Файл: Спрос на трудовые ресурсы исторические, экономические и политические аспекты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
последующей капитализацией того же залога, отраженной в рыночной котировке продаваемых ценных бумаг» [8]. Веблен обращает внимание на цепной характер кризисных явлений: требование по платежу предъявляется по цепочке от одного заёмщика к другому, рыночная котировка залогов участников всей цепи снижается [9, с. 114]. Качество жизни участников цепи ухудшается, что приводит к снижению работоспособности и стимулирует кризис в экономике. Кроме того Веблен отрицал наличие материально-физического перепроизводства, акцентируя внимание на финансовой причине ощущения излишек: экономика сталкивается с «трудностью потребления» [8] со стороны общества на фоне сокращения доходов общества. Материально предложение потребительских благ не превышает способность потребления. Последователем Торстейна Веблена является Уэсли Клэр Митчелл, представитель институционально-статистического направления. В частности Митчел занимался изучением цикличных процессов в экономике, основные идеи опубликовал в труде 1913 г. – «Деловые циклы». Митчел обращает внимание читателей, что на основе проанализированных кризисных циклов не стоит выделять единые и постоянные причины кризиса в экономике. Каждый кризис уникален и порождается множеством факторов [10]. Джон Морис Кларк, как и Митчел, изучал процесс цикличности кризисов. Кларк разделял идею Митчела о необходимости государственного регулирования циклов, акцентируя внимание на встроен ных стабилизаторах экономики. Налоговую политику государства Кларк считал эффективным стабилизатором. Джон Кеннет Гэлбрейт, аналогично остальным представителям институционализма, отмечал многофакторность причин, порождающих кризисы. В труде Гэлбрейта «Великий крах 1929 года» консолидировано пять взаимодополняющих причин: неравенство доходов населения, «разрушительный эффект обратного рычага» (закредитованность крупных холдингов, и их зависимость от регулярных поступлений филиалов), несбалансированность банковской системы, несбалансированность торгового баланса, низкий уровень экономической грамотности представителей правящего класса [11]. Научно-техническую революцию институционалисты считают эффективным инструментом преодоления кризиса, поскольку научно-техническая революция изменяет характер труда, повышает качество жизни общества. Ядром теории Джона Мейнарда Кейнса служит идея эффективного государственного регулирования рыночной экономики. В рамках своей книги «Общая теория занятости, процента и денег», Кейнс указал, что основной причиной инфляции выступают избыточные расходы населения. На этой стадии посредством налогообложения должно вмешаться государство, как основной стабилизатор и регулятор, и склонить население к сбережению. Но если наступает рецессия, то ее причиной являются недостаточные расходы, а при таком положении дел государство должно увеличить свои собственные расходы, лучше всего посредством бюджетного дефицита, обеспечивая совокупный национальный поток расходов. Получается, что как только спрос населения падает, государство его
восполняет посредством инвестирования в производство, производители осуществляют найм работников, обеспечивают их заработной платой, как следствие рабочий класс начинает увеличивать спрос. Именно недостаточный совокупный спрос, по мнению Кейнса, являлся первопричиной возникновения кризисов в экономике. Недостаточный совокупный спрос не возникал стихийно, а выступал в качестве следствий двух причин: основного психологического закона общества и невысокой нормой прибыли на капитал. Кейнс утверждал, что предельная склонность к сбережению фиксирована и зависит от дохода, а не от каких-то изменений в предпочтениях, что в корне противоречило теории австрийской школы [12]. В качестве основы экономических процессов у Кейнса выступает психологическая характеристика природы человека, то есть «основной психологический закон». Суть психологического закона состоит в том, что рост дохода и потребления не пропорционален, а именно: увеличение потребления при росте дохода, увеличивается в меньшей мере, чем доход [12]. Получатся, опережа- ющий потребление рост дохода приводит экономику к состоянию недостаточного совокупного спроса. Более того, по мнению кейнсианской научной школы, любое увеличение сбережений ведет к сокращению дохода, а не к увеличению инвестиций, с точки зрения кейнсианской теории, чем больше вы сберегаете, тем меньше вы зарабатываете, и наступает рецессия в экономике. В этом и заключается «парадокс бережливости» [12]. Если рассматривать вторую причину недостаточного совокупного спроса, как невысокую норму прибыли на капитал, более подробно, то суть данной причины заключается в следующем: невысокая норма прибыли на капитал является следствием высокого уровня процента; капиталисты предпочитают держать капитал в ликвидной, то есть денежной, форме; инвестиции минимизируются, не обеспечивается занятость в обществе и наступает сокращение совокупного спроса. При одновременном воздействии на экономику роста сбережений общества и нежелания инвестировать в производство со стороны капиталистов возникает недостаточное потребление, которое уменьшает совокупный спрос – экономика рецессирует. Кейнс делает вывод, что стихийный рыночный механизм обрекает экономику на кризис, следовательно, необходимо вмешательство государства с целью регулирования эффективного спроса, как потребительского, так и инвестиционного. Сильная сторона кейнсианской школы заключается в математическом моделировании процессов в экономике. На смену кейнсианства во второй половине XX века приходит монетаризм. Революционная теория Кейнса подверглась сомнению в результате кризисных явлений в экономике США 1970–1980 гг. Милтон Фридман центральным положением антикризисного управления считал сдерживание темпов роста денежной массы. Анализируя регулирующее воздействие государства на экономику, Фридман обозначил его негативное влияние при вмешательстве в рыночную систему, которая является саморегулирующейся. Резюмируя основные положения концепции Фридмана, опубликованные в совместном с Анной Шварц труде «Монетарная история Соединенных Штатов, 1867– 1960» мы приходим к выводу, что вмешательство государства в экономику должно заключаться в контроле денежной массы и подавлении инфляции. Налоговая и бюджетная политика должна стимулировать рост производства. По причине того факта, что рынок обладает способностью к самоорганизации и саморегулированию, роль налогового регулирования должна снизиться.
