Файл: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Педагогика высшей школы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
44
Приложение 1
Сущность проблемного обучения заключается в постановлении перед учениками системами специальных учебных проблем и затягивания их в активный мыслительный процесс путем создания проблемных ситуаций, в которых и возникает желание решать проблемы. В проблемном обучении сочетаются возможности для формирования познавательной потребности и развития мышления.
Дидактический смысл проблемного обучения
Схема объяснительно- иллюстративного обучения
Схема проблемного обучения дидактический прием психологический механизм дидактический прием психологический механизм
1. предъявление учебного материла восприятие, память
1. проблемное задание
Зарождение проблемной ситуации и начало процесса мышления
2. закрепление знаний и типовых задачах, примеров, тренировках, учениях
Память
2.Предъявление учебного материала, решение проблем.
Восприятие, мышление, память.
3.Контроль сформировавшихся знаний, умений и навыков
Память, воспроизведение
3. закрепление знаний путем решения задач на «Период»
Мышление, память
4. Контроль сформовавшихся знаний, умений и навыков, а также «наличие переноса »знаний, способа действия развитие мышления способностей
45
Приложение 2
Задания для самостоятельной работы
по дисциплине «Педагогика высшей школы»
1. Раздел «Общие принципы педагогики высшей школы».
Уровни выполнения задания:
- реферат (базовая задача)
- задачи и вопросы для самоконтроля;
- тесты;
- участие в конференции, подготовка публикации;
- презентация.
Темы:
Место и роль педагогической науки в системе социально-экономического развития Украины.
История развития высшей школы. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта.
Особенности развития высших учебных заведений Украины в ХХ - начале XXI века.
Возникновение и развитие высшего инженерно-педагогического образования в Украине.
Философия образования XXI века.
Гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса в высшей школе.
Интеграционные процессы в современном образовании.
Демократизация образования как тенденция ее развития в XXI веке.
Методы исследования личности в психолого-педагогических науках.
Современные методологические аспекты педагогики высшей школы.
Роль личностно-ориентированного образования в современном обществе.
Индивидуализация учебно-воспитательного процесса в высшей школе: возможности и ограничения.
Болонский процесс и возможности модернизации высшей школы
Украины.
Социально-педагогическая среда вуза как объективный фактор формирования личности студента.
Особенность преподавателя высшего учебного заведения.
2. Раздел «дидактика». Технологии обучения в высшей школе.
Уровни выполнения задания:
- реферат (базовая задача)
- задачи и вопросы для самоконтроля;
- тесты;
- методическая разработка;
- проведение исследования;
- презентация;
- участие в конференции, подготовка публикации.
Темы:
46
Теоретические основы учебно-воспитательного процесса в высшей школе.
Закономерности и принципы обучения в высшей школе.
Проблемы обновления содержания образования в высшей школе
Украины.
Методы и средства обучения. Особенности их применения в высшей школе.
Формы организации обучения в высшей школе.
Лекция в вузе, методика подготовки и проведения.
Семинарские и практические занятия в высшей школе.
Лабораторные занятия, методика подготовки и проведения в вузе.
Самостоятельная работа студентов как условие развития и самоорганизации личности.
Контроль за учебно-познавательной деятельностью студентов.
Педагогическая и производственная практика студентов.
Проблемное обучение в высшей школе.
2.
1 2 3 4
Раздел «Инновационные технологии обучения»
Уровни выполнения задания:
- реферат (базовая задача)
- задачи и вопросы для самоконтроля;
- тесты;
- методическая разработка;
- проведение исследования;
- презентация;
- участие в конференции, подготовка публикации.
Темы:
Сущность педагогической инноватики.
Пути обновления системы высшего образования.
Формирование готовности будущих педагогов к инновационной деятельности в школе (ПТУ, вузов) средствами моделирования.
Дифференцированное обучение в высшей школе.
Игровые технологии обучения.
Кредитно-модульная система организации учебного процесса.
Личностно-ориентированное обучение в высшей школе.
Дистанционное обучение в системе образования.
Электронный контакт, презентация - средства современной лекции в высшей школе.
Моделирование на основе электронной презентации.
Условия эффективности интеграции информационных технологий в учебный процесс высшей школы.
Формирование профессионализма у студентов высших учебных заведений средствами интеграционных и игровых технологий.
Моделирование профессиональной деятельности средствами информационных технологий.
Активные методы обучения в высшей школе.
Уровни выполнения задания:
- реферат (базовая задача)
- задачи и вопросы для самоконтроля;
- тесты;
- методическая разработка;
- проведение исследования;
- презентация;
- участие в конференции, подготовка публикации.
Темы:
Сущность педагогической инноватики.
Пути обновления системы высшего образования.
Формирование готовности будущих педагогов к инновационной деятельности в школе (ПТУ, вузов) средствами моделирования.
Дифференцированное обучение в высшей школе.
Игровые технологии обучения.
