Файл: Исследовательская работа по теме Причины стресса в современном обществе и его влияние на организм человека.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После 10 лет ребёнок, как правило, приспосабливается к требованиям школы. У него появляются более устойчивые потребности в дружбе или обычно неосознаваемое желание соответствовать группе, в которую попал, играть в ней какую-нибудь роль. Глубоко ошибаются родители, считая, что их сын – хороший мальчик, а во всём виноваты его плохие дружки. Подростку по каким-то причинам комфортно, удобно в этой группе и если кто-то принесёт алкоголь или наркотики, его перепробуют все. Вот почему к 10 годам ребёнку нужно обеспечить широкий выбор возможностей занятий, чем-либо интересным и полезным. Это биологически необходимо, чтобы его не использовали для своих целей другие.
Не смотря на то, что в старших классах подростки прекрасно осознают, зачем они учатся, тем не менее, контролировать их работу по-прежнему родителям необходимо.
О каком здоровье и успехах может идти речь, если ребёнок не занимается спортом? Нужно просто оторвать его от компьютера и отправить в спортивную секцию: успеваемость не пострадает – наоборот, подросток получит энергию для новых побед. Ещё очень важно, чтобы у старшеклассников было хобби или любимый предмет, который давал бы возможность эмоциональной разрядки.
Но главное для родителей – это не прекращать постоянного общения с почти уже взрослыми детьми. Если подросток замкнётся, это может быть навсегда.
Психологи и психотерапевты считают, что причину всех неурядиц надо искать в системе взаимоотношений между членами семьи. Нервный стресс у ребёнка – результат напряжённой, удушающей атмосферы в доме, побеги из дома – реакция на отсутствие любви и понимания между всеми членами семьи. Крайне отрицательно сказываются выяснения семейных отношений между родителями. В наибольшей степени подвержены депрессии мальчики. Если девочки в 5 – 7 лет после развода родителей восстанавливают душевное равновесие в течение года, то мальчики даже по прошествии 2 лет после распада семьи остаются настороженными, неуравновешенными, ощущают себя брошенными, преданными, быстро утомляются, не проявляют интереса к учёбе.
2.6 Методы защиты от стресса
Незначительные стрессы – это неизбежное, но вполне безвредное явление. Только чрезмерно частые, либо слишком сильные стрессы могут сильно
истощить адаптационную систему организма, что в свою очередь вполне может стать причиной психосоматических заболеваний.
Человек, адаптационный ресурс которого недостаточен, и организм уже не может успешно противостоять стрессу, становится пассивным. У него возникает чувство подавленности, беспомощности, безнадёжности. На самом деле, мы ведь умеем «справляться» с такими ситуациями. Мужчины, как правило, для выхода из такого состояния лезут в бутылку, у женщин есть более «гуманный» способ – разрядка с помощью бурного плача. Однако налицо явно несовершенство данных методов снятия стресса. Есть ещё два, намного более полезных.
Активная защита от стресса: сменить сферу деятельности и найти что-либо более подходящее для душевной гармонии, способствующее улучшению состояния здоровья (музыка, спорт, коллекционирование и т.д.).
Наиболее же действенной считается активная релаксация (расслабление), с её помощью повышается природная адаптация человеческого организма, как психическая, так и физическая.
Также в этом нелёгком, но весьма полезном деле борьбы со стрессом за своё хорошее самочувствие, будут полезны следующие несколько советов:
Старайтесь чаще говорить о своих проблемах с близкими, не держите всё в себе, выплесните из души весь этот негатив и наполните образовавшее пространство чем-нибудь приятным и полезным. Многие психологи считают, что общение с родными, их поддержка весьма благотворно влияют на состояние Вашей нервной системы.
Попытайтесь не менять привычный, устоявшийся ритм жизни. Возможно, это будет нелегко сделать, подавленность и апатия не дают выполнять привычные ежедневные обязанности, хочется просто лежать и не вставать. Монотонность и обыденность привычных дел способны благотворно повлиять на настроение.
Будет весьма полезно начинать день с физических упражнений, по словам психологов, это также значительно улучшает настроение и положительно влияет на психическое состояние. Отличным вариантом будут занятия йогой, они помогают концентрировать мысли и расслабляют тело.
Постарайтесь больше отдыхать. Если же Вас мучает бессонница, то просто полежите некоторое время с закрытыми глазами в тёмной комнате, вспомните что-нибудь приятное.
Следует отказаться от алкоголя и кофе, или, в крайнем случае, значительно уменьшите их потребление. Снятие стресса несовместимо с кофе и алкоголем, это та «гремучая смесь», которая порождает сильное эмоциональное напряжение и бессонницу.
Следите за рационом питания. Стоит сделать упор на свежую, богатую витаминами пищу. Старайтесь не пропускать приёмы пищи.
Чаще посещайте общественные места. Посещение театра, кино, дансинг, ужин в ресторане или кафе может существенно помочь в борьбе со стрессом.
