Файл: Существуют философские, социологические и психологические представления о проблеме ценностеи и ценностных ориентации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Примеры влияния тех или иных ценностных ориентаций на поведение человека: на основе ценностных ориентаций, в зависимости от конкретной ситуации, осуществляется выбор тех или иных актуальных социальных установок в качестве целей и мотивов деятельности. Конструктивная роль личностных ценностей наиболее явно выступает при интерпретации "моральных решений" и процессов личностной регуляции принятия решений (интеллектуальных, поведенческих и т.д.).

Ценностно-смысловым ориентациям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряются.

Основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности: все сферы мотивации и ценностей детерминированы именно общественным становлением личности. Согласно А.Н. Леонтьеву, все психическое развитие человека социально детерминировано процессом усвоения индивидом общественного опыта, накопленного человечеством, знаний и способов деятельности. Только эмоционально принятые явления и активное, деятельное отношение к ним индивида создают условия для интериоризации ценностей. В процессе интериоризации ценностей наряду с умственными и эмоциональными факторами необходимы и волевые компоненты. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Процесс познания ценности, ее принятие и включение в личную систему ценностей предполагает наличие волевого акта.

Роль социальных факторов в формировании и развитии ценностно-смысловой сферы личности: процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций неразрывно связан с общими закономерностями социального развития и идет по двум детерминирующим друг друга направлениям: развитие ценностно-смысловых ориентаций, связанных с нормативами взаимоотношений людей друг с другом, и с нормативами взаимодействия субъекта с предметами в мире постоянных вещей. Интериоризация, идентификация и интернализация являются, в свою очередь, условиями социализации личности. Интериоризация общественно значимых ценностей проходит через усвоение социальных нормативов, как в вербальном, так и в поведенческом плане. Усвоение социальных ценностей происходит также в процессе идентификации. Сложным механизмом процесса принятия и освоения ценностей является интернализация. Интернализация предполагает принятие на себя ответственности, интерпретацию значимых событий как результат своей собственной деятельности.


Основные этапы формирования ценностно-смысловой сферы в процессе индивидуального развития.

Формирование ценностно-смысловых ориентаций на разных этапах социализации неоднозначно, их характер и содержание меняются под воздействием многих факторов, так как социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности.

Начальный период формирования личности относится к дошкольному возрасту. На данном этапе посредством идентификации происходит усвоение правил, норм и нравственных критериев, которые регулируют его поведение.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Дети младшего школьного возраста включаются в новую систему отношений, происходит изменение их позиций в обществе. Дальнейшее развитие получают высшие чувства - интеллектуальные, эстетические, нравственные, что способствует формированию ценностных ориентаций.

Подростковый возраст (10-11 - 13-14 лет) представляет собой этап усиленного становления личности на основе дальнейшего развития процесса социализации. Отчетливо выступает факт ориентации на нравственные качества, в которых выражается отношение к человеку вообще и к товарищу в частности.

В юношеском возрасте (15-18 лет) складываются основные компоненты личности - характер, общие и специальные способности, мировоззрение. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления в самостоятельную, взрослую жизнь. В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст сензитивен, очень благоприятен для образования ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения, отношению к окружающей действительности.

Ценностно-смысловые ориентации, как устойчивые свойства личности, формируются и развиваются также в процессе трудовой деятельности. Начало этой деятельности для большинства людей приходится на возраст 18 - 23 года.

Переоценка ценностей и переориентировка смыслов - закономерный процесс развития личности. Приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека поновому смотреть на многие вещи. Наиболее ярко этот процесс представлен в среднем возрасте (средняя взрослость).



Закономерности формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности в процессе обучения: обучение способствует формированию ценностей внутренне свободной, интернальной, гуманистически ориентированной личности, осознающей свою роль и место среди других людей, способной взять на себя ответственность за происходящее в современном обществе. Педагог или психолог, обладающий ценностями такой внутренне свободной личности, способен в свою очередь передать их окружающим.

Резюме: А.В.Серый, М.С. Яницкий приводят в своей монографии не только общепринятые представления о ценностно-смысловой сфере, авторы приводят очки зрения различных ученых на изучаемую проблему ценностей и ценностных ориентаций. Также в монографии представлен авторский подход к описанию ценностей, представлена классификация ценностей А.В. Серого, М.С. Яницкого, основой которой послужили концепции М. Рокича, Э. Шпрангера и других ученых.

В монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого представлена систематизация представлений о ценностно-смысловой сфере личности, описано многообразие точек зрения и авторских концепций. Обобщение авторами монографии различных точек зрения позволяет заключить, что ценности и ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

Проверка конспекта по представленным критериям. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесите с таблицей интерпретации результатов.

