Файл: Принципы предпринимательского права основные подходы к пониманию принципов права, система, формы закрепления, содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 707

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стратегический контроль имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения ее конечных целей и ведется не только по количественным, но и качественным показателям: - уровню производительности труда, внедрению и использованию достижений НТР, новых методов работы, технологий как в организации в целом, так и в ее подразделениях.
Оперативный контроль, который на практике сливается с (итеративным управлением, проводится буквально одновременно с выполнением основной работы, ориентирован на текущую производственную и хозяйственную деятельность, в частности движение изделий в рамках технологического процесса (последовательность операций, нормы времени на их выполнение, качество труда); загрузку оборудования; соблюдение общего графика работы; наличие запасов, незавершенного производства и готовой продукции, уровень текущих затрат, текущее расходование денежных средств. На уровне отдельных операций осуществляется операционный контроль.
Важнейшим объектом предварительного и текущего контроля является качество продукции и услуг. Отправным моментом служит разработка стандартов, исходящих из производственных условий, традиций самого предприятия, требований рынка.
Текущий контроль может быть сплошным (статистическим) и выборочным (если число его объектов слишком велико или для проверки требуется разрушать изделие).
Сплошной контроль требует высоких затрат, поэтому, когда необходимо принять решение о приемке большой партии изделий, применяют выборочный контроль по результатам испытаний.
Выборочный контроль требует меньше затрат, но связан с риском случайных ошибок. Их можно снизить путем увеличения размера выборки, но при этом соответственно будут расти расходы.
Назначение контроля и регулирования можно сформулировать следующим образом:
• фиксирование результата управленческой деятельности и ее оценка;
• фиксирование результатов деятельности конкретных исполнителей и ее оценка;
• фиксирование результатов и оценка реализованных мероприятий;
• разработка рекомендаций или мероприятий в целях ликвидации отклонений для повышения эффективности деятельности подразделений и исполнителей.

Юридическая ответственность за правонарушения в сфере рекламной деятельности содержит в себе все признаки ретроспективной юридической ответственности вообще, но, вместе с тем, обладает значительной спецификой, связанной с предметной областью ее действия.

Ретроспективная юридическая ответственность в сфере рекламы возникает вследствие нарушения субъектом рекламной деятельности обязанностей, установленных государством либо соглашением и выраженных в правовых нормах. Это всегда ответственность за правонарушение. Ретроспективная юридическая ответственность в сфере рекламы – ведущий элемент механизма правовой охраны устраивающих государство и выгодных ему рекламных отношений.
Юридическая ответственность за правонарушения в сфере рекламы – многоплановая категория. Она выступает:
а) как негативный вариант правового регулирования рекламной деятельности;
б) как средство укрепления законности в сфере рекламного бизнеса;
в) как средство воспитания законопослушных субъектов рекламной деятельности, культивирования потребительского вкуса, как метод повышения уровня правового сознания и юридической культуры должностных лиц, органов государства, общественных объединений, представителей рекламной индустрии.
Краткий анализ существенных признаков ретроспективной юридической ответственности в сфере рекламной деятельности позволит раскрыть ее специфику. При этом за основу возьмем типичные признаки ретроспективной юридической ответственности.
Во-первых, по своей природе она – особое политико-правовое и морально-психологическое, коммуникативное состояние, возникшее вследствие «сбоя» при передаче и приему рекламной информации.
Во-вторых, она – вид и мера государственного принуждения. Юридическая ответственность в сфере рекламной деятельности – своеобразная осуждающая реакция государства на противоправное поведение субъекта рекламной деятельности. Государство причиняет нарушителю установленных рекламных отношений указанные в законе лишения личного или имущественного характера, не считаясь с его желанием, принуждая его тем самым к исполнению требований права. Правовая ответственность в сфере рекламы – реализация санкции юридической нормы в случае правонарушения. Вместе с тем, это элемент правовой ориентации и средство социального контроля за юридически значимой рекламной деятельностью.
В юридической литературе нет единства во взглядах по вопросу: какое именно государственное принуждение является юридической ответственностью. Более правильной представляется точка зрения авторов (С.С. Алексеев), которые понимают под юридической ответственностью лишь те меры государственного принуждения, которые связаны с обременениями, штрафными и иными дополнительными лишениями. Трудно согласиться в этой связи с мнением С.Н. Братуся о том, что юридическая ответственность – принуждение к исполнению обязанности3. Нельзя отрицать, что исполнение обязанностей – главное для законности и правопорядка. Но исполнение обязанности – это безусловное требование юридической нормы. Если обязанный субъект права в качестве единственного «неблагоприятного» последствия должен будет исполнить требование, которым он пренебрег, то вряд ли в будущем он удержится от повторного неисполнения. Юридическая ответственность, думается, должна исключить в перспективе отказы от исполнения обязанности. Поэтому ответственность должна быть построена таким образом, чтобы субъект рекламной деятельности испытывал воздействие неблагоприятных последствий именно за неисполнение в срок и должным образом установленной юридической обязанности.


