стресса на организм.
Таблица №2.
Механизм физиологического стресса
Реакция организма | Кратковременная (+) | Долговременная (-) |
Выброс в кровь адреналина из надпочечников | Ускоряются движения, повышаются уровень сахара в крови и кровяное давление, усиливается обмен веществ | Кровяное давление вызывает нарушение работы сердца и почек, диабет. |
Выброс гормонов щитовидной железы | Ускорение обмена веществ | Истощение, потеря веса |
Поступление в кровь холестерина из печени | Рост энергического уровня | Развитие атеросклероза |
Снижение работы пищеварительной системы | Увеличение прилива крови к мышцам и легким | Заболевание желудочного тракта |
Вентиляционные каналы в легких расширяются | Потребляется много кислорода, облегчается дыхание | Избыток кислорода ведет к временной слепоте, нарушению сердечного ритма |
Поступление в кровь эндорфинов из гипоталамуса | Снижение чувствительности к ушибам и ранам | Усиление чувствительности к обычным недомоганиям (головная боль) |
Сужение кровеносных сосудов, сгущение крови | Более раннее свертывание крови при ранении | Рост нагрузки на сердце, образование тромбов |
В психологических стрессах экстремальность ситуации задается отношением человека к задавшемуся положению и оценкой его сложности. Неожиданное изменение задания, отсутствие необходимой подготовки, дефицит времени, высокая значимость работы, а так же личная ответственность за успех порученного дела – вот типичные ситуации появления психологического стресса.
Психологический стресс, в свою очередь, можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда возникает информационная перегрузка, может развиваться информационный стресс. Для этого вида стресса характерно
снижение объема и концентрации внимания, усиление отвлекаемости, невозможности сосредоточиться, ухудшение памяти; мышление становиться спутанным, теряется способность оценивать существующие условия или прогнозировать последствия.
В особых, экстремальных ситуациях человек испытывает состояние эмоционального стресса. Эмоциональный стресс появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остается один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Появляется болезненная мнительность, исчезает ощущение здоровья. Ухудшается сон. Увеличивается потребление лекарств и стимуляторов. Изменяются личностные особенности: аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные люди – угрюмыми и замкнутыми. Устремления и жизненные цели могут быть остановлены, увлечения заброшены. Возможно как появление депрессии, беспомощности и эмоциональных взрывов.
Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психические нагрузки. У одних наблюдается усиление активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность и общее торможение.
Таким образом, были рассмотрены вопросы, что такое стресс, названы его причины и изучены реакции организма на стресс. Поведение в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего, от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, мгновенно ориентироваться в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.
2.3 Причины возникновения стресса у детей в условиях школьного обучения
1. Переход от дошкольного детства к школьному обучению (трудности адаптации ребенка во многом зависят от того, на сколько домашняя обстановка отличается от школьной, на сколько ребенок достиг функциональной готовности к учебе, как быстро он усваивает материал)
2. Технический прогресс и уровень развития общества определяют границы сложности программы. Избыток содержания ведет к трудностям усвоения учебного материала, а в итоге – к перегрузкам детей, являющимся главной причиной ухудшения здоровья школьников. Причиной перегрузок во многом является острая нехватка времени, которая связана во многом с неэффективными методами учебной работы школьников, когда успешность обучения связывается не с качественными, а с количественными показателями усвоения знаний.
Увеличение учебной нагрузки неизбежно нарушает режим, ведет к резкому сокращению сна, отдыха. Существенное увеличение учебной нагрузки в учебных заведениях не проходит бесследно: у этих детей достоверно чаще отмечаются распространенные и резко выраженные нервно-психические нарушения, частая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, снижается сопротивляемость организма, наблюдаются другие нарушения.
3. Задержка развития, нарушения двигательных функций, воспитание ребенка в неблагоприятной социально-культурной среде, - все это ухудшает положение ребенка в школе, вызывает приклеивание ему ярлыка «больного».
4. Наличие в школе фактора «Соревновательности», следствием которой является ориентация учащихся на высокие показатели. Отстающих, как правило, осуждают. У таких детей легко развивается самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности, формируется заниженная самооценка: они смиряются с ролью неудачников, неуспевающих, что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.
