Файл: Департамент образования, науки и молодежной политики воронежской области.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
см. приложение 3).
7.3. Введение. Структура введения должна содержать ряд обязательных элементов: актуальность выбранной темы, степень изученности темы, цель написания курсовой работы, решаемые задачи, объект и предмет исследования в курсовой работе, информационная база, структура работы.
Актуальность. При обосновании темы студент должен объяснить, в чем состоит важность курсовой работы, её сопричастность с острыми проблемами современности. Для обоснования актуальности целесообразно привести высказывания авторитетных ученых, политиков и руководителей по тем вопросам, которые входят в предметное поле темы курсовой работы, привести наглядные статистические данные, практические примеры.
Степень изученности темы – это краткое перечисление авторов и проблематики их исследований в рамках темы курсовой работы. Оно проводится в хронологической или тематической последовательности.
Цель работы. Её формулировка должна быть изложена ясно, лаконично в 1-2 предложениях и включать в себя все ключевые слова темы курсовой работы, т.е. цель корреспондируется с темой курсовой работы. Студент указывает, что он собирается проанализировать, обосновать, раскрыть, выявить, охарактеризовать, разработать для получения определённого теоретико-практического результата работы.
Задачи являют собой способы достижения поставленной цели. Это отдельные исследовательские действия, этапы, на каждом из которых производится та или иная операция (изучение литературы, обзор концепций, сбор данных, их анализ, построение классификаций, разработка методик, их реализация, выработка предложений и т.д.). Достижение общей цели курсовой работе возможно только через исполнение различного рода частных задач, которых формулируется не более 4-5.
Объект исследования. Он непосредственно связан с сущностью темы. Объект – это какое-либо предприятие (например, Воронежский авиационный завод), или отдельный какой-нибудь процесс (например, производственная программа или производительность труда), или явление (например, эффект синергии или эффект масштаба производства), избранные для изучения в ходе выполнения курсовой работы.
Предмет исследования – это выделенная в объекте та часть, которая служит предметом исследования. Это наиболее значимые, еще неизученные или мало изученные с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, отношения, явления, особенности, аспекты, функции объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Это определённый угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться. Предмет работы отражается в названии темы курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.
Методы исследования, применяемые при выполнении курсовой работы (сравнительный анализ, многофакторный анализ, синтез, статистические методы, индукция, дедукция и др.). Их можно определить, как способы достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности. Представление во введении использованных методов исследования позволит оценить полноту охвата полученных студентом умений и навыков при выполнении работы.
Характеристика статистического, социологического, фактического материала с позиций периода времени и уровня экономики (мини, микро, мезо, макро). Данный материал используется, в основном, во II разделе курсовой работы.
Введение не содержит формул, таблиц, графиков и т. п.
Примерный объем введения 2 страницы.
7.4. Основная теоретическая часть. Основная часть работы, последовательно раскрывающая содержание темы (20 стр.) делится на две главы (раздела). Главы делятся на параграфы. В главе не менее 2 и не более 4 параграфов, посвященных более узким вопросам темы. Следует обращать особое внимание на логичное изложение материала при переходах от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу.
Содержание основной части целиком зависеть от выбранной темы.
К примеру, если работа посвящена исследованию основных производственных фондов организации, то в разделе I студент должен раскрыть научную сущность таких понятий (категорий): основные фонды, износ основных фондов, оценка основных фондов, амортизация основных фондов, показатели эффективности использования основных фондов, формы воспроизводства и источники финансирования основных фондов, рассматриваемых в экономической литературе.
Далее в разделе 1 необходимо не только раскрыть сущность отдельных экономических категорий и дать им развернутое определение, но и обязательно показать существующие взаимные логические связи анализируемых экономических категорий. Такие взаимные связи категорий студент не сможет достаточно раскрыть, если будет делать курсовую работу как механический, не взаимосвязанный монтаж выписок из различных литературных источников.
В разделе 2 работы студент объясняет направления повышения эффективности использования основных производственных фондов организацией. Для этого он сосредотачивает анализ на четырёх стоимостных показателях эффективности и даёт доказательные предположения: как персоналу организации повышать фондооснащённость, фондоотдачу, рентабельность основных фондов и снижать их фондоёмкость. Содержание предложений и выводов должны убеждать в теоретической и практической полезности выполненной студентом работы для экономного ведения хозяйственных процессов в организации.
