Файл: Исследовательская работа по теме Причины стресса в современном обществе и его влияние на организм человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
,  причинами  стрессовых  ситуаций  становятся:  отношения с людьми – 5 чел., школьные  нагрузки – 4 чел.,  и личные неудачи -  3 чел.

         Чаще  всего  к  разрешению  сложных  проблем  и  стрессов  старшеклассники   обратились к  близким    людям и  родственникам – 10 чел., а  успокоение  получили  на  отдыхе,  прогулке  - 6 чел., или  слушая  любимую  музыку – 8 чел., занятие спортом – 6 чел.

 

 

Блиц – опрос  учащихся  выпускных  классов

      Среди учащихся  10 классов (20 школьников)  был проведён блиц – опрос  о  том,  что они  испытывают в период подготовке к  экзаменам. И были получены  следующие   результаты тестирования. 

Результаты  анкетирования  отражены  в  диаграммах   (Приложение № 7)

      Результаты анкетирования  предоставлены в таблице №5

 

Таблица №5 

Класс

 

 

Напряжение

 

Тревогу

Наруше-

ние аппетита

Раздра-

житель-

ность

Бессон-

ницу

Усталость

Страх

9

10

12

3

5

7

6

8

11

7

8

2

3

3

5

5

всего

17

20

5

8

10

11

13

 

       В  период  подготовке  к  экзаменам  у  опрошенных  старшеклассников  наблюдается: 

Напряжение  -  у 17 учащихся;  Тревожность  –  у 20 учеников;  Нарушение аппетита – у 5 учеников;  Бессонница  - у 10 учеников;  Раздражительность – у 8 учеников; Усталость –  у 11 учеников;    и  Страх –  у 13 учеников.

 

.  

              

 

 

3.2. Социальный паспорт  учащихся  9 класса

    

    

      В классе  9 учащихся, из них девочек – 4, мальчиков - 4. Шесть учеников – 2007 года рождения, и  два ученика – 2006 года рождения.  2 ученика  в классе из многодетных, малоимущих семей, 
1ученик из неполной  семьи  6 учащихся из малообеспеченных семей. 

     В классе  все девочки отличаются  замкнутостью,   малоразговорчивы. А мальчики, наоборот, у них наблюдается повышенная возбудимость,  несдержанность, грубость.  

    Как видно в 9 классе собрались дети из семей  с разными материально-бытовыми условиями,  с  различными социальными проблемами и  с некоторыми медицинскими   отклонениями.  В классе есть дети  с достаточным материальным обеспечением, но 75% детей из малообеспеченных семей, что является важным фактором  социального неравенства и  влияет на психологическое  здоровье подростков, что может вызывать стрессовые явления у детей.

 

3.3.  Реализация профилактических мероприятий

   Проведение профилактической работы среди школьников и их родителей (выступление на уроках , родительских собраниях)  включает в себя: 

-  сообщение на тему: «Причины стресса в современном обществе                                                  и его влияние на организм человека»;

 

-  показ презентации о проделанной работе над проектом:

 

«Причины стресса в современном обществе,  и его влияние на организм человека»;

 

 (Приложение №1)

 - предложить советы: «10 секретов борьбы со стрессом» 

 

(Приложение №9) 

- распространить рекомендации родителям по профилактике детских стрессов;

(Приложение №10)

-  рекомендовать упражнения для снятия стресса;

 (Приложение №11)

- предложить здоровьесберегающие  рекомендации по преодолению  стресса  у  учащихся.  

 

 

 

 

 

 

 

IV. Заключительная часть

 1. Вывод

        Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к следующему выводу: стрессы давно стали неотъемлемой частью современной жизни взрослых и детей.

       Если рассматривать стресс с научной точки зрения, то это ответ организма на какой-либо внешний раздражитель, а основную роль в формировании и протекании этой реакции играет гипоталамус. Для любого человека важно понимать, что является причинами возникновения стрессов. Они  непонятны для многих людей, ведь часто сталкиваясь с этой проблемой, мы не можем определить границы стресса. Именно это непонимание лежит в основе бесполезной борьбы со стрессом. 



       В последние десятилетия значительно выросло число антропогенных факторов среды, обладающих высоким стрессогенным эффектом  (химическое загрязнение, радиация, воздействия компьютеров при систематической работе с ними). К стрессовым факторам среды следует отнести и негативные изменения в современном обществе: повышение плотности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, рост безработицы, преступность.

        В целом стресс – это обычная действительность нашей жизни.  Просто мы не всегда знаем, что стоит за ним. У современного человека, если он бизнесмен в качестве стрессов выступает стремление к успеху, престижу, соответствию сложившимся нормам; если речь идет о спортсмене, то основными стрессорами будут участие в состязаниях, стремление к победе, влияние болельщиков; у современных  школьников  также есть свои стрессоры - состояние  здоровья,   возрастная  неустойчивая  психика,  взаимоотношения между одноклассниками, старшеклассниками, нагрузки  в  школе, («быстрее читай, быстрее пиши, быстрее думай…»)  отношения с учителем, отметка в дневнике, сдача экзаменов.

       Также источником школьных стрессов является: насилие в школе, как физическое, так и эмоциональное. Важной причиной стресса так же служат нововведения в систему оценки знаний школьника посредством тестирования, что широко применяется в едином государственном экзамене, который стал стрессовым фактором не только для учеников (количество суицидов со времени введения этого экзамена по данным психологов увеличилось вдвое), но и для самих преподавателей.

