Файл: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Педагогика высшей школы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9 организации и проведения семинаров, практических работ, лабораторных работ.
3. Подготовка и проведение лабораторных работ.
4. Подготовка и проведение индивидуальных занятий, консультаций и колоквиумов.
5. Проведение фрагментов занятий согласно индивидуальным заданиям.
Содержание отчета
1. Тема, цель работы.
2. Ответ на тест.
3.Розроблени дидактические проекты из лекций, семинаров, практических работ, лабораторных работ.
4..Индивидуальни задания по теме занятия
5. Выводы по работе.
Задания для самостоятельной работы
1. Назовите основные задачи становления образования и воспитания в
XXI веке (на основе анализа Национальной доктрины развития образования).
2. Что вы понимаете под принципами дидактики?
3. Укажите требования основных принципов обучения в высшей школе.
4. В какой мере в используемых вами учебных пособиях реализованы требования принципов обучения?
5. Посетите занятия преподавателей (лекции, семинары, практические) роанализуйте методы, средства и приемы обучения, которые были ими использованы.
6. Составте подробный план проведения практического или лабораторного занятия по отдельной дисциплине, очертив его методическое обеспечение.
Задачи и вопросы для размышлений и самоконтроля
1. Ознакомьтесь с учебным планом своей специальности и определите в процентах количество часов, отводимых на лабораторные, практические, семинарские и другие формы занятий.
2. Выясните, как на профильной кафедре осуществляются разработка и методическое обеспечение проведения практических занятий.
3. Проанализируйте несколько семинарских, лабораторных занятий с точки зрения их эффективности.
4. Обозначьте основные дидактические задачи лабораторных, практических, семинарских занятий.
Контрольные вопросы
1. Чем определяется место семинарских и лабораторных занятий в высшей школе?
2. Какое место в учебно-воспитательном процессе занимают спецсеминара? Объясните технологию и методику их проведения.
3. В чем вы видите разницу между лабораторным и другими видами занятий?
4. Выясните дидактические задачи практических работ в высшей школе.
5. Какова роль упражнений в системе практических занятий? Приведите примеры использование упражнений из своих профессиональных дисциплин.
10 6. С помощью каких критериев вы оцениваете эффективность семинарских и лабораторных занятий?
7. В чем, по вашему мнению, заключается демократизм проведения семинарских занятий?
8. Раскройте сущность тьюторские подхода к организации обучения. Как вы относитесь к этому виду занятий
Литература
1. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А. А. Андреев.
-М., 2002. -264 с.
2. Попков, В. А. Теория и практика высшего образования / В. А. Попков,
А. В. Коржуев. - М.: МГУ, 2005. - 475 с.
3. Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы / Ю. В. Сорокопуд. —
Ростов н/Д: Феникс, 2011.-541 с.
4. Жук, О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О. Л. Жук. - Минск: РИВШ, 2009. - 363 с.
5. Новиков, А. М. Методология научного исследования / А. М. Новиков,
Д. А. Новиков. - М.: Либроком, 2010. - 280
Практическая работа № 4
Тема: Разработка дидактических материалов к различным технологиям обучения (проблемные, интерактивные, информационные).
Цель: обобщить знания о сущности деловой и ее роли в обучении, характерные ее признаки, структуру учебной игры: цели, предмет, сценарий, правила, оценки результатов; научиться разрабатывать деловые игры.
План занятия
1. Обсуждение теоретических вопросов.
1.1.Класификации технологий обучения.
1.2.Традиционная технология обучения.
1.3.Методические аспекты подготовки и проведения проблемного обучения в высшей школе.
1.4.Инновационные технологии обучения. Компьютерные технологии обучения в высшей школе. Дистанционное обучение.
1.5.Интерактивные технологии обучения.
2.Модульно-рейтинговая и кредитно-модульная технология обучения.
3. Разработка, защита индивидуальных заданий.
Содержание отчета
1.Тема, цель работы.
2. Ответ на тест.
3.Розробленные дидактические проекты с лекций, семинаров, практических работ, лабораторных работ с использованием инновационных технологии обучения.
4.Индивидуальные задания по теме занятия, их защита.
5. Выводы по работе.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию: инновационные технологии обучения
11 1. Дайте определение деловой игры.
2. Раскройте сущность деловой игры и ее роль в обучении.
3. Назовите психолого-педагогические принципы, которые раскрываются в учебной игре.
4. Определите структурные компоненты игры.
5. Объясните, почему деловая игра является модельным замещением двух реальностей: процессов производства и деятельности в ней специалистов.
Задачи и вопросы для размышлений и самоконтроля
1. Выразите свое отношение к дистанционному образованию.
2. Какие социально-экономические условия побуждают к внедрению дистанционного обучения?