При освещении теоретических положений курсовой работы студент, если он будет читать широкий круг источников, может столкнуться с таким явлением, когда в экономической литературе нет единой точки зрения по рассматриваемому вопросу. В таком случае следует привести высказывания ряда авторов, стоящих на различных позициях, и сравнить их высказывания. Далее студент даёт критическую оценку точек зрения авторов и излагает собственное суждение о том, какую точку зрения он выбирает как более правильную. Если студент располагает аргументами, то свой личный выбор он может подкрепить конкретными теоретическими или практическими (из хозяйственной деятельности организаций) доказательствами. Такое самостоятельное рассмотрение экономических вопросов значительно повышает ценность курсовой работы и способствует более глубокому усвоению рассматриваемого вопроса.
Таким образом, в первом и втором разделах следует рассмотреть:
1) обзор сущности понятий;
2) взаимные связи понятий;
3) подходы различных авторов к исследуемой проблеме;
4) доказательный выбор студентом своего подхода из различных подходов других авторов;
5) логическую связь своего выбранного подхода с повышением эффективности решения рассматриваемой в теме экономической проблемы.
В 1 и 2-м разделах курсовой работы делается много ссылок на цитаты различных авторов. Из не менее 7 источников, включённых в список использованной литературы, содержание не менее 5 источников должно студентом цитироваться в тексте курсовой работы.
На заимствованный (цитируемый) материал из источника другого автора в текст своей работы студент обязательно должен делать ссылку (сноску) на этот источник. Сноска на источник оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008. Ниже в методических указаниях показываются примеры оформления сносок по ГОСТ.
Курсовую работу следует иллюстрировать соответствующими схемами, графиками, таблицами, диаграммами. Графическому материалу даются пояснения.
7.5. Выводы. Разделы 1 и 2-ой курсовой работы обязательно заканчиваются выводами. В каждом разделе формулируется 3-6 выводов.
Составление выводов основывается на правилах.
1. В выводах в краткой форме излагаются умозаключения автора о результатах, полученных в разделах курсовой работы.
2. Выводы должны иметь прямую связь с объектом, предметом, целями и задачами курсовой работы, обозначенными во введении.
3. Выводы должны приводиться в последовательности, соответственно их важности: первыми должны идти наиболее широкие, глобальные, а последующие должны их развивать и уточнять.
4. Каждый вывод при всей его краткости должен быть информативен, т. е. давать преподавателю-руководителю полную, самую главную и существенную информацию об отдельном результате курсовой работы, не вынуждая вникать в текст работы (хотя здоровое любопытство преподавателя не возбраняется).
5. Не допустимы известные, тривиальные выводы типа «товар есть продукт труда, предназначенный производителем для обмена на рынке…» или неинформативные фразы о проделанной работе типа «проведено исследование…», «обнаружено противоречие…», «поставлена проблема…», «определены неизвестные…», и т.д., ограниченные только названием и не наполненные раскрытием смысла соответствующих понятий. Такие неинформативные фразы не есть выводы, а только их оболочка, заглянуть под которую и понять смысл полученного результата невозможно. Цель вывода иная: в сжатом и обсуждаемом виде раскрыть самое главное и новое в своём исследовании, сделанном в 1 и 2-м разделах курсовой работе.
Оба раздела работы должны быть соразмерны друг другу по объёму изложенного материала.
7.6. Заключение. В заключении подводятся итоги проведенного исследования. В обобщенном виде излагаются рекомендации (советы, пожелания) персоналу организации, логично вытекающие из всех основных теоретических положений предыдущего содержания курсовой работы. Рекомендации пишутся в форме тезисов (по пунктам) и должны тесно связываться с целями и задачами, которые сформулированы во введении. В заключении делается вывод о достижении цели курсовой работы. Важнейшие требования к рекомендациям: они должны быть краткими и обстоятельными; они не повторяют, а отчётливо и ясно обобщают содержание введения и основной части работы; они не содержат каких-либо новых сведений, фактов, аргументов и т.п.
