Файл: Принципы предпринимательского права основные подходы к пониманию принципов права, система, формы закрепления, содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 710

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обязательном соблюдении определенных требований, которые предусмотрены законом. Если объектом концессионного соглашения являются объекты централизованных систем холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения, теплоснабжения, отдельные объекты таких систем, то для изменения условий соглашения, требуется согласие антимонопольного органа. В случае изменения существенных условий концессионного соглашения, указанных ранее объектов, необходимо предварительное согласие уполномоченного органа, который компетентен в сфере регулирования тарифов в области водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения. Требование изменения существенных условий концессионного соглашения по инициативе концессионера должно в обязательном порядке подлежать рассмотрению со стороны концедента. Изменение может быть связано по причине: 1. исполнение сделки стало невозможным в те сроки, которые были определены в соглашении из-за обстоятельств непреодолимой силы; 2. изменены обстоятельства, на которые стороны опирались при заключении соглашения 3. если вынесено решение федеральным антимонопольным органом или судом, вступившее в силу и при невозможности исполнить концессионером или концедетом определенные соглашением обязанности из-за решения, действий или бездействий государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц. Важно отметить также, что необходимо соблюдение требований, предусмотренных бюджетным Законодательства Российской Федерации, в случае если решение об изменение концессионного соглашения может повлечь изменения расходов или доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Изменение условий концессионного соглашения концедентом осуществляется по согласованию с антимонопольным органом, в случае, если со стороны концедента выступает муниципальное образование или субъект Российской Федерации. Правительством Российской Федерации устанавливается перечень оснований, на основании которых могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения. Также в перечне отражен порядок согласования изменений с антимонопольным органом. По требованию одной из сторон концессионное соглашение может быть изменено в судебном порядке по общим основаниям, которые предусмотрены для изменения гражданско-правовых договоров. Далее перейдем к рассмотрению расторжения концессионного соглашения. Концессионное соглашение может быть расторгнуто по требованию одной из сторон в судебном порядке.
Существенными основаниями, по которым может произойти расторжение концессионного соглашения, являются [3]: во-первых, нарушения условий одной из сторон соглашения; во-вторых, изменения обстоятельств, на основании которых было заключено соглашение; в-третьих, по иным основаниям, предусмотренным концессионным соглашением и законом. В случае неисполнения и ненадлежащего исполнения сторонами своих обязательств, одна и сторон направляет другой стороне письменное предупреждение о невыполнении ее обязательств в срок. Если в установленный срок не были исполнены надлежащим образом обязательства, сторона вправе подать заявление в суд о досрочном расторжении или изменение концессионного соглашения. Существенными нарушениями условий концессионного соглашения концессионером являются: 1) нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по вине концессионера; 2) использование (эксплуатация) объекта концессионного соглашения в целях, не установленных концессионным соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения; 3) приводящее к причинению значительного ущерба концеденту неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 4) прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, без согласия концедента, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также положениями иных нормативных правовых актов; 5) неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по водоотведению, услуг транспорта общего пользования. Существенными нарушениями условий концессионного соглашения концедентом являются: 1) невыполнение в установленный срок обязанности по передаче концессионеру объекта концессионного соглашения; 2) передача концессионеру объекта концессионного соглашения, не соответствующего условиям концессионного соглашения (в том числе описанию, технико-экономическим показателям, назначению объекта концессионного соглашения), в случае, если такое несоответствие выявлено в течение одного года с момента подписания сторонами концессионного соглашения акта приема-передачи объекта концессионного соглашения, не могло быть выявлено при его передаче концессионеру и возникло по вине концедента; 3) невыполнение принятых на себя концедентом обязательств по его расходам на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения или выплате платы концедента по концессионному соглашению. Действия или бездействия концедента или концессионера, могут быть также предусмотрены в концессионном соглашении, в случае если данные нарушения являются существенными нарушениями условий концессионного соглашения В случае досрочного расторжения концессионного соглашения концессионер вправе требовать возмещения расходов от концедента. Затраты могут быть связаны на создание и (или) реконструкцию объекта, кроме аналогичных расходов, которые были понесены концедентом. В соответствии с условиями концессионного соглашения устанавливаются порядок и сроки такого возмещения.