        Основной проблемой в возникновении стрессовых ситуаций у детей является семья. Материальное,  социальное  положение  семьи,  психологический  климат  в  ней  очень  сильно  отражаются  на  неустойчивой  психике  детей и приводят к стрессам. 

        Несмотря на воздействие стрессоров, из данных анкетирования у учителей и учащихся видно, что стрессоустойчивость не выходит за границы нормы, что свидетельствует о хороших адаптационных способностях организма, развитии умения ограждать себя от негативных воздействий окружающей среды и в знании и умении выхода из стрессовой ситуации.

         В заключение следует сказать, что жить без стресса невозможно, поэтому необходимо решить проблему «Как жить в условиях стресса?». В этой ситуации человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные испытания. 


          Существуют  всевозможные методы борьбы со стрессом. Основоположник учения о стрессе Ганс Селье писал: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни!». Стресс по своей сути является необходимым для человека и не несет в себе разрушающих последствий, если пользоваться методами по его управлению.

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная цель данного проекта была достигнута и, управлять стрессом можно и нужно.

 

V. Список литературы

 

1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу: основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Пере. – Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 166с.

2. Антистресс - фитнесс [Электронный ресурс] www.protein-shop.ru

3. Божович Л.И. Психологическое развитие школьника и его воспитание. – М., 1974 г.

4. Возрастная и психологическая психология. / Под ред. А.В. Петровского – М., 1979 г.

5. Ганс Селье «Стресс жизни» - М.: «Прогресс», 1987г.

6. Грисюк, С.В. Стресс, стрессоустойчивость и управление [Электронный ресурс] / С.В. Грисюк // Библиотека учебной и научной литературы. - http://sbiblio.com.

7. Губарева, Л.И. Экология человека: практикум для вузов / Л.И. Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова. – М.: Владос, 2003. – С. 84-94.

8. Рогов, Е.И. Эмоции и воля / Е.И. Рогов. – М.: Владос. – 1999. 240 с.

9. Симптомы и причины стресса [Электронный ресурс] www.ayzdorov.ru

10. Современная практическая психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по непсихологическим специальностям / под ред. М.К. Тутушкиной. М.: ACADEMIA, 2005. – С. 168.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1.

 

Буклет-памятка

10 советов коррекции стресса

 

1. Убежденность в том, что ситуация под контролем

 

Никто не застрахован от внезапных (приятных или не очень) событий, влекущих за собой изменения привычного уклада жизни. Но, по большому счету, только мы в ответе за наш собственный распорядок. Другие люди и внешние обстоятельства в большинстве случаев ничего не решают. Ощущение контроля над происходящим – это то, что необходимо для душевного спокойствия.


Высчитаете, что вашей жизнью управляет кто-то другой? Тогда вам гарантирован стресс. Конечно, если у вас авторитарные родители, упрямый друг сердца или неуравновешенный босс, сложно считать себя кузнецом своего счастья. Постарайтесь избежать амплуа жертвы. Научитесь ежедневно находить время только для себя. Вы не можете изменить других людей, но спланировать ваш собственный день – реально.

 

2. Оптимизм...

 

Всем известна шутка, что один и тот же стакан воды может быть полупустым для пессимиста и наполовину заполненным – для оптимиста. Выбор спокойной и счастливой женщины очевиден: позитивный взгляд на вещи. Кому-то он дается от природы, а кому-то приходится его формировать. Ситуация складывается в нашу пользу, если мы делаем все то, что считаем нужным. Так почему же мы позволяем страху перед потенциальным провалом возобладать над надеждой на лучшее? А страх неудачи порождает стресс.

 

 


3....и одновременно реализм

 

Очень полезно повторять себе, что все будет хорошо. Но бормотать это, закрыв глаза и направляясь прямиком в канализационный люк, – неразумно. Увы, но слепой оптимизм – не панацея. Иногда лучше принять обстоятельства и терпеливо переждать неблагоприятную ситуацию.

Это вовсе не значит, что те, кого стресс обходит стороной, не хотят и не умеют мечтать. Ничего подобного! Они делают это «профессионально»: разрабатывают планы действий и могут посмеяться над наивностью собственных заблуждений. Верно и то, что эти люди, взявшись за осуществление плана  «А»  всегда держат в голове запасной план «Б».

 

5. Способность видеть всю картину целиком

 

Если хотите избавиться от стресса – не переживайте по мелочам. Проблема, от которой и следа не останется через пару месяцев, попросту не стоит ваших нервов. Надо научиться расставлять приоритеты, в том числе эмоциональные. Всегда старайтесь утром оценить предстоящий день и выбрать самые важные дела. Когда вас что-либо будет сильно отвлекать, спросите себя: «С толком ли я трачу время?».

Ответили «Нет» – отложите до лучших времен решение проблемы, предварительно оценив ее масштаб. Например, если в разгар работы вам звонит знакомая, вежливо скажите ей, что лучше поговорить в более удобное время. Но если у подруги случилось что-то очень важное – настоящее несчастье или, наоборот, радостное событие, – тогда разговор может оказаться действительно очень значимым делом.