Кредитно-модульная система организации учебного процесса.
Личностно-ориентированное обучение в высшей школе.
Дистанционное обучение в системе образования.
Электронный контакт, презентация - средства современной лекции в высшей школе.
Моделирование на основе электронной презентации.
Условия эффективности интеграции информационных технологий в учебный процесс высшей школы.
Формирование профессионализма у студентов высших учебных заведений средствами интеграционных и игровых технологий.
Моделирование профессиональной деятельности средствами информационных технологий.
Активные методы обучения в высшей школе.
47
Дидактические возможности информационных технологий при практическом обучением.
Книга, средства Internet в системе профессиональной подготовки.
3.
Раздел «Воспитание в высшем профессиональном учебном
заведении»
Уровни выполнения задания:
- реферат (базовая задача)
- задачи и вопросы для самоконтроля;
- тесты;
- методическая разработка;
- проведение исследования;
- презентация;
- статья.
Темы:
4.1. Воспитание как социально-личностное явление.
4.2. Содержание и структура воспитательной деятельности в высшем заведении.
4.3. Роль и значение деятельности куратора академической группы.
4.4. Воспитательная работа со студенческой молодежью. Состояние и перспективы совершенствования (на конкретных примерах).
4.5. Куратор как фасилитатор учебно-познавательной деятельности студентов.
4.6. Роль студенческого самоуправления в демократизации деятельности вузов.
4.7. Задача национального воспитания студенческой молодежи в вузе.
4.8. Нравственное воспитание студенческой молодежи.
4.9. Трудовое воспитание студентов.
4.10. Экономическое воспитание студентов.
4.11. Экологическое воспитание студентов.
4.12. Правовое воспитание студенческой молодежи.
4.13. Эстетические анкеты формирования личности будущего инженера- педагога.
4.14. Гендерное воспитание. Гендерные особенности в поведении и деятельности студентов.
4.15. Физическое воспитание студентов.
4.16. Превентивное воспитание студенческой молодежи.
4.17. Критерии воспитанности личности.
4.18. Методика воспитательной работы куратора в академической группе.
4.19. Формы воспитательной работы в высшем учебном заведении.
4.20. Формирование профессионально важных качеств инженера- педагога.
48
Приложение 3
Таблица №1. Индивидуальные задания
№ п/п
Горно-геологические условия
Технологии
Техника
Новации
1 2
3 4
5
Элементы залегания угольных пластов
(мощность, угол падения, простирание)
Классификация пород кровли по устойчивости
Обрушаемость кровли угольных пластов
Геологические нарушения в залегании угольных пластов
Горное давление
1.
Сплошная система разработки
2.
Столбовая система разработки
3.
Система вскрытия шахтных полей
4.Вскрытие штольнями
5.
Этажная подготовка
6.
Панельная подготовка
Комбайны
1. МК67М
2. К103 3. КА80 4. 1ГШ68 5. 2КШ3 6. 2ГШ68Б
7. КШ1КГУ
8. КШ3М
9. 1КШЕ…
Струговые установки
1. СН75М
2. СО75М
3. УСТ2М
4. УСТ4…
1. ОМК
2. Электра
3. Забже
4. КGE-720F
5. KSW-2000E
6. SL-500 7. П110-04 8. AM-105G
9. EBZ-160 10.
Шицзячжуан
11. Claas
Lexion
600 TT
12. 1КВ-1600 13. КП-25 14. КСП-32 15. КП-200 16. R-130 17. КР-150
…
49
Учебное издание
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к практическим занятиям по дисциплине:
«
Педагогика высшей школы
»
для студентов направления подготовки
Профессиональное обучение (по отраслям), магистерские программы: «Экономика и управление», «Информационные технологии и системы», «Электроснабжение», «Безопасность технологических процессов и производств», «Горное дело. Подземная разработка пластовых месторождений», «Горное дело. Электромеханическое оборудование, автоматизация процессов добычи полезных ископаемых и руд», «Горное дело.
Технологическая безопасность и горноспасательное дело», «Профессиональная психология», «Управление персоналом».
С о с т а в и т е л ь:
Карчевская Наталья Васильевна
Печатается в авторской редакции.
Компьютерная верстка и оригинал-макет автора.
Подписано в печать ______________
Формат 60х84 1
/
16
. Бумага типограф. Гарнитура Times
Печать офсетная. Усл. печ. л. _____. Уч.-изд. л. _______
Тираж 100 экз. Изд. №______. Заказ №______. Цена договорная.
Издательство Луганского государственного университета имени Владимира Даля
Свидетельство о государственной регистрации издательства
МИ-СРГ ИД 000003 от 20 ноября 2015г.
Адрес издательства:91034, г. Луганск, кв. Молодежный, 20а
Телефон: 8 (0642) 41-34-12, факс: 8 (0642) 41-31-60
E-mail: izdat.lguv.dal@gmail.com http: //izdat.dahluniver.ru/
50
51
52