Помните, любую болезнь легче предупредить, чем потом её лечить, и стресс не исключение.
Мы не можем жить как запрограммированные машины. Бывают моменты, когда не нервничать просто невозможно. В такие минуты стоит остановиться и не драматизировать события, чтобы сохранить нервы в порядке.
Если вы запутались и никак не можете найти решение давно мучающей вас проблемы, то сядьте перед зеркалом и начните проговаривать ситуацию вслух. Сначала вам подобное занятие покажется странным, но потом привыкните и, скорее всего, «договоритесь» до верного решения. Психологи советуют разговаривать с животными, или хоть со стенами, лишь бы шел диалог или монолог. Подобные разговоры положительно влияют на эмоции людей. Если во время диалога задавать вопросы и искать ответ, то разговор будет вдвойне продуктивен.
Если вы на кого-то сильно разозлились, то возьмите листок бумаги и напишите на нем все, что вы думаете об этом человеке, не стесняясь в выражениях. Затем листок сомните и зашвырните куда-нибудь, или сожгите. Сразу почувствуете прилив энергии, а заодно поймете, что тот тип и подметки вашей не стоит.
Если вам просто нужно разрядиться, то примите теплый душ, поплачьте под струей воды, спойте любимую песню, покричите, что захочется.
Чтобы предупредить стресс, больше двигайтесь, занимайтесь физкультурой. Если получится, попросите поставить в офисе теннисный стол, и снимайте психологическое напряжение, лупя ракеткой по шарику. Заодно и играть научитесь.
Но главное – постарайтесь оценить свое поведение в той или иной ситуации. Если вы признаете собственную ошибку, то извинитесь перед тем, кого обидели и будьте проще и добрее к окружающим.
Очень важно ко всем и ко всему относится более дружелюбно и добрее. Это целая теория (которая может подтверждаться на практике), что чем больше положительных эмоций мы излучаем, тем больше положительного в нашей жизни.
10 советов борьбы со стрессом можно посмотреть в (Приложении № 1.)
III. Практическая часть
3.1. Анкетирование. Результаты исследования и обсуждение
В данном анкетировании по вопросу переживания стресса и выхода из стрессовой ситуации принимали участие: учителя школы, учащиеся 9 - 11 классов, всего 52 человека.
Учащимся 9 классов, в количестве 32 человек были заданы следующие вопросы: Испытывали ли вы когда - нибудь стресс? Как они себя чувствовали? Что было после стресса? Как они справились со стрессовой ситуацией?
Результаты анкетирования отражены в диаграммах (Приложение №5)
Результаты анкетирования предоставлены в таблице №3
Таблица №3
Вопросы | Ответы школьников | |||
Испытывали ли вы когда - нибудь стресс? | Да 30 | Нет 2 | | |
Как вы себя при этом чувствовали? | Испытывал волнение 20 | Плохое самочувствие 25 | Хорошее самочувствие 0 | Болела голова 12 |
Что было после стресса? | Испуг 15 | Страх 12 | Огорчение 25 | Разочарование 14 |
Как ты справился со стрессом? | Успокоился сам 10 | Успокоили близкие, родственники 20 | Всё прошло само собой 6 | Успокоили друзья 15 |
Практически все учащиеся столкнулись со стрессовыми ситуациями - 30 чел. При этом учащиеся указали, что при стрессах большинство из них имеет плохое самочувствие - 25 чел., так же испытывали волнение – 20 чел., болела голова у 12 детей, как следствие – испытывают: огорчение - 25 детей, испуг - 15 чел., страх у – 12 чел., и разочарование – 14 чел. Со стрессовыми ситуациями помогли справиться: близкие – 20 чел., друзья – 15 чел., часть детей справились сами – 10 чел., все прошло само у 6 чел.
Учащимся 10 - 11 классов (12 человек)
были заданы следующие вопросы:
Сталкивались ли они со стрессом? Часто ли они подвергались стрессам? Назвать причину последнего стресса? Способы выхода из стрессовых ситуаций?
Результаты анкетирования отражены в диаграммах (Приложение № 6)
Результаты анкетирования предоставлены в таблице №4
Таблица №4
Вопросы | Ответы школьников | |||
Сталкивались ли вы со стрессом? | Да 12 | Нет 0 | | |
Как часто вы попадали в стрессовую ситуацию? | Очень часто 3 | Часто 2 | Иногда 3 | Редко 4 |
Причина последнего стресса? | Отношения с людьми 5 | Школьные нагрузки 4 | Личные неудачи 3 | |
Способ выхода из стресса? | общение с близкими, друзьями 10 | слушаю музыку 8 | отдых, прогулка, расслабление 6 | активное занятие спортом 6 |
По результатам анкетирования 100 % старшеклассников испытали стресс.
На вопрос: «Как часто вы попадали в стрессовую ситуацию?» были получены следующие ответы: очень часто – 3 чел., часто – 2 чел., иногда – 3 чел, редко – 4чел.
Как видно, из ответов старшеклассников