Государственное принуждение – понятие более широкое, чем ответственность. К государственному принуждению, кроме мер юридической ответственности, принято относить:
а) меры защиты;
б) меры пресечения;
в) меры профилактики.
Не все меры государственного принуждения в сфере рекламной деятельности являются мерами правовой ответственности.
Например, принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения, допустим похищенного рекламного щита, принудительное взыскание долга за производство и размещение рекламы – меры защиты нарушенных прав, но юридической ответственностью они не являются. Принудительно-профилактические меры (например, ограничение свободы передвижения при размещении рекламы на закрытых территориях) также мера государственного принуждения, но к правовой ответственности эти меры отношения не имеют.
В-третьих, юридическая ответственность в сфере рекламной деятельности – состояние, при котором нарушитель норм рекламного права претерпевает неблагоприятные последствия. Юридическая ответственность в рекламной сфере – это всегда определенный вид правового лишения, ограничения, обременения, урон для нарушителя требований рекламного законодательства. Правонарушитель отдает отчет о своем поведении. Он должен быть способен дать этот отчет. Именно поэтому юридическая ответственность в сфере рекламы – единство объективного и субъективного.
В-четвертых, юридическая ответственность в сфере рекламы возникает и реализуется только на основе и в пределах норм рекламного права. Юридическая ответственность определяется санкциями норм этой отрасли права.
В-пятых, юридическая ответственность наступает за лично совершенное рекламное правонарушение.
Юридическая ответственность в сфере рекламной деятельности – последствие нарушения норм рекламного права.
Рекламное правонарушение является не только основанием, но и самим моментом возникновения ретроспективной юридической ответственности в сфере рекламы.
Ведение ненадлежащей рекламы – вот обобщенное противоправное поведение, влекущее юридическую ответственность в рассматриваемой сфере.
В-шестых, юридическая ответственность в рекламной сфере осуществляется в специальных процессуальных формах. В зависимости от вида рекламного правонарушения процедуры разнятся по степени сложности, длительности, документальному оформлению, основаниям обжалования.
Итак, юридическая ответственность в сфере рекламной деятельности – возникшее в результате лично совершенного рекламного правонарушения и предусмотренное нормой рекламного права политико-правовое состояние, когда компетентный орган, должностное лицо, гражданин либо уполномоченная общественная организация на основе закона и в специальной процедурной форме возлагает на правонарушителя определенную меру лишений, а правонарушитель претерпевает неблагоприятные последствия за ведение ненадлежащей рекламы.

74. Договоры в сфере рекламы. Договор о размещении рекламной конструкции на государственном или муниципальном земельном участке.