16.Ключевые инструменты государственной социально-экономической политики для нивелирования неравенства в доходах
Классификация инструментов государственного финансового регулирования социально-экономического неравенства
Развивающимся странам приходится довольствоваться условным базовым доходом не только по при- чине недостаточности финансовых ресурсов для проведения более широкой поддержки бедного насе- ления, но также из-за рисков роста инфляции спроса.
Повышение качества государственного управления и борьба с коррупцией являются жизненно не- обходимыми факторами повышения эффективности регулирования социально-экономического нера- венства «снизу» по объективным причинам, главным образом за счет получения более высокой отдачи от государственных расходов.
Большую роль для экономической эффективности регулирования социально-экономического нера- венства «снизу» играют монетарные власти, задачей которых является контроль инфляции и создание условий для роста реальных располагаемых доходов нижней 50 % доли домохозяйств. Во многом тем- пы роста доходов этой группы домохозяйств зависят от того, как быстро правительство индексирует различные трансферты населению. В истории современной России можно выделить достаточно много периодов, когда темпы роста потребительской инфляции превышали скорость роста доходов нижних 50 % населения, поэтому средний уровень жизни у них в лучшем случае стагнирует, сводя все усилия регуляторов на нет [7]. Кроме этого, в периоды экономических и финансовых кризисов правительство развивающихся стран часто прибегает к практике замораживания индексации социальных трансфер- тов для снижения нагрузки на бюджет и сокращения бюджетного дефицита, что в условиях высокой инфляции также негативно влияет на уровень жизни нижних 50 % и особенно 20 % домохозяйств [13]. Группа
восполняет посредством инвестирования в производство, производители осуществляют найм работников, обеспечивают их заработной платой, как следствие рабочий класс начинает увеличивать спрос. Именно недостаточный совокупный спрос, по мнению Кейнса, являлся первопричиной возникновения кризисов в экономике. Недостаточный совокупный спрос не возникал стихийно, а выступал в качестве следствий двух причин: основного психологического закона общества и невысокой нормой прибыли на капитал. Кейнс утверждал, что предельная склонность к сбережению фиксирована и зависит от дохода, а не от каких-то изменений в предпочтениях, что в корне противоречило теории австрийской школы [12]. В качестве основы экономических процессов у Кейнса выступает психологическая характеристика природы человека, то есть «основной психологический закон». Суть психологического закона состоит в том, что рост дохода и потребления не пропорционален, а именно: увеличение потребления при росте дохода, увеличивается в меньшей мере, чем доход [12]. Получатся, опережа- ющий потребление рост дохода приводит экономику к состоянию недостаточного совокупного спроса. Более того, по мнению кейнсианской научной школы, любое увеличение сбережений ведет к сокращению дохода, а не к увеличению инвестиций, с точки зрения кейнсианской теории, чем больше вы сберегаете, тем меньше вы зарабатываете, и наступает рецессия в экономике. В этом и заключается «парадокс бережливости» [12]. Если рассматривать вторую причину недостаточного совокупного спроса, как невысокую норму прибыли на капитал, более подробно, то суть данной причины заключается в следующем: невысокая норма прибыли на капитал является следствием высокого уровня процента; капиталисты предпочитают держать капитал в ликвидной, то есть денежной, форме; инвестиции минимизируются, не обеспечивается занятость в обществе и наступает сокращение совокупного спроса. При одновременном воздействии на экономику роста сбережений общества и нежелания инвестировать в производство со стороны капиталистов возникает недостаточное потребление, которое уменьшает совокупный спрос – экономика рецессирует. Кейнс делает вывод, что стихийный рыночный механизм обрекает экономику на кризис, следовательно, необходимо вмешательство государства с целью регулирования эффективного спроса, как потребительского, так и инвестиционного. Сильная сторона кейнсианской школы заключается в математическом моделировании процессов в экономике. На смену кейнсианства во второй половине XX века приходит монетаризм. Революционная теория Кейнса подверглась сомнению в результате кризисных явлений в экономике США 1970–1980 гг. Милтон Фридман центральным положением антикризисного управления считал сдерживание темпов роста денежной массы. Анализируя регулирующее воздействие государства на экономику, Фридман обозначил его негативное влияние при вмешательстве в рыночную систему, которая является саморегулирующейся. Резюмируя основные положения концепции Фридмана, опубликованные в совместном с Анной Шварц труде «Монетарная история Соединенных Штатов, 1867– 1960» мы приходим к выводу, что вмешательство государства в экономику должно заключаться в контроле денежной массы и подавлении инфляции. Налоговая и бюджетная политика должна стимулировать рост производства. По причине того факта, что рынок обладает способностью к самоорганизации и саморегулированию, роль налогового регулирования должна снизиться.