3. В чем сущность получения дистанционного образования?
4. На каких принципах должно основываться дистанционное образование?
5. Назовите мотивы, которые должны обеспечивать эффективность дистанционного обучения.
6. Какой категории граждан необходимо дистанционное обучение?
7. Какова технология организации системы дистанционного обучения?
8. Какова роль педагога в системе дистанционного обучения?
9. Как вы относитесь к мнению, что дистанционное обучение со временем заменит традиционное?
10. Какие средства дистанционного обучения?
Литература
1. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А. А. Андреев.
-М., 2002. -264 с.
2. Попков, В. А. Теория и практика высшего образования / В. А. Попков,
А. В. Коржуев. - М.: МГУ, 2005. - 475 с.
3. Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы / Ю. В. Сорокопуд. —
Ростов н/Д: Феникс, 2011.-541 с.
4. Жук, О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О. Л. Жук. - Минск: РИВШ, 2009. - 363 с.
5. Новиков, А. М. Методология научного исследования / А. М. Новиков,
Д. А. Новиков. - М.: Либроком, 2010. - 280
Практическая работа № 5
Тема: Методика разработки контрольных вопросов для входящего и текущего контроля.
Цель: обобщить знания о контроле знаний, умений, формирование практических умений. Разработки контрольных вопросов для входящего и текущего контроля
План занятия
1. Обсуждение теоретических вопросов.
2. Цель и методы проведения входного контроля.
3.Методы проведения текущего контроля.
4.Классификация вопросов для входящего и текущего контроля.
12 5.Методика разработки контрольных вопросов для входного контроля.
6.Методика разработки контрольных вопросов для текущего контроля.
7.Взаемо обсуждения индивидуальных заданий по разработке контрольных вопросов.
8.Моделювання учебных ситуаций, защита индивидуальных заданий
Содержание отчета
1. Тема, цель.
2. Теоретические сведения.
3. Разработанный дидактический материал к входному и текущего контроля (соответственно индивидуальному заданию).
4. Выводы по работе.
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомьтесь с учебным планом определенной специальности и подсчитайте общее количество экзаменов и зачетов.
Проведите исследование среди студентов старших курсов с целью их отношения к экзаменам и зачетам, определение положительных и отрицательных сторон деятельности преподавателей на экзаменах
2.Раскройте технологию подготовки и проведения экзаменов в высшей школе.
3. В чем суть методики проведения зачетов в высшей школе?
4. Если бы ректором были вы, какой системе анализа и оценки учебной деятельности студентов предпочли бы? Почему?
Контрольные вопросы.
1.Какое место занимает анализ и оценка знаний студентов с точки зрения логики учебного процесса?
2.Назовите и объясните сущность основных функций оценивания учебной действительности.
3.Дайте характеристику основным методам проверки и оценки знаний студентов.
4.Схарактеризуйте основные виды оценивания знаний в высшей школе.
5. В чем суть тестовой проверки и оценки знаний студентов? Выскажите свое отношение к этому методу.
6. Какой смысл вы вкладываете в понятие "модуль", "рейтинг"?
7. Раскройте технологию использования модульно-рейтинговой системы проверки и оценки знаний. Выразите свое отношение к этой системе с точки зрения ее целесообразности и перспективности.
Литература
1. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А. А. Андреев.
-М., 2002. -264 с.
2. Попков, В. А. Теория и практика высшего образования / В. А. Попков,
А. В. Коржуев. - М.: МГУ, 2005. - 475 с.
3. Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы / Ю. В. Сорокопуд. —
Ростов н/Д: Феникс, 2011.-541 с.
4. Жук, О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О. Л. Жук. - Минск: РИВШ, 2009. - 363 с.
13 5. Новиков, А. М. Методология научного исследования / А. М. Новиков,
Д. А. Новиков. - М.: Либроком, 2010. - 280
Практическая работа № 6
Тема: Методика разработки контрольных технических задач для различных типов дидактического контроля.
Цель: обобщить знания об особенностях технологии обучения решению задач, основные принципы; организационные формы и методы его осуществления; научиться разрабатывать задания с применением эвристических методов.
План занятия
1. Обсуждение теоретических вопросов. Классификация технических задач
1.1. По способу выражения условий.
1.2. По целевому назначению.
1.3. По уровню сложности и уровнем активности
1.4. Характеристика различных типов задач
1.5. Разработки комплекта задач по теме.
2. Разработка творческих задач с применением эвристических методов и предварительно разработанных тем.
3. Моделирование учебных ситуаций, защита индивидуальных заданий.
Содержание отчета
1. Тема, цель.
2. Теоретические сведения.
3. Разработанный дидактический материал (согласно индивидуальному заданию). Технология применения задач на уроках.
4. Выводы по работе.