5. Отсутствие дружеских отношений, неприятие детским коллективом, проявляющееся в оскорблениях, издевательствах, угрозам, - все это приводит к возникновению личностных конфликтов, доходящих до прямых столкновений между отдельными детьми или их группами с различными негативными последствиями.
6. Смена школьного коллектива. Включение в школьный коллектив может стать для ребенка непосильной задачей. Очень часто трудной проблемой для ученика становится негативное отношение учителя или несдержанное, грубое поведение невротичного воспитателя, пытающегося справиться с детским коллективом с позиции силы.
7. Педагоги. Авторитарный учитель, считающий знание своего предмета самой главной целью обучения детей, как и педагоги с синдромом эмоционального выгорания представляют серьезную опасность для психологического здоровья школьников.
8. Семья. Среди стрессовых факторов отрицательно влияющих на ребенка в период школьной жизни, особое место занимают неблагоприятные семейные факторы такие как: воспитание ребенка одним родителем, воспитание ребенка приемными родителями, воспитывающий родитель чувствует себя несчастным, вследствие чего не способен создать ребенку необходимые условия для формирования позитивных чувств и отношения к жизни.
Современная ситуация, ориентированная на создание комфортной образовательной среды школы, должна учитывать роль семьи в школьной успешности, социальном, эмоциональном, психологическом благополучии учащихся, а следовательно, эта ситуация предполагает как можно более полное включение семьи в систему работы со стрессами детей. Семья может помочь составить максимально полную картину о ребенке, его прошлом и настоящем, выявить его сильные стороны и интересы, помочь проверить предположения о нуждах ребенка, обеспечить условия для успешного раннего вмешательства и помощи.
2.4 Влияние и последствия школьного насилия на ребенка
Во-первых, длительные школьные издевки сказываются на ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избегают дружить с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя логике: «Каков твой друг – таков и ты». Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».
Во-вторых, роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У такого ребенка выше риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства
, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.
В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.
Самым страшным последствием стресса является суицид школьника. К сожалению, современная система образования только ужесточает стрессовые факторы в школе. Так введение Единого государственного экзамена и жестких условий для получения школьного аттестата, а именно: положительной сдачи ЕГЭ по русскому языку и математике, вызвало ряд суицидов в России. Официальной статистики, сколько школьников наложили на себя руки по причине несданного госэкзамена, нет. Но, по данным, которые сообщают психологи, количество самоубийств, среди выпускников за последние три года увеличилось вдвое. Притом, что попытку суицида в нашей стране предпринимает каждый двенадцатый подросток в возрасте от 15 до 19 лет. Для 2,5 тыс. она оказывается успешной.
«Ситуация с ЕГЭ начинает напрягать уже с самого начала учебного года. Детям все время твердят: «Вас ждет ЕГЭ. У вас будет ЕГЭ. Нужно готовиться к ЕГЭ». А это напряжение как раз следовало бы убрать, чтобы ученики воспринимали саму экзаменационную тему, как нечто интересное и необходимое.
2.5 Роль семьи в психологическом здоровье ребёнка
Семьяэто та основа, где родительская любовь и правильное воспитание становятся для подрастающего человека опорой на всю жизнь. В трудные минуты она даст ему силу, поможет выстоять в столкновении с бедой или обидой. Малыши, растущие в любящей семье и узнающие от отца и матери, «что хорошо, а что плохо», начинают в подростковом возрасте вырабатывать самостоятельные оценки, ощущать себя человеком, личностью, требующей уважения.
Детям на пути к знаниям мешает скука и страх, особенно в 1 классе, поэтому положительный результат имеют игровые моменты: считать, писать, решать задачи наперегонки с ребёнком. Нельзя делать уроки за школьника, но помогать и поддерживать при необходимости нужно. С самого начала не должно быть занятий «из-под палки». Пусть ребёнок сам решает, в каком порядке выполнять уроки и находить стимул заканчивать их вовремя, чтобы ещё успеть поиграть или почитать любимую книгу. Талант родителей – в умении показать детям достоинства и преимущества хорошего образования.