83. Соглашения о разделе продукции: стороны, предмет, содержание, порядок заключения, изменения, расторжения.

Государство, являясь гарантом осуществления социально- экономических функций для общественного сектора, заинтересовано в партнерстве с бизнес-структурами, которые могут способствовать эффективной реализации государственных обязательств. Одним из вариантов взаимодействия экономических секторов в рамках государственно-частного партнерства можно считать соглашение о разделе продукции (СРП).
Соглашение о разделе продукции (далее - СРП) представляет собой специальный тип договора об организации совместного предприятия, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр[1], указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск[2]. На практике такой договор обычно заключается между зарубежной добывающей компанией (подрядчиком) и государством (Правительством Российской Федерации), уполномочивающим подрядчика провести поисково-разведочные работы и эксплуатацию недр в пределах определенной области (контрактной территории) в соответствии с условиями соглашения.
Сторонами СРП являются, с одной стороны, Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступает высший исполнительный орган государственной власти или иные уполномоченные им органы, а с другой стороны - инвесторы.
К инвесторам в рамках рассматриваемого соглашения относят юридических лиц и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.
Основу нормативно-правовой базы для СРП составляет Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", в который были внесены последующие изменения и дополнения. Кроме того, Президентом и Правительством Российской Федерации принят ряд подзаконных актов (указов, постановлений и распоряжений), регламентирующих деятельность участников таких соглашений.

Однако первым практическим шагом на пути возникновения и становления СРП стало издание Президентом Российской Федерации Указа от 24 декабря 1993 г. N 2285 "Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами", который, в свою очередь, являлся основой для принятия вышеназванного Федерального закона.
Специальный налоговый режим, устанавливаемый для инвесторов в рамках СРП, регулируется гл. 26.4 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, обусловливающей определенные обязанности инвесторов в качестве налогоплательщика и плательщика сборов, а также освобождающей их от уплаты определенных налогов и сборов[3].
В экономике Российской Федерации институт государственночастного партнерства корректирует существенные недостатки на рынке, а также деятельность государства в целом. Данная форма взаимодействия государства и частного сектора позволяет удовлетворить потребности одного субъекта экономических отношений за счет возможностей другого[4].
Особым видом сотрудничества государства и бизнеса являются соглашения о разделе продукции (СРП) в рамках государственночастного партнерства. Б.Е. Шишков проводит параллель между концессией и соглашениями о разделе продукции, но вместе с тем указывает на существенное различие - основной целью соглашений является получение партнерами прибыли в виде готовой продукции[5].
Частный партнер, выступая инвестором, несет затраты на производство продукции, подвержен риску неполучения прибыли. В свою очередь государство берет на себя обязанности по решению административных вопросов для инвесторов, созданию условий их функционирования.
В силу того, что концессионное соглашение является наиболее распространенным в Российской Федерации механизмом ГЧП, судебная практика по концессиям весьма обширна. Основные выводы будут проанализированы ниже.
Во-первых, в случае, если при анализе положений договора или нескольких договоров, чья правовая природа неясна, суд приходит к выводу, что договор (договоры) содержит все существенные условия концессионного соглашения, такой договор (договоры) квалифицируются как концессионные соглашения вне зависимости от того, на какие нормы опирались стороны при его (их) составлении. Такой подход применяется, в частности, к инвестиционным соглашениям и иным договорам с инвестиционными обязательствами частной стороны[6].
С другой стороны, судебной практике известны случаи, когда суды занимают обратную позицию, квалифицируя договоры так, как это задумывалось сторонами. Так, например, ФАС (сегодня - АС) Поволжского округа рассматривал соглашение, по которому публичноправовое образование передало в безвозмездное пользование частному лицу объекты электроэнергетики, обусловив такую передачу: 1) принятием частным лицом на себя инвестиционных обязательств по реконструкции и модернизации таких объектов, 2) разделением прибыли от эксплуатации объектов между таким и лицом и публичным образованием. Суд не