Примерный объем заключения – 2 страницы.
7.7. Список использованной литературы.Содержит литературу, использованную студентом в ходе подготовки и написания курсовой работы. Состоит из не менее 7 наименований, в зависимости от темы исследования. Как правило, список источников формируется студентом, из числа представленных и закрепленных в рабочей программе дисциплины. В списке перечисляется не только литература, на которую автор ссылается в тексте работы, но и те источники, которые автор изучил в ходе исследования и подготовки к написанию работы.
Список имеет следующую структуру, с обязательным заголовком для каждого раздела.
I. Нормативно-правовые акты.
II. Монографии, учебники и учебные пособия.
III. Статьи в периодических изданиях.
IV. Справочные материалы и Интернет-ресурсы
V. Источники на иностранном языке.
Литературу в каждом разделе следует располагать в алфавитном порядке.
Оформлять список литературы необходимо строго в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5-2008. Примеры оформления списка использованной литературы даются в приложении 6.
7.8. Приложения. Раздел «Приложения» не являются обязательным элементом курсовой работы, а создаётся при необходимости. В приложения следует относить вспомогательный материал, который загромождает и усложняет понимание текста основной теоретической части курсовой работы. К вспомогательному материалу относятся: текстовые документы, графики, диаграммы, схемы, рисунки, промежуточные расчеты, на которые есть ссылки в тексте работы, таблицы вспомогательных цифровых данных большого формата, инструкции, заполненные формы отчетности и другие документы. Такой вспомогательный материал служат для иллюстрации отдельных положений исследуемой проблемы или является результатом предлагаемых рекомендаций автора. Его наличие и количество свидетельствуют о глубине проработки материала по избранной теме и являются подтверждением обоснованности выводов и рекомендаций. Приложения подлежат нумерации в той последовательности, в которой их данные используются в работе. Приложения помещают после списка использованных источников в порядке их упоминания в тексте. С помощью сносок под приложением следует указать, на основании каких источников других авторов составлено приложение или оно составлено самим автором работы.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается. Отражение приложения в плане (содержании) работы делается в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.
7.3. Введение. Структура введения должна содержать ряд обязательных элементов: актуальность выбранной темы, степень изученности темы, цель написания курсовой работы, решаемые задачи, объект и предмет исследования в курсовой работе, информационная база, структура работы.
Актуальность. При обосновании темы студент должен объяснить, в чем состоит важность курсовой работы, её сопричастность с острыми проблемами современности. Для обоснования актуальности целесообразно привести высказывания авторитетных ученых, политиков и руководителей по тем вопросам, которые входят в предметное поле темы курсовой работы, привести наглядные статистические данные, практические примеры.
Степень изученности темы – это краткое перечисление авторов и проблематики их исследований в рамках темы курсовой работы. Оно проводится в хронологической или тематической последовательности.
Цель работы. Её формулировка должна быть изложена ясно, лаконично в 1-2 предложениях и включать в себя все ключевые слова темы курсовой работы, т.е. цель корреспондируется с темой курсовой работы. Студент указывает, что он собирается проанализировать, обосновать, раскрыть, выявить, охарактеризовать, разработать для получения определённого теоретико-практического результата работы.
Задачи являют собой способы достижения поставленной цели. Это отдельные исследовательские действия, этапы, на каждом из которых производится та или иная операция (изучение литературы, обзор концепций, сбор данных, их анализ, построение классификаций, разработка методик, их реализация, выработка предложений и т.д.). Достижение общей цели курсовой работе возможно только через исполнение различного рода частных задач, которых формулируется не более 4-5.
Объект исследования. Он непосредственно связан с сущностью темы. Объект – это какое-либо предприятие (например, Воронежский авиационный завод), или отдельный какой-нибудь процесс (например, производственная программа или производительность труда), или явление (например, эффект синергии или эффект масштаба производства), избранные для изучения в ходе выполнения курсовой работы.
Предмет исследования – это выделенная в объекте та часть, которая служит предметом исследования. Это наиболее значимые, еще неизученные или мало изученные с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, отношения, явления, особенности, аспекты, функции объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Это определённый угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться. Предмет работы отражается в названии темы курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.