В конспекте зафиксированы:

Критерий оценивания

Баллы

1. Найти и извлечь информацию из текста





В конспекте описаны основные подходы к определению понятия «ценность»

1/0

В конспекте выделены философские, социологические и психологические представления о проблеме ценностей и ценностных ориентаций

1/0

В конспекте объясняется, чем вызвано многообразие представлений о проблеме ценностей и ценностных ориентаций и почему взгляды на ценности личности в различных школах и направлениях так отличаются друг от друга

1/0

В конспекте сформулированы основные подходы к классификации ценностей и ценностных ориентаций личности

1/0

В конспекте показаны место и роль ценностных ориентаций в структуре личности и реализации ее деятельности

1/0

В конспекте приведены примеры влияния тех или иных ценностных ориентаций на поведение человека

1/0

В конспекте охарактеризованы основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности

1/0

В конспекте проанализирована роль социальных факторов в формировании и развитии ценностно-смысловой сферы личности

1/0

В конспекте описаны основные этапы формирования ценностно-смысловой сферы в процессе индивидуального развития

1/0

В конспекте раскрыты закономерности формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности в процессе обучения

1/0

2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста




Конспект позволяет выявить, только ли общепринятые представления о ценностно-смысловой сфере личности приводит монография А.В. Серого, М.С. Яницкого, или в ней приводится точка зрения исключительно ее авторов

1/0

3. Осмыслить и оценить сообщения текста




Конспект позволяет оценить роль монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого для систематизации представлений о ценностно-смысловой сфере личности

1/0



Вывод: из 12 баллов набрано 12.

Выводы, насколько обогатились мои представления
о ценностных ориентациях и путях их формирования
: благодаря монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого нам удалось ознакомиться с основными концепциями, раскрывающими проблему ценностей и ценностных ориентаций. Получены знания по основным механизмам формирования ценностей и ценностных ориентаций.

2. Знакомство с порталом «Единое содержание образования» (https://razgovor.edsoo.ru/)
Ссылка на сайт: https://razgovor.edsoo.ru/

1. Изучение контента (информации), представленной на портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Разговоры о важном», к занятиям https://razgovor.edsoo.ru/ (далее – федеральный информационный ресурс), где представлены разработки конкретных занятий (далее – федеральные занятия).

На портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Разговоры о важном» представлены основные темы, которые связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России. Комплект методических материалов для педагогов носит рекомендательный характер.

Материалы для проведения занятий в сентябре представлены по следующим темам: «День знаний», «Наша страна – Россия», «165-летие со дня рождения К.Э. Циолковского», «День пожилых людей».

Материалы для проведения занятий в октябре представлены по следующим темам: «День учителя», «День отца», «День музыки», «Россия – мировой лидер атомной отрасли».

Материалы для проведения занятий в ноябре представлены по следующим темам: «День народного единства», «Мы разные – мы вместе», «День матери», «Символы России».
2. Выбор пяти федеральных занятий. Анализ занятий.

1) Тема «День народного единства». «Мы едины – мы одна страна!».

Цель: формирование исторической памяти, чувства сопричастности к традиционным российским ценностям, воспитание патриотизма, осознание себя частью единой многонациональной страны. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа; занятие предполагает использование видеоролика, групповых и интерактивных заданий, анализ информации, ответы на вопросы, диалог.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, чувство сопричастности к традиционным российским ценностям, осознание себя частью единой многонациональной страны.

Комплект материалов: − сценарий − методические рекомендации − видеоролик − интерактивные задания – презентационные материалы.


Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Вступительное слово педагога начинается с показа обучающимся связи темы данного занятия с предыдущими. Предлагаются вопросы для актуализации знаний обучающихся о Дне народного единства. Организация групповой работы.

Часть 2. Основная часть занятия посвящена истории нашей страны и тем событиям, которые легли в основу государственного праздника – «День народного единства». Предлагается демонстрация видеоролика с 3 предваряющим заданием, диалог с обучающимися, беседа на основе выполнения группового задания, интерактивное задание в виде филворда.

Часть 3. Заключительная. Включает итоговую беседу и заключительное слово педагога.

2) Тема «Наша страна Россия».

Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения. Формирование гражданской идентичности и гордости за свою страну.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация и развитие.

Продолжительность занятия: 30 минут. Рекомендуемая форма занятия: занятие-обсуждение. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, включает в себя анализ текстовой и визуальной информации, групповую работу с текстом, игру.

Структура занятия: занятие состоит из мотивационной части и блоков, педагог вправе определить полноту изложения материала, выбор содержательных блоков и приёмов организации деятельности в каждом конкретном классе. Для разных возрастных групп можно усложнить вопросы викторины с учетом пройденных тем по истории и географии.

На занятии учащимся могут быть предложены следующие варианты заданий:

Задание. Сравнить определения слова «патриотизм» в разных словарях и выявить в них общее. Записать получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).

Работа с интерактивным заданием «История моей страны» Задача: лента времени направлена на формирование представления учащихся об основных военных событиях в русской истории.

Прочитать отрывок из статьи Н.М. Карамзина. Привести примеры ситуаций, которые иллюстрируют идеи автора о патриотизме и патриотах.