Контрольные вопросы:
1. Методика разработки контрольных технических задач
2. Классификация технических задач
3. Организационные формы и методы контроля.
Литература
1. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А. А. Андреев.
-М., 2002. -264 с.
2. Попков, В. А. Теория и практика высшего образования / В. А. Попков,
А. В. Коржуев. - М.: МГУ, 2005. - 475 с.
3. Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы / Ю. В. Сорокопуд. —
Ростов н/Д: Феникс, 2011.-541 с.
4. Жук, О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О. Л. Жук. - Минск: РИВШ, 2009. - 363 с.
5. Новиков, А. М. Методология научного исследования / А. М. Новиков,
Д. А. Новиков. - М.: Либроком, 2010. - 280
14
Практическая работа № 7
Тема: Методика разработки тестовых заданий
Цель: обобщить знания о контроле знаний, умений, формировании практических умений, разработке контрольных тестовых заданий.
План занятия
1. Обсуждение теоретических вопросов.
2. Цель проведения тестовых заданий.
3. Классификация тестовых заданий, вопросов для контроля.
4. Методы разработки тестовых заданий для контроля.
5.Методика разработки тестовых заданий для входного контроля.
6.Методика разработки тестовых заданий для текущего контроля.
7.Взаимообсуждения индивидуальных заданий по разработке контрольных вопросов. Проектирование системы контроля.
8.Моделирование учебных ситуаций, защита индивидуальных заданий
Содержание отчета
1.Тема, цель.
2.Теоретические сведения.
3.Розроблений дидактический материал к тестовым заданиям
(соответственно индивидуальному заданию). Проектирование системы контроля.
4. Проверить соответствие выбранных способов контроля требованиям.
5.Выводы по работы.
Задания для самостоятельной работы
1.Ознакомьтесь с учебным планом определенной специальности и подсчитайте общее количество экзаменов и зачетов.
2. Проведите исследование среди студентов старших курсов с целью их отношения к тестовым заданиям. Определение положительных и отрицательных сторон деятельности преподавателей на экзаменах.
Контрольные вопросы
1. Раскройте технологию подготовки и проведения тестовых заданий в высшей школе.
2. В чем сущность методики проведения зачетов в высшей школе?
3. Какое место занимает анализ и оценка знаний студентов с точки зрения логики учебного процесса?
4. Назовите и объясните сущность основных функций оценивания учебной деятельности с помощью тестовых заданий.
5. Дайте характеристику основным методам разработки тестовых заданий и оценки знаний студентов.
6. Охарактеризуйте основные виды оценивания знаний в высшей школе.
7. В чем сущность тестовой проверки и оценки знаний студентов по педагогическим дисциплинам? Выразите свое отношение к этому методу.
Литература
1. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А. А. Андреев.
-М., 2002. -264 с.
15 2. Попков, В. А. Теория и практика высшего образования / В. А. Попков,
А. В. Коржуев. - М.: МГУ, 2005. - 475 с.
3. Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы / Ю. В. Сорокопуд. —
Ростов н/Д: Феникс, 2011.-541 с.
4. Жук, О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О. Л. Жук. - Минск: РИВШ, 2009. - 363 с.
5. Новиков, А. М. Методология научного исследования / А. М. Новиков,
Д. А. Новиков. - М.: Либроком, 2010. – 280
Практическая работа №8
Тема: Дидактический проект подготовки бакалавра по профилю «……..» и исследование технологий изучения темы «(по теме магистерской диссертации)».
Цель: сформировать практические умения разработки дидактического проекта по теме магистерской диссертации.
Теоретические сведения
1.Проектирование программы профессиональной подготовки по
специальности.
1.1 Анализ профессиональной деятельности специалиста
Таблица 1.1 - Профессиональное предназначение и условия использования
Вид деятельности
Место использования
специалиста
Вид деятельности – перечисляются все виды действий исполняемых специалистом.
Место использования специалиста – перечисляются возможные места работы специалиста с учетом возможных видов деятельности.
Согласно квалификационной характеристике выделяют функции деятельности специалиста, которые представляют собой абстрактные понятия, которые дают общие представления о характере деятельности специалиста.
Выделяют четыре функции деятельности специалиста:
1.
Подготовительная - подготовка специалиста к деятельности.
2.
Технологическая (производственная) - выполнение основных работ, предусмотренных в квалификационной характеристике.
3.
Контролирующая - текущий контроль в процессе работы.
4.
Организационная - рациональная организация рабочего места, соблюдение техники безопасности.
Вышеперечисленные процедуры деятельности по каждой функции работы называются функциональными единицами деятельности (ФЕД).
Анализируя квалификационную характеристику младшего специалиста "ОИИС" получаем его функциональную структуру деятельности, которая представлена в таблице 1.2.