Файл: Курсовая работа выполнена в рамках изучения дисциплины Бережливые производственные системы.docx
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В рейтингах конкурентоспособности Всемирного экономического форума 194 индикатора распределены по следующим 12 группам.
- Характеристики фирм. Характеризуют структуру стратегий национальных фирм, специфику прямых иностранных инвестиций.
- Базовые индикаторы стран. Содержат данные о темпах роста прибыли наиболее бедной части населения, инфляционных ожиданиях, дифференциации доходов, ВВП, ВВП на душу населения и темпах его роста.
- Индикаторы государственной и фискальной политики. Включают сведения о налоговой системе, структуре потребления, о государственных расходах, профиците дефиците бюджета.
- Институты. Определяемые экспертным путем показатели стабильности государственных и политических институтов, уровень бюрократии, коррупции, использования судов для решения деловых споров и др.
- Инфраструктура. Дороги, железные дороги, авиатранспорт, состояние телефонных сетей, доступ к Интернету и электронной почте, степень использования мобильной телефонной связи.
- Человеческий потенциал. Круг показателей по качеству образования в государственных школах, различиям в качестве школ, качеству здравоохранения, силе профсоюзов, численности безработных.
- Технология. Включает общее технологическое развитие, уровень преподавания математики в школах, научно-исследовательские институты, затраты государственного сектора на НИОКР.
- Финансы. Включает уровень развития финансовых рынков, доступность кредитов, состояние конкуренции в банковском секторе, ставка рефинансирования.
- Открытость для международной торговли и движения капитала. Включает скрытые барьеры внешней торговли, валютный курс, уровень поддержки экспорта со стороны государства, интегральную ставку тарифа, доступность на мировые рынки капитала.
- Внутренняя конкуренция. Показатели легкости начала нового бизнеса, государственной защиты новых предприятий; антимонопольной политики, спроса на инновации со стороны потребителей.
- Характеристика оперативной и стратегической деятельности компаний. Набор сведений о наличии брэндов международного уровня, уровня технологического развития, дизайна продукции, маркетинга, доступности человеческих ресурсов, уровня компетенции менеджеров высшего звена и др.
- Политика по охране окружающей среды. Круг представительных данных о контроле за воздушными и водными выбросами, а также за производством генетически модифицированных продуктов и др. [17]
Инструментом и конечным итогом данных сопоставлений являются страновые рейтинги по конкурентоспособности. Кроме того, для каждой страны составляется так называемый национальный баланс конкурентоспособности, в левой части которого представлены показатели, являющиеся с точки зрения разработчиков данных рейтингов конкурентными преимуществами страны, в правой части показатели, относимые к конкурентным слабостям.
2.2 Анализ стратегии развития конкурентоспособности российского предприятия на международном рынке производства товаров и услуг
Понятие стратегия уже плотно вошло в лексикон управленческой деятельности. Слово “стратегия”, в переводе с греческого означает “искусство развертки войск в битве” [16].
С точки зрения современных представлений относительно управления, стратегия - это не метафизический предмет, а сильная деловая концепция плюс ассортимент реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию (бизнес-концепцию) к созданию реального конкурентного преимущества [13].
В условиях международной конкуренции в разных отраслях для каждого предприятия должны четко формироваться свои международные стратегии, для более эффективного производственного процесса по отношению к своим конкурентами.
На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять, как фирма создаёт и удерживает конкурентное преимущество. На современном этапе возможности фирм не ограничены пределами их страны базирования. На роль глобальных стратегий в создании конкурентного преимущества следует обратить особое внимание, т.к. эти стратегии полностью меняют роль страны базирования.
Разрабатывая конкретную стратегию, фирмы стремятся найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная фирма, может принести успех.
Конкретная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса её изменения. В любой отрасли экономики - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже,- суть конкуренции выражается пятью силами:
-
угрозой появления новых конкурентов; -
угрозой появления товаров или услуг - заменителей; -
способностью поставщиков комплектующих изделий и т.д. торговаться; -
способностью покупателей торговаться; -
соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.
Фирмы должны не только реагировать на изменения структуры отрасли и пытаться самим изменить её в свою пользу, но и выбрать позицию в пределах отрасли.