Методы исследования, применяемые при выполнении курсовой работы (сравнительный анализ, многофакторный анализ, синтез, статистические методы, индукция, дедукция и др.). Их можно определить, как способы достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности. Представление во введении использованных методов исследования позволит оценить полноту охвата полученных студентом умений и навыков при выполнении работы.
Характеристика статистического, социологического, фактического материала с позиций периода времени и уровня экономики (мини, микро, мезо, макро). Данный материал используется, в основном, во II разделе курсовой работы.
Введение не содержит формул, таблиц, графиков и т. п.
Примерный объем введения 2 страницы.
7.4. Основная теоретическая часть. Основная часть работы, последовательно раскрывающая содержание темы (20 стр.) делится на две главы (раздела). Главы делятся на параграфы. В главе не менее 2 и не более 4 параграфов, посвященных более узким вопросам темы. Следует обращать особое внимание на логичное изложение материала при переходах от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу.
Содержание основной части целиком зависеть от выбранной темы.
К примеру, если работа посвящена исследованию основных производственных фондов организации, то в разделе I студент должен раскрыть научную сущность таких понятий (категорий): основные фонды, износ основных фондов, оценка основных фондов, амортизация основных фондов, показатели эффективности использования основных фондов, формы воспроизводства и источники финансирования основных фондов, рассматриваемых в экономической литературе.
Далее в разделе 1 необходимо не только раскрыть сущность отдельных экономических категорий и дать им развернутое определение, но и обязательно показать существующие взаимные логические связи анализируемых экономических категорий. Такие взаимные связи категорий студент не сможет достаточно раскрыть, если будет делать курсовую работу как механический, не взаимосвязанный монтаж выписок из различных литературных источников.
В разделе 2 работы студент объясняет направления повышения эффективности использования основных производственных фондов организацией. Для этого он сосредотачивает анализ на четырёх стоимостных показателях эффективности и даёт доказательные предположения: как персоналу организации повышать фондооснащённость, фондоотдачу, рентабельность основных фондов и снижать их фондоёмкость. Содержание предложений и выводов должны убеждать в теоретической и практической полезности выполненной студентом работы для экономного ведения хозяйственных процессов в организации.
При освещении теоретических положений курсовой работы студент, если он будет читать широкий круг источников, может столкнуться с таким явлением, когда в экономической литературе нет единой точки зрения по рассматриваемому вопросу. В таком случае следует привести высказывания ряда авторов, стоящих на различных позициях, и сравнить их высказывания. Далее студент даёт критическую оценку точек зрения авторов и излагает собственное суждение о том, какую точку зрения он выбирает как более правильную. Если студент располагает аргументами, то свой личный выбор он может подкрепить конкретными теоретическими или практическими (из хозяйственной деятельности организаций) доказательствами. Такое самостоятельное рассмотрение экономических вопросов значительно повышает ценность курсовой работы и способствует более глубокому усвоению рассматриваемого вопроса.
Таким образом, в первом и втором разделах следует рассмотреть:
1) обзор сущности понятий;
2) взаимные связи понятий;
3) подходы различных авторов к исследуемой проблеме;
4) доказательный выбор студентом своего подхода из различных подходов других авторов;
5) логическую связь своего выбранного подхода с повышением эффективности решения рассматриваемой в теме экономической проблемы.
В 1 и 2-м разделах курсовой работы делается много ссылок на цитаты различных авторов. Из не менее 7 источников, включённых в список использованной литературы, содержание не менее 5 источников должно студентом цитироваться в тексте курсовой работы.
На заимствованный (цитируемый) материал из источника другого автора в текст своей работы студент обязательно должен делать ссылку (сноску) на этот источник. Сноска на источник оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008. Ниже в методических указаниях показываются примеры оформления сносок по ГОСТ.
Курсовую работу следует иллюстрировать соответствующими схемами, графиками, таблицами, диаграммами. Графическому материалу даются пояснения.
7.5. Выводы. Разделы 1 и 2-ой курсовой работы обязательно заканчиваются выводами. В каждом разделе формулируется 3-6 выводов.