16.Ключевые инструменты государственной социально-экономической политики для нивелирования неравенства в доходах
Классификация инструментов государственного финансового регулирования социально-экономического неравенства
Целевые группы населения/ домохозяйств | Развивающиеся стра- ны с низким уровнем дохода на душу населе- ния (доинстустриальные страны) | Развивающиеся страны со средним уровнем дохода на душу населения (индустри- альные страны) | Развитые страны с вы- соким уровнем дохо- да на душу населения (постиндустриальные страны) |
1. Нижние 50 % | 1.1.1. Расширенный доступ | 1.2.1. Регулирование минимального | 1.3.1. Государственные транс- |
домохозяйств | к здравоохранению и обра- | размера оплаты труда относитель- | ферты: пособия, пенсии, |
по доходам | зованию | но прожиточного минимума | стипендии, дотации, нало- |
и богатству | | | говые вычеты и пр. |
| 1.1.2. Условный базовый | 1.2.2. Условный базовый доход | 1.3.2. Безусловный базо- |
| доход | | вый доход |
| | 1.2.3. Негативная ставка налога | 1.3.3. Государственная по- |
| | на доходы физлиц | литика полной занятости |
| | 1.2.4. Государственная политика га- | с учетом притока трудо- |
| | рантированной занятости | вых мигрантов из развива- |
| | | ющихся стран |
2. Средние 40 % | 2.1.1. Государственные рас- | 2.2.1. Совершенствование трудово- | 2.3.1. Создание и развитие |
домохозяйств | ходы на высшее образование | го законодательства и системы тру- | системы комплексной соци- |
по доходам | и программы повышения | довых отношений, развитие проф- | альной защиты населения, |
и богатству | квалификации и перепод- | союзов и отраслевых стандартов | обеспечивающей нуждающи- |
| готовки кадров | на рынке труда | еся домохозяйства социаль- |
| 2.1.2. Специальные налого- | 2.2.2. Специальные налоговые ре- | ными пенсиями, условными |
| вые режимы и преференции | жимы и преференции для разви- | и безусловными трансфер- |
| для развития малого и сред- | тия малого и среднего предпри- | тами из бюджета, возмож- |
| него предпринимательства | нимательства | ностями получать товары |
| | | и услуги на льготной или |
| | | бесплатной основе и т.п. |
| | 2.2.3. Создание высококвалифици- | 2.3.2. Развитие систем соци- |
| | рованных рабочих мест | ального страхования |
Целевые группы населения/ домохозяйств | Развивающиеся стра- ны с низким уровнем дохода на душу населе- ния (доинстустриальные страны) | Развивающиеся страны со средним уровнем дохода на душу населения (индустри- альные страны) | Развитые страны с вы- соким уровнем дохо- да на душу населения (постиндустриальные страны) |
3. Верхние 10 % домохозяйств по до- ходам и богатству | 3.1.1. Налоги на наследство | 3.2.1. Антимонопольная политика | 3.3.1. Налоги на богатство |
3.1.2. Налоги на недвижи- мость | 3.2.2. Регулирование и надзор в сфе- ре корпоративных отношений, ог- раничивающее эксплуатацию ра- бочей силы | 3.3.2. Налоги на нетрудовые (рентные) доходы |
Развивающимся странам приходится довольствоваться условным базовым доходом не только по при- чине недостаточности финансовых ресурсов для проведения более широкой поддержки бедного насе- ления, но также из-за рисков роста инфляции спроса.
Повышение качества государственного управления и борьба с коррупцией являются жизненно не- обходимыми факторами повышения эффективности регулирования социально-экономического нера- венства «снизу» по объективным причинам, главным образом за счет получения более высокой отдачи от государственных расходов.
Большую роль для экономической эффективности регулирования социально-экономического нера- венства «снизу» играют монетарные власти, задачей которых является контроль инфляции и создание условий для роста реальных располагаемых доходов нижней 50 % доли домохозяйств. Во многом тем- пы роста доходов этой группы домохозяйств зависят от того, как быстро правительство индексирует различные трансферты населению. В истории современной России можно выделить достаточно много периодов, когда темпы роста потребительской инфляции превышали скорость роста доходов нижних 50 % населения, поэтому средний уровень жизни у них в лучшем случае стагнирует, сводя все усилия регуляторов на нет [7]. Кроме этого, в периоды экономических и финансовых кризисов правительство развивающихся стран часто прибегает к практике замораживания индексации социальных трансфер- тов для снижения нагрузки на бюджет и сокращения бюджетного дефицита, что в условиях высокой инфляции также негативно влияет на уровень жизни нижних 50 % и особенно 20 % домохозяйств [13]. Группа