Позиция в отрасли - это подход фирмы в целом к конкуренции, а не только её продукция или то, на кого она рассчитана.
Позицию в отрасли определяет конкурентное преимущество. В конечном счёте фирмы обходят своих соперников, если имеют прочное конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество делится на 2 основных вида:
1) более низкие издержки
2) дифференциация товаров.
Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Продавая товар по такой же (или примерно такой же) цене, что и конкуренты, фирма в этом случае получает бóльшую прибыль.
Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового количества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Дифференциация позволяет фирме диктовать высокие цены, что при равных с конкурентами издержках опять-таки даёт бóльшую прибыль.
Международная конкуренция проявляется и работает по-разному в разных отраслях. Существует две формы международной конкуренции.
В одном крайнем случае конкуренцию можно назвать многонациональной или межгосударственной, а затем она существует между странами, и конкуренция на каждом национальном рынке в значительной степени независима от конкуренции на национальных рынках других стран.
Например, банковский сектор существует во Франции, Бразилии и Японии, но условия конкуренции сильно различаются. Кроме того, репутация банка, его клиентская база и конкурентное положение в одной стране практически не влияют на способность банка успешно конкурировать в другой стране.
В отраслях, где преобладает многонациональная конкуренция, сила стратегии компании в одной стране и достигаемая ею конкурентоспособность в значительной степени ограничиваются этой страной и не распространяются на другие страны, в которых она осуществляет свою деятельность [12].
В случае многонациональной конкуренции существует не "международный рынок", а лишь определенная группа изолированных национальных рынков. Отрасли, функционирующие в условиях многонациональной конкуренции, включают пивоваренную промышленность, страхование жизни, швейную промышленность, металлургию, многочисленные виды пищевой промышленности (кофе, зерно, консервы, замороженные продукты) и многие виды розничной торговли.
На другом конце спектра - глобальная конкуренция
, в которой цены и конкурентные условия для всех национальных рынков взаимосвязаны и существует единый международный или глобальный рынок.
На рынке с глобальной конкуренцией конкурентная позиция компании влияет и зависит от позиций других компаний. Предприятия-конкуренты конкурируют со всеми другими предприятиями, расположенными во многих других странах. Это особенно актуально в странах с большими объемами продаж, где участие в конкуренции имеет стратегическое значение для укрепления позиций в мировой промышленности.
В условиях глобальной конкуренции общая конкурентоспособность предприятия состоит из целого комплекса его глобальных операций. Конкурентные преимущества создаются на национальной основе, к ним добавляются конкурентные преимущества, создаваемые деятельностью компании в других странах (владение предприятиями в странах с низкой заработной платой, возможность самостоятельно обслуживать потребителей в других странах, иметь благоприятную репутацию, которая может перемещаться из одной страны в другую).
Рыночная сила глобального конкурента прямо пропорциональна сумме его конкурентных преимуществ, полученных в разных странах. Глобальная конкуренция происходит на рынках автомобилей, телевизоров, автомобильных шин, телекоммуникационного оборудования, копировальных аппаратов, часов и коммерческих самолетов.
Отрасль может иметь сегменты с глобальной конкуренцией и сегменты с конкуренцией между несколькими странами. Например, в гостиничном бизнесе сегменты с низкими и средними ценами характеризуются в основном многонациональной конкуренцией, поскольку конкуренты, как правило, обслуживают клиентов в одной стране. Однако в секторах бизнеса и высшего класса конкуренция более глобализирована. Такие компании, как Nikki, Marriott, Sheraton и Hilton, имеют отели во многих международных центрах, используют глобальную систему бронирования и работают в соответствии с общими стандартами обслуживания и качества для обеспечения конкурентоспособности в обслуживании бизнесменов и путешественников, которые часто путешествуют на международном уровне.
В области судовых моторных масел существует глобальная конкуренция, поскольку суда перемещаются из одного порта в другой и требуют одну и ту же нефть независимо от того, где они находятся в порту. Репутация нефтяных брендов имеет мировое распространение, а успешные производители смазочных масел (Exxon, British Petroleum и Shell) работают на мировом рынке.