Составление выводов основывается на правилах.
1. В выводах в краткой форме излагаются умозаключения автора о результатах, полученных в разделах курсовой работы.
2. Выводы должны иметь прямую связь с объектом, предметом, целями и задачами курсовой работы, обозначенными во введении.
3. Выводы должны приводиться в последовательности, соответственно их важности: первыми должны идти наиболее широкие, глобальные, а последующие должны их развивать и уточнять.
4. Каждый вывод при всей его краткости должен быть информативен, т. е. давать преподавателю-руководителю полную, самую главную и существенную информацию об отдельном результате курсовой работы, не вынуждая вникать в текст работы (хотя здоровое любопытство преподавателя не возбраняется).
5. Не допустимы известные, тривиальные выводы типа «товар есть продукт труда, предназначенный производителем для обмена на рынке…» или неинформативные фразы о проделанной работе типа «проведено исследование…», «обнаружено противоречие…», «поставлена проблема…», «определены неизвестные…», и т.д., ограниченные только названием и не наполненные раскрытием смысла соответствующих понятий. Такие неинформативные фразы не есть выводы, а только их оболочка, заглянуть под которую и понять смысл полученного результата невозможно. Цель вывода иная: в сжатом и обсуждаемом виде раскрыть самое главное и новое в своём исследовании, сделанном в 1 и 2-м разделах курсовой работе.
Оба раздела работы должны быть соразмерны друг другу по объёму изложенного материала.
7.6. Заключение. В заключении подводятся итоги проведенного исследования. В обобщенном виде излагаются рекомендации (советы, пожелания) персоналу организации, логично вытекающие из всех основных теоретических положений предыдущего содержания курсовой работы. Рекомендации пишутся в форме тезисов (по пунктам) и должны тесно связываться с целями и задачами, которые сформулированы во введении. В заключении делается вывод о достижении цели курсовой работы. Важнейшие требования к рекомендациям: они должны быть краткими и обстоятельными; они не повторяют, а отчётливо и ясно обобщают содержание введения и основной части работы; они не содержат каких-либо новых сведений, фактов, аргументов и т.п.
Примерный объем заключения – 2 страницы.
7.7. Список использованной литературы.Содержит литературу, использованную студентом в ходе подготовки и написания курсовой работы. Состоит из не менее 7 наименований, в зависимости от темы исследования. Как правило, список источников формируется студентом, из числа представленных и закрепленных в рабочей программе дисциплины. В списке перечисляется не только литература, на которую автор ссылается в тексте работы, но и те источники, которые автор изучил в ходе исследования и подготовки к написанию работы.
Список имеет следующую структуру, с обязательным заголовком для каждого раздела.
I. Нормативно-правовые акты.
II. Монографии, учебники и учебные пособия.
III. Статьи в периодических изданиях.
IV. Справочные материалы и Интернет-ресурсы
V. Источники на иностранном языке.
Литературу в каждом разделе следует располагать в алфавитном порядке.
Оформлять список литературы необходимо строго в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5-2008. Примеры оформления списка использованной литературы даются в приложении 6.
7.8. Приложения. Раздел «Приложения» не являются обязательным элементом курсовой работы, а создаётся при необходимости. В приложения следует относить вспомогательный материал, который загромождает и усложняет понимание текста основной теоретической части курсовой работы. К вспомогательному материалу относятся: текстовые документы, графики, диаграммы, схемы, рисунки, промежуточные расчеты, на которые есть ссылки в тексте работы, таблицы вспомогательных цифровых данных большого формата, инструкции, заполненные формы отчетности и другие документы. Такой вспомогательный материал служат для иллюстрации отдельных положений исследуемой проблемы или является результатом предлагаемых рекомендаций автора. Его наличие и количество свидетельствуют о глубине проработки материала по избранной теме и являются подтверждением обоснованности выводов и рекомендаций. Приложения подлежат нумерации в той последовательности, в которой их данные используются в работе. Приложения помещают после списка использованных источников в порядке их упоминания в тексте. С помощью сносок под приложением следует указать, на основании каких источников других авторов составлено приложение или оно составлено самим автором работы.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается. Отражение приложения в плане (содержании) работы делается в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.