Наиболее распространенными в сфере рекламы являются договоры подряда и возмездного оказания услуг.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить ее.
Данный договор порождает обязательства по выполнению определенной работы, направленной на достижение конкретного результата. Именно обязательства подрядного типа возникают между заказчиком и изготовителем рекламной продукции.
Договор подряда является консенсуальным, возмездным, взаимным.
Договор подряда на изготовление рекламной продукции не имеет специального правового регулирования, поэтому к нему применимы положения параграфа 1 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации «Общие положения о подряде».
Сторонами договора подряда являются заказчик и подрядчик. Заказчиком может быть организация (юридическое лицо), предприниматель, простой гражданин. Подрядчиками также могут быть любые лица, которые обладают соответствующей право– и дееспособностью. Для выполнения различных видов работ в соответствии с Законом о лицензировании требуется лицензия. Так, подлежат лицензированию:
• проектирование зданий и сооружений (в том числе средств наружной рекламы);
• строительство зданий и сооружений (в том числе установка и монтаж средств наружной рекламы).
Функции подрядчика могут распределяться между несколькими субъектами – в этом случае в обязательстве выделяются генеральный подрядчик и субподрядчики. Генеральный подрядчик вправе привлекать к исполнению своих обязательств субподрядчиков, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить работу лично (пункт 1 статьи 706 ГК РФ). Ответственность перед заказчиком при привлечении субподрядчиков несет генеральный подрядчик.
При изготовлении рекламы рекламопроизводитель – рекламное агентство – часто привлекает к выполнению работ нескольких подрядчиков: по различным договорам подряда заказывает изготовление печатной рекламы, средств наружной рекламы и т. д. Предметом договора подряда является конкретный результат выполненной работы, который выражается либо в создании новой вещи (продукции), либо в изменении (восстановлении, улучшении) уже существующих вещей (например, ремонт оборудования). От договора оказания услуг договор подряда отличается прежде всего тем, что результат работы существует отдельно от исполнителя (подрядчика) и может быть им гарантирован.

К форме договора подряда не предъявляются какие-либо особые требования. Чаще договор подряда заключается в простой письменной форме.
Важным элементом договора подряда и возникающего из него обязательства является срок выполнения работ: начальный и конечный срок указываются в договоре, также могут быть предусмотрены сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки) (пункт 1 статьи 708 ГК РФ). Как правило, срок выполнения работы зависит от пожеланий заказчика, возможностей подрядчика, особенностей технологического процесса выполнения работ. Установленные договором сроки являются обязательными как для подрядчика, так и для заказчика. Просрочка подрядчика позволяет заказчику отказаться от оплаты договора и требовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 405 ГК РФ). Просрочка заказчика в принятии работы влечет переход риска случайной гибели изготовленной вещи на заказчика (пункт 7 статьи 720 ГК РФ), а также право подрядчика самостоятельно реализовать результат работы (пункт 6 статьи 720 ГК РФ).
Цена договора подряда – денежная сумма, которую заказчик должен заплатить подрядчику за выполненную работу. В договоре указывается конкретная сумма в рублях или в иных денежных единицах либо способ определения цены договора. Цена в договоре подряда включает две части – компенсацию издержек подрядчика (расходы на материалы, оборудование, заработную плату работников и т. п.) и причитающееся ему вознаграждение (прибыль). Часто при выполнении сложных работ цена определяется путем составления сметы. Для придания смете юридической силы она должна быть согласована с заказчиком. Смета может быть твердой (диспозитивная норма) или приблизительной (при наличии специального указания в договоре). Если возникла обоснованная необходимость существенного превышения определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся с превышением сметы, вправе отказаться от договора, оплатив цену за выполненную часть работы (пункт 5 статьи 709 ГК РФ). При существенном изменении обстоятельств, влекущем увеличение цены работы (пункт 6 статьи 709 ГК РФ), подрядчик вправе требовать увеличения цены работы, а в случае отказа заказчика – расторжения договора.
Экономия подрядчика, если она не повлияла на качество работ, не ведет к уменьшению цены работы, однако договором может быть предусмотрено распределение полученной подрядчиком экономии между сторонами.